The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Ветров 10
вернёмся в библиотеку?



10. Собственное мнение

Вскоре после конференции Королев опубликовал книгу «Ракетный полет в стратосфере ». В предисловии он писал: «К сожалению, то, что до сих пор было написано о ракетах и ракетной технике, по большей части настолько далеко от истины, что трудно разобраться и отличить фантазию на межпланетные темы от действительных реальных возможностей. ...Цель настоящей работы заключается в том, чтобы кратко, в популярной описательной форме изложить принцип действия и устройство некоторых существующих систем ракетных двигателей и аппаратов» [48, с. 381].

Королев задумал обобщить материал по ракетной технике и опубликовать брошюру еще в начале 1933 г. [119, с. 81]. Брошюра (два авторских листа) была даже включена в план изданий Осоавиахима на 1933 г. Судя по названию брошюры («Применение ракетного принципа в авиации»), Королев ставил тогда перед собой довольно скромную цель. События, однако, развивались так стремительно, что ему пришлось пересмотреть свои планы и взяться за решение более сложной задачи.

Королев в своей книге не претендовал на открытие новых научных идей и подчеркивал ее описательный характер. Он, однако, не оставлял читателя наедине с фактами, а обращал его в свою веру — необходимость инженерного подхода к проблемам реактивного полета: «Перспективы применения ракетных двигателей для летательных аппаратов нередко понимаются и обсуждаются в духе чрезмерного оптимизма... А если повнимательнее вглядеться в суть вопроса, то дело обстоит далеко не так просто и ясно... Полет человека в таких аппаратах еще невозможен» [48, с.449]. В этом отношении книга Королева «Ракетный полет в стратосфере» является развернутым содержанием его доклада на конференции. Доклад был встречен очень благожелательно, отзывы о нем попали на страницы центральной прессы, что укрепило Королева в его правоте.

Чтобы убедить в необходимости изучения стратосферы, Королев в своей книге воспользовался материалами конференции. Он обращал внимание на прямую связь этих задач с развитием многих направлений фундаментальной науки. Королев также много внимания уделял истории ракетной техники. Он четко сформулировал роль Циолковского в этой области: «Основоположником и теоретиком ракетного полета справедливо считается Константин Эдуардович Циолковский...» [Там же, с.394]. С большей теплотой писал Королев о своем соратнике по ГИРДу Ф. А. Цандере.


Обложка книги С. П. Королева «Ракетный полет в стратосфере»

Чтобы подчеркнуть важность отдельных установок автора, они были набраны другим шрифтом и по традициям того времени даны в форме лозунгов: «В центр внимания — ракетный мотор!» [Там же, с.451]. И еще одна установка, ставшая основной для Королева во все последующие годы его работы по ракетной технике: «От общих мест, рисунков и схем — к глубокой научной проработке каждой отдельной темы» [Там же].

Несмотря на огромные трудности создания реактивных аппаратов, о чем в книге сказано со всей прямотой и откровенностью, автор с большим оптимизмом прогнозировал расцвет этого направления техники: «Мы уверены, что в самом недалеком будущем ракетное летание широко разовьется и займет подобающее место в системе социалистической техники. Ярким примером тому может служить авиация, достигшая в СССР такого широкого размаха и успехов. Ракетное летание, несомненно, может претендовать в своей области применения вряд ли на меньшее, что со временем должно стать привычным и заслуженным» [Там же].

Книга Королева получила лестный отзыв в рецензии заместителя председателя Стратосферного комитета В. Сытина. Он опубликовал обзор работ по ракетному летанию в журнале «Книга и пролетарская революция». Даже название обзора «О межпланетных мечтаниях, излишней фантазии и реальных задачах» говорило о критическом настроении автора обзора. Поэтому неудивительно, что книга Королева заняла в обзоре центральное место: «...из числа нескольких десятков книг, посвященных реактивным темам и вышедших за последние 2-3 года, только одна книга правильно40 политически и практически ставит ... очередные задачи... Автор ее — один из видных практических работников в области реактивной техники С. П. Королёв — подошел к теме серьезно, он реально оценивает возможности и совершенно правильно акцентирует свое внимание и внимание читателей именно на ... очередных задачах реактивной техники, а не на межпланетных путешествиях...

