The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Старты в октябре
вернёмся в библиотеку?

Старты в октябре

К полету в космос на серийных космических кораблях «Союз» готовились все, начиная от конструкторов, ученых, инженеров, техников, работников космодрома и кончая рабочими на заводе. Группе летчиков-космонавтов и инженеров-экспериментаторов предстояло на трех пилотируемых кораблях «Союз» выполнить обширные научно-технические задачи. Впервые экипажам предстояло отработать методику одновременного управления кораблями и испытать различные способы сварки металлов в условиях космического вакуума и невесомости. Программой предусматривалось испытать бортовые системы и конструкцию усовершенствованных летательных аппаратов, провести дальнейшую проверку ручной системы управления, проверить средства и методы автономной навигации, осуществить взаимное маневрирование кораблей на орбите и т.д.

11 октября 1969 г. в 14 часов 10 минут стартовал в космос корабль «Союз-6» с экипажем на борту: командир корабля Георгий Степанович Шонин и бортинженер Валерий Николаевич Кубасов. Высота перигея орбиты 186,1 километра, апогея — 255,7 километра, период обращения 88,361 минуты. Вес корабля 6577 килограммов.

После выхода на орбиту экипаж произвел ручную ориентацию корабля, проверил работу всех систем и приступил к выполнению программы полета. Через некоторое время Георгий Шонин и Валерий Кубасов успешно выполнили ряд медицинских экспериментов, провели наблюдение и фотографирование поверхности Земли. В 10 часов 39 минут 12 октября, когда «Союз-6» завершал 14-й виток, космонавты провели автономную навигацию, определили параметры корабля и его местоположение.

В 13 часов 44 минуты 42 секунды 12 октября 1969 г. с космодрома Байконур на орбиту Земли был выведен космический корабль «Союз-7» с экипажем из трех человек: командир корабля Филипченко Анатолий Васильевич, бортинженер Волков Владислав Николаевич, и инженер-исследователь Горбатко Виктор Васильевич.

Параметры орбиты корабля «Союз-7»: максимальная высота 237,4 километра, минимальная высота 207,4 километра, период обращения 88,634 минуты. Вес корабля 6570 килограммов.

Так начался групповой полет двух космических кораблей. Экипажи «Союз-6» и «Союз-7» выполняли ручную ориентацию, закрутку, эксперименты по совместному маневрированию на орбите, медицинскому контролю, установлению радиосвязи по каналам «Космос - Космос», «Космос - Земля», «Земля - Космос».

К 10 часам 20 минутам 13 октября корабль «Союз-6» совершил 30 оборотов, а «Союз-7» — 14 оборотов вокруг Земли.

13 октября 1969 г. в 13 часов 29 минут 09 секунд был запущен космический корабль «Союз-8» с экипажем в составе командира корабля Шаталова Владимира Александровича и бортинженера Елисеева Алексея Станиславовича. «Союз-8» выведен на орбиту с параметрами: максимальная высота 292,3 километра, минимальная высота 205,5 километра, период обращения 88,610 минуты. Вес корабля 6646 килограммов. Как известно, В.А.Шаталов и А.С.Елисеев в январе 1969 г. участвовали в групповом полете на кораблях «Союз-4» и «Союз-5».

Когда корабль «Союз-8» вышел на заданную орбиту, начался первый в истории освоения космоса групповой полет трех космических кораблей, общая численность экипажей составляла семь человек. Экипажам космических кораблей «Союз-6, -7 и -8» предстояло выполнить ряд важных технических и научно-исследовательских задач: маневрирование трех кораблей на орбите с использованием ручного управления и сближение при взаимной ориентации, удерживание заданной ориентации для обеспечения выполнения других технических и научных экспериментов. Программой было запланировано проведение сварочных работ в условиях открытого космоса с целью исследования особенностей сварки различными способами. Кроме того, экипажам предстояло отработать методы автономной навигации, провести контроль работы бортовых систем, испытать различные бортовые приборы, осуществлять радиосвязь с Землей и между кораблями, вести телевизионные репортажи и т.д.

К 13 часам 30 минутам 14 октября корабли «Союз-6, -7 и -8» в групповом полете находились уже более суток. За это время космонавты, кроме научно-технических экспериментов, выполнили ряд важных медико-биологических исследований с целью изучения влияния факторов космического полета на организм человека. Экипажи отрабатывали технику пилотирования кораблей на орбите. Корабли «Союз-7» и «Союз-8» 15 октября сближались до расстояния 500 метров, и космонавты визуально наблюдали друг друга. Все маневры по сближению регистрировались экипажем космического корабля «Союз-6». Сближение кораблей «Союз-7» и «Союз-8» в течение всего совместного полета проводилось неоднократно.

