The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Космодром Байконур
вернёмся в библиотеку?

Космодром Байконур

В этой книге мы попытались рассказать о космических полетах, о космонавтах, их учебе, тренировках, их героизме, научных результатах полетов и их рекордных достижениях. Но картина будет неполной, если мы, хотя бы вкратце, не расскажем о космическом порте - космодроме, откуда космонавты начинают свой путь к звездам.

Байконур - один из крупнейших космодромов Советского Союза. С его стартовых площадок 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, совершил первый в мире полет в космос Ю.А.Гагарин, стартовали в неизведанные просторы Вселенной на космических кораблях «Восток», «Восход» и «Союз» советские летчики-космонавты. Отсюда были осуществлены запуски автоматических космических станции в сторону Луны, Марса и Венеры, различных по своему назначению, использованию и применению искусственных спутников Земли.

На территории космодрома имеется ряд стартовых комплексов, технических позиций и командно-измерительных комплексов. Стартовые комплексы служат для доставки космических летательных аппаратов на стартовую площадку, установки на пусковую систему, испытаний, заправки и пуска.

На технических позициях обеспечиваются прием, хранение и сборка ракет-носителей и космических аппаратов, их испытания, заправка и пристыковка. Здесь размещаются монтажно-испытательный корпус, заправочная станция космических объектов, компрессорная станция, электросиловая или трансформаторная подстанции, служебные здания.

В командно-измерительный комплекс входят измерительные пункты, находящиеся на космодроме. На этих пунктах установлены радиотелеметрические станции, радиоприемные и радиопередающие устройства, системы антенн, телевизионные установки, линии автоматической обработки получаемых данных, вычислительные машины, аппаратура службы единого времени, средства связи, источники электропитания.

На космодроме живут и трудятся те, кто первым закладывал фундамент стартовой площадки, и строил Звездоград.

Сюда, к космодрому, тянутся живые нити тесных связей работников космодрома с многими научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро, заводами, организациями, учреждениями.

В качестве спортивного комиссара мне часто приходится бывать на космодроме. Всегда, когда летишь на очередной пуск, охватывает волнение, вызываемое предстоящим полетом в космос наших летчиков-космонавтов.

Сразу же после посадки самолета с аэродрома едем в Звездоград, где проживают со своими семьями ученые, инженеры, техники и много работников других служб и подразделений. Звездоград - это большой современный город с широкими прямыми улицами, зелеными скверами, бульварами и парками. Он строится, расширяется, хорошеет.

Давайте пройдемся по Звездограду. Недалеко от центральной площади города, рядом с жилым кварталом, стоят два двухэтажных домика. В апрельские дни 1961 г. в одном из них жил, отдыхал и готовился к первому рейсу в космос Юрий Алексеевич Гагарин. На память о своем пребывании здесь в 1961 г. космонавт посадил в парке, недалеко от этого дома небольшое деревце, которое сейчас высоко поднялось вверх. Когда Юрий Алексеевич прилетал на космодром, он всегда жил в двух смежных комнатах левого крыла дома. Космонавт оставался верен традиции, ведь с этими комнатами связаны его воспоминания о первом полете. И мы с большим волнением слушали его рассказ о предстартовых днях.

«Когда я прилетел сюда первый раз в 1961 году, за несколько дней до своего полета в космос, - говорил он нам, - то я увидел среди пустыни большое количество строительных площадок. Это строители возводили новые жилые дома, кинотеатры, магазины, административно-технические комплексы, строили дороги».

Ю.А.Гагарин рассказывал нам, что тренировки и занятия проходили на первом этаже этого дома в специальных комнатах. Кроме того, ему и его дублеру Г.С.Титову часто приходилось ездить на стартовую площадку и проводить тренажи непосредственно в космическом корабле, проигрывая все элементы предстоящего полета.

Сейчас на космодроме на окраине города построено красивое новое двухэтажное здание-гостиница, где живут, учатся и готовятся к полетам летчики-космонавты. Название этой гостиницы «Космонавт». В проектировании этого здания принимал активное участие Ю.А.Гагарин и другие космонавты. На космодроме я был свидетелем разговора Ю.А.Гагарина и других космонавтов с проектировщиками и строителями, когда обсуждался вопрос о строительстве этого здания. По предложению Ю.А.Гагарина было принято решение о строительстве открытого бассейна, расширении спортивного зала, специальных помещений для проведения занятий и тренировок.

