The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

04 Касьян
вернёмся в начало?

Полеты на кораблях-спутниках

Второй искусственный спутник Земли просуществовал на орбите 162 сут. В этом эксперименте возвращение спутника с собакой Лайкой на Землю не предусматривалось. Это обстоятельство нас сильно удручало. Вот что рассказывал* о своем состоянии О.Г.Газенко через некоторое время после запуска спутника: «Сам по себе запуск и получение… информации — все очень здорово. Но когда ты понимаешь, что нельзя вернуть эту Лайку, что она там погибает, и что ты ничего не можешь сделать, и что никто, не только я, никто не может ее вернуть, потому что нет системы для возвращения, это какое-то очень тяжелое ощущение. Знаете? Когда я с космодрома вернулся в Москву, и какое-то время еще ликование было: выступления по радио, в газетах, я уехал за город. Понимаете? Хотелось какого-то уединения».

См.: Машкевич Т. В. Испытано на себе. М., Машиностроение, 1978, с. 36

И надо понять наши чувства, когда через некоторое время после полета Лайки С.П.Королев приехал в нашу лабораторию и поставил новую задачу: подготовить животных для суточного полета, но уже с возвращением на Землю. Основными целями запусков космических кораблей-спутников были дальнейшее исследование влияния факторов космического полета на организм животных и других биологических объектов, отработка систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, безопасность полета и благополучное возвращение его на Землю.

Были отобраны 12 собак, которых в течение ряда месяцев приучали к длительному нахождению в герметических кабинах (в условиях изоляции и шума), приему пищи из автоматов кормления, ношению датчиков, одежды и ассенизационного устройства. Самым сложным оказалось приучить животных к длительному пребыванию в кабине малого объема. Сначала их помещали в металлический ящик, который по размерам точно соответствовал контейнеру спутника, а затем уже на длительное время размещали в макете космического корабля-спутника.

На заключительном этапе тренировок животные с датчиками, в «космической» одежде и ассенизационным, устройством находились в герметической кабине, где создавались такие условия жизнеобеспечения, как и в реальных полетах. Врачи и лаборанты несли круглосуточное дежурство и в специальном журнале отмечали те изменения, которые возникали в течение суток. На этом этапе все сотрудники лаборатории работали с большим вдохновением, с огромной нагрузкой и с полной отдачей сил, поскольку заканчивались тренировки и уже приближался запуск животных и других биологических объектов на космических кораблях-спутниках.

Так, собаки Белка и Стрелка прошли предварительные отборочные испытания и тренировки и затем были поставлены в условия предполетного режима. После заключительных тренировок в герметической кабине, а также на вибростенде и центрифуге оказалось, что Белка и Стрелка наиболее устойчивы к факторам космического полета. Именно их и отобрали для полета на борту второго космического корабля-спутника, запуск которого состоялся 19 августа 1960 г. В ходе полета этого корабля-спутника предусматривалось проведение ряда медико-биологических экспериментов и осуществление программы научных исследований космического пространства.

Собаки Белка и Стрелка располагались в катапультируемом контейнере, являвшемся одним из вариантов тех, которые предназначались для отработки системы возвращения космонавта на Землю с помощью парашюта. В контейнере также находились мыши, насекомые, растения, семена и другие биологические объекты. Для измерения ионизирующей радиации в герметической кабине, а также на одежде собак были установлены специальные дозиметры. Газовый состав, влажность и температура воздуха в кабине корабля обеспечивались системой регенерации и системой терморегулирования.

Давление, температура и влажность воздуха в кабине сохранялись в пределах установленной нормы. Периодически проводилась очистка воздуха кабины. Система жизнеобеспечения, установленная в кабине корабля-спутника, полностью обеспечивала нормальную жизнедеятельность животных и поддерживала нормальный микроклимат в объекте. Пищу животные получали два раза в сутки при помощи автоматов кормления. Для контроля за состоянием животных в полете объединением «Биофизприбор» был разработан специальный комплект медицинской исследовательской аппаратуры, обеспечивающей регистрацию физиологических функций подопытных животных в течение всего полета.

С помощью телевизионной системы впервые велось систематическое наблюдение за состоянием и поведением животных. Изображения, передававшиеся с борта в то время, когда корабль-спутник находился в зоне действия наземных приемных пунктов, регистрировались на кинопленку. Путем просмотра пленок можно было определить, как вело себя животное в данный момент, и какие физиологические изменения наблюдались в этот период.

В полете регистрировались частота пульса, дыхания, артериальное давление (в сонных артериях), электрокардиограммы, фонокардиограммы (тоны сердца), двигательная активность животных и температура тела. Координация движения животных изучалась с помощью телевидения и контактно-реостатных датчиков, воспринимавших движения животных и передававших о них по телеметрии.

