The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Сквозь Землю в космос
вернёмся в библиотеку?

«Вокруг света» 1961 год №1



Сквозь Землю в космос
Научно-фантастический очерк
А.ШТЕРНФЕЛЬД,
лауреат Международной поощри-
тельной премии по астронавтике.
КОСМИЧЕСКИЙ ПОЕЗД ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПОЛЕТ

Это путешествие началось весьма обычно.

— Центонград северный, — объявили по радио. — Желаем вам хорошо провести время, друзья!

Мы идем по улицам необычного города. Здесь нет главных площадей — тут все площади главные. Тут нет главных улиц, как и вообще улиц в старом, строгом смысле слова. Дома стоят свободно, не смыкаясь в утомительный ряд. В мягкой зелени они — словно легкие прозрачные кристаллы. Ритм архитектуры спо­коен, как вечерняя музыка.

— Где вы живете?

Задав здесь этот вопрос, вы непременно услышите:

— В районе Космонавтов, микрорайон 27 марта.

Или:

— Возле памятника 27 марта.

27 марта — дата, пожалуй, самая популярная в север­ном Центонграде, как и в Центонграде южном. Они близнецы. 27 марта — день их рождения. Восемьдесят лет назад в этот день были вынуты первые тонны зем­ли из жерл тоннеля. С тех пор эти города — лю­бимцы и гордость Земли.

У людей добрая память. Часто мы не то чтобы за­бываем трудности, начинавшие большое дело, а не вспоминаем о них. Сейчас даже не верится, что тон­нель, наш красавец тоннель, был мишенью насмешек для скептиков, что многие действительно крупные уче­ные и инженеры считали его постройку делом невы­годным и невозможным. Как-то раз, приехав в Центонград, я познакомился с одним человеком. Он сказал:

— Представьте: мой отец возражал против строитель­ства Центона, а я пролетал тоннель с первым поездом. Так-то!

Помню, как я завидовал этому человеку. Первым промчаться сквозь Землю, через ее центр! А теперь он мне позавидовал бы, узнав, что сегодня я уезжаю в космос. Да, можно, пожалуй, сказать, уезжаю. В по­езде. Со всеми возможными удобствами жизни, почти оседлой и почти земной.

Но вот и район тоннеля. Хотя он и расположен в от­далении от города, но по особой оживленности его вернее всего можно назвать центром. Переплетение магистралей; бесшумное, удивительно быстрое и чет­кое движение огромных составов с грузами.

Однако сегодня здесь затишье. Магистрали приумолкли. Но людей больше, чем всегда. Люди при­шли проводить первый большой поезд в космос. До этого за пределы Земли вылетали только испытатель­ные составы.

Мне хочется сказать каждому: «Я тоже лечу!» Это не из бахвальства, а от нетерпения и гордости.

За несколько часов до отправления журналистов пригласили к начальнику экспедиции. Он был молод, обстоятелен и насмешлив.

— Уважаемые репортеры, — сказал он. — Хотя в XXI веке на гуманитарных факультетах и читают общие курсы математики, физики, астрономии, астронавтики и других точных наук, позволю себе еще раз напомнить об особенностях нашего путешествия. Прежде всего это один из первых полетов в космос сквозь Землю. Именно наш тоннель позволяет его осуществить.

Как вам известно, движение в тоннеле подчиняется особым законам. Вне Земли сила притяжения между .двумя телами обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами масс. Внутри же тоннеля она уменьшается по мере приближения к центру Земли — она прямо пропорциональна расстоянию от центра.

Вагон, отправленный из северного Центонграда, до­стигает расположенного на противоположной стороне Земли Центонграда южного через 42 минуты 13 се­кунд. Половину этого времени он двигается с уско­рением, половину — с замедлением.

Далее. Вы знаете, для того чтобы освободиться от силы земного притяжения, любой летательный аппарат должен обладать второй астронавтической скоростью — 11,2 километра в секунду. Именно это обстоятельство объясняет, почему до создания тоннеля мы не могли отправить в космос таких крупных поездов, как наш. Ведь до сих пор еще не создан аккумулятор энергии, который сообщил бы этакой махине столь грандиоз­ную скорость.

Центон совсем по-новому решил некоторые задачи астронавтики. Оказалось: скорость 5,8 километра в се­кунду, приданная поезду в центре Земли, достаточна, чтобы по выходе из тоннеля он устремился в меж­планетное пространство. Стенки Центона представляют собой сплошной ряд соленоидов. Когда внутри этой гигантской спирали проходит электрический ток, возни­кает магнитное поле — получается электромагнитная пушка. Благодаря ей поезд освобождается от «цепей» земного тяготения с помощью, — начальник сделал па­узу,— той же силы притяжения Земли. Впрочем, ско­рость в 5,8 километра, как вам известно, уже давно не проблема и для ракетного двигателя...

