The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Новые эксперименты
вернёмся в библиотеку?

Новые эксперименты в космосе

После выполнения эксперимента, связанного с выходом человека из корабля в космическое пространство, на повестку дня была поставлена проблема встречи и соединения в космосе космических кораблей, т. е. стыковки. Эта задача была блестяще выполнена советскими учеными еще на автоматических спутниках.

30 октября 1967 г. два искусственных спутника Земли «Космос-186» и «Космос-188», впервые за всю историю исследования Вселенной, с помощью специальных двигательных установок и целого комплекса радиотехнической аппаратуры и счетно-решающих устройств сблизились друг с другом, произвели автоматическую стыковку и после этого начали свободный полет в космическом пространстве на высоте 276 километров. В состыкованном состоянии спутники «Космос-186» и «Космос-188» продолжали полет в течение 3 часов 30 минут. По команде с Земли была проведена автоматическая расстыковка искусственных спутников. Через некоторое время спутники возвратились на Землю.

15 апреля 1968 г. в нашей стране на орбите была осуществлена вторая по счету автоматическая стыковка спутников Земли «Космос-212» и «Космос-213», которые в состыкованном состоянии находились в течение 3 часов 50 минут.

Первый выход человека в космос и осуществление на орбите автоматической стыковки космических аппаратов дали новый толчок к решению некоторых вопросов перспективного развития космической биологии, медицины и использования летательных аппаратов многоцелевого назначения.

Полет человека в космос сложен и опасен, несмотря на то, что в этом вопросе уже имеется немалый опыт. Здесь возникает проблема взаимодействия человека и летательного аппарата. Бурное развитие автоматики, автоматических устройств и приборов не означает, что человек не будет летать и управлять полетом корабля, каким бы сложным и длительным он ни был. Любой автомат или прибор не может полностью заменить человека при выполнении каких-либо операций, как на Земле, так и в космосе.

В связи с этим Г.Т.Береговому — будущему пилоту корабля «Союз-3» еще до полета корреспонденты задали вопрос: «В последнее время раздаются голоса инженеров, пытающихся низвести человека до придатка к технике, до помощника все умеющего автомата. Что Вы об этом думаете?»

«Академик Королев отдавал должное автоматике, - сказал Береговой, - но настоятельно требовал, чтобы в условиях космического полета летчик управлял техникой. Стоит учитывать и психологический момент. Человек чувствует себя куда увереннее, когда знает, что успех эксперимента зависит и от него. Мне кажется, что в защиту «прав» человека в космосе говорит полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восход-2». Как известно, командир корабля на заключительном этапе полета использовал ручное управление для посадки.

Второй пример. Алексей Леонов был испытателем шлюзовой системы для выхода в космос и необычного космического скафандра. В ближайшем будущем человеку потребуется умение работать за пределами корабля, проводить земные работы в космическом пространстве. В свое время об этом писал Константин Эдуардович Циолковский, об этом много говорил Сергей Павлович Королев. Рабочим, специалистам придется участвовать в сборке и ремонте космических станций, поэтому выход из корабля, переход из одного в другой станет обычным делом. Пока надо поэтапно отрабатывать космическую технику, которая поступит в распоряжение космонавтов завтра. Нелегкая, но почетная задача стоит перед испытателями новой космической техники. Теперь — это цель моей жизни».

В этом мы сможем легко убедиться, знакомясь с последующими полетами космических кораблей «Союз». Вместе с Владимиром Комаровым к полету на космических кораблях «Союз» и проведению новых экспериментов готовился Герой Советского Союза Георгий Береговой и другие космонавты. Они прошли целый комплекс специальных испытаний и тренировок. Новая программа полета требовала высокой технической, специальной теоретической, а также разносторонней общефизической подготовки. Космонавты Г.Т.Береговой, В.А.Шаталов, Б.В.Волынов, А.С.Елисеев и Е.В.Хрунов много летали на самолетах в условиях невесомости, проходили тренировки в макете кабины корабля «Союз» на специальном тренажере и в самолете, находились в течение длительного времени в специальной звуконепроницаемой камере, тренировались на центрифуге, совершали парашютные прыжки с самолетов.

Космонавт должен в деталях знать свой корабль, все приборы и оборудование, уметь обращаться с ними в любых условиях, которые могут возникнуть в полете. Для этих целей космонавты начали изучать корабль в цехе завода, в процессе его создания, а потом во время стендовых и предполетных испытаний. Они были активными участниками в обсуждении компоновки и испытаний корабля. На тренировках отрабатывали навыки в управлении системами корабля и выполнении конкретных операций, предусмотренных программой предстоящего полета.

Корабль-тренажер «Союз» или макеты отсеков устанавливали в специальном самолете и поднимали в воздух вместе с летчиками-космонавтами. В многочасовых полетах космонавты А.С.Елисеев и Е.В.Хрунов в состоянии невесомости отрабатывали методику перехода в скафандрах из одного корабля в другой и проводили другие эксперименты, запланированные предстоящей программой полета.

