The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Ветров 19
вернёмся в библиотеку?



19. Жажда простора

Успехи в период работы в спецподразделении НКВД доставались Королеву немалой ценой. В проекте плана группы № 5 на 1944 г. он писал: «Следует особо отметить, что при существующем в данное время положении группа № 5 эффективно продолжать свою работу не может.

До сих пор работы группы велись как инициативные и ни по одной из тем нет утвержденного задания и согласованных с заказчиком тактико-технических требований. Работы группы не связаны с планом опытных работ НКАП и смежных организаций.

Производственные и экспериментальные работы выполнялись до сего времени на заводах № 22 и № 16 в порядке единичных, скорее даже случайных заказов, что не может являться нормальным при проведении опытных работ» [164, с.4].

Отметив, что работе группы не придавалось самостоятельного значения, Королев далее высказал мнение, которое в наибольшей степени отвечало особенностям его характера и отражало, наверное, самые сокровенные замыслы и желания — обретение самостоятельности и жажду простора: «Выполнение плана группы в 1944 г. возможно при наличии необходимых условий, в первую очередь, так сказать, легализации или признания группы как технической единицы, обеспечения производственной базой по линии НКАП и проведения ряда соответствующих организационных мероприятий».


Фрагмент письма С. П. Королева П. В. Дементьеву. 1944 г.
Из фондов архива Мемориального музея космонавтики

Эта тенденция Королева к самостоятельности и расширению масштаба работ особо отчетливо отразилась в его письме на имя заместителя наркома авиационной промышленности П. В. Дементьева, которое он написал 30 сентября 1944 г., вскоре после освобождения из-под стражи со снятием судимости. Непосредственным поводом для этого письма послужило решение НКАП о создании ОКБ-РД под руководством В. П. Глушко, в состав которого вошла группа № 5, получившая статус КБ по реактивным установкам (КБ-РУ), которое возглавил один из сотрудников группы Осипов. Королев был назначен заместителем Главного конструктора ОКБ-РД.

Обратив внимание Дементьева на временный характер задания КБ-РУ («предположительно для окончания летных испытаний самолета Пе-2, оборудованного реактивной установкой с двигателем РД-1») [195], Королев подробно описал все проектные проработки группы по различным вариантам использования РУ, о чем речь шла в предыдущих главах. Он также упомянул о работах, выполненных им в РНИИ, по реактивным аппаратам различных типов. Королев высказал в письме такое мнение: «Сейчас группа передана в моторное КБ, не соответствующее профилю проводимых работ». И далее предложил: «В настоящее время было бы целесообразным реорганизовать группу в самостоятельное конструкторское бюро на одной из производственных баз в системе Главного управления НКАП по ракетной технике. В тематику работ КБ могут войти работы из числа перечисленных выше, причем наибольший интерес представляет тема: одномоторный истребитель с бензиновым мотором и РД и реактивной установкой по спецсхеме».

Было и предложение, которое привлекает особое внимание, если учитывать последующее развитие событий: «Несомненно, что особое значение представляет разработка реактивной автоматически управляемой торпеды для поражения весьма удаленных площадей по типу немецких боевых ракет».

Как известно, хотя и не сразу, но такое решение было принято, и Королев возглавил с августа 1946 г. коллектив ракетного конструкторского бюро, работавшего в тесной кооперации с КБ по двигателям (В. П. Глушко), по системам управления (Н. А. Пилюгин, В. И. Кузнецов, М. С. Рязанский), наземному оборудовании (В. П. Бармин) и другими КБ и НИИ. Так что существует определенная преемственность задач, изложенных в письме Королева, с его последующей деятельностью. В связи с этим цитированный документ является одним из узловых для изучения творческого пути Главного конструктора. Правомерность таких выводов подтверждают материалы, отправленные вскоре Королевым в НКАП, содержащие развернутые соображения по всем вопросам, связанным с работой предлагаемого им КБ по ракетной технике. Новое обращение в НКАП было, судя по сопроводительному письму на имя Дементьева, ответом Королева, имеющим прямое отношение к его письму Дементьеву от 30 сентября 1944 г.: «По Вашему распоряжению представляю материалы по работам, проводившимся мною по крылатым ракетам (1932-38 гг.), по ракетному планеру (1937-38 гг.) и модификации самолета Пе-2 с реактивной установкой с двигателем РД-1 (1943-44гг.).

