The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Ветров 05
вернёмся в библиотеку?



5. Становление

К концу испытаний планера БИЧ-8 выяснилось, что он не пригоден для дальнейшей эксплуатации. Появились в полете колебания, которые Королев отнес за счет плохого технического состояния планера, вызванного неблагоприятными условиями хранения [54 ]. Правда, в предварительном варианте статьи, посвященной испытаниям, подобного заключения нет, и это наводит на мысль о том, что Королев при публикации специально заострил вопрос, чтобы легче было добиться замены ветхого планера БИЧ-8 новым образцом, так как предстояли длительные испытания планера в варианте ракетоплана.

У Королева после встречи с Цандером и переговоров об использовании БИЧ-8 для создания ракетоплана были основания смотреть в будущее с определенной надеждой. Цандер сразу же взялся за разработку реактивного двигателя. Правда, у него не было твердого мнения о принципиальной схеме двигателя. Судя по тому, что он начал работу с изучения материалов о жидком воздухе, можно предположить, что ему хотелось непосредственно воспользоваться опытом работы с установкой ОР-1, в которой, как известно, в качестве окислителя применялся сжатый воздух. Просмотрев еще раз литературу по реактивным двигателям для самолетов, Цандер все-таки решает обратиться к схеме ЖРД с жидким кислородом в качестве окислителя [28]. Разработку этого варианта он начал с изучения особенностей кислорода и конструкции бака для его хранения. Такая последовательность работ позволяет предположить, что применение жидкого кислорода он считал трудной и недостаточно ясной задачей.

Работы над ОР-2 нужно было организационно оформить, и Цандер вел с этой целью необходимую подготовку. 22 октября он встречался с сотрудником Бюро особых конструкций при ЦАГИ Левицким, но, видимо, ничего не добился. 26 октября встречался с Королевым, и после этого в его работе над двигателем ОР-2 намечается определенная последовательность, направленная на выявление практических особенностей двигателя. Сразу же после встречи он делает эскиз общего вида ОР-2, намечает схему расчета, определяет вес отдельных элементов двигателя, обсуждает с Черановским особенности компоновки двигателя на планере.

Такие работы нужно было выполнить в первую очередь, чтобы вести предметный разговор о заключении договора с Осоавиахимом и получении субсидий для разработки двигателя. Договор был заключен 18 ноября 1931 г. Заказчиком выступало Бюро воздушной техники научно-исследовательского сектора Осоавиахима в лице его начальника Афанасьева.

Историки уделяют этому событию серьезное внимание, усматривая в нем переход ГИРДа к этапу практических работ. К сожалению, при этом допускается целый ряд искажений из-за недостаточно полного анализа имеющихся документов.

Прежде всего нужно обратить внимание на то, что договор был заключен с Цандером как инженером ИАМа, ГИРД как организационная единица юридического отношения к договору не имел. В связи с этим напрашивается мысль, что в тот период вся деятельность ГИРДа была сосредоточена на вопросах пропаганды и Цандер к его текущим делам практически отношения не имел. Во всяком случае, в дневнике Цандера до апреля 1932 г., когда началось оформление ГИРДа как производственной единицы Осоавиахима, есть всего одна запись от 9 ноября, когда он встречался с секретарем ГИРДа для переговоров и принятия работ.

Договор по объему предусмотренных работ не мог служить основательной базой для создания двигателя, так как имелась в виду только подготовка чертежей и составление подробного календарного плана работ. Да и выделенная для этих целей сумма (всего 1000 рублей) вряд ли позволяла выйти за эти рамки.

К моменту составления договора еще не было ясности в том, как организовать последующие этапы работ по двигателю ОР-2. В частности, не был определен руководитель работ. В публикациях нередко эту роль приписывают Королеву. Такое мнение ошибочно. В договоре этот вопрос решен, так сказать, в общем виде: «Тов. Цандер обязуется во исполнение работ в обусловленные сроки разработать точную программу работ с указанием календарных сроков работ и представить их на утверждение начальнику работ. Все чертежи и расчеты утверждаются начальником работ за собственной его подписью» (курсив мой. — Г. Б.) [65, 66]. Такая неопределенность с «начальником работ» объясняется тем, что не был решен вопрос об изготовлении двигателя ОР-2. Цандер должен был сам проявить инициативу, и, видимо, начальником работ должен был стать тот, кто взял бы на себя ответственность за изготовление двигателя. С первых же дней после подписания договора Цандер пытался решить этот вопрос: «21 ноября 1931 г. ... переговорил с Оглоблиным и Беляевским насчет изготовления ОР-2» [28]. Понадобилось продолжить этот разговор с участием Королева и Черановского. Какая-то договоренность была достигнута, потому что 5 декабря Цандер отдал на подпись «чертежи корпуса ОР-2 и свечей к нему». Выполняя условия договора, он должен был отдать чертежи «начальнику работ», но из дневника неясно, кому попали на подпись чертежи ОР-2, видимо, кому-то из руководителей ИАМа. Но дальше этого дело не пошло. Судя по тому, как развивались события, вопрос об изготовлении ОР-2 в ИАМе решен не был.

