The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Зато мы делаем ракеты

"Знание - сила" №4 1991 год



БЕСЕДЫ О ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ

Зато мы делаем ракеты

За тридцать лет после полета Юрия Гагарина в историю космонавтики впи­сано немало славных имен. Среди них — Константин Петрович Феоктистов. Из­вестный конструктор и космонавт мог бы рассказать много интересного о дости­жениях своих коллег. Но интересно и другое. Беседу с Константином Петро­вичем начнем с вопроса:

— До космоса ли нам сейчас, при нынешнем положении в стране, позволи­тельно ли расходовать на него столько сил и средств? Во времена, которые те­перь называют застойными, это было нам по карману. А теперь?

— Еще сравнительно недавно, хотя жизнь была и жестокой, и неправед­ной, и унизительной, наше полунищен­ское существование как-то балансирова­лось. Тоталитарное государство сводило концы с концами за счет того, что пла­тили всем, не исключая и функционе­ров, мало. Очень мало. И еще был нала­жен контроль, чтобы не печатали лиш­них денег.

Наша экономика никогда не была особенно сильной, но мы считали необ­ходимым наращивать военные мускулы, позволяли себе роскошь изображать передовую державу.

В космонавтике поначалу это было не так уж и трудно, обходилось не слишком дорого, ибо речь тогда шла о штучном производстве. Единичные ракеты, еди­ничные космические аппараты.

Был такой случай. Когда задумывали «Восток», нам пришла в голову идея сде­лать его в виде шарика. По замыслу вроде бы очень хорошо. Но понадобилось делать новые штампы, а время поджима­ло, торопило. И пришлось рабочим вы­колотить макетные образцы вручную. Когда все делается кустарно, то почему не оказаться и впереди, если есть головы и трудолюбие? Поэтому космические про­граммы обходились нам тогда не слиш­ком дорого.

Сейчас положение резко ухудшилось. Во-первых, современные технологии тре­буют больших затрат. Во-вторых, в пере­ходный период, когда экономика, мягко говоря, хромает на обе ноги, достаточно нескольким заводам сорвать задание — и производство в целой отрасли проваливается. Тут уж никаких денег не хва­тит. Особенно, если транжирить их на никчемные работы типа «Буран», на ко­торый израсходовали уже больше пят­надцати миллиардов рублей и продол­жаем в том же духе, отвлекая сотни тысяч людей от производства необходи­мой народу продукции.

— Те, кто близко связан с програм­мой «Буран», утверждают, что она очень много дала для народного хозяйства. Одних только технических и технологи­ческих новинок, пригодных для граждан­ского производства, насчитывают десят­ки. И, дескать, если даже толку от этой машины не больше, чем от козла молока, колоссальный хвост в научно-техниче­ском прогрессе окупит сторицей все затраты на нее.

— А вам не говорили, где уже при­меняются эти «выгодные для промышлен­ности новинки»? Мне такое не известно.

Давайте посмотрим правде в глаза. Наш «Буран» родился из пресловутого стремления «догнать и перегнать Амери­ку». Мы не заметили или не захотели заметить, что американские генералы от космоса тоже блефуют, когда говорят о «техническом скачке», полученном промышленностью за счет осуществления лунной программы или «Шаттла».

21 июля 1969 года мы все глядели на Луну с необычными, новыми для нас ощущениями. Вроде бы как всегда висит в небе это воспетое поэтами светило. Но сейчас там ходили люди — Армстронг и Олдрин...

Самовосприятие людей — и верующих, и атеистов — стимулирует их к поиску нового, к расширению сферы понимания, действий и жизни. Правда, часто это проявляется в чисто геометрическом смысле: дальность путешествия, высота телебашни, царь-пушка, царь-колокол, царь-ракета... Это обычное, психологиче­ское, хотя логически и неубедительное представление: раздвигая границы до­стижимого, мы получаем возможность узнать больше о мире и, может быть, о своем месте в нем, о самих себе. Для большинства людей это представление и было движущей силой лунного проекта.

Понятна и естественна тогдашняя эйфория разработчиков проекта и, навер­ное, большинства американцев: «Мы на Луне, а не эти прозябающие в своих догмах и иерархических структурах рус­ские, которым лишь благодаря какому-то чуду удалось временно захватить лидерство и запустить первый искусственный спутник Земли, осуществить полет Гага­рина. Теперь все наконец встало на свои места. Наш престиж восстановлен!»