Одновременно представляю предварительные соображения о дальнейших работах конструкторского бюро реактивных установок в г. Казани» [196, с.5].

Королев был убежден в необходимости решения поставленных им вопросов и в то же время опасался, что в документах не сумеет достаточно полно и последовательно отобразить свою уверенность, поэтому счел нужным закончить цитируемое письмо так: «Прошу Вас вызвать меня для личного доклада».

Прежде всего несколько слов об обзоре по крылатым ракетам, отправленном в НКАП. Этот обзор имел целевое назначение — привлечь внимание к такого рода работам, и в изложении Королева обзор представляет самостоятельный интерес как документ, определенным образом характеризующий Королева.

В обзоре дается сравнение крылатой ракеты с баллистическим снарядом и приводятся впечатляющие данные. Например, при стрельбе под углом 75° дальность снаряда 2,2 км, ракеты 19,2.

Королев не преувеличил значение выполненных работ (хотя это было явно выгодно) и отметил, что работы носили чисто экспериментальный характер. Вместе с тем по каждому объекту отмечался официальный характер выполняемых заданий и указывались организации, выдавшие технические задания. Обзор работ был обстоятельным. Указывались особенности эксплуатации объектов, их тактико-технические характеристики и достигнутые результаты работ. Говоря об организации работ, Королев не забыл назвать своих ближайших помощников: по пороховым ракетам — М. П. Дрязгова, по жидкостным ракетам — Е. С. Щетинкова, по автоматике — С. А. Пивоварова, по устойчивости — Б. В. Раушенбаха.

К письму в НКАП прилагался также оперативный план мероприятий по созданию Ракеты Дальнего Действия (все три слова в изложении Королева начинались с прописных букв).

Прежде всего предлагалось утвердить проект предварительного задания на разработку РДД. Сроки были буквально фронтовые: Королеву предлагалось представить на рассмотрение эскизный проект ракеты через 30 дней с момента начала работ по этому заданию, ориентировочно к 1 декабря 1944г., реорганизовать с 1 ноября с. г. КБ РУ завода № 16 в спецбюро. Составу КБ до реорганизации предлагалось срочно собрать оставшийся материал в НИИ-3 по крылатым ракетам дальнего действия.

В оперативном плане предусматривалась организация производственной и экспериментальной базы Спецбюро, выдача заданий смежным организациям по созданию систем автоматического управления РДД. Особенно подробно оговаривались вопросы по созданию пороховых шашек крупных размеров — разработке их технологии (называлась организация), изготовлению специального оборудования для этих шашек (конкретная организация также названа), указывались сроки поставок.

Хотелось бы обратить внимание на пункты оперативного плана, которые позволяют заключить, что в Спецбюро, кроме пороховых ракет, предусматривалась разработка и жидкостных ракет: «... Кислородному Главку (Капица) обеспечить в 1945 г. Спецбюро жидким кислородом по техусловиям и в количествах по заявкам последнего.

... Главному управлению снабжения НКАП предусмотреть на 1945 г. для Спецбюро этилового спирта в количестве 50 тонн».

В приложении к оперативному плану Королев привел списочный состав сотрудников, которых он хотел бы привлечь к работам по РДД, в том числе не только сотрудников ОКБ-РД, но специалистов из других организаций. Среди сотрудников, работавших с ним в РНИИ, в списке был Б. В. Раушенбах.

Приводилась также структура будущего Спецбюро по РДД. В него входили бригады: общих расчетов и компоновок, пороховых агрегатов и стартовых устройств, жидкостных агрегатов и топливных систем, конструкций планеров, производственно-технологическая; лаборатории: автоматно-приборная и испытательная. Общее количество работников Спецбюро без производственных рабочих и обслуживающего персонала — около 60 человек.

