The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Ветров 01
вернёмся в библиотеку?



1. «Будем смелы!»

Космонавтика как наука зародилась в 1903 г., когда К. Э. Циолковский опубликовал свою знаменитую работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» [1 ]. До этого о ракете знали прежде всего как об одном из видов оружия. Циолковский обосновал возможность с помощью ракеты преодолеть силу земного тяготения и совершить полет в космическое пространство.

Вслед за Циолковским разработкой этой проблемы занялись советские ученые Ф. А. Цандер и Ю. В. Кондратюк, французский ученый Р. Эсно-Пельтри, американский физик Р. Годдард и немецкий ученый Г. Оберт.

У пионеров ракетной техники была общая черта — стремление охватить в своих исследованиях всю совокупность многочисленных задач, связанных с космическим полетом. Перспектива в этой неизведанной области могла открыться только человеку, имеющему широкий кругозор и способному ориентироваться во всех разделах науки, составляющих содержание космонавтики.

Космонавтика не сулила ни быстрых успехов, ни громкой славы, и этой, казалось, весьма далекой от насущных забот человечества проблемой занимались люди, которых увлекала романтика открытий, готовые бескорыстно служить науке во имя идеи. Преждевременность рождения идеи о полете в космос в начале нынешнего века подчеркивалась тем, что человек только-только научился отрываться от Земли на аппарате тяжелее воздуха. На этом фоне усиливалось социальное значение публицистических позиций ученых, посвятивших себя разработке этой необыкновенно заманчивой, но и необозримо трудной идеи. Чтобы в тот период идея полета в космос оставалась в разряде научных, необходимо было вынести натиск скептических мнений, взять на себя непомерно тяжелый груз сомнений современников.

Следует подчеркнуть, что именно Циолковский принял на себя все эти трудности, и главным его оружием была творческая активность, которая сыграла основную роль для перехода преждевременной идеи полета в космос в разряд инженерных задач. Его представления о перспективах космонавтики имели вполне реальную основу: «... не жалкий полет ракеты пленил меня, а точные расчеты» [2, с. 167]. Циолковский составил для себя целую просветительную программу: «... нельзя составить мировоззрения и руководящего в жизни начала без ознакомления со всеми науками, т. е. с общим познанием Вселенной.

Вот я и хочу быть Чеховым в науке: в небольших очерках, доступных неподготовленному или мало подготовленному читателю, дать серьезное логическое познание наиболее достоверного учения о космосе» [3, с.191]»

Циолковский работал над грандиозной программой, связанной с судьбами всех людей: обобщенной темой его творчества было единение человека — жителя Земли со Вселенной. Именно при такой постановке проблемы нужно было не только разработать способ покорения космоса, но и обосновать целесообразность и необходимость этой конечной цели. Отсюда и совершенно фантастический диапазон научных интересов Циолковского. И только в такую глобальную постановку вопроса укладываются его на первый взгляд несовместимые друг с другом исследования: преобразование пустынь и лингвистика, кинетическая теория газов и биология растений.

В поисках обоснования необходимости и целесообразности столь грандиозной задачи он создает философские построения, чтобы постичь общность человека и Вселенной. Хотя эти философские взгляды носят механистический характер, непосредственным их практическим проявлением были поразительные стоицизм и подвижничество.

Циолковский, связывая каждого живущего на Земле человека со Вселенной, считает высшей категорией людей тех, кто «... забывает себя и свои нуждишки и всецело отдаются ощущению одной высшей цели: благу общества» [4, с. 32]. Реальный путь к такому самосовершенствованию Циолковский видит в том, чтобы и «самому быть счастливым, насколько возможно» [Там же ]

Подвижничество Циолковского осталось бы чудачеством, если бы у него не было огромного мужества. Ведь на его пути были не только никем не решенные проблемы, но и установившиеся воззрения, которые могли показаться непререкаемыми даже самому образованному человеку. В подходе к решению научных проблем у него был девиз: «Будем смелы. Не будем бояться кары авторитетов, хотя бы за ними были тысячелетия. Мы охотно за ними пойдем, если они, с точки зрения несомненных знаний, пришли к верным, хотя и не доказанным ими выводам» [Там же, с. 3 ].


