The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

12-04-61
вернёмся в список?

о полёте Гагарина читай тут:
Доклад Гагарина
Н.Каманин - "Скрытый космос"
Б.Черток - "Ракеты и люди"
Я.Голованов - "Королёв"
В.Песков-"Шаги по росе"
К.Феоктистов - "Траектория жизни"
М.Галлай - "Я думал: это забыто"
А.Иванов (Ивановский) - "Первые ступени"
О.Ивановский - статья
В.Свергун - "Путь к "Востоку"
переговоры Гагарина с Землёй
В. Яздовский
Т.Вулф

Первый пилотируемый полёт в космос.
12.04.1961

Сегодня полёт Гагарина, если не принимать во внимание то, что он был первым, кажется настолько простым, что впору принять его за единицу измерения сложности полёта. 1 виток, 108 минут полёта, 327 км высота ...
Между тем это был даже не очередной шаг человечества в достижении высот и скоростей, а прыжок через несколько этапов. Вот об этом я и хочу сказать в этом кратком рассказе.

Этап 1.

Самым простым способом достичь космоса является подъём вверх на летательном аппарате. В 30-е годы ХХ века проектов достижения больших высот было множество. Воздушные шары и самолёты уже преодолели почти треть пути к космосу. Выше могли летать только ракеты. Однако ракетная техника ещё не вышла из пелёнок и все проекты остались на бумаге.

Впервые возможность послать в космос человека появилась в 1942г - полетела немецкая ракета А-4 ("Фау-2"). У немцев были и скафандры и герметичные кабины, но генералы, конечно, не могли допустить растранжиривания военной техники для бесполезных (с военной точки зрения) полётов в космос.


проект ВР-190

В 1945г уже советские начальники по той же причине игнорировали проект "ВР-190" М.Тихонравова. Он предлагал на трофейных "ФАУ-2" запустить на высоту 200 км двух человек.

И что интересно - этот наипростейший вариант полёта в космос так и не был реализован! Лишь энтузиаст Беннетт обещает взлететь на своей самодельной ракете в 2003г с двумя пассажирами, уже заплатившими за билет. И я, кстати, уверен, что ничего у него не выйдет.

Этап 2.

Следующим этапом должен был бы стать баллистический (суборбитальный) полёт. То есть, полёт по траектории, проходящей через космос, но со скоростью меньше орбитальной. Опять же он был бы возможен уже в 1942г, но ракета А-4 в пилотируемом варианте была бесполезна - взрывчатку некуда было бы поместить. В конце 1944г от предчуствия близкой расплаты генералы Люфтваффе всё же создали отряды пилотов-смертников, но готовились они для полётов на "ФАУ-1". Разрабатывались также проекты пилотируемых ракет А-4B, А-9/А-10 и "антиподного самолёта" Зенгера.

Вот эти машины могли бы отобрать частицу славы у "Востока", уже в конце 1945 г какой-нибудь фашист мог подняться на высоту свыше 100 км, но справедливость воссторжествовала - союзные войска в мае 1945г положили конец "Тысячелетнему Рейху".

Победителям потребовалось 10 лет, чтобы создать ракеты лучше, чем у Германии. Но в пилотах военные уже не нуждались - их вполне заменяла автоматика.

Лишь в конце 50-х начали разрабатываться пилотируемые баллистические ракеты.


проект "Adam"
из журнала "НК"

В феврале 1956г ВВС США начали разрабатывать "проект 7969" - пилотируемую баллистическую ракету. Разработки шли 2 года и способствовали рождению проекта "Меркурий".

Самый известный проект - "Adam" (разрабатывали сухопутные войска США). В нём предлагалось пускать человека на дальность 240км при высоте траектории 240км с помощью РН "Юпитер-С". Родился проект в 1958г, а через несколько месяцев был прикрыт Министерством Обороны.

В СССР сначала собирались также начать с баллистических полётов (читай статью "Путь к "Востоку" ), но ввиду явного отставания американцев решено было перейти сразу к орбитальным полётам, выиграв ещё год.

