The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Юрий Усачев. Три жизни в космосе
вернёмся на старт?
Прошу считать рекламой книги. Я опасаюсь сканить книгу полностью и ограничился четырьмя отрывками. Автора, надеюсь представлять не надо - один из самых опытных космонавтов как по продолжительности полётов в космосе, так и по количеству выходов. И все полёты - очень интересные.
Моё мнение: книга хорошая! написана правдиво! её надо иметь каждому! — Хл.
Жизнь первая. 1994 год



14 января

Сегодня Василий и Сан Саныч отстыко­вались и сели.

Прощание было недолгим, и как-то не верилось, что они вот так — закроют люк и уйдут. Было как-то страшновато оста­ваться на комплексе, который и принять-то нормально не было возможности. Каза­лось — вот они посидят в своем транспорт­ном корабле и снова вернутся, как это было днем раньше, во время тестовых проверок системы управления движением. Но они отстыковались, а мы стали готовиться к съемкам их маневров около комплекса. У нас была радиосвязь с ними, и мы хорошо слышали их переговоры между собой. Ва­силий был в спускаемом аппарате — уп­равлял транспортным кораблем, а Сан Саныч в бытовом отсеке у иллюминатора готовился фотографировать стыковочный узел модуля «Кристалл». К этому узлу в будущем должен стыковаться американс­кий корабль многоразового использова­ния. И вдруг мы слышим недоуменный го­лос Сан Саныча Сереброва: «Куда это мы летим? Вася, тормози, а то мы сейчас вре­жемся в станцию...» Мы с видеокамерами и фотоаппаратами ждем появления их ко­рабля в иллюминаторе, а его все нет и нет. Голос Сан Саныча становится еще тревож­нее, и тут наш командир Виктор Михалыч Афанасьев командует: «Всем в корабль!!!» Мы проскочили в бытовой отсек наше­го корабля, прикрыли за собой люк и ждем сами не знаем чего. После некоторой пау­зы и контроля давления по мановакууметру в бытовом отсеке — открываем люк и переходим в станцию к иллюминаторам. Видим транспортный корабль с ребятами на дальности около 50-70 метров. ЦУП спрашивает нас, что мы видим — мы сей­час его глаза. Мы комментируем, а ЦУП напряженно и сдержанно ведет с нами связь. Мы чувствуем по голосу руководи­теля полета и операторов связи, что про­исходит что-то неординарное, но пока не понимаем, что именно. Транспортный ко­рабль с ребятами отходит все дальше от комплекса, мы входим в тень и теряем его из виду.

Несколько томительных минут мы на­ходимся в полном неведении и строим всевозможные предположения. Потом мы разлетаемся по разным отсекам ком­плекса, чтобы найти корабль, хотя пони­маем, что сделать это в тени практичес­ки невозможно. Перед выходом из тени мы снова находим транспортный ко­рабль ребят — он светится яркой звездой на темном небе.

Я вижу его через иллюминатор в своей каюте на дальности около 400 метров.

Рассказываем ЦУПу о том, как ведет себя транспортный корабль, где он нахо­дится относительно станции. На связи ру­ководитель полетов — Владимир Алексе­евич Соловьев, он приказывает нам уйти в спускаемый аппарат, но командир нахо­дится в другом модуле у иллюминатора — снимает видеокамерой, а мы с Валерой в базовом блоке. Валера что-то делает на первом посту, а я остаюсь в каюте и с ужа­сом вижу, что расстояние между станци­ей и транспортным кораблем стремитель­но сокращается. Мы вышли из тени, и он виден все отчетливее.

На транспортном корабле включается тормозной двигатель для схода с орбиты. Он увеличивается в размерах, кажется, на­чинает раскручиваться какая-то пружина — расстояние между нами сокращает­ся все стремительнее. И я понимаю, что если «этому» суждено случиться, то уход в спускаемый аппарат нас не спасет.