40Приведенный выше текст цитаты напечатан в разрядку.

Мы не можем предъявить к книге С. П. Королева никаких претензий как в отношении грамотности технической, так и литературной» [120, с.147].

Королев послал свою книгу К. Э. Циолковскому. Позже стало известно об отзыве Циолковского на эту книгу из его письма к В. А. Сытину. Посетовав, что у него нет адреса Королева, Циолковский писал: «...Передайте ему мою благодарность или сообщите адрес. Книжка разумная, содержательная и полезная» [121].

Видимо, книга Циолковскому запомнилась, потому что в одной из своих последних публикаций он упомянул Королева в числе тех, кто «теперь теоретически и экспериментально занимаются реактивными машинами и приложением их к изучению стратосферы и межпланетных полетов» [122].

Выполняя ряд экспериментальных и проектных работ в РНИИ (подробнее об этом речь пойдет ниже), Королев продолжал активную деятельность в общественных организациях, связанных с реактивной тематикой. Он включился в работу Стратосферного комитета Авиавнито. Вместе с группой видных авиационных специалистов (профессор Н. И. Ворогущин, профессор И. И. Сидорин, профессор В. И. Франкль и др.) участвовал в составлении «Сводного тематического плана работ по проблеме овладения стратосферой». Как сказано в публикации по этому поводу, «...план впервые сформулировал весь комплекс научных и технических задач в области борьбы за стратосферу» [112, с. 30]. Вопросы, изложенные в плане, обсуждались в конце октября 1934 г. на конференции московского авиационного актива под председательством начальника Главного управления ГВФ И. С. Уншлихта.

Крупным мероприятием Стратосферного комитета был созыв Всесоюзной конференции по применению реактивных летательных аппаратов к освоению стратосферы. Конференция проходила в Москве, в Центральном Доме Красной Армии, 2-3 марта 1935 г. Было заслушано 13 докладов. Характерной для всех докладов была установка «на реальные вещи, на научно обоснованные, а не фантастические перспективы» [123], она нашла законченное выражение в ленинградском докладе Королева, а затем была развита в его книге.

На этой конференции с докладом «Крылатые ракеты и применение их для полета человека» выступил Королев. Он рассмотрел вариант решения задачи, который позволил бы получить практический результат в самое ближайшее время.

Королев в резкой форме, как бы продолжая незаконченный спор со своими оппонентами, отрицал возможность механического перенесения ракетной техники в авиацию: «...Летал ли человек на реактивных самолетах, добился ли он хоть в ничтожной степени тех головокружительных успехов, о которых мечтали авторы проектов? К сожалению, нет. Дальше фантазий дело не пошло» [124, с.453]. Крылатая ракета, по мнению Королева, представляла собой аппарат нового типа, с присущими только ему особенностями: большими перегрузками, крыльями малого удлинения, очень большой (до 400-500 кг/м2) нагрузки на крыло. Королев решительно пересмотрел свой взгляд на конструктивную схему реактивного аппарата. Если раньше он считал чуть ли не самой лучшей бесхвостую схему, что обеспечивало минимальное смещение центра масс за счет двигательной установки, то теперь, по его представлениям, крылатая ракета должна была иметь длинный фюзеляж для размещения топливных баков и агрегатов реактивного двигателя. Попробовав осуществить компоновку этих элементов на бесхвостом планере БИЧ-11, он убедился в том, что следует пойти на некоторые трудности с управлением, но иметь большую свободу в размещении баков. Лучшим средством мог служить классический фюзеляж, хотя в этом варианте смещение центра масс было больше, чем у бесхвостой конструкции, а следовательно, усложнялось управление.

Старт крылатой ракеты предлагалось осуществлять с помощью специальной многоразовой тележки со вспомогательными двигателями. Королев подчеркивал необходимость автоматического управления для крылатой ракеты в связи с большими скоростями и отсутствием видимых ориентиров для пилота.