А вот США не смогли миновать этап баллистических полётов. Дважды в 1961г космонавты США совершали испытательные баллистические полёты. После полёта Гагарина они смотрелись неказисто и получили в американской прессе название "лягушиные прыжки".

Вопрос: мог ли американец выполнить свой "прыжок" раньше Гагарина ? Вполне! В плане работ NASA (в январе 1959г) первый пилотируемый баллистический полёт планировался на январь-август 1960г. Однако ракеты взрывались и в США ничуть не реже, чем на Байконуре или Пенемюнде. Дата первого полёта неуклонно сползала вправо. Первый беспилотный баллистический полёт капсулы "Меркурий" (на ракете "Редстоун") прошёл достаточно успешно 19.12.1960, затем 31.01.1961 в космос полетел шимпанзе Хэм (опередил-таки человека! Хотя на высотных ракетах обезьяны летали в космос ещё в 1959г). 21.02.1961 -новое успешное испытание, теперь уже на штатной РН "Атлас". Горячие головы в NASA (а больше всех первый кандидат на полёт А.Шепард) настаивали на пилотируемом полёте в марте. Фон Браун требовал дополнительных испытаний - в январе были проблемы при старте. NASA решило подстраховаться и на 24.03.1961 назначило внеплановый беспилотный полёт. И к великому разочарованию американцев, Гагарин полетел в космос первым!

А как же СССР? Допустил бы такой оборот? Да ни за что! Насколько советская программа была засекречена, настолько американская открыта. О всех предстоящих запусках пресса сообщала задолго до их реализации. Помимо этого и советская разведка отслеживала все события, опасаясь дезинформации. Однако ещё в декабре 1960г положение было плачевным - погибли оба КК "Восток". И лишь 9.03.1961 полёт прошёл успешно. После этого шансов у США опередить хотя бы в суборбитальном полёте не было - Королёв бы не позволил. Но старт Шепарда был отложен на конец апреля и 25.03.1961 СССР осуществил ещё один успешный испытательный полёт.

Королёв готовил полёт Гагарина тщательно - понимал его значение для истории (да и для себя тоже). В.Мишин (главный заместитель Королёва) говорил, что в случае неудачи с Гагариным убрали бы в тень всю "контору". Не таким уж незаменимым человеком был Сергей Павлович. Конкуренты были сильные - Янгель и Челомей.

Этап 3.

Запуск КК на орбиту без ТДУ. В принципе не такой уж фантастический вариант. Будь в мире поменьше границ, такой полёт вполне мог предварять привычный нам полёт с торможением для схода с орбиты. Ещё в 50-х годах К.Эрике проектировал свои "пилотируемые сателлоиды". Они должны были выводиться на очень низкую орбиту - высотой 115 км без всяких заумных систем для схода с неё. Наоборот, двигатель "сателлоида" работает непрерывно, компенсируя торможение атмосферой (Эрике даже подсчитал - 1кг топлива на 3570 км полёта). При выключении двигателя атмосфера неизбежно принимает путешествинников. Однако тогда ещё не знали про неоднородность плотности атмосферы.

ТДУ, системы ориентации и стабилизации КК в первых полётах были очень капризны. В 1960г 2 из 4-х КК "Восток" погибли именно при сходе с орбиты. Поэтому все КК "Восток" и "Меркурий" рассчитывались с учётом возможного отказа системы схода. Поэтому и высоту орбиты старались сделать поменьше. И надо же такому случиться, что только Гагарин взлетел выше трёхсот километров! РН набрала скорость на 250 м/с (900 км/час !) больше расчётной - отказал преобразователь постоянного тока в переменный, а интегратор скорости сработал с погрешностью. Конечно, с этой орбиты КК сошёл бы всё равно, но спустя месяц (минимум - 15 дней). Воздуха на "Востоке" хватило бы всего на неделю. И в этом случае Гагарин остался бы навечно в памяти человечества, но всё же здорово, что "Восток" сошёл со своей орбиты точно по плану.

А могли ли запустить человека на орбиту без возможности вернуться в нужный момент? Теоретически - да, США - в 1961г, СССР - на год раньше. Практически это было нереально - слишком много недружественных стран было у обеих сверхдержав. Слишком рьяно хранили они свои технические секреты.