Я замер у иллюминатора. Корабль проносится около нас на расстоянии 30-40 метров! Это было похоже на фантас­тику из серии «Звездные войны». Когда он проскочил, я бросился к иллюминато­ру в каюте командира, увидел удаляю­щийся транспортный корабль и почув­ствовал, что мы были очень близки к... И Господь спас нас пятерых — экипажи станции и корабля. Было немного жут­ковато осознавать, что можно вот так столкнуться, и привет.

Мы слышали репортаж ребят в транс­портном корабле о работе двигателя, он от­работал нормально, и вскоре они призем­лились. И тут ЦУП стал настойчиво инте­ресоваться, что мы видели и слышали. Как оказалось, из-за какой-то технической не­исправности ручка управления работала не так, как надо, и ребята на облете коснулись станции своим транспортным кораблем. Мы ничего не почувствовали, но ЦУП по телеметрии зафиксировал столкновение.

Мы контролировали давление через каждые 15 минут, но оно, к счастью, не снижалось. Это был еще один день наше­го рождения. ЦУП был встревожен — мы сегодня могли потерять комплекс. Засну­ли поздно после долгих разговоров на зло­бу дня.

Жизнь вторая. 1996 год

А за окном — Африка во всей своей кра­се, впадина Эль-Ришат.

Написал на перчатках времена связи и тени — может быть, пригодятся, если будут проблемы со связью с ЦУПом. Дело нам предстоит несложное, но совсем не ординар­ное. Пытаюсь прислушаться к собственным ощущениям, как у Пастернака: «...Силюсь я услышать в отголоске, что случится на моем веку». Страха нет. Дело, конечно, рис­кованное, но страха нет. Я еще не все сделал в этой жизни, у меня еще много вопросов без ответов, я еще должен многое сделать для двух самых близких для меня людей, поэто­му я буду осторожен на выходе и постараюсь максимально помочь Юре. Наверное, завт­ра я уже буду немного по-другому смотреть на эту проблему, и она покажется не такой уж серьезной, и эти рассуждения покажут­ся немного смешными, но это будет завтра, а сегодня пусть я буду немного смешным и наивным, чем глупым бодрячком.

Завтра я обязательно расскажу о том, что же это такое — выход в открытый кос­мос для нас, «Скифов» — экипажа 21-й ос­новной экспедиции на станции «Мир».

15 марта

Ночь была бессонной, мы ждали очеред­ного сеанса связи как итога очередного эта­па подготовки к «выходу». Сеанс начинал­ся: «Скафандры проверили?», «Связь включили?», «Транзит» подготовили?», «Кабели СЭП расстыковали?» и т.д.

ЦУП всячески нас напрягал, чтобы мы шли строго в графике, чтобы не пропустить чего-нибудь и не скомкать начало выхода. Да мы и сами все это прекрасно понимали и старались не омрачить премьеру. Время перевалило за полночь, и теперь начались главные операции: надевание снаряжения, медицинских поясов, костюмов водяного охлаждения, белья... В 2.30 мы начали вход в скафандры. Как и на тренировке — сначала вошел командир с моей помощью, а потом вошел и я. Мы шли с небольшим опережением, чтобы иметь запас времени на всякий случай.

Потом пошли стандартные операции шлюзования. Коля Бочмановский — наш инструктор Центра подготовки по шлюзо­ванию — всячески нас опекал и отслеживал все операции, выполняемые нами по фраг­ментам бортовой документации. Мы прове­ли предварительную проверку герметично­сти скафандров и люков, а после «диссатурации»1 приступили к сбросу давления из ШСО до 10 мм ртутного столба. Я перебрал­ся поближе к выходному люку и пригото­вился к открытию люка. Мы еще раз про­вели проверку герметичности люков моду­ля и после этого получили добро ЦУПа на сброс давления в ШСО до нуля. Сброс дав­ления от 10 мм до нуля идет медленно, и по опыту предыдущих выходов давление в ШСО по мановакуумметру не снижается ниже 4-5 мм. У нас оно снизилось до 2 мм, и ЦУП отметил это как рекорд.

