The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

СТАРТ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ
вернёмся в начало?

СТАРТ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Бытует мнение, что космонавт большую часть своей жизни проводит в ожидании. Он ждет, когда придет его черед облачаться в космические дoспexи и отправляться в полет. В этом есть лишь часть правды - действительно, что бы провести одну неделю на орбите, приходится иногда готовиться целые годы Но и на Земле наша профессия требует от человека выносливости, выдержки большой отдачи. Так что космонавты не «прозябают» от одного космического по лета до другого. Поэтому в своих записках я хотел рассказать не только об испытаниях, которые выпали на мою долю в космосе, но и о своих земных дорогах и встречах.

МГНОВЕНИЯ СУДЬБЫ

Мне довелось начинать свою биографию в конструкторском бюро которое возглавлял Сергей Павлович Королев. Конечно, далеко не каждый день приходилось видеться с Главным конструктором. Но каждая встреча, беседа с Сергеем Павловичем не проходили бесследно - таковы были притяжение его личности, сила его мысли. Сейчас, по прошествии многих лет, мы, «королевцы», всегда повторяем, что многим, очень многим и в своей судьбе, и в жизни обязаны своему учителю. Заметки, которые я предлагаю, - это сохранившиеся в памяти эпизоды о тех встречах, которые, как мне кажется, раскрывают человеческую сущность Главного конструктора.

* * *

Хорошо запомнилась первая встреча с Сергеем Павловичем. Произошла она сразу, как только я, выпускник Ленинградского механического института, пришел в конструкторское бюро.

- Вас приглашает на беседу Главный, - сказали мне. Признаюсь, вначале даже не поверил, - настолько это было неожиданно - руководитель крупнейшей организации хочет побеседовать со вчерашним студентом. О чем?

Помню - я засек время, - мы проговорили почти час. Об учебе в институте, о жизни, о книгах, о театре... Сергей Павлович оказался очень внимательным, доброжелательным собеседником, чувствовалось, что для него это не разговор ради формы, за ним ощущался интерес к новому инженеру его КБ.

Позже я узнал, что Королев, несмотря на свою непостижимую занятость, беседовал практически с каждым новичком. При этом уже при первой встрече он убеждал: если у тебя есть идея, не молчи. Высказывайся, доказывай. Ненавязчиво подводил к убеждению, что из споров может прорасти рациональное зерно, из равнодушия же не родится ничего.

Наверное, поэтому его коллектив всегда был коллективом единомышленников.

* * *

Королев не был мягким человеком. У него был крутой, жесткий, вспыльчивый характер. Все мы, сотрудники КБ, знали: за небрежность, невнимательность спуска не будет никому.

Помню, как-то я шел с приятелем, и ему сказали, что его зовет Королев. На моих глазах мой спутник стал белее бумаги. «Что сейчас будет, что сейчас будет», - повторял он.

Но знали мы и другое: Главный отходчив. Однажды, во время разговора со своим ближайшим помощником, который, как оказалось, не выполнил свою работу в срок, Королев взорвался:

- Идите сдайте пропуск. Вы уволены...

Но через два часа раздался звонок от Королева.

- Как идет работа? - спросил Главный.

- Никак. Вы же меня уволили.

- Не говорите ерунды. Не теряйте времени, у вас его и так мало. И дальше Сергей Павлович стал увлеченно говорить о новой задаче Больше всех от Королева попадало тем, кого он любил.

* * *

Одна из моих первых поездок на полигон началась с ЧП. Я обнаружил ошибку в расчетах. Решение требовалось принять немедленно - через день предстоял старт...

Решился пойти к Главному.

Он спокойно выслушал и поручил мне связаться с Москвой, сообщить о своих сомнениях.

Начальник отдела устроил мне разнос. Смысл высказанного заключался в заявлении, что, дескать, никакой ошибки быть не может, что я молодой специалист и мне в серьезные дела лезть не следует и т.д. и т. п. Как потом мне стало известно, примерно в этом же духе он дал объяснение и Королеву. Но Главный лишь попросил проверить расчеты.