Так началась реализация лунного про­екта. За три последующих года амери­канцы высадили на Луне шесть экспеди­ций. Двенадцать человек прошли и про­ехали по ее поверхности около ста ки­лометров, на Землю доставили без мало­го 400 килограммов лунных камней. Ну и что? Кроме как на сувениры и для рекламы, эти камни никому не пригоди­лись, никому, за исключением, может быть, геологов и геохимиков, принципи­ально новой информации не дали. Ничего принципиально нового человечество не узнало.

Думается, что даже для богатых аме­риканцев 25 миллиардов долларов за такое космическое шоу лишь ради пре­стижа — слишком дорогая цена. Ведь в убыток надо бы списать и те программы, которые с намного большей пользой мож­но было бы осуществить на эти огром­ные средства.

Я совсем не хочу принизить велико­лепно выполненную инженерную работу американцев. За время осуществления лунной программы американцы в резуль­тате большой и хорошо скоординирован­ной работы создали не только корабль «Аполло» и ракету «Сатурн-5», но и гигантскую производственную и экспери­ментальную базу. Это и огневые стенды для отработки ракетных двигателей, и оборудование для подготовки ракет и ко­раблей к запуску, и многое другое. Но, обратите внимание, все это после 1972 года, как правило, не использовалось, не имело продолжения. Лунная программа оказалась тупиковым путем. С моей точ­ки зрения, это пример неправильно вы­бранной цели.

То же самое можно сказать и о про­грамме «Шаттл». Его «родители» обеща­ли создать дешевое транспортное сред­ство, способное за десять миллионов дол­ларов доставлять на орбиту тридцать тонн полезного груза. Уже с самого нача­ла эти расчеты вызывали сомнения.

Прошли годы, и что же? Не десять, а триста миллионов приходится тратить на каждый полет корабля. Ничего себе ошибочка — в тридцать раз! Нам достав­ка грузов на орбиту на наших старых носителях обходится раз в тридцать — сорок дешевле. Зачем же нам было повто­рять этот безумный шаг и делать свой «Шаттло-Буран»?

— Хотя бы ради космического сорев­нования.

— Какое же это соревнование? «Шаттл» летает несколько лет, а мы уже третий год готовимся ко второму поле­ту «Бурана».

Да и зачем соревноваться в этом деле? Кому и что докажем? И никогда ничего не доказывали. Удивлять — удивляли. Шокировать — шокировали. Но кого? Журналистов, которые хотели быть шо­кированы, обывателя, который не пони­мает, что все эти штучки военно-космического комплекса оплачиваются из его кармана?

Нельзя сказать, что соревнование это не помогало нам, инженерам, получать финансирование для наших проектов. Мол, мы можем первыми послать в кос­мос человека. «Не может быть!» — «Да вот же, просто, как яйцо».— «Хорошо, дадим немного денег». — «Можем стрель­нуть шариком на Луну». — «Валяйте». И так далее.

Другими словами, соревнование было в интересах тех, кто участвовал в созда­нии космической техники, в космических исследованиях. И это в какой-то мере было небесполезно, потому что служило продвижению человечества вперед. Дру­гое дело, что выделявшиеся на космос средства часто использовались недоста­точно эффективно. К тому же больше двух третей космических ассигнований уходило на военный космос.

Я, скажем, отнюдь не против спутни­ков-разведчиков. Хотя, конечно, есть что-то непорядочное в подглядывании друг за другом. Но что остается делать? Такое уж нынешнее время. XX век не однажды демонстрировал человечеству, как уго­ловники и маньяки захватывали власть или просачивались к ней и потом с по­мощью террора и оболванивания сооте­чественников пытались захватить сосед­ние государства. События в Персидском заливе — не единственное тому подтверждение. Так что спутниковая развед­ка в наше время, наверное, необходима. Более того, было бы неплохо создать международную систему космических ап­паратов для круглосуточного и всепо­годного наблюдения поверхности суши и океанов, воздушного пространства и под­водной обстановки. Для современной кос­мической техники это вполне возможно. Такая система, открытая для всех, позво­лила бы заинтересованным людям из раз­ных стран, а не благополучным и рав­нодушным чиновникам, контролировать подозрительные передвижения войск, во­енные приготовления. Таким образом, можно будет охладить воинственный пыл гангстеров, пробравшихся к власти, и заблаговременно приготовиться к отра­жению агрессии или даже остановить ее подготовку.