1Дыхание чистым кислородом для вытесне­ния азота из крови.

В 4.05 приступили к открытию люка. Сердечко забилось чуть сильнее, сейчас дол­жно произойти что-то совсем необычное, сейчас мы окажемся в вакууме. Придержи­ваю штурвал, чтобы не было резкого откры­тия, и вот люк уже приоткрывается. Стан­ция находится в тени Земли, и первое, что я вижу в свете фонарей на голове, — это вы­ходное устройство у люка со средством пе­ремещения космонавта, и бездна звезд на ночном небе. Как у Ломоносова: «...Откры­лась бездна звезд полна, звездам нет счета, бездне — дна». Звезды немного ярче, чем видно из иллюминатора станции, и их очень много. Я открываю люк, фиксирую его на крючок и приступаю к установке защитно­го кольца, чтобы не повредить резиновые уплотнения при выходе. ЦУП нас сдержи­вает, советует осмотреться и не спешить.

Вокруг летают тысячи мелких части­чек — то ли от разрушающейся экранно-вакуумной теплоизоляции, то ли краски. Кольцо установлено, и я выбираюсь нару­жу. Пока ориентироваться трудно — вся наружная поверхность станции ершится модулями и панелями солнечных батарей, уф, аж в глазах рябит. Восходит солнце, и я опускаю светофильтр. Начинаем выво­дить укладку со стрелой и инструментом. Я держу стрелу, и Юра тоже выбирается из шлюзового отсека. Пропускаю его впе­ред по трассе к старой грузовой стреле. Я уже нахожусь снаружи около 10 минут и смотрю, как он неуклюже, судорожно пе­рецепляет карабины. Ну, конечно, я уже «опытный», «целых» 10 минут здесь, а он только вышел. Хорошо, что мои первые движения видел один Господь Бог.

Мы осторожно, обходя острые кромки крышек звездных датчиков, перебираем­ся к такелажному узлу стрелы. Хорошо, что станция железная, иначе мы все снес­ли бы на своем пути.

Люк, заветный люк в ШСО, остался где-то позади, а мы идем все дальше от него. Уже начинаю ориентироваться, где какой модуль, где какая солнечная батарея.

У Юры что-то со связью, я несколько раз переспрашиваю его и не слышу ответа или слышу только обрывки слов. Он не пони­мает, почему я пристаю, и начинает раз­дражаться. Я молчу, надо разобраться, в чем дело. ЦУП внимательно слушает, но не мешает нам работать, только изредка спрашивает о самочувствии и о том, где мы находимся и что делаем.

Стрела оказалась довольно подвижным сооружением, и любые наши движения при­водят к ее колебаниям. Мы добираемся до базового блока и двигаемся к месту установ­ки новой стрелы. Стараюсь не приклады­вать больших усилий при перемещениях, используя инерцию скафандра.Так учил наш аксакал Муса Манаров. Надо сохра­нять силы, основная работа еще впереди. Вот мы и у цели. Наступает тень, и мы включаем освещение на шлеме скафандров. Фо­нари хорошо освещают зону работ, и мы приступаем к разделению укладки на час­ти. Закрепляем все на кольцевых поручнях и начинаем устанавливать основание стре­лы. Пригодились гаечные ключи, которые мы предусмотрительно захватили с собой. Затягиваем винты ключом и начинаем со­бирать стрелу. И эта операция позади. Не­большой отдых, и я начинаю удлинять стре­лу в сторону привода солнечной батареи на модуле «Квант». ЦУП предупреждает, что стрела будет находиться в зоне двигателей базового блока и просит быть осторожнее.