После выхода корабля-спутника на орбиту Белка и Стрелка сначала «повисли» в кабине, лапы и головы их были опущены. Постепенно они стали поднимать головы, двигать лапами и привыкать к невесомости. Обе собаки вели себя спокойно, но были периоды, когда их двигательная активность заметно возрастала. В дальнейшем через разные временные интервалы (5 — 7,5 ч) поведение животных было спокойным, движения становились более плавными и координированными. Животные без особых затруднений перемещались взад и вперед к автомату кормления. В течение всего полета не было обнаружено каких-либо существенных нарушений в координации их движений.

По мере поступления медицинской информации с борта корабля-спутника на наземные радиотелеметрические системы врачи-физиологи тут же их обрабатывали, анализировали и кодом передавали данные в Центр управления полетом. Проводилась и обработка данных с помощью ЭВМ. Анализ медицинской информации свидетельствовал, что показатели сердечно-сосудистой системы изменялись в пределах обычных физиологических колебаний. Состояние невесомости продолжительностью до 24 ч не оказывало существенного влияния на систему кровообращения.

У животных отмечалось постепенное урежение частоты пульса. У Белки и Стрелки на 3 — 5-м витке полета частота пульса была 60 — 70 ударов в минуту. Артериальное давление в условиях невесомости снижалось, но были периоды, когда оно несколько увеличивалось. Максимальное артериальное давление на 2 — 5-м витке у Стрелки колебалось в пределах 92 — 100 мм рт.ст., минимальное равнялось 34 мм рт.ст. Дыхание незакономерно изменялось, особенно во время повышения двигательной активности собак. К концу воздействия невесомости частота дыхания была ниже необходимого уровня, зарегистрированного на Земле. Температура тела практически не изменялась на протяжении всего полета. Когда открылась кормушка автомата кормления, собаки с аппетитом съели космический завтрак.

В течение суток программа была выполнена полностью. При спуске корабля-спутника с него катапультировали контейнер с Белкой и Стрелкой и другими биологическими объектами, который приземлился в заданном районе в 10 км от расчетной точки.

Надо сказать, что как только технически был решен вопрос о возможности спуска с орбиты собак и других биологических объектов, одновременно была создана специальная поисково-спасательная служба, состоявшая из нескольких отрядов. В них были и научные сотрудники, готовившие к полету животных и хорошо знавшие индивидуальные особенности поведения собак, чтобы на месте приземления оперативно и точно определить состояние Белки и Стрелки. В такой поисково-спасательный отряд входил и В.С.Георгиевский. Он вспоминает:

«О том, что спускаемый аппарат находится в заданном районе, мы получили сообщение от парашютистов, находясь на борту вертолета. Прибыв к месту приземления, я выбежал из вертолета и кинулся к спускаемому аппарату. Увидев картину, привычную по неоднократным наблюдениям на заключительной стадии тренировок собак, проводившуюся в макетном объекте спускаемого аппарата, сразу же успокоился. Знаменитые теперь уже собаки Белка и Стрелка, увидев и узнав меня, сразу позволили мне сделать заключение о хорошем их состоянии. Они узнали знакомого экспериментатора, ласкались, проявляли радость и ожидание, что их освободят от датчиков, фиксирующей одежды и дадут возможность побегать по земле…

Проведенные первые медицинские обследования показали, что носовые зеркальца у Белки и Стрелки были влажные, холодные, языки, которыми они старательно облизывали мне руки, были розовые. Они ласкались, тихо лаяли и повизгивали; следовательно, с голосовыми связками было все в порядке. Одежда также была в хорошем состоянии. Часто после лабораторных экспериментов мы находили их в более плачевном состоянии. Потертостей и раздражений на теле тоже не удалось обнаружить, насколько можно было определить при свете фар вертолета и карманных фонариков. Сердце и легкие были в порядке, живот мягкий и безболезненный. Хотя действие происходило ночью в степи, а не в лаборатории, состояние собак было оценено даже лучше, чем мы ожидали.

Пока я извлекал крыс и другие биологические объекты, собаки немного погуляли в степи. Трудно было отдать себе отчет в том, что присутствуешь на заключительном этапе одного из важнейших эпохальных событий покорения космоса.

Но нас все уже ждали. Ждали с большим нетерпением, и пришлось вскоре звать собак в вертолет. Они охотно прибежали. По прибытии на аэродром я увидел радостную возбужденную толпу, устремившуюся к вертолету. В темноте трудно было разобрать лица. Возглас механика: «Они опрокинут вертолет» заставил меня на всякий случай посадить собак в специально приготовленную клетку.