Я передал данные и в ответ услышал: «Ждите, через час позвоним».

Прошел час, полтора... два часа...

Наконец звонок.

- Действительно, вкралась неточность...

Чтобы не срывать старт, я решил сделать новые расчеты вручную.

Ночью меня разыскал Сергей Павлович:

- Почему не спишь?

- Иначе не успею до утра закончить работу.

- Ну, хорошо, - сказал Сергей Павлович, - работай...

Это был для меня еще один урок - урок доверия.

* * *

Даже те, кто хорошо знал Королева, удивлялись, какие дерзкие, непосильные порой задачи (иначе их просто не назовешь) брался он решать. Буквально на следующий день после триумфа - запуска первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года) узнаем: к 7 ноября требуется осуществить новый старт, и какой! Запустить в космос спутник с собакой на борту. Для этого нужна герметическая кабина, сложная система жизнеобеспечения животного и многое-многое другое. Только на разработку проекта уйдет не один месяц. А тут отводится на все про все тридцать дней.

Королев прошел в цехи к рабочим. Его речь была короткой:

- У нас важное правительственное задание. И мы не сможем работать, как обычно: сначала проект, потом конструкция, ОТК, испытания... Вам придется работать по эскизам без чертежей, а ОТК будет ваша рабочая совесть.

Рабочий класс не подвел.

Через месяц в космосе была Лайка.

* * *

Однажды Королев собрал нас в кабинете. Мы приготовились к «мозговой атаке» на очередную задачу, однако повод к встрече оказался иным. Главный устроил конкурс на лучшее название конструкции, в которой первому космонавту предстояло облететь Землю. Посыпались предложения:

- Звездолет...

- Ракетолет...

- Космолет...

Все не то.

- Значит, так, - воспользовался Королев своим правом старшего. - Назовем кабину «космический корабль».

Так и вошло во все языки мира очень яркое и точное определение нового вида транспорта - космический корабль.

* * *

В обязанности ночного дежурного входило сидеть в ночное время в кабинете Главного конструктора и отвечать на телефонные звонки, в случае какого-либо значительного ЧП звонить Королеву даже домой.

Главный разрешал ночному дежурному сидеть не в большом кабинете, где обычно он проводил заседания, а в его личном, маленьком. Часто после одиннадцати вечера я занимал место за письменным столом Сергея Павловича. Передо мной лежали его книги, присланные ему статьи, отчеты, рукописи. Они касались самых разных областей науки, техники и даже искусства. В этой маленькой комнате я впервые понял, что Главный, обладавший необычайной эрудицией и широтой взглядов, постоянно много читал, занимался. В этой комнате рождались многие проекты, некоторые из которых были уже осуществлены после его смерти.

* * *

Когда в КБ был создан многоместный корабль, инженеры и конструкторы нашего бюро стали подавать заявления на имя Сергея Павловича с просьбой зачислить в отряд космонавтов. Желающих, понятно, было хоть отбавляй. После медкомиссии осталось всего тринадцать человек. Нас пригласил на беседу Сергей Павлович. Коротко рассказал о будущих полетах и вдруг спросил:

- Зачем вы хотите лететь в космос?

Мы отвечали очень похоже и, казалось, удачно:

- Хотим приложить свои знания не только для создания корабля, на Земле, но и для выполнения на нем программы полета.

Королев слушал нас и хмурился. Наконец не выдержал и «разбушевался», пообещав вообще разогнать нашу команду. Мы были в недоумении.