Космонавты предлагали построить на территории гостиницы спортивный комплекс, а также помещения для врачей и других специалистов. Все эти предложения были приняты. Сейчас гостиница - это уютный дом, который предоставляет возможность космонавтам и специалистам готовиться к предстоящим полетам и интересно проводить свободное от тренировок и занятий время.

Привлекают внимание посаженные строго в один ряд несколько деревьев. Это аллея космонавтов. Количество деревьев на этой аллее соответствует числу космонавтов, совершивших полеты в космос.

Недалеко от гостиницы «Космонавт» проходит одна из шоссейных дорог, которая ведет нас к стартовым комплексам, техническим позициям и измерительным пунктам. С двух сторон на песчаной равнине видно одно-единственное растение пустыни - саксаул. Правда, ранней весной здесь всюду распускаются тюльпаны, которые так же быстро исчезают, как и появляются.

Итак, едем по дороге к стартовой площадке. Машина мчится по асфальтированной дороге. Через некоторое время мы на месте. Справа от нас выстроились в один ряд несколько домиков. На двух домиках установлены мемориальные доски. На одной из них читаем: «В этом доме жил и работал Главный конструктор академик Сергей Павлович Королев. 1956—1966 гг.». На другом домике прикреплена доска с надписью следующего содержания: «В этом доме провел ночь перед первым в мире полетом в космос Юрий Алексеевич Гагарин 11— 12 апреля 1961 г.»

Недалеко от домиков стоит большое здание. Это монтажно-испытательный корпус (МИК), в котором осуществляются сборка космических кораблей и отдельных ступеней ракеты-носителя, а также пристыковка ракеты к кораблю и проведение всех комплексных испытаний. В МИКе трудится большое количество специалистов, от которых зависит буквально все - начиная от подготовки сложнейших систем, блоков, узлов и агрегатов ракет- носителей, стартовых устройств, космических кораблей и кончая стартом в космос наших космонавтов.

Каждый раз когда я прибываю на космодром перед очередным запуском в космос пилотируемых космические кораблей, я обязательно посещаю МИК для выполнения своих обязанностей спортивного комиссара. Много раз мне приходилось наблюдать здесь, в этом здании весь технологический процесс подготовки к полету в космос кораблей и ракет-носителей.

Вот перед нами стоит очередной космический корабль, который со всех сторон - от приборного отсека и до орбитального отсека, находящегося на вершине корабля, охвачен «лесом» подвижных, плотно примыкающих к нему рабочих мест.

Это один из кораблей «Союз», которому предстоит вместе с очередным экипажем осуществить орбитальный полет вокруг нашей планеты.

Люди, работая в белых халатах на своих площадках, готовят к полету в космос это сложное уникальное сооружение, созданное коллективом ученых, инженеров и рабочих. Здесь же недалеко от кораблей все время находится ведущий конструктор, с которым у нас за много лет совместной работы сложились добрые, дружественные взаимоотношения. Я с большим интересом наблюдаю за четкой и слаженной работой людей в белых халатах. С чем можно сравнить работу этих тружеников? С работой провизора, часовщика, хирурга? Трудно сказать. Они выверяют все, как провизоры, имею дело с деталями и узлами, которые по своей сложности намного опередили самые точные современные, самые миниатюрные часовые механизмы. А по своей скрупулезности люди в белых халатах похожи на хирургов, делающих сложные операции. Можно часами любоваться их поистине ювелирной работой.

Рядом с кораблем в этом огромном помещении н специальных платформах лежат ступени с мощными ракетными двигателями, которые после их сборки составят ракету-носитель. И здесь трудится много специалистов, проверяющих двигательные установки с разнообразной телеметрической, автоматической аппаратурой, другими системами.