И этот этап пришлось пропустить. Полвека прошло после "сателлоидов" Эрике, но без ТДУ на орбиту так никто и не полетел. И не планируется даже.


"Восток" сходит с орбиты
рис. А.Леонова

схема посадки
Этап 4.

Простейший орбитальный полёт. 1 виток по орбите при миниуме маневров, самый простой из возможных вариант посадки. И обязательно остаться живым и здоровым! Вот такой полёт и выполнил Гагарин.

А могли бы американцы сделать такой полёт раньше Гагарина? Нет.

На ракетах "Редстоун", какими выполнялись суборбитальные полёты, нельзя было вывести на орбиту даже микроспутник. В 1960г впервые установили "Меркурий" на его штатную РН "Атлас". Планировался лишь суборбитальный полёт. 29.07.1960 РН взорвалась через минуту после старта. 21.02.1961 - испытание пришлось повторить. Впервые КК "Меркурий" попытались вывести на орбиту лишь 25.04.1961 - через 2 недели после триумфа Гагарина. РН потеряла управление и была подорвана на 43-й секунде полёта. КК был спасён и восстановлен. Он всё же побывал на орбите 13.09.1961. И 29.11.1961 на орбиту запущен шимпанзе Энос. К этому времени русские космонавты доказали, что в космосе можно летать и сутки и NASA отменило 3-й пилотируемый суборбитальный полёт. Дж.Гленн 20.02.1962 первым из американцев вышел на орбиту.

Теперь разберёмся с несколькими особенностями полёта Гагарина.

Если прочитать красочную энциклопедию Гэтленда "Космическая техника" (переведена на русский), то прочтём, что "все пилоты "Востоков" катапультировались, кроме Гагарина... ". Это не ошибка, это результат удачно организованной дезинформации. СССР очень нуждался во всевозможных рекордах. Гагарин мог принести их целую гроздь, но вот незадача - ФАИ регистрировала лишь те рекорды, при которых лётчик приземлился на том же самолёте, на котором взлетел. Решено было скрыть факт катапультирования Гагарина. Напрямую старались не врать, тактично пропуская момент покидания Гагариным СА. Вот пример: книга спортивного комиссара И.Г.Борисенко "На космических стартах и финишах" 1975г . В 1991г он же публиковал статьи о посадке Гагарина уже с добавлением абзаца о катапультировании космонавта.



Космический корабль «Восток».
1 — спускаемый аппарат,
2 — катапультируемое кресло,
3 — баллоны со сжатым воздухом
и кислородом, 4 — тормозной
ракетный двигатель; 5 — третья
ступень ракеты-носителя;
6 — двигатель третьей ступени.

У меня нет желания обвинять во лжи Борисенко (Гагарин врал тоже). Это виновата наша лживая система. Выясним, зачем нужен был такой экзотический способ приземления. Что интересно: создатели катапультируемого кресла приводят совершенно разные причины такого способа посадки (сравни хотя бы "Путь к "Востоку" и мемуары Феоктистова)

Причин 3:
1) при аварии РН космонавта следовало спасать. Для этого его могли катапультировать в любой момент и даже у самой ракеты прятались спасатели.
2) вес СА-2,5т, скорость его снижения могла доходить до 40 км/ч, при таком ударе любой может получить минимум синяки (у Волынова сломались зубы). Системы мягкой посадки ещё не было, так не использовать ли уже готовую катапульту?
3) опасались, что если СА вовремя не покинуть (спасатели опаздают, травма, люк заклинило), то СА, раскалённый при прохождении атмосферы, превратиться в печь, где всё живое и поджарится.

Были, конечно, свои минусы. Гагарин едва не угодил в матушку-Волгу. Причём при спуске надувную лодку он вместе с НАЗом сам отрезал, чтоб не мешалась. Страшно даже фантазировать по этому поводу. (Кстати, я родился и лет 20 жил совсем недалеко оттуда - Волга там очень широкая).

Титов едва не угодил под поезд...