Определенный перелом в работах над ОР-2 наступил 1 февраля 1932 г. Важным документальным свидетельством этого является письмо Королева, написанное на имя М. Н. Тухачевского более года спустя после описываемых событий: «Первый раз доклад о проблеме реактивного двигателя ставился на заседании УВВС РККА 1/II-32г., где председательствовал тов.Наумов, второй раз 3/III-32 г. в Реввоенсовете на заседании под Вашим председательством. В обоих случаях, для того чтобы в дальнейшем поставить разработку реактивной проблемы достаточно широко, было вынесено решение о необходимости создания Реактивного института, а до этого вести и поддерживать работы ГИРДа...» (курсив мой.- Г. В.)21 [66, c.14].

Судя по дневниковой записи Цандера от 1 февраля 1932 г., в этот день с докладом о реактивном двигателе довелось выступать ему: «Звонил по поводу заседания в УВВС. Был у Климова в ИАМ по поводу заседания в УВВС. Подготовился к докладу». Важное решение, принятое на совещании в УВВС, о котором упомянул Королев в письме Тухачевскому, сразу же дало практические результаты: работами Цандера заинтересовались руководители Осоавиахима. 4 февраля Цандер провел 48-й опыт с ОР-1 в присутствии генерального секретаря ЦС Осоавиахима Л. П. Малиновского и начальника сектора Авиапрома ЦС Л. Раскина. Их сопровождал Королев. Создается впечатление, что именно в этот период Королев взял на себя инициативу по организации работ над ракетопланом РП-1, вероятнее всего, с ведома и одобрения руководителей Осоавиахима. В связи с этим обращает на себя внимание достаточно красноречивая запись в дневнике Цандера от 11 февраля: «Переговорил с Королевым: часть деталей будет изготавливаться в ЦАГИ» [28].

21Цитируемое письмо Королева содержало просьбу о помощи ГИРДу, поэтому вопрос о создании Реактивного института изложен конспективно. Подробнее об этом см. ниже.

Перспектива с двигателем ОР-2 становилась все яснее. Были завершены работы над планером БИЧ-11. 22 февраля Королев приступил к испытанию планера. Цепь благоприятных событий не прерывалась. Главным звеном стало представительное заседание, созванное 3 марта 1932 г. начальником вооружений РККА Тухачевским.

С практическими работами по ракетной технике Тухачевский имел возможность близко познакомиться в 1928г.

У него к началу 30-х годов сложилось твердое убеждение в необходимости развития ракетной техники [12].

В заседании, созванном Тухачевским 3 марта 1932 г., принимали участие начальники технических управлений РККА и представители ЦС Осоавиахима, т. е. те руководители, которые должны были определять конкретное содержание работ по ракетной технике. Серьезность постановки вопроса и практическая направленность принятых на заседании решений сразу же проявилась в действиях ЦС Осоавиахима. На заседании президиума ЦС 4 марта 1932г., т. е. на следующий день после заседания у Тухачевского, генеральный секретарь ЦС Л. П. Малиновский рассказал о принятых там решениях: «Вчера было у т. Тухачевского заседание о реактивном двигателе, мы доказали, что в наших условиях работать нельзя, и т. Тухачевский записал: "Считать целесообразным такого рода строительство вести, но силами государства"» [67, с. 70]22, так что в Осоавиахиме с самого начала отдавали себе отчет в трудностях организации работ по ракетной технике, но тем не менее были приняты меры, чтобы начатые работы продолжались [68, с. 45; 69, с. 145].

Деловому подходу ЦС Осоавиахима к реактивным проблемам способствовала проходившая в начале 1932 г. проверка работы Общества специальной комиссией ЦК ВКП(б). Комиссия была создана в конце 1931 г. и закончила свою работу 23 февраля 1932 г. Отметив, что Общество имеет исключительно большое значение, комиссия указала на необходимость дальнейшего развития научно-исследовательских работ. Одним из конкретных шагов во исполнение этих рекомендаций было решение президиума ЦС Осоавиахима от 25 февраля 1932 г. о выделении 13 тыс. рублей на испытание ракетного самолета [69, с. 47-49]23.