На 77-м витке 16 октября космонавтами Г.С.Шониным и В.Н.Кубасовым был проведен уникальный эксперимент по сварке в космосе. Вот что рассказал об этом бортовой инженер корабля «Союз-6» В.Н.Кубасов, который лично проводил этот эксперимент: «Для выполнения сварки в космосе была создана автономная сварочная установка «Вулкан» весом около 50 килограммов. Эта установка предназначена для автоматической сварки тремя способами: сжатой дугой (низкотемпературной плазмой), электронным лучом и плавящимся электродом. Сварочный узел «Вулкана» был смонтирован в орбитальном отсеке корабля «Союз-6», а пульт для дистанционного управления размещался в кабине корабля. Перед началом сварки этот отсек был разгерметизирован. Спустя некоторое время я ввел в действие сварочную аппаратуру, включая последовательно все три способа сварки. Контроль сварки производился в корабле по световому табло, а также на Земле по данным телеметрии. После завершения эксперимента орбитальный отсек был загерметизирован и давление в нем уравнено с давлением в спускаемом аппарате. Открыли люк-лаз, и мы перешли в орбитальный отсек. Затем стол установки «Вулкан» был демонтирован и вместе с образцами перенесен из орбитального отсека в спускаемый аппарат. Эксперименты показали принципиальную возможность сварки металлов плавлением в условиях невесомости и вакуума космического пространства. Успешно проведенный эксперимент по сварке в условиях космического полета открывает дальнейшие перспективы в выполнении строительных и монтажных работ в космосе».

После успешного выполнения программы полета космический корабль «Союз-6» с космонавтами Г.С.Шониным и В.Н.Кубасовым в 11 часов 52 минуты 47 секунд 16 октября 1969 г. приземлился в 180 километрах северо-западнее Караганды. За 5 суток непрерывного пребывания в космосе на корабле «Союз-6» Г.С.Шонин и В.Н.Кубасов вместе налетали 117 часов 41 минуту 47 секунд и перекрыли расстояние 3 217 780 километров.

К этому времени космические корабли «Союз-7» и «Союз-8» совершили соответственно 67-й и 51-й виток вокруг Земли. Экипажи кораблей «Союз-7» и «Союз-8» продолжали проведение научно-технических и медико-биологических исследований.

Космический корабль «Союз-7» с экипажем в составе А.В.Филипченко, В.Н.Волкова и В.В.Горбатко в 11 часов 25 минут 10 секунд 17 октября 1969 г. приземлился в 155 километрах северо-западнее города Караганды.

Через сутки, т.е. 18 октября 1969 г., в 11 часов 09 минут 58 секунд в 145 километрах севернее города Караганды приземлился космический корабль «Союз-8», пилотируемый командиром группы кораблей Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР В.А.Шаталовым и бортинженером Героем Советского Союза А.С.Елисеевым.

В течение семи суток экипажи трех советских космических кораблей «Союз» провели более 300 маневров на орбите, отрабатывая технику автономной навигации, взаимодействия с наземным командно-измерительным комплексом. Был выполнен обширный объем научных исследований и наблюдений, проведены важные геолого-географические работы. Большое значение для космической технологии имел успешный эксперимент по сварке металлов в условиях невесомости и космического вакуума.

Почти каждый пилотируемый полет космических кораблей приносит новые рекордные достижения. Проверка, регистрация и оформление этих достижений возложены на Международную авиационную федерацию (ФАИ). Как мы уже говорили, эта организация возникла в ходе развития авиационной техники и ее деятельность в какой-то мере стимулировала установление новых рекордов скорости, высоты, дальности полета и грузоподъемности самолетов.

Важное значение имеет деятельность ФАИ и в наши дни, хотя установление рекордов в космосе не является самоцелью космических полетов.

Уже первые шаги космонавтики намного превзошли успехи авиации, достигнутые за десятилетия ее развития. Первый советский спутник достиг скорости около 8 километров в секунду. Грузоподъемность современных ракет-носителей составляет многие сотни тонн. Космические аппараты преодолели барьеры первой и второй космических скоростей, достигли районов Марса и Венеры, стали искусственными спутниками Солнца. Расстояния в космических полетах измеряются сотнями миллионов километров.

В значительно расширившейся сфере деятельности ФАИ особое место занимают пилотируемые космические полеты. И это не случайно. Именно эта область космической техники требует особо большой надежности ракетно-космических систем, конструкции космических кораблей и систем жизнеобеспечения. К настоящему времени многие проблемы, еще недавно казавшиеся неразрешимыми, успешно преодолеваются.

Какие же факторы космического полета влияют на длительность пилотируемых полетов? Вспомним, что первый полет человека — Юрия Гагарина — длился около 108 минут. Однако этот единственный виток вокруг Земли проложил дорогу в космос десяткам космонавтов на космических кораблях самых различных типов. В ходе дальнейших полетов было установлено, что такие факторы космического полета, как радиационная и метеорная опасность, не представляют серьезной угрозы на околоземных орбитах. Конструкция космических кораблей надежно защищает экипаж от космического вакуума, низких температур и солнечного излучения. Однако во всех полетах космонавты подвержены воздействию невесомости. Накопленный опыт космических полетов свидетельствует о том, что невесомость оказывает определенное физиологическое воздействие на живой организм.