Просьба о реорганизации КБ-РУ в Спецбюро по РДД тогда в НКАП не была поддержана. Но Королев получил возможность работать самостоятельно, вне текущих планов ОКБ-РД, над реализацией своих предложений, правда, только в форме проектных проработок.

В качестве первого этапа работ был подготовлен предэскизный проект пороховых ракет Д-1 и Д-2 [197}.

Ракета Д-1 была оперенным неуправляемым снарядом, ракета Д-2 имела крылья, систему управления и обладала большой расчетной дальностью. Выбор конструкции ракет и их характеристик не был случайным. В их основу положены экспериментальные работы прежних лет над однотипными объектами.

Ракету Д-1 предлагалось создать на базе широкоизвестного снаряда РС, проверенного в массовом изготовлении и в эксплуатации как в авиации, так и в наземных войсках в период Великой Отечественной войны. В основу ракеты Д-2 была положена схема 217/II, с которой проводились экспериментальные работы на полигоне в РНИИ в 1935-1936 гг.

Ракета Д-1, стартующая со станка длиной 5 м, предназначалась для решения в основном артиллерийских задач (ее можно было сравнить по весу разрывного заряда с артиллерией калибра 305 мм), но значительно превосходила последнюю в подвижности, мощности огневых налетов, простоте оборудования, производства. Уступала ракета Д-1, однако, артиллерии в меткости при поражении малых целей.

Ракета Д-2 по своей дальности превосходила дальность артиллерии, поэтому, как отмечалось в проекте, ее можно было рассматривать как боевое средство, позволяющее наращивать артиллерийский огонь, а также как средство, вступающее во взаимодействие с бомбардировочной авиацией оперативного тыла. Отмечалось, что по сравнению с последней ракета Д-2 имеет преимущества в независимости от атмосферных условий, скрытности сосредоточения, тактической внезапности и мощности огневых налетов, которые могут осуществляться в течение нескольких минут. Как и в отношении ракеты Д-1, для ракеты Д-2 отмечалась меньшая меткость, но выражалась уверенность в том, что по мере совершенствования автоматики меткость ракеты будет повышаться и не уступать прицельному бомбометанию с самолета. Ниже приведены характеристики ракет Д-1 и Д-2.


Вес снаряженной ракеты, кг

Вес реактивного топлива, кг

Наружный диаметр корпуса, м

Длина ракеты, м

Размах крыла, м

Размах стабилизатора, м

Дальность, км

    максимальная

    минимальная

Наибольшая высота полета, км

Вид старта

Д-1

1000

370

0,482

4,24



32

12,8

12,5

С направляющими

Д-2

1200

370

0,482

4,55

1,5


76

20

10,7

Вертикальный

В качестве ракетного топлива на первых порах предлагалось использовать существующие пороха (П-1). При замене порохов П-1 на пороха замедленного горения при пониженных давлениях (П-2) ожидалось существенное улучшение характеристик ракет Д-1 и Д-2. Дальность ракеты Д-1 увеличивалась до 60,5 км, ракеты Д-2 — до 115 км.

Ракета Д-1 (фрагменты)
Из фондов Архива РАН

1 — головка, 2 — промежуточная камера, 3 — днище, 4 — воспламенитель, 5 — камера, 6 — заряд, 7 — решетка, 8 — обтекатель, 9 — сопло, 10 — стабилизатор


Ракета Д-2 (фрагменты)
Из фондов Архива РАН

В проекте отмечалось, что предварительные исследования по применению для снарядов серии Д жидкого реактивного топлива позволяли ожидать увеличения дальности полета до 150 км. В эскизном проекте ракет Д-1 и Д-2, кроме комплекта чертежей общих видов и схем, имелось подробное описание конструктивных особенностей ракет и, что особенно важно, описание технологии изготовления отдельных элементов конструкций.