к. э. циолковский

Такая решительность была абсолютно необходима Циолковскому, так как он должен был добиваться признания своих трудов и в годы советской власти. В 1924 г. Циолковский издал за собственный счет свою книгу 1903 г. под новым названием «Ракета в космическое пространство». Непосредственным поводом для такого шага послужила заметка в газете «Известия» от 2 октября 1923 г. Автор заметки с восторгом писал о только что изданной книге немецкого ученого Г. Оберта, посвященной проблемам полета в космос, и совершенно необоснованно приписал ему достижения, позволяющие приступить в ближайшее время к практическим работам в этой области. При этом о работах Циолковского в заметке не упоминалось. Такая несправедливость глубоко потрясла Циолковского. В своей книге, которой он специально дал такое же название, какое имела книга Г. Оберта, Циолковский написал введение: «Судьба мыслителей, или Двадцать лет под спудом». Это введение можно прочитать только в первом издании книги, в других публикациях ученого о нем предпочитают умалчивать.


Г. ОБЕРТ

Введение начинается так:

«... Ламарк написал книгу, где разбирал и доказывал постепенное развитие существ от низших организмов до человека. Французская академия во главе со знаменитым Кювье измывалась над этой книгой и публично приравняла Ламарка к ослу. Галилей был пытан, заключен в тюрьму и принужден с позором отречься от своего учения о вращении земли. Только этим он спасся от сожжения. Кеплер сидел в тюрьме. Бруно сожжен за учение о множестве миров и за отказ от суеверий. Французская академия отвергла Дарвина, а русская — Менделеева. Колумб, после открытия им Америки, был закован в цепи. Мейер был доведен измывательством ученых до сумасшедшего дома.

Химик Лавуазье был казнен. Коперник лишь на смертном одре получил свои печатные труды... История переполнена фактами такого рода.

И почему это академиям, ученым и профессионалам суждено играть такую жалкую роль гасителей истины и даже ее карателей? Конечно, это делается по общечеловеческой слабости, иногда по недоразумению. Но вред, наносимый человечеству этими слабостями, так непомерно громаден, что преступления самых жестоких убийц и грабителей совершенно ничтожны по сравнению с ним».

В исторических оценках судьба мыслителей — это в конечном итоге судьба их идей. Если сейчас нас поражает широта и многоплановость научных интересов Циолковского, то еще поразительней кажется его способность увидеть во всем многообразии проблем тесные взаимосвязи через единую для всех этих проблем тему — человек и Вселенная. Такая особенность мышления Циолковского настолько превосходила общепринятое представление, что каждой из его мыслей не всегда придавалось то значение, которое она заслуживала, и нередко мы открывали Циолковского после того, как повторяли пройденное им.

Достойное признание получили исследования Циолковского за рубежом. Вот что писал Г. Оберт Циолковскому в 1929 г.: «Я, разумеется, самый последний, который оспаривал бы Ваше первенство и Ваши заслуги по делу ракет, и я только сожалею, что не раньше 1925 г. услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошелся бы без многих напрасных трудов, зная Ваши превосходные вопросы» [5, с. 9]. Известный американский конструктор ракет К. Эрике писал: «Первое исчерпывающее исследование всей совокупности проблем, связанных с астронавтикой, было выполнено... великим русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским» [6, с. 190].

Решающее, может быть, самое существенное влияние на развитие космонавтики оказала публицистическая направленность творчества Циолковского, в котором идеи полета в космос излагались не как частная техническая задача, а как необходимая ступень в развитии цивилизации". Глубокая убежденность Циолковского в своей правоте рождала преданность идее, стремление найти дополнительные аргументы для привлечения к ней внимания, перерастающие в стройную теорию, все более проясняющую перспективы развития идеи.

Одним из самых поразительных моментов истории космонавтики является 15 декабря 1934 г., после 6 ч вечера. С такой точностью запомнил Циолковский тот момент, когда ему пришла в голову идея о возможности достижения космической скорости с помощью «эскадры ракет» [7 ]. Рождение этой идеи стало знаменательным рубежом, отделяющим отвлеченные мечты ученого от этапа реальных предпосылок по осуществлению полета в космическое пространство. Именно тогда Циолковский пересмотрел свои прогнозы относительно сроков полета в космос от сотен до десятков лет. Точность этого прогноза кажется почти мистической, так как именно эволюция «эскадры ракет» привела к выбору конструктивной схемы первой космической ракеты Р-7.

Значение идеи Циолковского этим не исчерпывается. Если вдуматься, то в тот декабрьский вечер 1934 г. он обнаружил одну очень важную истину — решающее значение конструктивной схемы ракеты для осуществления полетов в космос.