Пресс-конференция у начальника продолжалась боль­ше часа, потом мы отправились в поезд.

В ГЛУБИНЕ ЗЕМЛИ

Лифт остановился. Миновав несколько тамбуров, мы, наконец, добрались до каюты. Сперва показалось, что выглядит она довольно забавно: в полу врезано зер­кало, закреплены лампы и даже картины. На потолке — потолок очень высокий! — торчат пружинные часы. На одной стене снизу вверх, от пола до потолка, иллюми­наторы; на другой — перевернутая набок мебель: ди­ван, стол...

— М-да, — молвил мой сосед по каюте, — как гово­рится, со всеми удобствами...

— Вы космонавт? — спросил я.

— Нет, я строитель. И, знаете, впервые в космос. Не удосужился как-то, хотя не такой уж я молодой. Мне шестьдесят три года!1

1 Продолжительность жизни увеличилась. В связи с этим изменились и понятия о возрасте людей.

Вспыхнуло табло: «До старта осталось три минуты. Поднимитесь к потолку!»

Поднимаемся, держась за поручни. Старт. Мгновен­ный толчок, и мы можем легко двигаться по бывшему потолку.

С того момента как заработал двигатель, мы летим головой вниз, буквально проваливаемся под Землю. Но земное притяжение не властно над нами: ведь ничто не препятствует нашему движению к центру планеты. Хотя двигатель и ускоряет падение, силу его тяги мы ощущаем не больше, чем притяжение на поверхности Земли.

Через четверть часа снова вспыхивает табло: «Прой­денный путь равен одному радиусу Земли». Мгновенная скорость нашего движения — 42 347 километров в час, или 11 762 метра в секунду. Средняя скорость — 6 662 метра в секунду.

Итак, начался «подъем». Никаких особых физиче­ских ощущений. Кажется, мы спокойно висим в герметически закрытой кабине на какой-нибудь планете, где сила тяжести меньше земной.

Скорость все растет — двигатель преодолевает замед­ление подъема, развивая силу большую, чем местное земное притяжение. Только на расстоянии двух с поло­виной тысяч километров от поверхности движение поезда чуть замедляется.

ЦЕНТОНСТРОЙ

Путешествие наше так стремительно, что световое табло едва успевает менять сообщения о скорости. Мы пролетаем тоннель всего за 24 минуты 29 секунд; мы промчимся по нему, не останавливаясь на вели­колепных станциях, не побывав у интереснейших лю­дей, которые там работают. А жаль!

Гордость Земли — Центон заслуживает особого внимания, и мне всегда приятно поговорить о нем. И не только приятно. Время неизбежно стирает не­которые подробности его создания, и мы, слышавшие рассказы из уст создателей этого чуда XXI века, должны сохранить детали, уходящие из живой памяти людей.

Недавно я читал одну старую книгу. Она называется «Тоннель», написал ее в начале прошлого века немец­кий писатель. В романе рассказывается о строитель­стве тоннеля из Америки в Европу, об умном инжене­ре, которому тоннель принес славу и поссорил его со всем миром.

В жизни вышло иначе. Наш тоннель послужил даль­нейшему объединению людей, после того как было запрещено оружие, запрещена война и на всей планете победил коммунизм. Споры вокруг проблемы строи­тельства были очень остры, но носили чисто научный характер. Многие ученые считали проект, выдернутый в восьмидесятых годах прошлого века, чистой утопией или в лучшем случае научной фантастикой. Но точные, детальные расчеты и сметы отняли у скептиков до­воды для возражений.

Понадобились годы напряженных усилий многих на­учных центров мира для того, чтобы проект стал реаль­но осуществим. Были обработаны богатейшие материа­лы, накопленные в течение десятилетий геологами; со­ставлены подробнейшие карты земной коры, еще раз проанализированы и сведены воедино данные скрупу­лезных геофизических исследований.

И, наконец, были намечены точки, где стоят сейчас близнецы Центонграды. К Центонградам перемести­лись центры многих отраслей промышленности. Заводы работали с полным напряжением.

Наступление велось одновременно с двух концов. Поверхностные слои не чинили строителям особых не­приятностей. Но глубины планеты стали преподносить одну каверзу за другой. Сначала приходилось вести сражения с грунтовыми водами, провалами, плывунами, сыпучими и сверхтвердыми породами. Потом, когда встретились полужидкие массы, упорно поползла вверх кривая температур. Тоннель стал поистине «геенной огненной».