22На заседании президиума ЦС 4 марта перед выступлением Малиновского обсуждался вопрос о строительстве на средства Осоавиахима центральной экспериментальной базы для оказания помощи изобретателям. Именно это строительство, на которое по смете на 1932 г. было отпущено всего 350 тыс. рублей, имел в виду Малиновский, когда в своем выступлении говорил о «наших условиях».

23Имелся в виду ракетоплан РП-1. Испытания планера БИЧ-11 как первого этапа работ по ракетоплану начались 22 февраля 1932 г.

Важную инициативу проявила газета «Техника» — орган ВСНХ по научно-технической пропаганде. В номере от 30 марта 1932 г. был опубликован призыв к читателям об участии в создании фонда «Штурм стратосферы» «в целях обеспечения материальной базы для научно-исследовательских работ ГИРДа» [70].

Перед тем как объявить о создании фонда, газета подготовила общественное мнение, опубликовав 12 января статью «От аэроплана к ракетоплану» [71], в которой нашло отражение начатое еще в 1931 г. обсуждение в официальных инстанциях вопроса о создании Реактивного института [72, с. 33]. В упомянутой статье сообщалось о создании при ЦС Осоавиахима группы по изучению реактивного движения (ГИРД) и о том, что эта группа усиленно работает над первым в СССР реактивным самолетом — ракетопланом. Подборку откликов по этому поводу газета опубликовала в одном номере с призывом о создании фонда «Штурм стратосферы». На фоне отликов читателей этот призыв выглядел особенно убедительно как отражение коллективного мнения. Первым, в подборке было письмо К. Э. Циолковского в адрес гирдовцев: «Вы проявили такую деятельность и так настойчивы, что я не считаю себя вправе больше молчать. Удивляюсь и радуюсь вашей энергии. Несомненно, одолению заатмосферного пространства предшествует овладение разреженными слоями атмосферы — стратосферы. Деятельность ваша необычайная и полезная...». Свои впечатления о новом этапе работ по ракетной технике прислал в газету известный немецкий популяризатор Вилли Лей: «Меня очень радует, что в СССР также произошло объединение людей, работающих в области ракетного дела. Желаю ГИРД успешной плодотворной работы».

После опубликования призыва о создании фонда из номера в номер до октября 1932 г. в газете отводилось место для рубрики «Штурм стратосферы», которая служила для освещения различных проблем высотных полетов. В октябре газета объявила ударный месячник «Штурм стратосферы», в котором приняли участие радиовещание, многие центральные и периферийные газеты, организации и предприятия.

Такая целеустремленность в популяризации идеи реактивного летания, без сомнения, объяснялась твердой и конкретной позицией, выработанной 3 марта 1932 г. на заседании у Тухачевского. Постановка вопроса о создании Реактивного института опиралась на идею объединения имеющихся научных сил и производственных возможностей — Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРДа.

Тухачевский был знаком с работами ГДЛ, которая находилась в его подчинении, имела определенную тематику, специализацию подразделений и материальную базу. В ГИРДе к моменту принятия принципиального решения о создании Реактивного института, т. е. к марту 1932 г., был только проект реактивного двигателя ОР-2 и опытная установка ОР-1. Был еще планер БИЧ-11, который предназначался для экспериментальных работ по созданию ракетоплана. Ни материальной базы, ни служебного помещения, ни сформировавшегося коллектива к этому времени ГИРД не имел. В публикации коренных гирдовцев — Н. И. Ефремова и Е. К. Мошкина дан полный состав коллектива ГИРДа24 и указаны даты поступления сотрудников в ГИРД [73]. Согласно этим данным до марта 1932 г. в составе ГИРДа были: А. И. Астахов (токарь), А. В. Зуйков (токарь) Е. М. Матысик (механик), Ф. А. Цандер (инженер)25.

Чтобы получить конкретное представление о работах ГИРДа, на заседание у Тухачевского пригласили Цандера. В его дневнике есть такая запись: «3 марта 1932 г. Подготовка к заседанию у т. Тухачевского... Поездка на заседание у т. Тухачевского». Решение объединить силы ГДЛ и ГИРДа подтверждает и такой факт: сразу же после заседания у Тухачевского, 4 марта 1932 г., ведущий специалист ГДЛ по ЖРД инженер В. П. Глушко знакомился с состоянием работ ГИРДа, о чем есть такая запись в дневнике Цандера: «Ознакомление тов. Глушко с газодинамической лабораторией в Ленинграде (и) с нашими работами». Примерно через месяц Цандер собирался в Ленинград для знакомства с работами ГДЛ и составил для этой цели подробный вопросник [74].