Закрепляю стрелу промежуточным фа­лом к поручню и перебираюсь к такелаж­ному узлу. Немного подтягиваюсь и цепляю свои карабины за фал на приводе. Хоть хлипкая, а все же связь с твердью. Когда шел по стреле, натерпелся страху, фиксируем­ся за тоненький леер, и стрела сама колеб­лется, вся надежда на конструкторов и ис­пытателей да на то, что мы добросовестно все сделали. Это справедливо — испыты­вать собственную работу. Пока она нас не подводит. Так увлекся переходом к модулю «Квант» и ожиданием срабатывания движ­ков, что забыл посмотреть на иллюминатор каюты. Я закрепил на нем Жекиного мишутку и оставил гореть свет в каюте. Лад­но, потом посмотрю, если не забуду. Юра вслед за мной ползет по стреле. Надо сде­лать инспекцию ранее установленного при­вода солнечной батареи. Осматриваем привод, фланцы. Восходит солнце, и они видны очень хорошо. Зазора между ними нет. Видны два «штыря» и несколько струбцин.

Не дожидаясь сеанса связи, начинаем разматывать жгут сэповских кабелей и прокладывать его на 3-ю плоскость отсека научных инструментов. Работать прихо­дится резаком -- разъемы связаны тесь­мой и леской. Часть разъемов стыкую я, часть — Юра. И с этим покончили, входим в связь, и Володя Солдатенков, специалист по этому выходу, сидящий сейчас в ЦУПе, подтверждает, что по телеметрии все разъемы состыкованы — слава Богу. Он просит нас еще раз попытаться установить штырь — конструкторы не дают гарантии жесткого соединения фланцев без этого штыря.

Мы снова вставляем его и с помощью молотка (Юра молодец) устанавливаем штырь. ЦУП доволен, что и эту операцию удалось сделать.

Мы пробираемся к такелажному узлу нашей стрелы, и я начинаю переходить к основанию. Это прибавило мне седых во­лос — перемещение по леерам стрелы. Как только поворачиваюсь боком к базовому блоку, создается впечатление, что ты падаешь — скатываешься набок. Стрела колеб­лется, и это усугубляет ощущения. Добира­юсь до скоб на агрегатном отсеке базового блока и облегченно вздыхаю — в руках твердь. Не желая дальше испытывать себя, по продольным поручням ползу к основанию стрелы. Юра остается у привода на «Кванте». Я должен буду после тени пере­нести его на стреле в район шлюзового отсе­ка. У нас есть 20-30 минут тени, можно от­дохнуть. Под нами проплывают ночные го­рода, по-моему, это Канада. Я выключаю освещение на шлеме и начинаю жалеть, что не сделал этого раньше. Исчезли освещен­ные поручни и элементы конструкции, и, о чудо — создается впечатление, что ты дей­ствительно летишь над планетой!!! Это совершенно новые ощущения — только ты и пол-Земли под тобой с грозами и огнями ры­бачьих лодок в океане.

Господи, как здорово, хоть бы еще немно­го задержался рассвет. Кажется, когда-то очень давно я мечтал о таком, именно о та­ком полете, это как сон — ты не приклады­ваешь никаких усилий и летишь только усилием мысли. Не могу подобрать слов, чтобы описать это ощущение — это смесь восторга, благоговения перед этой красо­той, величием действа, в котором я прини­маю участие. И действительное ощущение полета — кажется, сейчас отпущу руки и буду лететь так очень долго. Не знаю, сколь­ко проходит времени, но пора возвращать­ся в реальность, голубеет горизонт, вспуха­ет, расширяется и краснеет. И вот опять восход. Кажется, я понимаю наших пред­ков, поклонявшихся Солнцу — это светило своим появлением все преобразило, но ра­створило в своем свете мой «ночной» полет. Отдых закончился, чувствую, как устали руки, а предстоит еще возвращение «до­мой». Да, в тени я все-таки добрался к ил­люминатору моей каюты. Это круглое окошко с игрушкой приветливо светило в ночи и было так близко и так далеко через обратный путь и шлюзование.

