The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

ЗИВ 2-91Первые
вернёмся в начало?
К 30-летию
полета Ю. А. Гагарина


Первые мировые рекорды
в космосе
<
/div>

Возвращаясь и началу космической эры, я вспоминаю, спустя тридцать лет, первую встречу с Юрием Гагариным. Произошло это в феврале 1961 г. Меня вызвал генерал Н. П. Каманин. У него в кабинете сидели молодые офицеры: лейтенанты и старшие лейтенанты, а я тогда был уже подполковник. Каманин представил меня и говорит: «Вот спортивный комиссар, он будет регистрировать полетные рекорды, а это — будущие космонавты». Среди шести летчиков был Ю. Гагарин.

Официальное решение регистрировать космические рекорды было принято на 53-й Генеральной конференции Международной комиссии ФАИ (Международная авиационная федерация) в октябре 1960 г. Тогда в Барселоне собрались представители 22 стран, в том числе СССР и США, были разработаны и утверждены необходимые нормативные документы. В частности, для регистрации и мирового признания требовалось представлять в русском и английском вариантах на утверждение ФАИ «Дело о рекордном полете». Оформлением таких дел и утверждением их в Париже, где находится штаб-квартира ФАИ, я и занимался долгие годы.

В начале марта 1961 г. меня представили Главному конструктору С. П. Королеву, и я рассказал ему о регистрации космических рекордов. Эта идея понравилась Сергею Павловичу: «Это хорошо! Это отлично,— все выйдет и за рубеж!» Он сам был и планерист, и летчик, поэтому долго не пришлось объяснять ему специфику оформления всех бумаг.

Приближалось историческое событие. За три-четыре дня я прибыл в г. Куйбышев, где размещался штаб Приволжского военного округа. Затем перелетели в Саратов, там находилась оперативная группа поиска и спасения, рано утром 12 апреля уже были на аэродроме г. Энгельса. Там познакомились с врачом Виталием Георгиевичем Воловичем, кинооператором М. М. Рафиковым и специалистом по средствам спасения и жизнеобеспечения А. М. Бахрамовым. Все было готово к встрече. В ожидании находилось несколько групп поиска в вертолетах.

За день до старта в месте приземления выпал снег, но к полудню растаял. Погода была неустойчивая, это нас, конечно, сильно волновало. Но 12 апреля с самого утра по-весеннему засияло солнце. Кажется, сама природа радостно готовилась к знаменательному событию.

...По радио мы слышали, как Гагарин сказал: «Поехали!». Было 9 ч 07 мин. На старте Юрия Алексеевича провожал спортивный комиссар полковник В. А. Плаксин, мне поручили этап приземления...

В 9 ч 51 мин на корабле «Восток» включилась автоматическая система ориентации объекта. Затем в 10 ч 15 мин на борт поступила команда о подготовке к спуску. Через 10 мин автоматически сработала тормозная двигательная установка. Корабль «Восток» уменьшил скорость полета, начал понемногу тормозить в атмосфере и сходить с орбиты. После отделения приборного отсека спускаемый аппарат, где на протяжении всего полета находился космонавт, вошел в плотные слои атмосферы. Пропала невесомость, из-за резкого торможения на космонавта навалилась восьмикратная перегрузка. На внешней стороне бушевало пламя, обгорали антенны. Связь с космонавтом прекратилась, поэтому мы не могли ничего знать о его состоянии и самочувствии. Если бы даже антенны уцелели, все равно радиоволны не могли пройти через плазменное облако, образовавшееся в результате разогрева окружающего воздуха. На высоте семи километров раскрылся тормозной парашют, а затем отстрелилась крышка люка и автоматически была введена парашютная система посадки — скорость снижения уменьшилась заметно. Пиропатроны выстрелили катапультируемое кресло вместе с находящимся в нем космонавтом. Он отделился от кресла и начал снижаться на собственном парашюте. Все эти операции осуществлялись автоматически (страховка на случай, если космонавт не сможет управлять спуском).


12 апреля 1961 г. В кабине само-
лета «ИЛ-14». Перелет из г. Эн-
гельса в г. Куйбышев. Слева на-
право: В. Г. Волович, Ю. А. Гага-
рин, И. Г. Борисенко
Фото из архива И. Г. Борисенко

Наконец, в 10 ч 55 мин гражданин СССР Ю. А. Гагарин, облетев с первой космической скоростью земной шар и полностью выполнив программу полета, приземлился в заданном районе, в 26 км юго-западнее г. Энгельса, вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Замечательное совпадение: именно в Саратове Юра проложил дорогу в небо, здесь в аэроклубе он начинал летать, когда еще учился в техникуме, отсюда пошел учиться в Оренбургское авиационное училище... А теперь саратовская земля принимала космический экзамен у своего упорного ученика.

Когда мы прилетели на вертолете к месту посадки, там уже собралось много людей, все были радостно возбуждены. Мы бросились к спускаемому аппарату, у которого стоял улыбающийся Гагарин. Горячие объятия, поздравления... То были самые счастливые минуты и в моей жизни. Этот день можно было сравнить с праздником в Берлине 9 мая 1945 г. Хотя я и знал, кто передо мной, все же как этого требует Спортивный кодекс, попросил космонавта показать удостоверение, записал номер и дату выдачи, зарегистрировал в специальном бланке фамилию, имя, отчество, дату и время приземления, проверил опознавательные знаки аппарата, на котором была надпись «Восток — СССР». Здесь же на месте приземления были зарегистрированы три первых абсолютных мировых рекорда: продолжительность полета (108 мин), высота (327,7 км) и максимальный груз, поднятый на эту высоту (4725 кг). Кроме того, Ю. А. Гагарин установил два Всесоюзных рекорда по радиосвязи: впервые в мире была осуществлена двухсторонняя связь по линии «Земля — Космос — Земля» в диапазонах коротких (9,019 и 20,006 МГц) и ультракоротких радиоволн (143,625 МГц).

Потом мы направились к космическому аппарату, забрали скафандр, бортовой журнал, вещи, некоторые приборы и возвратились к вертолету. Несколько минут полета — и мы на аэродроме. Цветы, крики «Ура!», «Первому космонавту мира — слава!..»

Наступает момент расставания, Гагарин приветливо улыбается, сердечно прощается с воинами и жителями гарнизона, заходит в самолет «ИЛ-14». И вдруг он спохватился: «А где часы, те, что были со мной в космосе, они пришиты к левому рукаву скафандра?» Когда принесли скафандр и отделили от него часы, Юрий бережно положил их в карман.

В самолете врач В. Г. Волович снова осмотрел космонавта, проверил пульс и давление. Здесь же в самолете мы с Юрой сфотографировались. Самолет взял курс на г. Куйбышев, где Гагарина ждали члены Государственной комиссии, друзья, корреспонденты и жители большого приволжского города. Оттуда 14 апреля Юрий Алексеевич Гагарин прилетел в Москву, где была устроена небывалая встреча первопроходцу космоса.

И. Г. БОРИСЕНКО,

Первый заместитель

председателя Федерации

космонавтики СССР