Потом проводились тренировки в барокамерах, глубоком вакууме, т.е. в условиях, близких к условиям космического полета. Здесь устанавливались настоящие системы корабля, и космонавты проверяли системы шлюзования со скафандрами, с индивидуальными средствами жизнеобеспечения, проводили также разнообразные тренировки. Кроме этого, космонавты проходили и разностороннюю медико-биологическую подготовку.

В то время когда космонавты заканчивали подготовку к будущим стартам в космос, в цехах заводов уже стояли готовые к запуску космические корабли «Союз-2» и «Союз-3». Первый из них представлял собой беспилотный автоматический корабль-спутник, второй - корабль-спутник пилотируемый, на котором должен был совершить полет Г.Т.Береговой.

25 октября 1968 г. в 12 часов 00 минут стартовал космический корабль «Союз-2». Корабль вышел на орбиту с параметрами: период обращения 88,5 минуты, максимальное расстояние от Земли 224 километра, минимальное - 186 километров, наклонение орбиты 51,7 градуса.

26 октября 1968 г. в 11 часов 34 минуты с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-3» с космонавтом Г. Т. Береговым. Он был выведен на орбиту с максимальной высотой 254,5 километра, минимальной — 205 километров и периодом обращения 88,6 минуты. В это время над Байконуром пролетал корабль «Союз-2».

Г.Т.Береговой сразу же приступил к выполнению полетного задания. После отделения последней ступени ракеты-носителя «Союз-3» оказался в зоне встречи. На первом витке вокруг Земли корабль «Союз-3» произвел маневры по сближению с кораблем «Союз-2». Корабли сблизились на расстояние до 200 метров. Потом, используя систему ручного управления, космонавт подвел корабль «Союз-3» к «Союзу-2» на расстояние нескольких метров. На следующий день маневрирование и сближение кораблей осуществлялось повторно как автоматически, так и вручную.

28 октября 1968 г., в 10 часов 51 минуту корабль «Союз-2» по команде с Земли совершил мягкую посадку, а 30 октября по окончании всей программы корабль «Союз-3» в 10 часов 25 минут с летчиком-космонавтом Береговым совершил посадку в 70 километрах севернее города Караганды. Результаты этого полета подтвердили хорошую маневренность корабля, большую его надежность и высокую эффективность работы как автоматического, так и ручного управления. Г.Т.Береговой выполнил, кроме того, ряд научных исследований и наблюдений, которые представляют для науки несомненный интерес. Продолжительность полета Г. Т. Берегового на корабле «Союз-3» составила 94 часа 51 минуту, дальность полета — 2 680 000 километров. Вес корабля «Союз-3» 6575 килограммов.

Международная авиационная федерация зарегистрировала этот вес как абсолютное мировое рекордное достижение максимальной массы корабля, поднятой на высоту орбитального полета.

За проведение широкого комплекса научно-технических и медико-биологических исследований, имеющих практическое значение для дальнейшего освоения космического пространства, ФАИ наградила летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Георгия Тимофеевича Берегового Золотой медалью имени Ю.А.Гагарина.

Эту высшую награду космонавт получил на Генеральной конференции ФАИ, очередное заседание которой проходило в Хельсинки в 1969 г.

В начале 1969 г. в нашей стране было запланировано провести более сложный эксперимент в космосе с помощью двух пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». По программе корабли должны состыковаться в космосе, создать первую в мире экспериментальную космическую станцию. Двум космонавтам предстояло в ходе полета перейти из одного корабля в другой.

14 января 1969 г. в 10 часов 39 минут с космодрома Байконур был запущен космический корабль «Союз-4», пилотируемый летчиком-космонавтом В.А Шаталовым. Высота перигея орбиты 173 километра, апогея — 225 километров. После коррекции орбиты на 4-м витке высота перигея составила 207 километров, апогея — 254,8 километра.

Экипаж корабля «Союз-5» в составе командира корабля Б.В.Волынова, бортинженера А.С.Елисеева и инженера-исследователя Е.В.Хрунова стартовал с космодрома Байконур в 14 часов 14 минут 15 января 1969 г.

В момент запуска корабля «Союз-5» в 10 часов над районом Байконура проходил «Союз-4», пилотируемый В.А.Шаталовым. Космонавт Шаталов через иллюминаторы хорошо видел выведение нового корабля. Когда корабль «Союз-5» с экипажем на борту вышел на орбиту с максимальной высотой 253,4 километра и минимальной — 200 километров, начался групповой полет.

Командиры кораблей «Союз-4» и «Союз-5» доложили, что начали выполнение программы совместных экспериментов. Из космоса шла прямая телевизионная передача. Утром 16 января экипажи кораблей получили разрешение на выполнение эксперимента. Сначала корабли провели маневрирование с целью автоматического сближения. Потом включилась бортовая радиолокационная система поиска и наведения, обеспечивающая их автоматическое сближение.