Так вот, месяца через 3 ФАИ собралось утверждать рекорды Гагарина. Наши спортивные комиссары врали тут совсем беззастенчево - в корабле сел Гагарин и всё!

А ведь даже фото не было, где Гагарин возле СА, да и понятно было всем - не сходились концы с концами. Однако понятно было и то, что с мерками авиации к космическим полётам подходить нельзя. Короче, иностранцы сопротивлялись только до обеда, потом рекорды утвердили.

С рекордами Титова тоже проблемы были, но уже прецендент был создан - утвердили и эти.

Так что же это были за рекорды?
За что боролись?

Рекорд длительности полёта - 108 минут.
Из-за этой нервотрёпки с ФАИ мне так и не удалось узнать: чьё это время - Гагарина или корабля? Ясно, что Гагарин приземлился позже, чем СА (минут на 8), причём даже позже графика - он спускался на двух парашютах (запасной открылся совсем некстати). Гагарин приземлился далеко от СА (он говорит о 4-х км, другие пишут-1-2-5 км). В других полётах разница замерялась секундомером и доходила до 10 минут. Здесь же при посадке не было хронометристов и Гагарину было не до того. Так что, думаю, 108 исторических минут - просто расчётное время полёта. Причём именно космонавта.
Рекорд высоты полёта - 327,7 км.

Почему-то эта цифра округлилась до 327 (что математически неверно), но и эта цифра вызывает сомнения. Точность измерения параметров орбиты обычно на первом витке даже не считают - такие возникают неточности. (Левитан на весь мир объявил высоту 302 км). Напомню также, что у нас считают высоту апогея и перигея от поверхности Земли в этой точке, а в США - от поверхности сферы радиусом, как от центра Земли до экватора. Земля не совсем круглая, поэтому у американцев цифры всегда меньше. Рекорд Гагарина они оценили в 315 км.

Этот рекорд уже можно сравнить с авиационными. Прежний был установлен всего за 2 недели до полёта Гагарина. 30.03.1961 Джозеф Уокер поднялся на Х-15 на высоту 51 694 м.
Вес КК - 4 725 км.

Что тут сказать? Авиационный атавизм! Я понимаю, когда "Вояджер" отправился в кругосветный перелёт (1986г), то при взлёте его крылья, наполненные горючим, цеплялись за бетон. Хвала лётчику, сумевшему поднять в небо эту цистерну и затем 9 суток державшему самую экономичную скорость! Но в чём заслуга Гагарина? Создателей ракеты заслуга несомненна, но тогда о них нельзя было и упомянуть - засекречены!

Рекорд скорости ФАИ не зарегистрировала, а между тем это главное в том полёте, что поразило всех. 7 884 м/сек была скорость "Востока"! Прежний рекорд продержался всего месяц - 7.03.1961 Р.Уайт разогнал Х-15 до 1 298м/с (4 674 км/час). Именно в скорости, а не в высоте полёта лежит понятие между авиацией и космонавтикой. Самые шустрые самолёты Х-15 почти достигли высот, где летают спутники, но не достигли и трети скорости 1-го КК.

Дальность полёта Гагарина - 40 868,6 км для лётчиков, кстати, удивительной не являлась. Ещё за 3 года до Гагарина два американца пролетели 240 000 км (с дозаправками, конечно). Правда, в небе они провели 64 дня!

Ещё пара строк.
Часто пишут (даже в энциклопедиях), что космонавт тот, кто совершил хотя бы 1 виток по орбите. Тут Гагарину опять повезло: он совершил 1,01 витка, если считать точнее. А если бы он совершил 0,99 витка? Ведь вначале баллистики указали совсем другой район посадки - чуть ли не в Калмыкии.