Толпа кино— и фоторепортеров, корреспондентов приблизилась к вертолету. Все кричали: «Где собаки? Давай скорее собак!» Каждому непременно хотелось своими глазами увидеть собак, убедиться лично, что они живы и здоровы. Я понимал, что незнакомые лица — это люди, занимающие важные посты, имеющие отношение к данной работе, но они не медики. И все тянут руки и требуют показать летавших собак. Я был в большом затруднении. Наконец, мелькнуло хорошо знакомое лицо Олега Георгиевича Газенко. Я с облегчением передал ему в руки клетку с собаками, затем, увидев Армена Арамовича Гюрджиана, отдал ему клетку с крысами. Толпа отхлынула. Большинство сели в самолет Ил-14, который быстро взлетел.

Вот тут только я сообразил и осознал всю важность этого момента».

ТАСС сообщало: «…Запуск и возвращение на Землю космического корабля-спутника, созданного гением советских ученых, инженеров, техников и рабочих, является предвестником полета человека в межпланетное пространство». Действительно, были полностью отработаны все необходимые условия для безопасного полета человека в космическое пространство. Впервые в истории млекопитающие, совершившие односуточный полет на космическом корабле вокруг Земли, благополучно возвратились на Землю в полной целости и сохранности. Проведенные исследования позволили выдать исходные научные данные для разработки систем жизнеобеспечения и медицинского контроля за состоянием космонавтов в полете и систем, обеспечивающих безопасность полета человека в космос.

С 15 марта 1960 г. по 25 марта 1961 г. было запущено 5 кораблей-спутников, из них на 4 последних были животные на борту. Основной задачей этих полетов были отработка различных систем корабля, в том числе системы жизнеобеспечения, и проведение медико-биологических экспериментов в целях подготовки и обеспечения полета человека на корабле «Восток». В этих запусках предусматривалось уже возвращение животных на Землю, чтобы выяснить, как ведет себя организм на разных участках космического полета.

1 декабря 1960 г. полетел третий, космический корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой. Однако корабль во время спуска изменил траекторию полета, вошел в плотные слои атмосферы и прекратил свое существование. 9 и 21 марта были запущены четвертый и пятый корабли-спутники соответственно с собаками Чернушкой и Звездочкой. Во время полета Звездочки в кресле космонавта находился манекен с датчиками для определения перегрузок на активном участке полета, в момент катапультирования тележек и в ходе приземления. Животные вели себя спокойно, частота пульса у обеих собак была в пределах 100 — 102 удара в минуту. Оба корабля с животными благополучно завершили полет.

Ученые-медики во главе с В.И.Яздовским и О.Г.Газенко получили очень важные сведения об изменениях физиологических функций и поведения животных во время орбитальных полетов. Полученные записи были тщательным образом проанализированы и учтены при подготовке космонавтов. Полеты четвертого и пятого кораблей-спутников, по существу, стали последними контрольными испытаниями перед полетом человека в космос. В этих контрольных запусках проводилась окончательная отработка системы жизнеобеспечения, испытание безмасочного скафандра, предназначенного для обеспечения безопасности человека в полете и благополучного спуска на Землю. Отработаны конструкции, накоплен опыт управления кораблем и контроль за его полетом с Земли и измерения параметров его движения.

Полеты животных на четвертом и пятом кораблях-спутниках увенчались успехом. Послеполетное клиническое обследование собак, совершавших полеты на космических кораблях-спутниках, не обнаружило никаких особенностей в их общем состоянии и поведении. Справились с невесомостью и чувствовали себя нормально после полета Белка, Стрелка, Чернушка и Звездочка. Биохимическое обследование крови и мочи после космических полетов не обнаружило у животных нарушений обмена веществ и патологических изменений. Не было выявлено существенных изменений в картине крови, за исключением умеренного лейкоцитоза. Кратковременные полеты кораблей по орбитам, расположенным ниже радиационных поясов Земли, не представили для животных какой-либо радиационной опасности. Превосходное выполнение программ полета четвертого и пятого кораблей-спутников позволило окончательно убедиться в надежности космического корабля. В своей книге «Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР» академик В.П.Глушко* так охарактеризовал этот этап: «…Была создана конструкция летательного аппарата для полета человека в космос и отработаны все необходимые многочисленные системы, например, обеспечение жизнедеятельности и безопасности космонавта в кабине, многоканальной радиосвязи, траекторных измерений, телевизионной и телеметрической информации, систем стабилизации и ориентации кабины космонавта, тормозной двигательной установки, мягкого приземления».

*Глушко В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., Машиностроение, 1981, с. 63

далее
к началу
назад