Современная космическая техника в принципе дает возможность создать та­кую систему контроля, которая будет способствовать стабилизации между­народной обстановки, снимать напряжен­ность и в результате позволит больше тратить средств и сил на гражданское производство, на благосостояние на­родов. Причем важно и то, что рас­ходы на создание и эксплуатацию такой системы могло бы нести все мировое сообщество.

Однако средства и здесь надо тратить разумно. Мне кажется, что сейчас мы запускаем слишком много одноразовых спутников-разведчиков, которые рабо­тают очень короткое время. Отснял фотопленку и вернулся. Основа же раз­ведки должна быть другой. И она есть. Ее условно можно назвать телевизион­ной. То есть телевизионный спутник-разведчик записывает на борту изобра­жение и передает его на Землю. Это и эффективней, и дешевле.

Надо еще отметить, что слишком много денег идет на содержание назем­ных средств обслуживания космических полетов, десятков наземных пунктов уп­равления и связи. С них или через них выдают команды, на них принимают и анализируют телеметрическую инфор­мацию. Причем делается это зачастую «врукопашную».

На каждом таком пункте приходится иметь антенны, приемники, передатчики, мощное энергохозяйство и линии связи. Расположены наземные пункты обычно в глухих местах, в тайге, пустыне. За нищенскую зарплату туда по доброй во­ле никто не едет. Держат там тысячи солдат и офицеров. Уйти от этого мож­но, если максимально автоматизировать космические аппараты, чтобы они сами анализировали свою работу, оценивали обстановку и находили правильные реше­ния во время нештатных ситуаций. Это даст им возможность летать автоном­но, с минимумом линий связи между ними и Землей. Да вот беда, наши бортовые компьютеры слишком при­митивны. Даже ширпотребовские «персоналки» мощнее, дешевле и надежнее.

— Стало быть, вы за продолжение космических программ? На какие же из них, по вашему мнению, скупиться все же не стоит?

— Пока еще нет сложившегося едино­го мнения о наиболее важных направ­лениях человеческой деятельности в кос­мосе. Лозунги типа «марсианская экс­педиция воодушевляющая цель», «сделаем впечатляющий рывок в освое­нии космоса», «откроем перспективу...», «освоим Солнечную систему» нередко подменяют продуманные и логически обоснованные предложения в выборе дальнейшего продвижения вперед.

Советские ученые, работающие в об­ласти фундаментальных наук, считают необходимым в ближайшее десятилетие по-прежнему направлять усилия в основ­ном на изучение околоземного косми­ческого пространства, исследований маг­нитосферы Земли, солнечно-земных свя­зей, Солнца, его короны и на другие астрофизические исследования с по­мощью автоматических аппаратов.

К настоящему времени наибольший успех в космических работах выпал на долю сравнительно небольших автомати­ческих аппаратов для исследований Все­ленной. С их помощью получена уникаль­ная, принципиально новая информация: подтверждено существование «черных дыр», обнаружены процессы перетека­ния вещества в некоторых двойных звездных системах, обнаружена аккре­ция на «черные дыры» и нейтронные звезды.

— Вот и советская внеатмосферная обсерватория «Гранат» обнаружила — впервые в мире! — неподалеку от центра Галактики мощный источник аннигиляционного излучения.

— Мне не довелось еще видеть сами материалы этих исследований, а судить лишь по газетным сообщениям я не считаю возможным.

Конечно, и прикладные, и исследова­тельские космические программы об­ходятся недешево. Однако если выбирать цели работ, не делать ненужных, бросо­вых работ, мы смогли бы внести свой вклад в общую программу работ чело­вечества по исследованию и использова­нию космоса.

— Но так ли уж это нам необходимо при пустых-то полках магазинов?

— Я все же не склонен отказывать­ся от мудрой истины «не хлебом единым...» Противопоставлять прагма­тичные устремления естественному же­ланию людей расширить сферу своей деятельности, больше узнать о Вселен­ной и о нашем месте в ней было бы неправильным. Более разумным представляется сочетание исследований окружающего мира с желанием удов­летворить насущные нужды советских людей. Космонавтика может оказаться здесь весьма полезной. Например, в Аме­рике, Японии, Австралии, Западной Евро­пе спутниковая связь обеспечивает мил­лионы телефонных каналов. А у нас? Все­го несколько тысяч. В соседний город докричаться легче, чем дозвониться. Это наносит вред народному хозяйству. За­траты на создание спутниковой связи меньше потерь, которые наносит ее практическое отсутствие.

