The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

«Союз» и «Аполлон»
вернёмся в библиотеку?

«Союз» и «Аполлон» готовятся
к встрече на орбите


Во время встречи на высшем уровне в Москве 24 мая 1972 г. было подписано соглашение между правительствами СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В нем предусматривалось проведение в 1975 г. совместного полета американского и советского пилотируемых космических кораблей, их стыковка и переход космонавтов из одного корабля в другой. После подписания соглашения состоялся ряд встреч представителей Академии наук СССР и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА), где рассматривались технические вопросы осуществления совместного полета и были выработаны основные принципы подготовки к этому сложному эксперименту.

Каковы же задачи предстоящего полета и в чем его особенности?

В ближайшее время, очевидно, основная активность в космических полетах человека будет продолжаться в околоземном космическом пространстве. Долговременные орбитальные станции со сменным экипажем будут проводить изучение земных ресурсов, следить за погодой, помогать исследованию больших частей суши, океанов и приполярных областей нашей планеты. Наступит время, когда полеты пилотируемых кораблей и орбитальных станций станут обычным делом. Расширение масштабов космических полетов будет проходить под знаком постоянного совершенствования космической техники, повышения ее надежности. Однако увеличение полетов приведет к тому, что возрастет вероятность возникновения неполадок. Помощь экипажу необходимо будет оказать в достаточно короткий срок, и она должна быть оказана космическим кораблем, который готов к старту или даже находится на орбите независимо от его национальной принадлежности.

Однако взаимопомощь в космосе практически невозможна, если корабли не оборудованы необходимыми средствами поиска, сближения и стыковки. Тем более, что до сих пор в СССР и США разрабатывались различные технические схемы сближения и стыковки.

Специально созданные рабочие группы, как в СССР, так и в США, неоднократно встречались друг с другом для выработки единой программы и для успешного решения трех основных условий совместимости систем сближения и стыковки космических кораблей. Какие же эти условия?

Первое условие - совместимость стыковочных устройств. Дело в том, что все предыдущие эксперименты по стыковке космических кораблей предполагали, что один из них имеет активное стыковочное устройство, а другой - пассивное. Но в космосе в аварийной ситуации может оказаться любой корабль. Для решения этой проблемы разработан пассивно-активный, или «андрогинный», стыковочный агрегат, который позволит космонавтам после стыковки переходить из одного корабля в другой через внутренние люки, без выхода в открытое космическое пространство.

Второе условие - необходимость совмещения средств, позволяющих обнаруживать корабли в космическом пространстве и произвести их сближение. Сюда входят системы радиопоиска и радиозахвата, согласование частоты и других параметров радиосигналов, а также унификация оптических маяков и средств оптической наводки кораблей.

И, наконец, третье условие совместимости - это согласование параметров атмосфер кораблей. Дело в том, что атмосфера корабля «Союз» состоит из обычного воздуха при давлении 760 миллиметров ртутного столба, а атмосфера в «Аполлоне» - из чистого кислорода при давлении 260 миллиметров ртутного столба. Поэтому непосредственный переход из чисто кислородной атмосферы в обычную или наоборот, недопустим. Для совместного полета космических кораблей «Союз» и «Аполлон» разработано специальное переходное устройство – нечто вроде шлюзовой камеры, которая после стыковки кораблей окажется между обитаемыми отсеками на пути космонавтов из одного корабля в другой.

Согласована последовательность выполнения полета. Он намечен на вторую половину 1975 г. Первым будет стартовать космический корабль типа «Союз» с советского космодрома. Примерно через 7,5 часа в США будет запущен корабль типа «Аполлон». Существует возможность старта «Аполлона» и на вторые и на третьи сутки после запуска «Союза». Около суток «Аполлон» будет совершать самостоятельный полет, а затем намечается осуществить сближение и стыковку космических кораблей. В состыкованном состоянии они образуют пилотируемую космическую систему, которая будет управляться и стабилизироваться как единое целое. Ее орбитальный полет продлится примерно 2 суток. За это время намечается осуществить взаимные переходы космонавтов и научно-технические эксперименты. Будут вестись телевизионные передачи на Землю. Затем космонавты возвратятся в свои корабли и произведут расстыковку. Совершив полет по самостоятельной программе, они осуществят посадку «Союза» на территории СССР, а «Аполлона» — в акватории Тихого океана.

Для подготовки и проведения в 1975 г. совместного полета советского и американского космических кораблей утверждены экипажи. Ниже приводятся фамилии и краткие биографические данные как основных, так и дублирующих экипажей советских и американских космических кораблей.