Результаты, достигнутые в изучении космоса, соответствуют гуманистическим и техническим концепциям Циолковского, поэтому его имя никогда не будет отделимо от космонавтики на любом этапе ее развития.

Открытие, давшее возможность подойти к фантастической проблеме полета в космическое пространство с научной и инженерной точки зрения, носило фундаментальный характер и опиралось на неопровержимый вывод: для подъема на высоты, недоступные аэростату и самолету, необходимо использовать двигатель нового типа — реактивный. Идея космического путешествия зародилась именно в связи с осознанием очевидного факта — существующие средства воздухоплавания имеют принципиальные ограничения. Ведь свое первое сочинение по теории космических полетов 1903 г. Циолковский начинает так: «Небольшие аэростаты с автоматически наблюдавшимися приборами, без людей, до сих пор поднимались только до высоты, не большей 20 верст» [1, с. 136].

Анализируя далее, какие результаты можно получить, увеличив объем аэростата до 100 000 м3, он восклицает: «... какие жалкие результаты! Поднятие на какие-то 25 верст». И далее переходит к сути своего предложения: «... в качестве исследователя атмосферы предлагаю реактивный прибор, т. е. род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной» [Там же, с. 139]. Подобной же позиции придерживался известный авиационный специалист Ф. Фербер, первым после Циолковского и независимо от него опубликовавший в 1908 г. свои соображения на этот счет: «Остановки в развитии воздухоплавания не будет. Все принципы позволяют предугадать для аэроплана ...предел достижимой для него скорости. Чтобы подняться выше — а человек будет к этому всеми силами стремиться, — придется искать разрешение проблемы на совершенно новых началах. Сам собой напрашивается принцип ракеты» [8, с. 136].


Схема «эскадры ракет», предложенная К. Э. Циолковским, в интерпретации М. К. Тихонранова

Один из пионеров авиации и космонавтики Р. Эсно-Пельтри назвал свою первую работу по теории космических полетов «Соображения о результатах неограниченного уменьшения веса двигателей» [9 ]. Таким названием он сознательно «приземлил» проблему полета к Луне, стремясь отразить в своей работе самые насущные проблемы авиации того времени.

Р. Годдард, занимаясь метеорологией, искал способ усовершенствования экспериментальных средств в этой области и предложил использовать реактивный принцип движения. Метеорологическое «происхождение» его идеи нашло отражение в названии опубликованной им работы с изложением основ теории космического полета: «Метод достижения предельных высот» [10].


Р. ЭСНО-ПЕЛЬТРИ

Принципиальные возможности реактивных двигателей выходили далеко за пределы текущих потребностей авиации. При этом уровень техники не позволял решить даже наиболее простые задачи в обеспечении ракетного летания. Интенсивно развивалась лишь теория, раскрывая все новые перспективы применения реактивных аппаратов.

Из-за такого разрыва между практикой и теорией идея космического путешествия, даже подкрепленная серьезными научными аргументами, формулами и расчетами, была для подавляющего большинства людей настолько неслыханной, что грань, отделяющая ее от фантазии, казалась незаметной. Вместе с тем справедливость теории космических полетов с точки зрения классической механики в сочетании с ранее совершенно недоступной перспективой изучения далеких миров делала задачу разработки космической ракеты не менее заманчивой, чем поиск философского камня. Поэтому начальный этап развития космонавтики отмечен фанатической преданностью ее исследователей и является особенно плодотворным по глубине и многообразию научных разработок.

Грандиозность замысла о полете в космос вполне уживалась с мыслью об использовании таких необычных источников энергии, как радий. Среди компонентов жидкого топлива чаще всего назывался кислород в сочетании с водородом или углеводородными горючими. Сейчас эти продукты широко используются в ракетной технике, причем именно ЖРД на их основе позволили осуществить космические полеты. Однако в тот период возможность получения тяги с помощью жидких компонентов была лишь еще одной смелой гипотезой.

Первые удачные результаты испытаний ЖРД с тягой в несколько килограммов показались Оберту настолько грандиозными, что, имея их в виду, он написал Циолковскому в 1929 г.: «Путь в космос можно считать теперь открытым» [5, с. 9]. С. П. Королев в своей работе «Ракетный полет в стратосфере», опубликованной в 1934 г., писал: «В центр внимания — мотор» т с. 45].


