The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Без моторов и пропеллеров.
вернёмся в библиотеку?
"ВЕСТНИК ЗНАНИЯ" №12-1928г.


Я. И. ПЕРЕЛЬМАН.

Завоевание мирового про­странства.
Проект К. Э. Циолков­ского. 1)


Изложить подробно содержание интересных исследований К. Э. Циол­ковского — задача научного сочинения, а не популярной книги. Мы можем развернуть перед читателем только oбщий план завоевания мирового пространства, как он вырисовывается в последних работах2 патриарха космонавтики. Этот беглый очерк поможет читателю, если не представить себе, то ощутить основную линию грядущего развития заатмосферного летания.

1 Эта статья просмотрена и пополнена К. Э. Циол­ковским, которому автор пользуется случаем выразить здесь свою признательность.

2 Главным образом в книге „Исследование миро­вых пространств реактивными приборами“. Калуга. 1926.

Отлет межпланетного дирижабля — ракеты с Земли состоится где-нибудь в высокой горной местности. Должна быть подготовлена прямая ровная дорога для разбега, идущая наклонно вверх под углом 10-20 градусов. Ракета по­мещается на самодвижущемся экипаже, — на­пример, на автомобиле, мчащемся с наибольшею возможною для него скоростью. Получив таким образом начальный разбег, ракета начинает свой самостоятельный восходящий полет под дей­ствием взрывающихся в нем горючих веществ. По мере возрастания скорости, крутизна полета постепенно уменьшается, путь ракеты стано­вится все более пологим. Вынырнув за атмос­феру, аппарат принимает горизонтальное на­правление и начинает кружиться около земного шара в расстоянии 1—2 тысяч км от его поверхности, наподобие спутника. По зако­нам небесной механики, это возможно, при се­кундной скорости около 8 километров. Скорость эта достигается постепенно: взрывание регули­руют так, чтобы секундное ускорение не слиш­ком превышало привычное нам ускорение земной тяжести — 10 ж в секунду. Благо­даря этим предосторожностям, искусственная тяжесть, возникающая в ракете при взрывании, не представляет никакой опасности для пасса­жиров.

Так достигается первый и самый трудный этап межпланетного путешествия — превращение ракеты в спутника Земли. Чтобы заставить те­перь ракету удалиться от Земли на расстояние Луны или еще далее — в другие зоны нашей солнечной системы — потребуется лишь добавочным взрыванием увеличить скорость в 1½ — 2 раза скорость той же ракеты. „Так мы можем, пишет К.Э. Циолковский, — добраться до астероидов, маленьких планеток, спуск на которые по малой на них тяжести, не представляет трудности. Достигнув этих крохотных тел (от 400 до 10 и менее километров в диа­метре), мы получим обилие опорного материала для космических путешествий... Отсюда для нас откроется путь к другим солнцам“.

Остановимся подробно на этом первом и решающем моменте межпланетного путешествия, обстоятельно расмотренном в исследовании К. Э. Циолковского.

Мы сказали раньше, что начальный разбег сообщается ракетой-автомобилем. Но для этой цели пригодны вообще любые транспортные средства: паровоз, пароход, аэроплан, дирижабль. Годилась бы даже пушка, пороховая или электромагнитная, если бы необходимость де­лать ее чрезвычайно длинной (ради ослабления искусственной тяжести в снаряде) не увели­чивала чрезмерно ее стоимости. Однако, всеми перечисленными транспортными средствами (кро­ме пушки) нельзя надеяться достичь скорости больше 700 километров в час (200 метров в се­кунду). Причина та, что окружная скорость на ободе колеса или на конечных точках пропел­лера не превосходит 200 метров в секунду, — иначе вращающемуся телу угрожает разрыв. Между тем, чрезвычайно важно довести скорость ракеты до возможно большей величины еще на земле, при первоначальном разбеге, так как это создает весьма заметную экономию в количестве запа­саемых ракетой веществ для взрывания.