24 Авторы публикации отмечают, что этот список подтвержден Л.С.Душкиным, М.К.Тихонравовым и Е.С.Щетинковым.

25 Авторы публикации называют дату поступления С.П.Королева в ГИРД — апрель 1932 г. В ходе дальнейшего изложения будет показано, что эти сведения являются ошибочными. Ограниченность количественного состава ГИРДа подтверждается письмом Р.П.Эйдемана в адрес К.Е.Ворошилова [67, с.12 ].

Учитывая ограниченные возможности ГИРДа, трудно было говорить о нем на заседании у Тухачевского как о полноценной составной части будущего Реактивного института. Однако даже то, что было сделано в ГИРДе к этому времени, и перспектива развития намеченных работ позволили поверить в будущее этой инициативной организации Осоавиахима. Решено было использовать время, необходимое для постановки в официальных инстанциях вопроса о создании Реактивного института, для укрепления ГИРДа. ЦС Осоавиахима должен был выделить дополнительные средства и решить вопрос о временном размещении ГИРДа и создании производственной базы. Важную роль в укреплении ГИРДа должны были сыграть заказы заинтересованных организаций.

Поручать Цандеру как начальнику ГИРДа всю организационную работу, вытекающую из решений, принятых 3 марта на заседании у Тухачевского, было нецелесообразно. Кроме него, никто не мог руководить разработкой ОР-2, что, помимо чисто конструкторских задач, было связано с проведением теоретических исследований и трудоемких расчетов, доступных только ему. Этой теме придавали особое значение в связи с формированием новой научно-исследовательской и конструкторской организации, какой ГИРДу еще предстояло стать. Соответствующие полномочия для этой цели ЦС Осоавиахима решил предоставить С. П. Королеву. К этому времени он уже зарекомендовал себя как энергичный и результативный конструктор. На его счету были неординарные разработки — планеры «Коктебель», «Красная звезда», электронный планер СК-6, легкий самолет дальнего действия СК-4.

Полномочия Королева были оформлены довольно оригинально. Его решили назначить председателем технического совета ГИРДа, хотя такие обязанности являлись в значительной мере условными: технического совета еще не существовало из-за отсутствия необходимого состава сотрудников ГИРДа. Тем не менее внешние организации, которым предстояло сотрудничать с ГИРДом, были поставлены в известность о полномочиях Королева. 20 марта 1932 г. генеральный секретарь ЦС Осоавиахима Л. П. Малиновский направил по этому поводу письмо в адрес Технического штаба РККА, ВВС РККА, Глававиапрома и др.: «Работы группы по изучению реактивного двигателя и ракетного метода летания ГИРД, входящей в состав отдела содействия авиапромышленности ЦС Союза Осоавиахима СССР, в настоящее время осуществляются деловыми взаимоотношениями секретного характера с рядом организаций (Технический штаб, ВВС, ВВА и т. д.).

В целях координирования работ и в связи с тем, что имеются случаи несогласованных с руководством отдела содействия авиапромышленности отдельных выступлений членов ГИРДа, ЦС Союза Осоавиахима СССР просит иметь в виду, что все переговоры и деловые взаимоотношения по вопросам деятельности ГИРДа осуществляются ныне начальником отдела содействия авиапромышленности т. Раскиным, председателем Бюро воздушной техники тов. Афанасьевым и председателем технического совета ГИРДа инженером Королевым С. П. или за их подписями» [75, с. 3, 4].

Благодаря решениям, принятым 3 марта у Тухачевского, и рекомендациям пленума ЦС Осоавиахима о содействии в выполнении этих решений, возможности ГИРДа заметно выросли. В апреле 1932 г. Осоавиахим выделил средства для формирования штата ГИРДа. Одним из первых воспользовался этой возможностью Ф. А. Цандер. Королев продолжал работать в ЦАГИ и осуществлял свои обязанности председателя техсовета на общественных началах. В апреле 1932 г. также было выделено для ГИРДа подвальное помещение в доме на Садовой-Спасской улице, который стал сейчас исторической достопримечательностью Москвы: на нем установлена мемориальная доска, удостоверяющая факт пребывания в этом доме ГИРДа с 1932 по 1933 г.

