The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Создание человеком искусственной луны.
вернёмся в библиотеку?
"ВЕСТНИК ЗНАНИЯ" №19-1928г.

Создание человеком искусственной луны.

Идея нашего соотечественника К. Э. Циол­ковского о межпланетных перелетах, разрабо­танная независимо от него рядом германских ученых, привлекает к себе в Германии все больше и больше сторонников. В числе выдаю­щихся германских ученых, живо интересую­щихся проблемой звездоплавания, назовем проф. Дрезденского Политехн. Ин-та Р. Мизеса, директора Геттингенской Аэродинамической ла­боратории Прандтля, знаменитого венского астро­нома Макса Вольфа и, наконец, корифея совре­менной физики — Альберта Эйнштейна. Они про­веряли спорные места математических исследований К. Э. Циолковского и нашли их безусловно правильными.

В настоящее время в звездоплавательных кругах Германии находит себе признание еще одна идея К. Э. Циолковского — о создании близ Земли искусственного ее спутника, кото­рый послужит базой и вокзалом для далеких межпланетных рейсов. Мысль эта была выска­зана нашим соотечественником еще в 1920 г., в научной повести „Вне Земли“, а затем разра­ботана в его „Исследовании мировых про­странств“ (1926 г.). Теперь к той же идее при­шли и крупнейшие представители немецкого звездоплавания.

Идея эта, при всей своей фантастичности, так естественно вытекает из современных звездопла­вательных планов, что эволюция заатмосферного транспорта едва ли сможет пройти мимо этого необходимого этапа. Вопрос ставится остро: или быть искусственному спутнику — и тогда про­блема звездоплавания разрешится сравнительно легко, или же отказаться от создания спутника — и тогда межпланетные перелеты, вероятно, оста­нутся неосуществимой мечтой.

Объясним, для чего выдвинут подобный проект. Отправление ракеты-звездолета непосредственно с Земли в дальнейший рейс, с возвращением на родную планету (даже и без высадки на другие планеты), возможно лишь при том непременном условии, что аппарат бу­дет заряжен огромным количеством горючего. Здесь дело не в абсолютном количестве: техни­чески не будет препятствий к тому, чтобы от­править в мировое пространство ракету величиною хотя бы с океанский пароход. Трудность, и притом неодолимая в том, что масса горю­чего должна быть чудовищно велика по сравнению с массой незаряженной ракеты, превышая ее в сотни paз. Построить звездолет, вес оболочки которого составлял бы всего несколько тысячных долей веса его горючего запаса — конструктивная задача, не разре­шимая теми техническими средствами, которыми мы располагаем сейчас или можем предвидеть в будущем.

Это невыгодное соотношение резко меняется к лучшему, если подъем звездолета совершается не непосредственно с Земли, а с внеземной стан­ции, со спутника, свободно обращающегося вокруг Земли хотя бы на небольшом расстоянии (но, конечно, за пределами атмосферы). Для от­правления нефтяной ракеты в полет к лунной орбите и обратно (без высадки — рекогносциро­вочный полет) непосредственно с Земли нужны: начальная скорость 11 километров в секунду и запас горючего не менее, чем в 120 раз тяже­лее незаряженной ракеты. А такой же полет с внеземной станции, кружащейся в 35 000 км от земной поверхности, может быть осуществлен, по моим расчетам, при начальной скорости (относительно станции) всего один км и при запасе горючего, составляющем менее половины веса незаряженной ракеты. Разница, как видите, огромная. Для прочих межпланетных рейсов по­лучаются сходные соотношения.

Как же мыслится создание искусственной луны? Конечно, она будет состоять не из горных пород, как естественные небесные тела. Подобно всем детищам современной техники, это будет металлическая конструкция, — ракета или, вернее соединение многих ракет, пущенных после­довательно в круговой полет около земного шара и собранных затем в одно целое. Чтобы ракета вечно кружилась вокруг Земли, нет надобности постоянно расходовать энергию, а сле­довательно, и горючее. Затрата энергии нужна лишь для первоначального импульса; дальше ракета превращается уже в небесное тело, под­чиненное законам Кеплера и Ньютона. К такому искусственному островку в мировом простран­стве будут приставать ракеты-звездолеты, пущенные с Земли; возобновив здесь запасы горю­чего, они отправятся в дальнейший путь, с лег­костью разрывая слабые оковы тяжести, привя­зывающие их теперь к покинутой Земле.

Условия существования внутри (конечно, не на поверхности) этой „звездобазы“ будут со­вершенно своеобразны, напоминая режим под­водной лодки. Однако, в отличие от подводного судна, здесь возможно использование солнечного света (сквозь стеклянные и кварцевые окна), а, следовательно, и произрастание растений и в миниатюре весь тот круговорот материи и энергии, который существует в земной природе. Полное отсутствие тяжести наложит на весь „быт“ искусственного мирка необычайный от­печаток.

Спутник-станция будет обходить кругом зем­ного шара в некоторый промежуток времени, определяемый расстоянием искусственной луны от Земли. Если станция будет устроена на рас­стоянии одного земного поперечника (13 000 км) от поверхности нашей планеты, то период обра­щения составит всего 7 часов с небольшим: спутник будет обгонять Землю в ее суточном движении, восходить на западе и закатываться на востоке. Но можно устроить спутник и на таком расстоянии, чтобы он обходил Землю ровно в одни сутки. Тогда искусственная луна будет стоять в зените одного определенного места на земном экваторе — большое удобство для меж­планетного вокзала.

Однако, если отправление с внеземной стан­ции в мировое пространство будет осуще­ствляться сравнительно легко, то зато самое со­оружение этой станции и достижение ее с Земли представит огромные трудности. Центры про­блемы звездоплавания переносятся теперь имен­но сюда. Все дело в преодолении этого этана; других значительных трудностей на пути осу­ществления межпланетных перелетов современ­ная техника не предвидит. Во всяком случае, создание внеземной станции — дело гораздо легче исполнимое, нежели отправление ракет прямо с Земли в мировое пространство с об­ратным возвращением.

Итак, проблема звездоплавания упирается в создание искусственного спутника Земли, земного вокзала и базы для небесных путешествий. Вот задача, поставленная перед астроно­мом и инженером — задача безусловно трудная, но не неодолимая.

Я. Перельман.