Юра держится за такелажный узел, и я переношу его к модулю «Дмитрий». Он на­чинает удлинять стрелу, и я вижу, как ук­ладка с инструментом, которую он нес, медленно вращаясь, удаляется от стрелы. Видимо, Юра не очень хорошо ее закрепил, и «наши женщины» навсегда уходят от нас. Я еще несколько минут вижу их, и ос­тается только вздыхать. Я перебираюсь по стреле, вхожу в ШСО. Юра уже здесь. Ос­матриваю резиновые кольца на люке, сни­маю люк с фиксатора и закрываю его. Вре­мя 9.55. Мы шлюзуемся, выравниваем давление, выходим из скафандров.

Связи нет, и мы работаем вполне само­стоятельно, как будто это уже не мы почти шесть часов назад чайниками болтались на стреле. Переходим в базовый блок — он стал нам роднее и ближе. Удовлетворяем первое желание посещением туалета, са­димся к столу — хочется есть, принимаем по глоточку коньяку и — в спальный мешок — у нас есть целых сорок минут до оче­редного сеанса связи.









19 мая

Сегодня — не самый удачный день. Се­ансы связи через спутник-ретранслятор не прошли и переговоры с семьями не состоя­лись. Почти весь день пролетали без свя­зи. В конце дня главный оператор связи Вадим сделал попытку передать радио­граммы по пакету, но и тут «облом». А ве­чером сломался видеомагнитофон «Бетакам». Зажевал ленту на кассете, заблоки­ровал весь лентопротяжный механизм и выдачу кассеты, так что пришлось сни­мать крышку и извлекать кассету. Придет­ся ТВ-репортажи делать с камкодером или «Hi-8».

21 мая

Ничего не хочу, только спать. Сейчас 10 часов утра. Еще один «выход» позади. Эта работа была гораздо тяжелее преды­дущей. Люк открыли в 01.50. Днем нам дали немного поспать, и как ни странно — дневной сон удался, встал бодрым, отдох­нувшим. Работа предстояла несложная — перенести солнечную батарею (СБД) с американскими преобразователями со стыковочного отсека на привод модуля «Квант». В конце «выхода» предполага­лось снять контрактный сюжет по рекла­ме «Пепси». В наши личные планы входи­ло «запустить» три ИСЗ — укладки с ра­мами и уголками с «Природы» и «Боливара». Шлюзовались перед «выходом» штатно» и после разрешения ЦУПа я открыл люк. Установка защитного кольца потребовала чуть больше сил и времени, и как следствие — я начал работу на «приподня­том» пульсе и температуре. А тут эта бан­ка, в разложенном состоянии она занима­ла столько места в шлюзовом отсеке, что для нас с Юрой оставалось мало места. Поэтому мы решили ее сложить, а после развернуть. С ней тоже пришлось пово­зиться, но выглядела она очень эффект­но — даже Шеннон, после выхода видев­шая Юру с банкой на стреле через иллю­минатор, сказала, что весь мир будет пить только «Пепси», если увидит эту картин­ку. ЦУП никак не мог принять окончатель­ного решения, чем же снять банку — КЛ103 (старой цветной телекамерой или бетакамом). После теста телевидения, ко­торый и проводился-то во время шлюзова­ния, решили все-таки остановиться на КЛ­103. Вариант, который предлагали мы — снять этот сюжет через 9-й иллюминатор изнутри, — не находил поддержки. Я ос­тавил банку на поручнях снаружи шлюзового отсека и пошел по установленной нами в прошлом «выходе» грузовой стреле. По­том перенес Юру к стыковочному отсеку, он установил захват такелажного узла на солнечной батарее, и я перебрался к нему. Замки, удерживающие солнечную бата­рею, раскрылись довольно легко, а вот с клапанами теплоизоляции возились мы долго. Но вот все готово, я возвращаюсь к основанию стрелы на базовом блоке и делаю это в тени, чтобы сэкономить время. Связи нет, фонари на шлеме освещают только около метра грузовой стрелы, и это действительно страшновато, но через не­сколько минут я, облегченно вздыхая, цеп­ляюсь за поручни базового блока. Теперь надо отдохнуть, мы подлетаем к Африке, на Земле тень, и начинается зона связи че­рез спутник. На связи с нами — Сергей Крикалёв. Я опять выключаю освещение, что­бы еще раз испытать чувства предыдуще­го полета. На Земле бушуют грозы, это шквал огня, и я думаю, как хорошо, что мы летаем на высоте более 400 километ­ров. Кажется странным — почему мы не слышим рожденного молниями грома? Выходим из тени, и я потихонечку начи­наю переносить Юру с солнечной батареей к модулю «Квант». Масса большая — око­ло 800 килограммов, и поэтому я особенно медленно вращаю ручки стрелы. Для того чтобы обойти торчащую на пути солнеч­ную батарею, приходится попеременно ра­ботать в тангаже и в рыскании. Мы не спе­шим, у нас есть небольшой запас времени, представляю, сколько страхов натерпелся Юра на этом аттракционе во время пере­носа. Но вот он уже в районе привода, фик­сируется за поручни, я перебираюсь к нему, чтобы помочь установить перенесенную батарею на приводе. Шеннон фотографирует нас и снимает на видео. Она работает на этом «выходе» очень хорошо — сама выдает много команд с пультов.