Взамен автомобиля или какого-нибудь другого колесного экипажа, Циолковский предлагает воспользоваться для разбега опять-таки ракетой. Эту вспомогательную ракету он называет „зем­ной“, — в отличие от „космической“, предназначенной для межпланетного путешествия. Ракета космическая должна быть временно помещена внутрь ракеты земной, которая, не отрываясь от почвы, сообщит ей надлежащую скорость и в нужный момент освободит для самостоятельного полета в мировое пространство.

Земная ракета будет под действием взрыва­ния стремительно скользить без колес по особым, обильно смазанным рельсам. Потеря, энергии на трение (ослабленное смазкой) сильно уменьшает­ся при весьма больших скоростях. Что же ка­сается сопротивления воздуха, то его можно довести до минимальной величины, придав ракете весьма удлиненную, легко обтекаемую форму. Если бы возможно было построить ракету в сто раз длиннее ее толщины, сопротивление воздуха было бы настолько ничтожно, что им можно было бы и вовсе пренебречь. Длину земной ракеты нельзя, однако, прак­тически делать свыше 100 метров; а так как толщина ее должна быть не меньше не­скольких метров, то ракета окажется всегда в 20-30 раз длиннее своего поперечника. Но и при таких условиях общее сопротивление движению земной ракеты будет составлять всего несколько процентов энергии ее движения.


К. Э. Циол­ковский

Итак, открытая спереди земная ракета, с вло­женной в нее космической, стремительно дви­жется по подготовленной для нее дороге. На­ступает момент, когда надо освободить косми­ческую ракету и пустить ее в полет. Каким образом это сделать? Циолковский указывает весьма простое средство, — затормозить земную ракету: космическая вырвется тогда из нее по инерции и, при одновременном пуске взрывного механизма, начнет самостоятельно двигаться с возрастающей скоростью. Торможение же земной ракеты достигается просто тем, что ко­нечный участок дороги оставляют не смазанным; уличенное трение замедлит и, наконец, совсем прекратит движение вспомогательной ракеты без добавочного расхода энергии. Еще лучший способ торможения состоит в том, что из земной ракеты выдвигаются перпендикулярные к ней тормозящие планы: сопротивление им воздуха при большой скорости громадно, и ракета скоро остановится. Тому же способствует открытая тупизна передней части ракеты.

Использование земной ракеты для сообщения космической ракете начальной скорости, как мы уже заметили, ощутительно разгружает этот небесный корабль: оно освобождает его от не­обходимости нести с собою весьма большой запас горючего. Для преодоления солнечного притяжения и, следовательно, для свободных полетов во всей планетной системе, ракета должна обладать скоростью до 17 километров в секунду. Чтобы неподвижная ракета приобрела такую скорость, необходим, в случае горения водорода, запас вещества для взрывания, раз в 30 (а для ракеты с нефтью — в 50 раз) пре­вышающий прочий вес ракеты. Между тем, если космическая ракета уже приобрела от раз­бега земной ракеты скорость в 5 километров, указанное отношение умень­шается втрое; запас веществ для взрывания (водорода и кислорода) должен быть толь­ко в 10 раз тяжелее незаря­женной ракеты. Для получе­ния 5-киломегровой секунд­ной скорости нужен для земной ракеты путь по земле в 250 км, при ускорении 50 метров. Тяжесть в ракете увеличивается при этом в 5 раз (50:10), и пассажиры на это время должны быть погру­жены в воду — иначе они не перенесут такой усиленной тяжести. Вообще получение на Земле таких ско­ростей встретит много затруднений. Однако можно ограничиться и меньшей скоростью.

Чтобы покончить с земной ракетой, приве­дем еще несколько ориентирующих цифр. Вес ее должен быть около 50 тонн (вес трех на­груженных товарных вагонов), из которых тонн 40 приходится на вещества для взрывания. Вместе с вложенной в нее 10-тонной космической ракетой, вполне снаряженная земная ракета будет весить тонн 60. Впрочем, земная ракета может устраиваться и меньшего веса, но тогда выгода будет менее значительна. Продолжитель­ность разбега зависит от длины пути. Взрыва­ние ведется таким темпом, чтобы искусственная тяжесть, обусловленная нарастанием скорости, была весьма невелика — от 1/10 земной до, в край­нем случае, — 10-кратной. При искусственной тяжести, больше земной, пассажирам необходимо будет погружаться в ванну для избежания вредных последствий усиленной тяжести.