Гагарин в полёте ничем не управлял. Ручная система ориентации была, но считалась запасной. Более того! Феоктистов вспоминает, что на "Востоке" её совсем не хотели делать, но пошли навстречу космонавтам, это сделать было несложно. Однако и просто "подопытным кроликом" или пассажиром считать его никак нельзя. Он выполнил всю программу полёта. И всё, что он делал, делалось впервые

Теперь о риске полёта. По разным подсчётам (поверим математикам на слово) вероятность успешного полёта была от 46 до 73%. Опасней, чем сыграть в "русскую рулетку" ! Но из-за засекреченности полёта в книгах постоянно появляются перекосы - то "полёт прошёл безукоризненно", то историческое повторное закрытие люка из-за плохого контакта раздуто до размеров катастрофы. Неприятности всё же были.

Самым опасным было выведение на нерасчётную орбиту. При отказе ТДУ Гагарин бы погиб непременно. При спуске приборный отсек отделился от СА нештатно, но такой вариант был предусмотрен.

Поясню конкретно: Гагарин в своём докладе говорит: "больше прошло времени, но разделения нет... ". Он абсолютно прав. Однако на катастрофу это никак не тянет (что бы там ни писали в сотнях статей). ТДУ не набрала необходимой скорости и приборный отсек не отделился - так было задумано при недоборе скорости. Но ТДУ работала с большим запасом и всё же столкнула КК с орбиты. Когда КК вошёл в атмосферу и нагрелся до 150°, сработала другая система - термодатчики и приборный отсек отделился. Волочился ли он на кабелях и сколько - это уже не столь важно. Можно даже не признавать всё это нештатной ситуацией.

Неясно, что произошло при катапультировании. Почему-то раскрылся запасной парашют... На двух парашютах спускаться не положено (я сам прыгал с парашютом и хорошо помню, каким матом крыл инструктор одного такого "двукрылого"). Однако для первого раза это был ОЧЕНЬ УДАЧНЫЙ ПОЛЁТ.


И ещё хотел бы сообщить личное мнение по вопросу, почему Гагарин был первым. Конечно, всё в нем было со знаком "+" :биография, имя и отчество, национальность, внешность. Хорошо учился, тренировался, участвовал. Здоровье, рост, вес, возраст - оптимальные. И всё это было не главное. Гагарин умел ПРОИЗВОДИТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Пожалуй, лучше всего про это написал Феоктистов. смотри - К.Феоктистов - "Траектория жизни"

Конечно, Гагарин знал, что Феоктистов будет расхваливать "свой" институт и знал, что сам-то он как военный лётчик туда никогда не попадёт. Но спросил Феоктистова - куда идти учиться? И тем запомнился.

Хорошо известен случай, когда Королёв, показывая КК "Восток" космонавтам, спросил: "Хочет кто-нибудь посидеть в корабле?" Гагарин уже был готов к такому случаю: "Разрешите мне?" И уж совсем очаровал Королёва, что без спешки снял перед "посадкой" ботинки.

Якобы был другой случай - Королёв вызывал космонавтов по одному и говорил с ними наедине. Спрашивал: как идут тренировки ? И якобы один Гагарин сказал честно: центрифуга "идёт тяжело - аж глаза на лоб вылезают". Очень правдоподобно - Королёву нужен был именно такой человек, который не будет изображать супермена, а скажет о своих чувствах в космосе правду.

Никогда бы Гагарин не сказал ТАКОЕ врачам или своему начальству!

Каманин же колебался до последнего - некоторые простодушные фразы и нотки недовольства у Гагарина он сразу подмечал и считал это нехорошим признаком. Гагарин и вёл себя с ним совсем иначе. Предельно собран, в меру дисциплинирован, всегда готов. И в отряде он не был заводилой, душой компании, не был самым спортивным, самым эстравагантным, самым начитанным. Просто создавал впечатление, что он лучший. И самое главное, что и тщеславия в нём было точно в меру.

Читаю мемуары современников Гагарина и такое впечатление, что он каждый раз открывался собеседнику именно той стороной своего характера, чтобы запомниться с лучшей стороны, причём получалось у него это совершенно естественно. И шёл он к своему полёту тем же размашистым шагом, как шёл после него по ковровой дорожке к трибуне от самолёта. И злополучный развязавшийся шнурок бился в ногах и не мог сбить его с этого шага, как не могли остановить никакие неудачи, на которых так часто спотыкались его друзья...