The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

5-05-61
вернёмся в список?

о полёте Шепарда читай тут:
Т.Вулф
Г.Салахутдинов

Алан Шепард

Первое ручное управление КК. Первая посадка космонавта в КК.
5.05.1961

Американцы вчистую проиграли очередной этап космической гонки-первым человеком в космосе стал русский. Даже повторить такой полёт в 1961г им было нереально. По плану следовало выполнить 3 суборбитальных полёта. Спустя 3 недели после триумфа "Востока" первый американец побывал в космосе. Это достижение на фоне полёта Гагарина смотрелось бледно. Сравните:
высота полёта - в 2 раза меньше,
скорость - в 3 раза меньше,
вес КК - в 3 раза меньше,
продолжительность полёта - в 7 раз меньше,
длительность невесомости - в 12 раз меньше,
дальность - в 80 раз меньше!

Советские журналисты много раз приводили подобные сравнения и упрекали американцев в необъективности - шума-то сколько в Америке из-за такого пустяка! А между тем пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" действует во всех странах одинаково. О полёте Гагарина до его старта знали около тысячи человек. Страна узнала о своём герое, когда он уже пошёл на посадку. И это несмотря на заранее записанные на плёнку сообщения! Президент США Дж.Кеннеди, разбуженный посреди ночи, узнал эту новость раньше.

А.Шепарда в полёт провожала вся страна. 45 миллионов человек смотрели старт по телевизору, сотни тысяч приехали на космодром. Это очень впечатляет - всего за 15 минут человек поднялся в космос и успешно опустился за сотни километров от старта - и при этом на твоих глазах!

1.Что же успел сделать пилот за свой скоротечный полёт? Всё, что было запланировано. Самое главное - он управлял своим кораблём. Напомню - Гагарина от управления отстранили, за него всё решала автоматика. И даже в случае её отказа он должен был пройти "тест на разумность" - вскрыть конверт, прочитать код и набрать число "125". У Шепарда кодов и конвертов не было. Пилот на американских КК изначально был самой главной управляющей системой.


старт "Меркурия-3"

Каковы причуды истории! Всегда американская электроника превосходила советскую, была надёжной, компактной, совершенней. И были созданы удивительные космические аппараты-роботы. Но до сих пор на пилотируемых американских КК все ответственные операции выполняет космонавт.

Все советские КК, оснащённые "самыми тяжёлыми калькуляторами в мире", все маневры выполняют без вмешательства экипажа и лишь в крайнем случае космонавт берёт управление в свои руки. А на "Восток" ручное управление вообще ставить не хотели!

Такова сила инерции - всё пошло от первого автоматического "Востока" и управляемого пилотом "Меркурия". Даже после того, как NASA выделило кучу денег для разработки автоматической системы посадки "шаттла", посадку производит пилот.

Даже после того, как у российской космонавтики деньги кончились совершенно и появились предложения отказаться от автоматической системы стыковки "Курс" (стоит 1 млн $ !) и стыковаться вручную, от автоматики не отказались.

Какое же направление предпочтительнее? Сказать однозначно нельзя.

Американцы автоматическую стыковку так и не освоили и возят грузы на орбиту дорогущими шаттлами, зато стыковки у них всегда получаются. У нас же увлечение автоматикой привело к десяткам отказов, срыве многих экспедиций, но автоматические грузовики есть только у России!

В.Пономарёва (дублёр Терешковой) интересно рассуждает на эту тему. Дескать, изначально в СССР было недоверие к человеку.

Моё мнение несколько иное. Габариты "Меркурия" просто не позволяли увлекаться автоматикой. А "Восток" был лишь первым шагом к созданию королёвских "ракетных поездов", с автоматическими танкерами и грузовиками.

Так или иначе, а первым управлял КК Шепард. Он с помощью микродвигателей ориентировал его и при спуске стабилизировал в нужном положении.

Нельзя сказать, что СССР сильно отстал в управлении КК. Уже через 3 месяца Титов на "Востоке-2" успешно опробовал систему ручной ориентации.

2.Также впервые Шепард вернулся назад в своём корабле, без катапультирования. Что ни говори, а эти катапультирования на "Востоках" - вынужденный цирковой трюк, от которого отказались при первой возможности и больше никогда не планировались.


Амортизационные посадочные
устройства спускаемого аппарата
американского космического
корабля «Меркурий»:
3 — металлические соты
под креслом космонавта;
4 — надувной баллон из стеклоткани
под днищем спускаемого аппарата.

В СССР впервые посадка без катапультирования произошла только в 1964г, когда была применены ДМП (двигатели мягкой посадки)

Ещё Шепард первым приводнился. Но это большим достижением не назовёшь - тоже вынужденная мера. Все американские КК дошаттловской эпохи садились с большой скоростью, как и советские, поэтому целились в океан, где посадка помягче и наготове эскадры авианосцев во многих районах. Впрочем, для посадки на сушу тоже были придуманы разные меры - смотри рисунок.


Минуты после посадки - и новый полёт.
(доставка КК на корабль)
Уже через 2 месяца едва не произошла трагедия - "Меркурий-4" утонул (его подняли лишь через 38 лет), а Гриссом не отправился за ним лишь чудом.

А ещё Шепард первым фотографировал Землю из космоса. Вот что у него получилось.
Теперь О ГЛАВНОМ. Во многих книгах и на многих сайтах полёты "Меркурия-3" и "Меркурия-4" признаны некосмическими, а Шепарду и Гриссому отказано в звании космонавта (их счастье, что они слетали во 2-й раз, исправились). Так стоит ли вообще огород городить? Моё мнение: стоит! Да, эти "Меркурии" не выходили на орбиту и не совершали Орбитальный Полёт, но в космосе-то они были! Маловато этого, чтобы называть аппарат космическим кораблём, а их пилота Участником Космического Полёта - очень скоро самолёты при полётах из Европу в Австралию будут забираться в космос, но орбитальных скоростей они не достигнут. Но всё дело в том, что Шепард и Гриссом были первыми (в Америке, конечно, про полёт Гагарина подробной информации почти не было), они были лучшими (из семёрки первых американских космонавтов отобрали троих), программу полёта они выполнили полностью и встали в конец очереди на полёт. Гагарин тоже мог бы полететь не столь удачно. Стал бы его подвиг от этого меньше?

Кстати, цитата из книги В.Пономарёвой:
«Полигон, 1960 год. Работаем для запуска человека в космос. Известно, что американцы форсируют свои "прыжки" на ракете, Сергею Павловичу это не нравится: «Что же, они "прыгнут" и будут первыми?! Надо подумать и дать точное определение, что такое пилотируемый космический полет». Георгий Михайлович Гречко (космонавт, а тогда молодой инженер, работавший в ОКБ Королева. — В. П.) реагирует быстро: "Пилотируемый космический полет — это такой полет в космосе, который совершали, совершают и будут совершать только русские"».

Что было после полёта? Много пишут, как Гагарин колесил по свету и покорял народы своим обоянием. И не пишут о том, что КК "Восток" был так засекречен, что даже фото его опубликовали только в 1967. Американцы поступили как раз наоборот - Шепард скромно ушёл в тень (правда, после триумфальной поездки по Америке) и продолжал подготовку , а "Меркурий-3" возили по свету. 26.05.1961 в Париже, 13.06.1961 в Риме... А родной городок Шепарда его земляки тут же переименовали в Спейстаун.