Докладчик привел результаты расчетов более 200 различных вариантов конструкций крылатых ракет в форме графиков, которые позволяли оценивать зависимость высоты и дальности полета от ряда параметров: начального веса, количества топлива, отношения тяги к весу. Рассматривались два типа подачи компонентов — вытеснительная и насосная. Из анализа полученных данных следовало, что в ближайшее время можно рассчитывать на достижение крылатой ракетой высоты только 20 км. Боясь ввести слушателей в заблуждение, Королев неоднократно подчеркивал, что действительные результаты могут оказаться хуже расчетных: «В процессе производственного исследования ясно видно, что пришлось для успешного разрешения задачи сделать ряд предельных в настоящий момент допущений, выше которых идти уже нельзя. Сюда может быть отнесена значительная скорость взлета, большая посадочная скорость, достаточно напряженный весовой журнал ракеты и т. д. Все эти факты в конце концов приведут к тому, что действительная ракета может получиться намного хуже, чем ее проект» [Там же, с.473].

Называя полученные результаты очень скромными, Королев видел перспективу развития крылатых ракет в применении всевозможных комбинированных и составных схем. Основным средством он называл совершенствование двигателей и их агрегатов, поиски новых схем двигателей и топлив. По его мнению, воздушно-реактивные двигатели представляли «совершенно исключительный интерес».

Прошло более полувека с тех дней, когда обсуждались такие идеи. В наши дни они возрождаются на новой основе путем унификации космических и авиационных летательных аппаратов. В английском проекте «Хотол» предлагается использовать специальную взлетную тележку и воздушно-реактивный двигатель до высот 26 км, после чего двигатель будет снабжаться кислородом, запасенным на борту.

По нынешним воззрениям, высота полета «унифицированного» аппарата должна достигать 90 км и более. Королев в своем докладе видел перспективу развития крылатых ракет именно в увеличении высоты полета.

Основное внимание в докладе Королев уделил крылатым аппаратам с ЖРД, причем этот раздел доклада кажется наиболее глубоким. Именно в этой части доклада Королев выражает готовность «от имени ракетчиков» выдать заказ изобретателям на решение целого ряда технических проблем. Он совсем не думал о своей скромной должности старшего инженера РНИИ и о том, что не имел никаких полномочий на такие заявления. Он ставил вопросы с позиции специалиста, которого заботят интересы дела, и ради этого готов был взять на себя, даже самовольно, любые полномочия, даже полномочия руководителя работ, который дает указания, как нужно организовать работу: «скоординировать исследования ракетчиков и работников ряда других областей науки и техники». Молодой инженер предлагал организовать именно вот так, можно сказать с позиций государственных, дальнейшие работы по реактивным аппаратам.

Доклад Королева содержал много технических подробностей, которые могли быть получены в результате большой исследовательской и проектной работы. Оставалось только садиться за чертежную доску и приступать к созданию конкретного варианта крылатой ракеты. Некоторые подробности относительно планов Королева можно было обнаружить в заключительной части его доклада. Он рассмотрел два примера, объясняя, чем следует заниматься в самое ближайшее время. Королев мотивированно отрицал возможность применения самолета обычной схемы для переоборудования в крылатую ракету. Это был первый пример. Видимо, ему приходилось выслушивать предложения такого рода, потому что его возражения были твердыми и продуманными.

Во втором примере речь шла, скорее всего, о личных планах Королева: «Если не задаваться установлением каких-либо особых рекордов, то несомненно, в настоящее время уже представляет смысл постройка аппарата-лаборатории, при посредстве которой можно было бы систематически производить изучение работы различных ракетных агрегатов в воздухе» [Там же, с.475]. При всей осторожности Королева к прогнозам в ракетной технике он даже отважился назвать конкретные сроки создания такой лаборатории: «Осуществление первого ракетоплана-лаборатории для научных исследований — в настоящее время хотя и трудная, но возможная и необходимая задача, стоящая перед советскими ракетчиками уже в текущем году» [Там же].

вперёд
в начало
назад