The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Современное состояние звездоплавания
вернёмся в библиотеку?
"ВЕСТНИК ЗНАНИЯ" №7-1931г.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Я.Перельман    ЗВЕЗДОПЛАВАНИЯ


По вопросу о межпланетных путешествиях господствуют в широких кругах две точки зрения. Многие считают такие перелеты совершенно несбыточными; все усилия, направленные к их осуществлению, обречены, в их глазах, на полный неуспех. У нас этот взгляд не так распространен, как в странах Запада, где число скептиков в вопросах звездоплавания весьма велико. Другие же, напротив, убеждены в том, что проблема межпланетных перелетов почти уже разрешена и во всяком случае весьма близка к разрешению; перелет на Луну, на планеты — по их мнению — дело ближайших лет. От таких оптимистов, весьма многочисленных у нас, поступают в редакции научных журналов запросы о том, как „самому построить ракетный двигатель в 25 лош. сил“, из какого пункта состоится первый отлет на Луну, где производится запись участников первой межпланетной экспедиции и т. п.

Обе точки зрения представляют собою крайности, далекие от истины. В этой статье мы попытаемся кратко очертить современное состояние проблемы ракетного летания и межпланетных путешествий (т. е. того, что охватывается словом „звездоплавание“).

В каждом изобретении следует различать две стороны: принципиальную и техническую. Каково бы ни было изобретение, оно всегда основывается на каком-либо механическом или физическом (иногда — химическом) принципе: гидравлический пресс — на законе Паскаля, воздушный шар — на законе Архимеда, динамомашина — на электромагнитной индукции и т. п. Однако найти принцип, на котором можно основать устройство аппарата, еще не значит осуществить изобретение; это только первая половина дела. Вторая половина, не менее важная, состоит в том, чтобы применить найденный принцип к реальной обстановке, т. е. сконструировать аппарат. Это — техническая сторона изобретения. Радио было изобретено не тогда, когда Герман Герц открыл электромагнитные волны, а позднее, когда Попов и Маркони построили аппараты для отправления и уловления этих волн.

Указанные две стороны — принципиальную и техническую --- надо различать и в изобретении межпланетного дирижабля („звездолета“). Принципиальная сторона его может считаться вполне разрешенной, потому что найден тот механический принцип, на котором должно быть основано устройство звездолета. Принцип состоит в отдаче вытекающей струи газа, и прообразом будущего звездолета является всем известная ракета. Математически доказано, что большая, надлежаще устроенная ракета, при известных условиях, может унести пассажиров с земного шара в любую точку солнечном системы. В этом смысле можно утверждать, что проблема межпланетных тешествий разрешена — принципиально. Что касается технической стороны, то здесь далеко еще не все разрешено. В этом направлении сейчас делаются лишь первые шаги: создаются пробные конструкции, испытывается их работа, выполняются опыты с пуском моделей.

Подведем итоги самого существенного из того, что достигнуто по настоящий момент в звездоплавании.

Со стороны принципиальной проделана значительная теоретическая работа:

1. Разработана математическая теория движения ракетного аппарата; на основе этой теории можно делать расчеты количества горючего, необходимого для достижения заданной скорости. (Здесь надо отметить прежде всего заслуги К. Э. Циолковского).

2. Выяснен вопрос о выборе горючего для ракетного звездолета. Установлена необходимость отказаться от пороха — весьма опасного и не дающего достаточного количества энергии. Гораздо выгоднее заряжать ракетный дирижабль такими сравнительно безопасными жидкостями, как спирт, нефть, жидкий водород вместе с жидким кислородом.

3. Выяснены условия, при которых отправление звездолета в межпланетный рейс, а также спуск его на планету могут быть безопасны для его пассажиров.

4. Разработаны примерные маршруты межпланетных путешествий с использованием силы солнечного притяжения и инерции движения Земли по ее орбите (ради экономии горючего). Рассчитана продолжительность таких перелетов и необходимый запас горючего.

5. Исчислена вероятность встречи звездолета с метеором. Вероятность такой встречи оказывается ничтожной, так что с этой опасностью можно совершенно не считаться.

6. Приведены в известность температурные условия, ожидающие звездолет в мировом пространстве. Эти расчеты рассеивают опасения, что пассажирам звездолета придется страдать от чрезмерного холода.

Имеются некоторые достижения и технического характера:

1. Разработан план последовательных этапов в завоевании мирового пространства — намечен практически осуществимый путь от небольшого ракетного аппарата для исследования высших слоев атмосферы, до ракетного аэроплана для заатмосферного перелета через океан (в полчаса!), и наконец до настоящего звездолета, для далеких рейсов в межпланетные дали.

2. Опытным путем доказано, что ракета может лететь в пустоте даже лучше (на 20%), нежели в воздухе.

3. Опытным путчем доказана возможность с помощью пороховых ракет двигать автомобиль, автодрезину, сани, аэроплан.

4. Разработана конструкция ракетного аппарата с жидким горючим (до сих пор существовали лишь ракеты с пороховым зарядом).

5. Сооружены крупные модели таких ракет.

6. Проделан успешный опыт пуска подобной ракеты (в Калифорнии, профессором Годдардом).

Переходя к вопросу о работниках звездоплавания, укажем, что на Западе и отчасти у нас существуют соответствующие объединения. В Германии — Союз звездоплавания, насчитывающий свыше 1000 членов и включающий всех видных исследователей в этой области (проф. Оберта, инж. Гоманна и др.). В Америке недавно организовано Межпланетное общество, выпускающее, как и немецкий Союз звездоплавания, свои бюллетени. В Америке, кроме того, успешно работает в области ракетостроения физическая лаборатория Ворчестерского университета, руководимая выдающимся ученым проф, Годдардом и располагающая значительными денежными средствами. У нас в СССР имеются в Ленинграде кружки для изучения проблемы звездоплавания при Институте связи и при Университете; подготовляется более обширное объединение при Осоавиахиме.

Отвечая, в заключение, на многочисленные запросы читателей, укажем,что проблемы звездоплавания не являются сейчас предметом преподавания в учебных заведениях ни у нас, ни за границей. Институтов, посвященных их разработке, в СССР пока нет. Для продуктивных занятий ими необходимо хорошее знакомство с математикой, теоретической и небесной механикой, физикой, теплотехникой, аэродинамикой. Литература по звездоплаванию невелика; главные труды — на русском языке — сочинения Циолковского, на немецком — Оберта и Гоманна, на английском — исследование Годдарда.1

1 Труды эти в русском переводе, к сожалению, не изданы.