Сейчас, много лет спустя, мне понятно, почему его не устроили наши общие ответы. Сергей Павлович по-мальчишески верил, что наступит то время, когда медицинские требования не будут такими жесткими и он сможет сам полететь в космос. Поэтому, собрав претендентов в кабинете и немножко ревнуя к той участи, что выпала нам, он хотел услышать какие-то более теплые и человечные слова, созвучные его мыслям. Когда же мы в своих рассуждениях не поднялись выше стереотипов, он рассердился.

* * *

Был такой период в жизни нашего КБ, когда споры и страсти вокруг Тунгусского метеорита так накалились, что мы, молодые инженеры, пошли к Королеву. Рассказали, что совместно с энтузиастами из Киева и Томска хотим во время отпуска отправиться добыть подтверждения гипотезы, что это был космический корабль инопланетян.

Королев не только поддержал нас, но и предложил использовать для поисков вертолет КБ, который как раз был недалеко от тех мест. Дал распоряжение, чтобы нас обеспечили поисковыми рациями. В заключение добавил:

- Но вот деньгами помочь не могу...

- Ничего, мы на отпускные...

- На них далеко не улетишь... - Главный задумался: - Вот что, пишите заявления на материальную помощь.

Через несколько недель я докладывал Королеву по телефону о нашей работе в тайге и на болотах.

- А хоть какие-то обломки корабля нашли?

- Нет. Ищем. Правда, уже отпуск кончается!

Сергей Павлович решил с ходу:

- Я его продляю.

Пришлось признаться, что мы дали слово своим начальникам отделов вернуться вовремя.

Королев согласился. Дело есть дело. А потом добавил:

- А все-таки жаль, что вы ничего не нашли... Ищите.

* * *

У Королева часы приема по личным вопросам приходились, кажется, на четверг - с трех до пяти. Но был один секрет, впрочем, известный каждому сотруднику конструкторского бюро, как оперативно решить личный вопрос у Главного. Просто надо было утром встретить его у входа в КБ и вместе с ним подняться по лестнице до кабинета. Времени хватало, чтобы обсудить любую просьбу и тут же получить ответ по существу.

* * *

Часто, говоря о Главном, рисуют портрет однолюба, для которого жизнь состояла из ракет, чертежей, механизмов. Да нет же, он был обыкновенным человеком, иногда веселым, иногда грустным или рассеянным.

Мне рассказывали такой случай.

В молодости Сергей Павлович любил ездить на мотоцикле. Однажды, когда он куда-то спешил, мотоцикл сломался. С трудом добрался до города, замерзший, голодный. Королев зашел в булочную у дороги, купил сдобную булку и тут же, на тротуаре, съел.

Спустя много лет Главный конструктор возвращался с совещания, и путь его проходил мимо старой булочной. Королев попросил остановить машину. Зашел в булочную... Прохожие с удивлением смотрели на человека, сидевшего на тротуаре с булкой в руках рядом с «ЗИМом».

Не знаю, был ли такой случай в действительности, но те, кто знал Сергея Павловича, согласятся со мной, что это похоже на Королева.

* * *

Сейчас это мгновение благодаря фильмам видели многие: раздвигаются двери корпуса и медленно выкатывается огромная сигара ракеты. В солнечных лучах медно-красноватые сопла двигателей вспыхивают каким-то неземным огнем, и вся картина вывоза ракеты представляется кадром из фантастического фильма.

Не раз накануне старта мы пытались увидеть это зрелище. Но режим на космодроме был строгим. И во время этой операции за шлагбаум, который преграждал путь к стартовому комплексу, не пускали.

Однажды у шлагбаума остановилась машина Королева. Сергей Павлович посмотрел на нас, на мгновение задумался, а потом озорно скомандовал:

- Давайте ко мне в машину...

На возвышении Королев остановил автомобиль.

- Здесь самое удобное место...

И мне подумалось тогда: значит, и он приезжает полюбоваться этим зрелищем. Каким же романтиком нужно оставаться, чтобы на рассвете каждый раз мчаться сюда любоваться волнующей картиной, делом своих рук...

вперёд
в начало
назад