Важное значение для организации работ по ракетной технике имел приказ ЦС Осоавиахима от 14 июля 1932 г., который определял особые полномочия ГИРДа в этой области: «Придавая большое значение в деле развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности СССР, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам по изучению и применению реактивных двигателей, в системе Осоавиахима сконцентрировать всю деятельность в данной области в Группе изучения реактивного движения (ГИРД) при Отделе воздушного флота» [76, с.5]. Этим же приказом Королев был назначен начальником ГИРДа на общественных началах, причем подтверждались его полномочия за время с мая 1932 г. Появление этого приказа не означало пересмотра решения о создании Реактивного института. Тухачевский принимал энергичные меры для решения этого вопроса и направил 6 мая 1932 г. подробный доклад в правительство с перечнем вопросов, которым должен был заниматься институт [77, с.33].

К чести коллектива ГИРДа, он сумел оправдать надежды, возлагаемые на него, и весьма эффективно использовал полномочия, предоставленные приказом от 14 июля 1932 г. В своем письме на имя наркомвоенмора К. Е. Ворошилова от 17 апреля 1933 г. председатель ЦС Осоавиахима Р. П. Эйдеман писал: «В июне 1932 г. президиум ЦС принял решение об организации экспериментальной научно-производственной базы ... Для работ этой базы был найден сырой подвал без дневного света, ничем не оборудованный, и лишь благодаря энтузиазму и настойчивости работников ГИРДа, и к тому же работавших в то время лишь по совместительству, в короткий срок этот подвал был освоен, оборудован необходимым инвентарем, и недавней Комиссией РВС26(Вартанян) был дан положительный отзыв и было отмечено, что ГИРД является законченной научно-исследовательской единицей, располагающей налаженным производством, достаточным для выполнения своего плана» [67, с.12].

Становление ГИРДа не было самоцелью. Перед его коллективом стояла иная задача — создать задел работ и добиться результатов, которые могли служить базой для будущего Реактивного института. В упомянутом письме Ворошилову от 17 апреля 1933 г. Эйдеман отмечал: «На основе проделанной работы ГИРД создал кадры работников, освоивших в основном техническую сторону проблемы, и создал опыт для более правильной и смелой постановки этой новой в технике проблемы. В настоящее время работы по изучению проблемы р. д. (реактивного двигателя) получили такое развитие, которое не может быть надлежащим образом обеспечено в системе ОХА27 и требует более глубокого и широкого изучения».

Процесс становления ГИРДа был весьма динамичным и сопровождался такими существенными переменами, что каждую из них можно было принять за рождение совершенно новой организации. Между тем, очередное изменение планов ГИРДа и их материального обеспечения было мотивировано и подготовлено предыдущим этапом развития.

26Реввоенсовета.

27 Так иногда в переписке называли Осоавиахим.

Созданный в сентябре 1931 г. ГИРД, хотя в исходных позициях и мало отличался от других кружков и групп по изучению межпланетных путешествий, имел одну существенную особенность: во главе его стоял одержимый идеей ракетного летания крупный ученый Ф. А. Цандер, который в своих исследованиях приблизился к практическому осуществлению реактивного двигателя. Поэтому, когда Королев предложил создать на базе планера БИЧ-8 ракетоплан, почва для этого была подготовлена. Так наступил второй этап в развитии ГИРДа. И хотя из прежнего состава ГИРДа остался один Цандер, новый этап был очередным звеном в цепи исторических событий, связанных с развитием ракетной техники в нашей стране, которые получили название гирдовского движения.

Даже эти небольшие ростки нового были замечены и поддержаны, когда 3 марта 1932 г. решался вопрос о создании Реактивного института. Так начался третий этап развития ГИРДа, который совпал с периодом развития ракетной техники в нашей стране. Следствием принятых 3 марта решений стало назначение Королева председателем техсовета ГИРДа. Именно об этом этапе его работы в ГИРДе писал Эйдеман в письме Ворошилову 14 июля 1933 г., подчеркнув энтузиазм и самоотверженность людей, работавших на общественных началах и заложивших основы экспериментальной базы ГИРДа.

Приказ по Осоавиахиму от 14 июля 1932 г., которым устанавливалась организационная структура ГИРДа, стал началом четвертого этапа его развития. Умелые и энергичные действия по реализации этого приказа дали основание Управлению военных изобретений (УВИ) заключить в августе 1932 г. с ГИРДом ряд договоров. Этот последний этап развития ГИРДа настолько отличался от предыдущих и по объему работ, и по материальному обеспечению28, что в некоторых официальных документах фактической датой организации ГИРДа называют август 1932 г. [77, с. 7]. Но это был лишь очередной, заранее предусмотренный этап развития ГИРДа как еще один этап создания Реактивного института.

28 УВИ выделяло ГИРДу на 1933 г. 500 тыс. рублей в дополнение к 80 тыс., выделяемым Осоавиахимом.

вперёд
в начало
назад