Экипажи корабля «Союз»:

первый экипаж - летчики-космонавты СССР, Герои Советского Союза Леонов А.А. и Кубасов В.Н.;

второй экипаж - летчики-космонавты СССР, Герои Советского Союза Филипченко А.В. и Рукавишников Н.Н.;

третий экипаж - космонавты Джанибеков В.А. и Андреев Б.Д.;

четвертый экипаж - космонавты Романенко Ю.В. и Иванченков А.С.

Полковник Леонов Алексей Архипович в марте 1965 г. во время полета на космическом корабле «Восход-2» впервые в мире совершил выход в открытый космос.

Кубасов Валерий Николаевич в октябре 1969 г. совершил орбитальный полет на космическом корабле «Союз-6» в качестве бортинженера.

Полковник Филипченко Анатолий Васильевич в октябре 1969 г. участвовал в групповом полете трех космических кораблей в качестве командира корабля «Союз-7», а в декабре 1974 г. осуществил пятисуточный полет на корабле «Союз-16», в котором проходили испытания бортовые системы и проведены научные исследования в соответствии с программой предстоящего совместного экспериментального полета по программе «Союз» - «Аполлон».

Рукавишников Николай Николаевич в апреле 1971 г. совершил орбитальный полет на космическом корабле «Союз-10» в качестве инженера-испытателя, а в декабре 1974 г. совершил второй орбитальный полет вместе с А.В.Филипченко на корабле «Союз-16»,

Джанибеков Владимир Александрович родился в 1942 г. в Южно-Казахстанской области. После окончания Высшего авиационного училища летчиков в 1965 г. получил диплом летчика-инженера. В 1970 г. зачислен в отряд советских космонавтов.

Андреев Борис Дмитриевич родился в 1940 г. в Москве. После окончания Московского высшего технического училища имени Баумана с 1965 г. работал в конструкторском бюро. По программе подготовки космонавтов начал заниматься с 1970 г.

Романенко Юрий Викторович родился в 1944 г. в Оренбургской области. В 1966 г. с отличием закончил Высшее авиационное училище летчиков и получил диплом летчика-инженера. В 1970 г. зачислен в отряд космонавтов.

Иванченков Александр Сергеевич родился в 1940 г. в городе Ивантеевке Московской области. После окончания Московского авиационного института с 1964 г. работал в конструкторском бюро. По программе подготовки космонавтов начал заниматься с 1970 г.

Экипажи корабля «Аполлон»:

Основной экипаж: Томас Стаффорд - командир корабля, Вэнс Бранд - пилот основного блока и Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля.

Дублирующий экипаж: Алан Бин, Рональд Эванс, Джек Лусма.

Томас Стаффорд, 1930 г. рождения, бригадный генерал ВВС. По окончании Морской академии США служил в ВВС. В 1959 г. окончил школу летчиков-испытателей на авиационной базе ВВС «Эдвардс». В отряде космонавтов НАСА с 1962 г. Совершил три полета на космических кораблях «Джемини-6» в 1965 г., «Джемини-9» в 1966 г. и «Аполлоне-10» в 1969 г. Сейчас занимает пост заместителя начальника отдела подготовки космонавтов Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне.

Вэнс Бранд, 1931 г. рождения, магистр наук. До зачисления в отряд космонавтов НАСА в 1966 г. был летчиком-испытателем фирмы «Локхид». Входил в состав дублирующего экипажа корабля «Аполлон-15».

Дональд Слейтон, 1924 г. рождения, образование высшее. В настоящее время начальник отдела подготовки космонавтов Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне. В отряде космонавтов с 1959 г. В 1962 г. был отчислен в связи с болезнью (аритмия сердца), однако в 1972 г. по излечении возвратился в число «активных» космонавтов. Опыта космических полетов не имеет.

Алан Бин, 1932 г. рождения. В 1955 г. окончил Техасский университет по специальности авиационная техника. Служил летчиком в ВМФ США. В отряде космонавтов с 1963 г. В 1969 г. на корабле «Аполлон-12» в качестве пилота лунной кабины совершил полет на Луну.

Рональд Эванс, 1933 г. рождения, офицер ВМС. В отряде космонавтов НАСА с 1966 г. Был пилотом основного блока корабля «Аполлон-17», совершившего полет на Луну в декабре 1972 г.

Джек Лусма, 1935 г. рождения, образование высшее, в отряде космонавтов с 1966 г. Совершил полет в составе второго экипажа на космической станции «Скайлэб».

*   *   *

Итак, уже в 1975 г. человечество станет свидетелем уникального эксперимента в космосе, который явится качественно новым этапом на пути исследования и использования космического пространства человеком. И, конечно же, новые старты отважных космонавтов, новые полеты космических кораблей принесут и новые рекорды, свидетельствующие о высоком призвании человека, о величии его духа, о его вечном стремлении к совершенству.

далее
в началоназад