Ракета космическая, предназначенная для межпланетных полетов, должна иметь срав­нительно небольшие размеры. По Циолковскому, ее длина 10-20 метров, поперечник — 1-2 метра. Для успешного планирования при спуске на Землю или на другие планеты понадобится, быть может, соединять несколько таких сигаро­образных ракет бок о бок вместе. Оболочка может быть стальная (вольфрамовая, хромовая или марганцовая сталь) умеренной толщины. По расчетам Циолковского, оболочка ракеты в 100 куб. метров может весить меньше тонны (650 килограммов).

В качестве горючего вещества можно будет, по всей вероятности, обойтись нефтью как веществом недорогим и дающим газообраз­ные продукты горения, вытекающие из трубы с довольно значительною скоростью, — около 4 километров в секунду. Конечно, гораздо вы­годнее взрывать не нефть, а чистый жидкий водород (скорость отбрасываемых продуктов горения — до 5 км в сек.), но это вещество сравнительно дорогое. Необходимый для горения и дыхания кислород берется в ожиженном виде. Предпочтение, оказываемое жидкостям перед сильно сжатыми газами, вполне понятно. Сжа­тые газы необходимо было бы хранить в герметических толстостенных резервуарах, масса которых в несколько раз превышает массу их содержимого; запасать кислород в таком виде значило бы обременять ракету мертвым грузом, а мы уже знаем, как невыгоден для межпланет­ной ракеты каждый лишний килограмм мертвой массы. Сжиженный же газ оказывает на стенки сосуда сравнительно ничтожное давление (если хранить его, как обычно и делают, в открытом резервуаре). Низкая температура жидкого кис­лорода — около минус 180° Ц — может быть использована для непрерывного охлаждения накаленных частей взрывной трубы.

Выгоднее ли было бы обратиться к услугам взрывчатых веществ? Вопреки распространен­ному мнению, жидкое горючее должно дать в ракете гораздо больший эффект, чем порох. Американский физик проф. Годдард, производив­ший опыт с различными сортами пороха, полу­чил для скорости отбрасываемых продуктов взрыва от 2300 до 2440 метров в сек. Между тем, от нефти мы можем ожидать, при надле­жащем устройстве выводной трубы, скорости в 4000 метров, а от жидкого водорода — 5 000 метров. А мы уже показали раньше, какое огромное значение имеет в этом случае каждая лишняя тысяча метров скорости отброса. Кроме того, такие вещества, как порох, нитроглице­рин и т п., страшно опасны, — они могут дать взрыв всей массы. Нефть же и кислород в от­дельности совершенно безвредны. Смешение происходит в ракете мало-по-малу.

Одна из самых ответственных частей ракеты — взрывная труба. В космической ракете Циол­ковского она должна иметь около 10 метров в длину и 8 см в узкой части; вес ее около 30 килограммов. Взрывающиеся жидкости на­качиваются в ее узкую часть мотором аэропланного типа, мощностью до 100 лош. сил. Темпе­ратура в начале трубы доходит до 3000° Ц, но постепенно падает, по мере приближения к от­крытому концу. Накаленная часть трубы, как мы уже говорили, охлаждается жидким кисло­родом. Труба имеет коническую форму, с углом раструба не больше 30°. Это во много раз со­кращает длину трубы при хорошем использо­вании теплоты горения.

Может показаться странным, что космическая ракета, предназначенная для движения в пустоте мирового пространства, будет снабжена рулями: горизонтальным рулем, высоты, отвесным рулем направления и рулем боковой устойчиво­сти. Не следует упускать из вида, во-первых, то, что ракете при спуске на Землю придется пла­нировать в атмосфере без взрывания, подобно аэроплану. Во-вторых, рули понадобятся и вне атмосферы, в пустоте, для управления ракетой быстрый поток вытекающих из трубы газов, встречая руль, уклоняется в сторону, вызывая тем самым поворот ракеты. Поэтому рули помещаются непосредственно у выходного отвер­стия взрывной трубы.