Я уже на модуле «Квант», снимаю за­щитные чехлы с электроразъемов, зани­маю удобное положение, и мы делаем первую попытку установки батареи. Нам надо три шариковые опоры завести в гнезда. Один шарик входит, остальные пока не хотят, что-то мешает. Мы снова расфиксируем батарею и делаем вторую попытку установки — теперь два шарика на месте, но этого недостаточно для подключения разъемов. Принимаем решение снять ба­тарею со стрелы и в свободном парении ус­тановить ее на привод. Подбираюсь к таке­лажному узлу — так и есть, короткий фал не дает стать батарее на привод. Освобож­даю фалы, и батарея с третьей попытки на месте. Стыкуем электроразъемы, теперь можно немного передохнуть. Мы снова в тени, и после короткого отдыха, преодоле­вая страх, ползу по метровой стреле к ее основанию. Мы сделали основную работу, но тут ЦУП предлагает нам отработать с «Пепси» по двум вариантам — с переносом Юры с банкой в район модуля «Спектр» для съемок изнутри через 9-й иллюмина­тор, а потом снять на шлюзовом отсеке ка­мерой КЛ-103В. Да, обширная у нас про­грамма, но деваться некуда — сами пред­лагали. Чувствуется усталость, время пять часов утра, а мы в самом разгаре ра­бот. Снова «катаю» Юру на стреле за ос­тавленной банкой, а потом на модуль «Спектр». Шеннон включает камеру и снимает сюжет с Юрой. Времени до тени немного, а нам нужно вернуться к шлюзовому отсеку. С последними лучами солнца Юра фиксирует стрелу к поручням отсека. Все нормально, я опять возвращаюсь по стреле в тени. На такелажном узле не­сколько фалов, они перепутались, и пока я с ними разбираюсь и фиксирую стрелу — Юра идет в шлюзовой отсек за телекаме­рой. В 6.45 начинается зона телевидения, и ЦУП хочет в прямом эфире показать кар­тинку заказчику. Мы честно отрабатыва­ем и этот сюжет, но хочется уже «домой». Мы выпрашиваем у Соловьева 15-20 ми­нут на фотосъемки, а на самом деле на уда­ление мусора. Выключаем теплообменни­ки, у нас есть 15 минут до закрытия люка. Юра подает мне связки железок, и они кра­сиво уходят в кильватер полета — они не­много затормозятся и не столкнутся со станцией. Теперь действительно все, я вво­жу банку в шлюзовой отсек и закрываю люк — время 7 часов 10 минут. После не­хитрых арифметических вычислений по­лучаю время работы в открытом космо­се — 5 часов 20 минут. Проводим обратное шлюзование и открываем люки в станцию. Хочется есть, а потом спать. Мы быстро съедаем все то, что заботливо приготовила для нас Шеннон, выпиваем по два глотка коньяку — сегодня у Юриной дочери Леночки день рождения, и спать. Накрутился ручкой до полного удовлетворения, но медики спрашивают о перспективе в пятницу совершить очередную «прогулку». Конечно, выйдем, вот только немного отдохнем. Может быть, вечером удастся поговорить с Верой, а сейчас просим Сашу Сергацкова позвонить нашим домашним и сказать, что мы внутри и у нас все нормаль­но, пусть не волнуются.