Р. ГОДДАРД

На фоне положения дел в авиации (разработка мощных авиационных двигателей только начиналась) особенно трудно было отстаивать идею космического полета; космонавтика должна была начинаться с того, что в настоящее время составляет одно из последних достижений авиация, — с использования реактивных двигателей. Поэтому никак нельзя было ограничиваться констатацией факта о принципиальной возможности создания ЖРД, и неизбежно приходилось углубляться в существо связанных с этим проблем.

Хотя принципиальные положения для разработки ЖРД были ясны, эта проблема оставалась самой сложной из-за отсутствия каких-либо прототипов и разработанной теории. Эти обстоятельства, как это ни парадоксально, привели к тому, что наибольшие успехи были достигнуты именно в этой области, так как все усилия немногих в тот период исследователей были сосредоточены на разработке ЖРД, как только обозначился переход к практическим разработкам жидкостной ракеты. Все остальные проблемы казались второстепенными и не имеющими практического смысла, пока не разработан ЖРД. Под влиянием этих трудностей, которые дали о себе знать при первых же экспериментах с ЖРД, невольно создавалось впечатление, что космическая ракета не только начинается с ЖРД, но и кончается им. Отсюда и стремление прежде всего добиться успеха в разработке ЖРД, исторически закономерное и вполне оправданное.

В начале 30-х годов уровень развития техники позволял задуматься над расширением возможностей летательных аппаратов. Более того, потребности науки и обороны страны делали такую задачу актуальной.

В статье начальника вооружений РККА М. Н. Тухачевского «Новые вопросы войны», подготовленной в 1931 -1932 гг., есть такие соображения на этот счет: «Крайне секретно, но интенсивно ведутся работы по созданию реактивного мотора... Гигантская быстрота перелетов, вытекающая отсюда внезапность и наконец неуязвимость со стороны зенитной артиллерии. Несмотря на то что полеты в стратосфере находятся в стадии первоначальных опытов, не подлежит никакому сомнению, что решение этой проблемы не за горами... За последнее время сделаны очень большие успехи в области увеличения безопасности полета. Прежде всего это касается автоматической стабилизации самолета...» [12, с. 183].

Третий пленум Центрального Совета Осоавиахима (апрель 1932 г.) наметил практические меры в области ракетной техники: «В области содействия авиапромышленности поручить президиуму ЦС обеспечить изготовление реактивного двигателя и самолета» [13, с. 67 ].


Ю. В. КОНДРАТЮК                       Ф.А. ЦАНДЕР

Следует обратить внимание на то, что в первые годы Советской власти добровольные общества играли особую роль в развитии авиации, химии и обеспечении обороны страны. Осоавиахим был образован в 1927 г. путем слияния нескольких добровольных обществ.

В первые годы председателем, а позднее — почетным председателем Центрального Совета Осоавиахима являлся Председатель Совета Народных Комиссаров СССР. В состав президиума ЦС входили видные политические и военные деятели: П. И. Баранов, А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, С. С. Каменев, В. В. Куйбышев, М. Н. Тухачевский, Р. П. Эйдеман. Так что решения, принимаемые Осоавиахимом, были весьма авторитетными и отражали государственную точку зрения [14, с. 45.]

Образование добровольных обществ и особое внимание к вопросам обороны и создания новых видов военной техники было вызвано сложным международным положением Советского Союза.

Экономический кризис усилил противоречия между капиталистическими странами. Возросла опасность новой войны. Милитаристская Япония захватила в 1931 г. Маньчжурию [15, с. 140].

В этой обстановке особенно наглядно проявилось значение пропаганды ракетной техники и публицистической деятельности К. Э. Циолковского.

В начале 1924 г. предпринимается первая попытка в нашей стране объединить энтузиастов космонавтики. Было организовано Общество изучения межпланетных сообщений для объединения на территории СССР всех лиц, работающих в области изучения межпланетных сообщений или ведущих научную разработку относящих к этой области вопросов.

По самым приблизительным подсчетам, в довоенные годы было опубликовано 535 материалов в 89 изданиях (37 статей и 52 журнала) на ракетно-космическую тему. Треть всех материалов шла как редакционный материал [16, с 155].

В 1927 г. в Москве группа энтузиастов-изобретателей организовала международную выставку моделей межпланетных аппаратов, механизмов, приборов и исторических материалов. За два месяца ее посетили 10-12 тыс. человек [17, с. 67].

Несмотря на трудности становления нашего государства, даже такие идеи, казалось, далекие от насущных нужд, находили дорогу к широким массам.

Предстоял, однако, еще долгий и трудный путь к практическому осуществлению этих идей.

вперёд
в начало
назад