И вот уже космический корабль полностью подготовлен к соединению с ракетой. Но выполнять эту работу еще рано. Дело в том, что по программе предстартовой подготовки космонавты должны пройти специальные тренировки в кабине корабля, где установлена разнообразная сложная аппаратура. Космонавты занимают свои места в кабине корабля и в течение долгих часов проводят тренировки и тренаж на многочисленных приборах, доводя свои действия до автоматизма.

Когда я заглянул через входной люк в корабль, его командир проверял радиооборудование и энергосистему, а другие члены экипажа - систему жизнеобеспечения, телевизионные камеры и киноаппаратуру. Командир корабля в разговоре со своими коллегами по предстоящему полету уточняет действие каждого из них в случае отказа автоматической системы ориентации корабля и радиосвязи по коротковолновому каналу. Космонавты на вопросы своего командира отвечают уверенно и точно. Чувствуется, что программу наземной предполетной подготовки члены экипажа корабля «Союз» прошли успешно. Они уверены в том, что все системы его будут работать безотказно. Но, тем не менее, экипаж должен быть готовым ко всем неожиданностям. Здесь уместно напомнить, что уже давно, с появлением первого летательного аппарата, в авиации придерживаются основных установленных правил подготовки летчика или целого экипажа самолета к предстоящим полетам по маршруту, в зону или по кругу. Летчик может быть допущен к полетам на самолете лишь в том случае, если он хорошо знает материальную часть своего летательного аппарата, его оборудование, умеет вести радиосвязь и свободно ориентироваться в воздухе, осуществляет установленные маневры при заходе на посадку и, безусловно, отлично пилотирует самолет.

Космонавты, как и летчики авиации, прежде чем совершить полет, сначала проходят наземную подготовку, потом предварительную и предполетную подготовку, где проигрывают все элементы своего полета, начиная со взлета и кончая посадкой.

В программе подготовки космонавтов большое внимание уделяется знанию и умению использовать в полете все системы и приборы при решении самых разнообразных задач космического полета.

Наконец наступает время для выполнения операций, связанных с соединением космического корабля с ракетой. Корабль устанавливают в горизонтальное положение, «одевают» его в обтекатель. В это время ракета, уже полностью подготовленная, медленно подвозится к космическому кораблю и соединяется с ним узлами крепления. До старта остаются считанные дни. На завтра назначен вывоз ракеты и корабля из монтажно-испытательного корпуса на стартовую позицию. У ракеты остаются специалисты. Нужно еще раз все проконтролировать, все проверить.

Рано утром ракету вывезли из МИКа для установки на стартовом столе. Мы стоим у огромной двери с противоположной стороны МИКа. Дверь медленно расходится. В здании на специальной, длинной платформе лежит ракета с космическим кораблем. К платформе медленно подходит мотовоз. На длинной платформе мотовоз тянет за собой это уникальное техническое творение нашего века. И вот стартовая площадка.

Мы внимательно наблюдаем, как мощные подъемники охватывают ракету с космическим кораблем и устанавливают на свое место. Теперь осталось сделать еще одно важное и ответственное дело - заправить ракету топливом, проверить все системы корабля и ракеты-носителя и осуществить пуск. За 2 часа до старта космонавты занимают свои места в космическом корабле. С ними устанавливается радиосвязь. На экране телевизора видно, как космонавты проверяют все системы корабля.

За несколько минут до старта отданы известные всем нам команды: «Продувка», «Ключ на дренаж», «Пуск», «Протяжка», «Земля-борт», «Зажигание» - и после этой фразы в точно назначенное время ракета с работающими мощными двигателями медленно отделилась от стартового стола и начала свой путь в космос.

«Все системы функционируют нормально, полет проходит хорошо» - по радио слышны голоса с пункта управления. Через несколько минут полета корабль с космонавтами выведен на заданную высоту. Начался орбитальный полет. Командно-измерительный комплекс включился в работу. Он обеспечивает траекторные изменения полета корабля. По телеметрическим каналам связи на борт корабля поступили команды по включению программ, заложенных в бортовые исполнительные системы и механизмы. Измерения проводятся также с измерительных пунктов, расположенных по трассе полета корабля на территории СССР. Результаты измерений автоматически передаются по линиям связи в координационно-вычислительный центр и подвергаются совместной обработке на электронно-вычислительных машинах.

далее
в началоназад