Космонавты перед космическими рейсами проходят длительные тренировки в условиях, имитирующих состояние невесомости. Для этого используются бассейны и специально оборудованные самолеты. Успешное преодоление воздействия невесомости будет зависеть от дальнейших исследований приспособляемости живого организма.

При полете космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» впервые одновременно семь летчиков-космонавтов проводили, в частности, и медико-биологические исследования. Тщательный анализ результатов этих исследований, например сравнение воздействия невесомости на каждого из семерых космонавтов, позволил ученым получить новые данные, необходимые при планировании длительных космических полетов. Вполне возможно, что при длительных полетах экипажей на орбитальных станциях необходимо будет создавать искусственную силу тяжести.

Важное значение имеет также дальнейшее совершенствование систем жизнеобеспечения. Космонавты на космических кораблях находятся в комфортабельных условиях, поскольку запасы систем жизнеобеспечения полностью удовлетворяют их потребности в воздухе, тепле и пище. Однако увеличение длительности полетов приведет к существенному возрастанию веса этих систем.

Известно, что для одного человека на космическом корабле в течение одних суток требуется минимум около 700 граммов продуктов питания, 2,5 литра питьевой воды, 800 граммов кислорода и около 5,5 литра санитарно-бытовой воды. Если экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, то при полете в течение года общий вес запасов системы жизнеобеспечения составит более 11 тонн. А ведь на орбитальных станциях со временем начнут работать еще более многочисленные коллективы. Решить эту проблему можно различными путями. В частности, транспортные корабли смогут периодически доставлять на орбитальные станции необходимые запасы продовольствия и других расходуемых веществ. Заслуживают внимания работы по усовершенствованию систем жизнеобеспечения с целью регенерации воды, кислорода, а также в какой-то степени и пищи.

Особое значение в развитии космонавтики имеет деятельность человека в открытом космическом пространстве.

При космических полетах выход космонавтов из кораблей необходим прежде всего для проведения в открытом космосе научных наблюдений, ремонта оборудования, сборочно-монтажных работ при создании орбитальных станций, непосредственных исследований небесных тел.

Советский космонавт Алексей Леонов впервые на космическом корабле «Восход-2» вышел в открытое космическое пространство. Этим была доказана принципиальная возможность пребывания человека вне космического корабля. За прошедший период техника, обеспечивающая подобную деятельность человека, значительно усовершенствовалась. Космонавты используют автономные ранцевые системы жизнеобеспечения, позволяющие им свободно перемещаться вне космического корабля и проводить необходимые работы.

Важные достижения человечества в исследовании космического пространства постоянно находят свое отражение в деятельности ФАИ. На заседаниях бюро совета ФАИ приняты новые положения по определению, регистрации и оформлению космических рекордов. Теперь в Спортивном кодексе ФАИ значатся такие категории, как рекорды продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля, общее время космического полета космонавта при неоднократном его пребывании в космосе, рекорды на точность приземления, продолжительности полета и общей массы космических аппаратов в состыкованном состоянии, рекордные достижения, связанные с полетами человека на другие планеты.

Рекорды высоты космического полета теперь регистрируются отдельно для кораблей маневрирующих, т.е. изменяющих высоту полета с использованием собственной двигательной установки, и не маневрирующих. Весьма важные, как уже отмечалось, предложения были внесены представителями Советского Союза о регистрации рекордов в зависимости от числа членов экипажа. Весь ход развития космической техники доказывает, что с совершенствованием космических кораблей и возрастанием объема работ в космосе увеличивается численность экипажей, все большую дифференциацию получает круг их обязанностей. Становится обязательным присутствие на космическом корабле командира, бортинженера и ученого. Это позволяет, как показали полеты советских кораблей «Союз», осуществлять не только широкое маневрирование кораблей с целью отработки методики создания новых космических систем, но и комплексные научно-технические эксперименты.

Групповой полет трех советских космических кораблей оценен по достоинству мировой общественностью как новое научно-техническое достижение. Международная авиационная федерация в качестве мировых рекордов утвердила результаты группового орбитального полета двух космических кораблей с пятью космонавтами на борту: продолжительность полета 35 часов 19 минут 33 секунды, дальность полета 989 242 километра. Эти рекорды установили летчики-космонавты А.Филинченко, В.Волков, В.Горбатко, В.Шаталов, А.Елисеев.

В качестве мировых рекордов утверждены результаты, достигнутые в групповом орбитальном полете трех космических кораблей с семью космонавтами на борту: продолжительность полета 4 часа 24 минуты 29 секунд, дальность полета 123 425 километров. Эти рекорды установлены впервые в мире, и обладателями их стали советские летчики-космонавты Г.Шонин, В.Кубасов, А.Филипченко, В.Волков, В.Горбатко, В.Шаталов, А.Елисеев.

далее
в началоназад
Корабли должны были состыковаться. Этого не произошло из-за несовершенства автоматики - Хл.