Излишне перечислять все те приспособления, которыми необходимо будет снабдить пассажир­скую каюту. Романисты, мечтающие о межпла­нетных перелетах, достаточно писали об этом и в общем — довольно правильно. Отметим лишь, что внутри герметически закрытой каюты дол­жен находиться кислород, необходимый для дыхания (азот излишен), под давлением в 0,1—0,2 атмосферы. Окна из кварца с предохра­нительным слоем обыкновенного стекла соединят прочность с безопасностью от ультрафиолетовых лучей Солнца и дадут пассажирам возможность обозревать окрестности и ориентироваться при управлении ракетой. Никаких особых приспо­соблений для обезврежения усиленной тяжести при взрывании, вероятно, не понадобится, так как незначительная величина ускорения поро­дит весьма мало заметную добавку тяжести (около половины).

Вот при каких условиях будут отправляться космические дирижабли в свой межпланетный рейс. Первый этап — кружение около земного шара, на подобие его спутника. Второй — странствование в отдаленные зоны нашей солнечной системы, к другим планетным мирам. Следую­щий этап — спуск на планету — представляет гораздо больше затруднений, чем может казаться с первого взгляда. Ракета мчится с огромною космическою скоростью; пристать прямо к пла­нете, которая движется с совершенно другою скоростью, значит — подвергнуть ракету сокру­шительному удару и неизбежной гибели. Как избегнуть удара, как уменьшить стремительную скорость настолько, чтобы возможен был безо­пасный спуск на планету? Не забудем, что то же затруднение возникает и при возвращении на нашу родную планету. Необходимо изыскать средства его преодолеть.

Здесь есть два пути. Первый — тот, к кото­рому прибегает машинист, желающий быстро остановить мчащийся паровоз: он дает „контр-пар“, т. е. сообщает машине обратный ход. Ракета тоже может дать „контр-пар“, повер­нувшись отверстием трубы к планете и пустив в действие взрывание. Новая скорость, имеющая направление, обратное существующей, будет от­ниматься от последней и постепенно сведет ее к нулю (конечно, лишь по отношению к пла­нете, которая ведь не стоит на месте). По законам механики, для остановки тела необходимо, вообще говоря, затратить столько же энер­гии, сколько было израсходовано на приведение его в движение с присущей ему скоростью. В применении к ракете это приводит к довольно безнадежным выводам.

Этот безотрадный вывод лишил бы нас всякой надежды на посещение крупных планет, если бы как раз эти планеты не были окружены атмосферой, которой можно воспользоваться в качестве своего рода воздушного тормоза. Тут мы подходим ко второму средству уменьшения скорости межпланетной ракеты. По проекту Циолковского, ракета может описывать постепенно суживающуюся спираль вокруг пла­неты, прорезывая всякий раз часть ее атмо­сферы и теряя поэтому с каждым новым обо­ротом часть скорости. Достаточно уменьшив стремительность движения, ракета совершит планирующий спуск на поверхность планеты, избрав для большей безопасности местом спуска не сушу, а море. Замечательно, что ту же идею об использовании тормозящего действия атмо­сферы высказал и подробно разработал, незави­симо от Циолковского (хотя и позже его), не­мецкий исследователь межпланетных полетов инж. Гомано, о котором мы еще будем говорить.


Схематический чертеж устройства ракеты Циолковского.

Такова в главнейших своих очертаниях кар­тина завоевания мирового пространства, рисую­щаяся нашему исследователю в туманной дали будущего. Практика, без сомнения, внесет в нее более или менее значительные перемены. Не следует поэтому придавать абсолютного значе­ния набросанному здесь очерку. Это лишь пред­варительный, ориентирующий план, с которым можно приступить к реальным достижениям. „Никогда не претендовал я, — пишет Циолков­ский, — на полное решение вопроса. Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Мои расчеты о космических путешествиях относятся к сред­ней фазе творчества. Более, чем кто-нибудь, я понимаю бездну, разделяющую идею от ее осу­ществления, так как в течение моей жизни я не только мыслил и вычислял, но и исполнял, ра­ботая также руками. Однако, нельзя забы­вать основную идею: исполнению предшествует мысль, точному расчету — фантазия“.

Я. Перельман.