Но нет худа без добра. Чтобы охладить жерло, туда пустили воду. В подземные котлы она загонялась мощ­ными установками и, обрати-вшись в пар, давала жизнь сверхсильным генераторам. Промышленность и транс­порт были в изобилии снабжены электричеством, а часть тепловой энергии передавалась в районы вечной мерзлоты. (Кстати сказать, отепление рек, ранее замер­завших зимой, было осуществлено благодаря строи­тельству тоннеля.)

С огромным вниманием в наземных наблюдательных пунктах следили за поступающими по телеметрическим каналам записями температур земных недр. Специаль­ная служба внутриземных прогнозов через каждые полчаса давала сводки повышения температуры по мере дальнейшего углубления. Немедленно принима­лись необходимые меры.

Только однажды температура оказалась так высока, что пришлось предпринять аварийную меру: тоннель затопили водами океана. После этого стенки штолен заметно остыли, магма затвердела и покрыла двадцати­метровую обсадную трубу твердым панцирем.

Строительство принесло людям горы драгоценных руд и минералов, вполне оправдавших действительно большие затраты. И, конечно, невозможно оценить то, что дал тоннель ученым, читавшим по его стенам исто­рию многих миллионов лет жизни Земли. Тайны недр в буквальном смысле раскрывались перед строите­лями.

В глубине Земли, на равных расстояниях от ее цент­ра, были сооружены симметрично расположенные экспериментальные станции. В отдалении 2 445 километ­ров от центра построили две станции «Марс — Мерку­рий» — Южную и Северную. Назвали их так потому, что сила тяжести здесь такая же, как на Марсе и Меркурии. Станции, где притяжение аналогично лунно­му, разместились в лучах тоннеля на расстоянии 1 050 километров от центра. Все эти станции отлично оборудованы и располагают неограниченными запасами энергии, света и воздуха. Они сразу стали опорными пунктами разнообразных исследований. В условиях уменьшенной силы тяжести были впервые проведены многие опыты, описание которых теперь можно встретить в популярных учебниках.

И вот на пятьдесят третьем году строительства Северный и Южный лучи тоннеля встретились. Этот день незабываем, как день запуска первого спутника Земли. Он был от­мечен всемирным торжеством.

«Работы произведены идеально! — восторженно писала пресса. — Сред­няя скорость проходки составляет для каждого телефорера1 треть ки­лометра в сутки. Длина тоннеля отклоняется от расчетной всего на 17 метров. Расхождение осей двух лучей ствола ничтожно — всего не­сколько миллиметров».

1Телефорер аппарат для бурения, управляемый на расстоянии и снабженный приспособлениями для отвода тепловой энергии.

Испытания Центона прошли бла­гополучно. За испытательными по­ездами последовали рейсовые — грузовые и пассажирские. Появи­лось расписание дороги, начались ее будни, хотя я лично уверен, что они навсегда останутся буднями, полными романтики.

ДО СВИДАНИЯ, ЗЕМЛЯ!

Итак, спустя 24 минуты 29 секунд после старта мы пролетаем Центонград южный. На табло скорость 12319 метров в секунду.

— Вам это нравится? — спраши­вает сосед.

— Что?

— Да вот, — он неопределенно показывает глазами на «перепутавшиеся» стены, — парение, так ска­зать...

— Ничего, потерпите немножко. Сейчас мы свернемся в кольцо.

— Этого еще не хватало! Мне работать в космосе, а вы — свер­немся.

Но маленькие боковые двигатели плавно повертывают оси вагонов, — состав изгибается в дугу, ее концы смыкаются в огромное кольцо из тридцати двух вагонов. Кольцо продолжает двигаться, вращаясь, и центробежная сила возвращает нам ощущение веса, а каюте — нормальный вид. Вещи занимают по­земному привычные места.

— Ну вот, наконец-то! — успокаивается мой спутник. — Кажется, летим.

Да, летим.

До свидания, Земля!

Космос бороздит не один корабль, посланный людь­ми. Здесь есть и искусственные звезды и пересадочные станции. Но наш поезд — первый большой состав, уле­тевший с Земли. Пройдя половину расстояния до Солнца, он пойдет по орбите вокруг него. Через два года, трижды облетев светило, мы возвратимся и при­везем множество новостей.

До свидания, Земля!

От нашего специального корреспондента
с борта космического поезда.
Январь 2061 года.