The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Проф. Н. А. РЫНИН. Межпланетные сообщения.
вернёмся в библиотеку?
"ВЕСТНИК ЗНАНИЯ" №2-1928г.

Проф. Н. А. РЫНИН. Межпланетные сообщения.

1. Типы межпланетных кораблей.

Полет на солнце, луну, звезды и на другие небесные тела издавна привлекал внимание людей, и мысль отделиться от земли и унестись в межзвездное пространство, пожалуй, является столь же древней, как самое человечество. Мы можем отметить на протяжении веков сотни фантазий, заключающих в себе идею таких полетов. Однако, лишь за последние десятки лет эти идеи начали приобретать более реальный характер, опираясь на положение науки и тех­ники.

Рассмотрим в кратких чертах различные спо­собы, предложенные изобретателями, при по­мощи которых они мыслили возможным отде­литься от земли и унестись в межпланетное пространство.

1. Выстрел из пушки (проекты Жюль-Верна, Граффиньи, М. Вальера и др.). Снаряд с каютой предполагал­ся помещенным в ствол пушки или внутрь вулкана и, при помощи выстрела, должен выбрасываться вверх. Если при помощи такого способа и возможно бросить снаряд на извест­ную высоту, однако, по­местить внутри снаряда живое существо не возмож­но, так как перегрузка от чрезмерного ускорения раздавит его. Человек мо­жет безопасно переносить ускорения, превышающие земное раза в 3—4, что и имеет место, например, при полетах аэропланов или при взлете их с катапульты (см. № 24 „Вестник Знания" за 1927 г.). Кроме того, для преодоления сопротивления атмосферы и силы земного тяготения пришлось бы делать такую высокую и большую пушку, что постройка ее потребовала бы колоссальных затрат.

2. Бросание из центробежной машины (проект Граффиньи). Снаряд с каю­той предполагался укрепленным на ободе громадного колеса, которое, постепенно вращаясь вокруг неподвижной оси, развивало требуемую скорость. В известный момент снаряд должен был оторваться от колеса и унестись в мировое пространство. Однако, эта идея, правильная по существу, неосуществима в действительности, так как требуемое колесо должно быть таких больших размеров и развивать такую скорость вращения, что из сущест­вующих материалов его по­строить пока нельзя.


Рис.1

3. Радио-корабли (проект Ямато). В основу их полета положена мысль, что тела, заряженные од­ноименным электричест­вом или магнитизмом, от­талкиваются, а разноимен­ным - притягиваются. Да­лее, Ямато полагает, что Земля представляет собою громадный магнит, окру­женный зонами магнитной напряженности, распространяющейся на громад­ную высоту. Корабль Ямато должен, по желанию его пилота, заряжаться положительным и отрицательным электричеством или ма­гнетизмом и, в зависимости от этого, притягиваться или оттягиваться Землею. Приборы, в роде электрических генераторов, на­ходятся в корабле. Сила же, приводящая их в движение, должна доставляться извне или в виде лучей космической энергии (лучи Милликэна), или посылаться с Земли. В последнем случае на земле, в разных местах, устанавливаются мощ­ные радиопрожекторные станции, посылающие энергию к кораблю (черт. 1). Далее, путем вращения плоскости индукции генераторов тока в корабле, Ямато предполагает ориентироваться в пространстве, так как, по его мнению, зоны разных магнитных напряжений вокруг Земли сохраняют долго свое положение, и, зная положение плоскости индукции относительно данной зоны, можно определить и положение корабля относительно Земли. Эти идеи были высказаны Ямато еще в 1924 году 1). Подробностей проекта пока еще не опубликовано, и решение вопроса полета по этому принципу связано с вопросом вообще о передаче энергии без проводов.

1) См. книгу „В воздушном океане". Н. Рынин Изд. Транспечать. Москва.


Рис. 2. Общая схема реактивного корабля

4. Реактивные корабли. Полет та­ких кораблей осуществим по тому же принципу, по которому летают ракеты. Внутри корабля производится взрыв горючего; полученные газы вылетают через трубу (дюзу) наружу и своей отдачей (реакцией) дают силу, которая может сообщить кораблю движение в направлении, обратном движению газов. Принцип реактивного действия положен в основу проектов межпла­нетных кораблей большинством ученых и техников, разрабатывавших этот вопрос, именно, Циолковским, Эсно-Пельтри, Гаддаром,


Рис 3. Составные ракеты Годдара.
Обертом, Вальером, Гоманном, Цандером, Гансвиндтом и многими другими. Так как пока лишь этот способ признается единственным, технически осуществимым и могущим быть применимым для полета, где нет атмосферы, то мы в дальнейшем и остановимся исключительно на нем.

2. Реактивный корабль.

Общая схема реактивного корабля показана на чертеже 2. Горючие при помощи насосов по­ступает в камеру смешения (корбюратор), откуда попадает в камеру сгорания (к с.), где взрывается. Продукты взрыва в виде газов вылетают наружу через дюзу, т. е. постепенно расширяющуюся трубу. Припасы и пассажирская каюта находятся спереди. Получа­ющаяся при извержении газов реакция R и уносит корабль. Для управления служат или рули высоты (1 и 2), помещаемые в струе газа или передвигае­мые по двум взаимно-перпендикулярным направле­ниям массы (3 и 4). Существует много проек­тов реактивных межпланетных кораблей; опишем в общих чертах наиболее разработанные проекты.