Ракета Д-1 была однокамерной, с неподвижными стабилизаторами. Снаряженная головная часть весила 200 кг. Указывалось, например, что корпус головной части отливался из специальной стали и для облегчения производства и снаряжения выполнялся из двух частей, соединяемых резьбой. Указывался тип сварки корпуса и дальнейшие варианты усовершенствования его производства. Особое внимание уделялось конструкции сопла и технологии его изготовления, вплоть до рекомендаций по его термообработке.

Ракета Д-2 была двухкамерной, снабженной четырьмя стреловидными крыльями малого удлинения. Органами управления служили аэродинамические и газовые рули. Между головной частью и корпусом помещался отсек автоматики, предназначенный для приборов автоматического управления полетом ракеты. Конструкция корпуса ракетной части позволяла осуществить последовательное горение ракетного заряда в камерах.

Камера сгорания ракеты Д-2 выполнялась так же, как камера ракеты Д-1, и отличалась только длиной. Днища ракет Д-1 и Д-2 были одинаковыми. Конструкция сопел тоже одинакова. Отличались они только размерами.

Отличительной особенностью крыльев являлась их большая стреловидность в плане, малое удлинение и тонкий профиль. Крылья располагались симметрично под углом 90° по отношению друг к другу и при планировании ракеты должны были находиться под углом 45° к горизонту.

Газовые рули предлагалось выполнить в виде каркаса, заполненного графитовой массой.

Старт ракеты Д-2 предлагалось производить с ровной площадки без станка. Для этого ракета должна была устанавливаться в вертикальное положение. Опорами служили четыре стойки, укрепленные на концах крыльев. Кратчайшее расстояние между ними было равно 1 м. Предусматривались стальные опорные стаканы, приваренные к концам стоек. Стойки укреплялись к крыльям с помощью заклепок, и ракета имела плавное сопряжение с их поверхностью.

При определении аэродинамических характеристик учитывалось, что ракеты не имеют выступающих частей в отличие от самолетных схем и имеют отделку поверхности не худшую, чем у современных самолетов. Были учтены интерференция между крыльями и фюзеляжем, а также масштабный эффект, характеризуемый числом Рейнольдса, и сжимаемость воздуха.

Для дозвуковой области аэродинамические характеристики ракеты Д-2 были рассчитаны по методам, принятым тогда для скоростных самолетов. Было сделано сравнение этих характеристик с результатами продувок ракеты 217/II, имевшей близкую аэродинамическую схему, и получены благоприятные результаты.

Коэффициенты лобового сопротивления фюзеляжа из-за отсутствия теоретических методов расчета были выбраны по баллистическим таблицам для артиллерийских снарядов. Для крыльев коэффициенты лобового сопротивления получены путем расчета по формуле Буземана с учетом трения и поправкой на интерференцию между крылом и фюзеляжем.

При сходе ракеты Д-1 со станка ее расчетная скорость составляла примерно 50 м/с. Работа двигателя длилась 3 с, за это время ракета приобретала скорость 828-854 м/с.

Ракета Д-2, стартующая вертикально, должна была осуществить с помощью рулей поворот с вертикальной траектории на наклонную при достижении скорости, достаточной для устойчивого полета ракеты. Полет с двигателем продолжался 6 с (при последовательном горении зарядов в двух камерах) и заканчивался на наклонной траектории, начальный угол которой при стрельбе на большие дистанции равен около 60°. Углы атаки крыльев с момента старта до перехода на планирование должны были оставаться равными нулю. Планирование должно было начинаться вскоре после прохождения ракетой вершины траектории, в момент, когда угол снижения по баллистической кривой становился равным углу планирования. По расчетам, такое совпадение углов и скоростей получалось на высоте 10 500 м при угле атаки крыльев 7°.

В проекте принято, что по тактическим соображениям скорость полета не должна была быть меньше 200 км/ч. Если при этом принять, что скорость планирования на всех высотах оставалась постоянной, равной скорости полета в момент перехода на планирование (расчетная скорость 222 м/с), то при этом получалась максимальная дальность 78 км. Расчеты показали, что для обеспечения такого режима планирования угол атаки должен уменьшиться с 7° на высоте 10 500 м до 2,5° у земли. В соответствии с этим режимом должна была задаваться программа для рулей от автомата скорости. В случае сохранения постоянным угла планирования, равного 10,7°, максимальная дальность получалась по расчетам 68 км.