Не избежать расходов на спутниковую метеорологию, навигацию для судов, самолетов, наземного транспорта, систе­му помощи терпящим бедствие на суше и море, и уж, конечно, не обойтись без космической разведки полезных ископае­мых, без контроля за экологической обстановкой, в чем мы все кровно заинте­ресованы.

И наконец, нельзя прекращать рабо­ты по орбитальным станциям. Это едва ли не единственное место в космиче­ской, да и вообще технике, где мы пока держим лидерство. Наши работы доказа­ли, что человек может долго жить и работать в условиях невесомости. Но обольщаться успехами нам все же не стоит. Это работа пока еще только на себя. Практических, производственных, если хотите, результатов пока нет.

Все-таки есть надежда, что невесо­мость и вакуум можно выгодно исполь­зовать для недоступного в земных ус­ловиях производства сверхчистых био­логических препаратов, кристаллов, опти­ческого стекловолокна. Однако до сих пор дальше разговоров о том, что косми­ческие заводы могут дать миллиардные прибыли, дело не идет. То, что сейчас делается в этом направлении на борту космической станции, серьезным не на­зовешь.

Этот упрек, конечно, и ко мне от­носится. Но в основном вся наша энер­гия уходила на то, чтобы «пробить» са­му станцию, соответствующие корабли. Как только речь заходила о том, чтобы оснастить их современной исследователь­ской, экспериментальной техникой, мы упирались в жесткое непонимание со сто­роны начальства. А ему лишь бы галочку поставить, доложить о запуске очередной станции. Остальное — «мелкие подроб­ности», они не служат переползанию вверх по карьерной лестнице.

По-прежнему технологические экс­перименты ведутся примитивно, в неболь­ших ампулах. Но если уж замахиваем­ся на промышленное производство в кос­мосе, то надо на орбите создавать экс­периментальные заводские установки. Пусть измененные, уменьшенные, но заводские. Нам говорят, что для них по­надобятся энергетические мощности в десятки киловатт. Так в чем же дело? Давайте на этом и сосредоточим уси­лия, а не на показухе, давайте решать эти задачи по-инженерному, создадим твердую и широкую программу эксперимента, который докажет, действи­тельно ли имеет смысл строить орби­тальные заводы. Подведем баланс в руб­лях: расходы — доходы.

— Разве таких расчетов нет?

— Есть. И даже слишком много. Но все они взяты «с потолка» и служат лишь для обмана высочайших лиц. Для этого же существуют и закрытые вы­ставки: «Полюбуйтесь: вокруг развал, неразрешимые конфликты, а у нас де­ла — лучше не придумаешь». И действи­тельно, придумать лучше трудно. Доказа­тельств же, исходных технических дан­ных, которые позволили бы проектиро­вать орбитальные заводы и их строить, у нас до сих пор нет.

— А нужно ли и можно ли строить в космосе большие станции, такие, на­пример, как орбитальная станция «Фридом», сооружение которой американцы предполагают начать в 1994 году?

— Если собирать ее из отдельных мо­дулей, то можно собрать достаточно большую. Но ею трудно будет управлять. Громадные размеры конструкций, на ко­торых размещены жилые помещения, заправочные станции, производственные помещения, солнечные батареи, транспортные корабли, приведут к значитель­ным моментам инерции и затруднят ориентацию таких сооружений. Слишком большая запрограммированность кон­струкций таких станций ограничит воз­можность развития и совершенствования их производственной и исследователь­ских программ. Прибавьте сюда, что включение производственных помещений в единую конструкцию приведет к возрастанию уровня микрогравитации в этих помещениях, что, скорее всего, скажет­ся на качестве получаемой продукции. А размещенные тут же заправочные емкости, наполненные, как правило, самовоспламеняющимися компонентами, сложная гидросхема приема топлива от кораблей-заправщиков и заправка або­нентов в общей конструкции весьма не­безопасны. Надо бы этого избежать. С другой стороны, основной «цех», вспо­могательные производства, жилье долж­ны находиться близко друг от друга.

Есть несколько вариантов устране­ния этих трудностей и противоречий. Один из них — создать в космосе стан­цию-облако, состоящую из нескольких автономных частей, таких, например, как базовый жилой блок, производствен­но-лабораторный, заправочный модули. Они должны летать на одной орбите, не слишком удаляясь друг от друга, оставаясь на расстояниях где-то в пределах десяти — ста километров.

Необходимые для реализации такой схемы технические средства — системы определения относительных расстояний и радиальных скоростей нужной точности и системы координатных двигателей — уже существуют.