Для этого космический корабль «Союз-4» был обеспечен «активной» системой стыковки, а корабль «Союз-5» — «пассивной». Через некоторое время началось сближение активного корабля с пассивным. Расстояние между кораблями всего 100 метров. Командир «Союза-4» В.А.Шаталов берет на себя управление. Он управляет работой бортовых реактивных двигателей и осуществляет ориентацию корабля для более точного подхода и стыковки с кораблем «Союз-5». В.А.Шаталов докладывает, что до корабля «Союз-5» остается 40, потом — 20 метров. И, наконец, долгожданный момент наступил. В 11 часов 20 минут 16 января 1969 г. стыковка в космосе двух пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» осуществлена.

Таким образом, на орбите Земли начала функционировать первая в мире экспериментальная космическая станция, состоящая из двух кабин космонавтов, двух орбитальных отсеков для научных исследований и отдыха космонавтов и двух приборно-агрегатных отсеков с общим объемом полезного помещения 18 кубических метров. Вес космической станции - 12 924 килограмма.

Следующим важным экспериментом этого полета был выход в открытый космос Евгения Хрунова и Алексея Елисеева и их переход в корабль «Союз-4».

Космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев в орбитальном отсеке с помощью Бориса Волынова надели скафандры. После этого Волынов перешел в отсек экипажа, закрыл за собой люк и стравил давление в орбитальном отсеке. Потом был открыт выходной люк. Первым из него вышел Хрунов, а за ним — Елисеев. Космонавты осмотрели станцию и провели научные эксперименты. В это время Владимир Шаталов уже открыл входной люк во втором орбитальном отсеке, он встретил своих друзей и помог им снять скафандры.

Космическая орбитальная станция продолжала полет до 15 часов 55 минут 16 января, и в это время была произведена расстыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Корабль «Союз-4» с космонавтами В.А.Шаталовым, Е.В.Хруновым и А.С.Елисеевым приземлился 17 января в 9 часов 53 минуты. Корабль «Союз-5» с космонавтом Б.В.Волыновым — 18 января. Космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев находились одновременно вне корабля в открытом космосе 37 минут. В условиях космического вакуума они пробыли около 1 часа.

Международная авиационная федерация высоко оценила подвиг советских летчиков-космонавтов В.А.Шаталова, Б.В.Волынова, Е.В.Хрунова и А.С.Елисеева. За выдающиеся научно-технические достижения и установление абсолютных мировых рекордов в результате полетов космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» они награждены дипломом ФАИ имени летчика-космонавта СССР В. М. Комарова и медалями Де ля Во.

Советские космонавты в этом полете установили абсолютные мировые рекорды наибольшего общего веса кораблей «Союз-4» и «Союз-5» в состыкованном состоянии (общий вес станции 12 924 килограмма), продолжительности полета этих кораблей в состыкованном состоянии — 4 часа 33 минуты 49 секунд и одновременного нахождения двух космонавтов (Е.Хрунов и А.Елисеев) в открытом космосе — 37 минут. Экспериментальные результаты полетов «Союз-4» и «Союз-5» определили новый этап в развитии космических исследований.

Советские летчики-космонавты совершили полет в космическом пространстве на более мощных и совершенных космических кораблях типа «Союз». Мы еще раз убедились, что космическая техника стареет быстрее, чем те, кто ее создает. На смену старым кораблям, которые уже нашли свое место в музеях и павильонах выставок, появляются новые корабли, предназначенные для выполнения более сложных научно-технических задач по планомерному освоению человеком космического пространства.

Осуществление важного научно-технического эксперимента на кораблях «Союз-4» и «Союз-5» - одна из вех на пути дальнейшего освоения космоса. Стыковка кораблей производилась при выполнении очень сложных технических задач: дальнее сближение (до расстояния 100 метров от пассивного корабля); ближнее сближение, в результате которого активный корабль должен занять определенное положение относительно стыковочного устройства и пассивного корабля; и далее - механический захват кораблей, жесткое их стягивание и соединение электрических цепей.

Для выполнения всех операций по стыковке в космосе двух космических объектов большое значение имеет бортовая и наземная радиотехническая и оптическая аппаратура, а также счетно-решающие устройства и другая техника системы управления. Так, например, продольная составляющая скорости должна находиться в пределах от 0,08 до 0,5 метра в секунду, поперечная составляющая скорости - 0,3 метра в секунду, угол рассогласования осей аппаратов должен составлять не более 10°, а боковое линейное смещение не должно превышать 0,5 метра.

Проведение первой в мире стыковки двух космических кораблей, создание первой в мире экспериментальной космической станции и осуществление одновременного перехода двух космонавтов из одного корабля в другой имеют огромное научное значение для выполнения всевозможных операций в космосе. Прежде всего по сборке и обслуживанию крупных орбитальных и межпланетных автоматических станций, заправке топливом, доставке продуктов питания, ремонту кораблей, по спасению и смене членов экипажей летательных аппаратов, оказанию технической и медицинской помощи и т.д.

Новые достижения в космосе стали возможны благодаря самоотверженному труду советских ученых и инженеров, умелой и тонкой работе наших производственников, благодаря отеческой заботе Коммунистической партии и Советского правительства. И эти успехи - залог того, что наши космонавты сумеют совершить новые подвиги в завоевании Вселенной в интересах всего человечества.

Корабли должны были состыковаться. Этого не произошло из-за ошибки Берегового - Хл.
далее
в начало
назад