Рис.4

Составные ракеты Годдара (черт. 3. a и b). Ракета состоит из ряда частей с горючим. По мере сгорания последнего, оболочка, заключавшая его, отваливается и, благодаря постепенному уменьшению массы, скорость ра­кеты возрастает. На черт, а показана ракета, составленная из многих мелких частей, а на черт. b - из нескольких крупных.

Ракета Гоманна. Каюта помещается в голове (вверху черт. 4) ракеты. Главный же объем ракеты занимает горючее, которое должно постепенно сгорать и уменьшать массу ракеты.


Рис. 5. Схема устрой­ства крылатой ракеты Цандера.

Крылатая ракета Цандера (черт. 5). Корпус корабля составляет обычная ракета. Для облегчения же взлета к ней приделаны крылья, рули, винты и шасси, как у аэроплана. При спуске можно пользоваться или полозьями, или садиться на воду. Кроме того, крылья позволяют планировать при спуске в атмосфере. Проект Цандера в общем повторяет идею французского инженера Ренэ Лорена.

Составная ракета Оберта (черт. 6). Ракета состоит из трех частей: малой, тле горю­чим служит водород; в голове ее помещается каюта с парашютом для спуска, средней, где горючим служит спирт, и наружной. Вспомога­тельный взлет происходит следующим образом: сначала работает вспомогательная ракета. По истощении ее горючего она отпадает, и начи­нает работать средняя. Затем и она отпадает, и вступает в работу малая. Наконец, при спуске, и малая отпадает, и на землю спускается лишь голова ее с парашютом.


Рис. 6. Составная ракета Оберта.

Ракета Циолковского. Константин Эдуардович Циолковский является пионером в области межпланетных кораблей, и в этой краткой статье мы не можем дать полную оценку его многочисленных работ в этой области, а лишь упомянем, что им было предложено 8 типов различных реактивных кораблей, а именно: 1-й тип - 1903 года — ракета с прямой дюзой; 2-й тип — 1914 года, — ракета с кривой дюзой; 3-й тип — 1915 года — усовершенствование типа 1-го; 4-й тип — опытная ракета 2017 года; 5-й тип — состав­ная пассажирская ракета 2017 года; 6-й тип — портативная ракета (в виде ранца); 7-й тип — лунная ракета и 8-й тип — усовершенствованный тип 3-й. Этот последний тип, как, повидимому, наиболее разработанный, и изображен на черт. 7. Корабль имеет форму наименьшего сопротивле­ния движению в атмосфере. Расположение по­мещений (справа-налево) следующие: камера для припасов, каюта пилота, помещение для пере­движной массы, помещение для горючего (жид­ких: водорода и кислорода), камера смешения и насосов, камера с аккумуляторами, запас, дюза и руль. Для наблюдения за полетом слу­жит перископ. Такой же перископ служит для светового-электрического автоматического пе­редвижения регулирующей направление полета тяжелой массы.


7. Ракета Циолковского.

Ракета Оберта-Вальера (черт. 8). В ней вместо одной центральной большой дюзы имеется ряд малых, расположенных вокруг цен­тральной части корабля. В конце хвоста расположены стабилизаторы и рули. Внутри имеются баки с горючим, каюты, приборы управления и припасы.



Не приводя дальше обзора различных теорий, относящихся к полету ракетного корабля, дадим лишь результаты подсчетов разных ученых (подробности см. в нашем сочинении „Межпла­нетные сообщения“).

Для подъема с земли и облета вокруг луны и возвращения на землю планирующим спуском без реакции газов по Гоманну потребуется вес горючего в 933 раза больше, чем полезный вес ракеты; это при скорости извержения газов 2000 m/s и ускорении взлета в 3 раза большем ускорения силы тяжести. Если же скорость газов будет 3000 m/s и ускорение в 4 раза больше земного, то масса горючего потребуется в 200 раз больше полезного груза (Оберт). Наконец, если скорость газов будет 5700 m/s и ускоре­ние в 10 раз больше земного, то масса горю­чего должна быть лишь в 9 раз больше полез­ного груза (Циолковский). Из рассмотрения результатов работ разных исследователей можно придти к следующим выводам:


Рис. 8. Ракета Оберта-Вальера.

1. Взлет ракеты с Земли для достижения больших высот вполне возможен и тем легче осуществим, чем большее ускорение ей можно дать, и чем больше будет скорость извержения газов.

2. Взлет ракеты с Земли с человеком осу­ществить гораздо труднее, не только благодаря небольшому ускорению при взлете, но и затруд­нению при спуске.

3. Спуск пассажирской ракеты на Землю при помощи обратных взрывов производить невыгодно. Придется, повидимому, производить комбинированный спуск: при достижении земной атмосферы в обратном полете описывать вокруг Земли эллипсы, постепенно переходящие в круги, благодаря замедлению вследствие торможения атмосферой, затем, с круговой орбиты перейти на планирование и, наконец, на парашютиро­вание.

4. Наклонный взлет выгоднее вертикального.

5. В общем задача межпланетных сообщений разрешима. Но для осуществления даже по­лета на луну необходимо произвести ряд опытов и исследований и затратить большие средства.

Для достижения этой задачи целесообразно было бы в будущем образовать грандиозное международное научно-исследовательское о-во (Институт Межпланетных Сообщений).

Проф. Н. А Рынин