— Константин Петрович, а что вы ду­маете об орбитальных электростанциях? Неужели это осуществимо уже в ближай­шее время?

— По крайней мере, это одно из воз­можных направлений развития космиче­ских работ в интересах человечества, удовлетворения его насущных нужд.

Солнечную энергию превратить в электрическую можно разными способа­ми. Наиболее простое и естественное в нашем случае — это использование полу­проводниковых преобразователей.

Для создания солнечных орбиталь­ных электростанций придется научить­ся собирать в космосе гигантские кон­струкции, которые должны быть легки­ми. С панели площадью в сто квадрат­ных километров можно снимать мощ­ность около десяти миллионов киловатт и затем передать эту энергию на Землю. Для солнечных батарей таких размеров нельзя использовать современные пла­стинки солнечных батарей. Это получи­лось бы слишком тяжело и дорого. Но в последние годы не без успеха ведутся работы по созданию легких пленочных батарей, масса квадратного метра кото­рых может не превышать нескольких сот граммов.

Солнечные орбитальные электростан­ции были бы рентабельными, составляй масса квадратного метра панели с уче­том массы ферм и других элементов конструкции примерно килограмм. Это вполне достижимо. Но и в этом случае масса станции мощностью 10 миллио­нов киловатт составит около 100 ты­сяч тонн!

Создание орбитальных электростанций может оказаться рентабельным, только если мы сумеем создать пленочные сол­нечные батареи и действительно деше­вые, и действительно многоразовые транспортные средства для доставки гру­зов на орбиту. И тогда затраты на ки­ловатт мощности орбитальной электро­станции составили бы две-три тысячи рублей.

— Но ведь это, если не ошибаюсь, в полтора-два раза дороже, чем у атом­ных, в два — два с половиной раза, чем у гидроэлектростанций, и в четы­ре — шесть раз дороже, чем у теп­ловых?

— Ну и что? Орбитальные электро­станции не расходовали бы природных ресурсов и через несколько лет эксплуа­тации смогли бы оказаться рентабель­ней и тепловых, и атомных. А главное — эти станции будут экологически чисты­ми.

— Все это очень заманчиво. Но опять встает вопрос: а под силу ли все эти грандиозные проекты нашей разва­ливающейся на глазах экономике?

— В нынешнем ее состоянии, безуслов­но, нет. Выход видится в решитель­ном переходе на рыночные отношения. Думаю, что и ракетно-космическая про­мышленность не должна составлять ис­ключения. Необходимо отделить заказ­чика от исполнителя, которого нужно освободить от административного гнета могущественного ведомства. Если у госу­дарства или группы богатых благодете­лей появились деньги на какие-то ис­следования или акции, оно объявляет конкурс среди независимых фирм. По­этому я считаю, что приватизация пред­приятий промышленности должна проис­ходить и в космической технике, и вообще в военно-космическом комплексе.

Единственное, чего я боюсь, — что с помощью различных манипуляций пред­приятия окажутся частным имуществом их современных хозяев, этаких удель­ных князьков и князей. А среди них — и это смущает меня больше всего — немало нечестных людей. Это очень опас­но для нормального функционирования экономики. Ведь там, где недобросовест­ность, неизбежны срывы и кризисы.

Тем не менее нужна приватизация. Военным требуются хорошие ракеты — пусть заказывают и покупают. Фирмам, конечно, такие заказы выгодны. Они су­лят большие прибыли. Но за них еще на­до побороться. А вдруг не получишь, и тогда вылетишь в трубу. У нас же до сих пор предприятие, попавшее в «оборон­ку», щедро финансируется в любом слу­чае — выпускает что-то путное или нет, безразлично. Не потому ли те, кого воен­но-промышленный комплекс кормит, по­ит, одевает и обеспечивает прочими бла­гами, так противятся развитию в стране рынка? Но и им пора понять, что «за кота в мешке» больше никто платить не будет. Просто-напросто нечем. Кончи­лись деньги, которые можно было пускать на ветер.

В заключение хочу сказать, что не мо­гу не согласиться с теми, кто утверж­дает, что сегодня наши потуги на лидер­ство в современной науке и технике выглядят по меньшей мере смешными. Это бьет по самолюбию, больно и обидно. Но страна очутилась в такой трясине, дай бог выбраться. И космонавтика в какой-то мере могла бы этому спо­собствовать, если очистить ее от показушной шелухи, чрезмерной военизации, если перевести ее на деловую основу.

Беседу вел Г. ВЕРШУБСКИЙ