Сокращение дальности полета могло достигаться увеличением углов планирования, а также с помощью изменения начального угла стрельбы, который при стрельбе на максимальную дальность принимался равным 60°.

В общих соображениях к проекту было сказано: «Ракетные снаряды серии "Д", рассматриваемые в данном эскизном проекте, задуманы как первый этап практических работ над дальними ракетами большой мощности» [197]. Это была не расхожая фраза, не риторический прием, чтобы произвести впечатление на оппонентов проекта. Во второй половине 1945 г. были завершены обширные исследования по пороховым ракетам, значительно более мощным, чем Д-1 и Д-2, с использованием новых предпосылок.

При существующих порохах давление в камере двигателя достигало 150 кг/см2, что вынуждало обеспечить соответствующую прочность корпусов, и по этой причине они получались тяжелыми.

В предисловии к новому исследованию Королев писал: «... Разработанный в последнее время порох НН, горящий при давлении в камере около 30 кг/см2, даст возможность значительно снизить вес корпуса пороховой ракеты. Это позволяет ожидать, что при дальности полета порядка 200-400 км пороховые ракеты, снаряженные порохом НН, смогут оказаться выгоднее жидкостных» [198, с. 67].

В новом исследовании, которое было предпринято с целью изучения перспектив зарядов НН и применения крыльев малого удлинения, приведены расчеты восьми вариантов ракет, четырех крылатых и четырех оперенных, и построены соответствующие зависимости. Для всех ракет был принят полезный груз одинаковым — 2000 кг, вес зарядов 6000, 12000, 16000, 20 000 кг. Рассмотрены двухкамерные и четырехкамерные конструкции.

Было принято, что все ракеты (и крылатые, и оперенные) имеют вертикальный старт. Поворот на наклонную траекторию с помощью аэродинамических и газовых рулей предполагался после достижения скорости, равной 1,2 числа Маха.

Расчеты показали, что дальность оперенных снарядов лежит в пределах 156-319 км, крылатых на 180-190% больше. При этом было учтено влияние на дальность кривизны Земли.

Королев также делал проработки вариантов конструкций с еще большими весами зарядов в короткой заметке «К вопросу о предельной дальности пороховых ракет с порохом НН» [198, с.104]. Вес зарядов принимался 50, 100, 200 т. В основу расчета траекторий было положено условие, что планирование ракет начинается с высоты 30 000 м. В расчетах учтено изменение веса крыльев в зависимости от изменения нагрузки на крыло. При этом Королев в этом разделе исследований ссылался на свою заметку, опубликованную в журнале «Техника воздушного флота», 1935 г., № 7.

Королев также прорабатывал вариант жидкостной ракеты Д-4 с начальным весом 1200 кг, с ЖРД с тягой 1200 кг и временем работы 80 с [199, с.5, 6].

30 июня 1945г. Королев вновь обратился в НКАП с предложением об организации Спецбюро по РДД [200]. На этот раз постановка задачи была более конкретной. Речь шла о разработке ракеты Д-2 как ближайшей задаче на 1945-1946 гг. В отношении комплектования Спецбюро кадрами и организации производственной и экспериментальной базы Королев повторил пункты предыдущей докладной записки от 1944 г.

Подчеркивая реалистический характер своих предложений о разработке ракеты Д-2, Королев одной из ближайших задач считал продувки в ЦАГИ моделей по заданиям Спецбюро.

Был в его записке один тезис, который совпал с планами правительственных инстанций: «Ознакомить ведущих работников Спецбюро с трофейной ракетной техникой и по возможности с последними английскими и американскими новинками в этой области».

8 сентября 1945 г. Королев в составе группы специалистов выехал в Германию. Его назначили главным инженером института, организованного для изучения и обобщения опыта создания ракет дальнего действия. Возвратился он из Германии в должности Главного конструктора ракет дальнего действия.

вперёд
в начало
назад