23 мая, четверг

Завтра опять «выход»! Первый день после прошлого «выхода» отдыхали. Руки побаливают, особенно лопатки и запястья. Но уже на следующий день чувствовал себя нормально. Готовимся к работе -- изуча­ем циклограмму предстоящего «выхода», готовим инструмент, кабели для стыков­ки. Работа предстоит «несложная» — перейдем на модуль «Квант», расстыкуем электроразъемы (которые с таким трудом стыковали в первом «выходе»), подстыку­ем кабель-вставки и развернем перенесен­ную батарею. Этим «выходом» должна за­вершиться логическая цепочка: установка грузовой стрелы — ГСТ4, перенос с ее по­мощью солнечной батареи и ее разворачи­вание. Скафандры подготовили, сменные элементы установили, делаем это уже без радиограмм, вполне самостоятельно. Главное — не потерять бдительность, не расслабиться и не почувствовать себя эта­кими асами по «выходам».

Вчера поговорил с Верой по телефону. Жека рассказала, как их застал в Соколь­никах дождь, а они ели шашлык в кафе, где прятались от дождя. Чувствую, что они тоже очень скучают. Смотрю на программу полета (предварительную), которую мы привезли с собой — сегодня 93-и сутки по­лета. Уже много, но осталось примерно столько же. Странное дело, пока официально никто нам не сказал о продлении поле­та: или еще не принято окончательное ре­шение, или не хотят нас «расстраивать» перед «выходами». Чудно все это — если это действительно так.

25 мая

Мы сделали это! Отработали еще раз снаружи комплекса, теперь он стал чуть симметричнее и чуть красивее. У него по­явилось еще одно «крыло — солнечная ба­тарея» на «Кванте». Видимо, из-за балли­стики вход в скафандры и закрытие люков началось чуть раньше, чем в предыдущем «выходе». В 22 часа мы по старой схеме забрались в скафандры и приступили к шлюзованию. Основная нагрузка на Юре, он читает фрагменты бортовой документа­ции и работает с пультом, а я только пас­сивный наблюдатель и строго выполняю все пункты. Мы проверяем герметичность скафандров и люков, проводим «диссатурацию» и еще много всяких «мелочей». Приходит время открывать люк. Я занимаю удобную позицию и с разрешения ЦУПа открываю люк. Мы в тени и поэтому работаем с включенными фонарями на шлемах скафандров. В шлюзовом отсеке тесно — две укладки (инструмент и кабель/вставки) и три укладки, приготовленные для запуска искусственных спутников Земли, рукотворных спутников. Я устанавливаю защитное кольцо, беру укладку с кабелями (инструмент будет нести Юра) и двигаюсь к такелажному узлу грузовой стрелы. Первые полчаса — самые трудные, медики просят не торопиться и немного захолодиться — идет процесс врабатывания. Укладка с кабелями для надежности зак­реплена двумя фалами, и они всячески пе­реплетаются, мешая работать. Но если мы их потеряем, вся наша работа на этом вы­ходе теряет смысл, так что лучше пому­читься. Перебираюсь по стреле к основа­нию и, вращая ручки перемещения стре­лы, перевожу Юру в район модуля «Квант». По сравнению с путешествиями на предыдущем «выходе» это сделать дос­таточно просто. ЦУП предупреждает о воз­можном срабатывании двигателей на ба­зовом блоке, и мы крепим стрелу за скобы так, чтобы она была подальше от двигате­лей. Перехожу на «Квант», а потом по эле­ментам конструкции и поручням в район разъемов, с которыми предстоит работать. Работаем равномерно, спокойно, с отды­хом. Женя Лохин — специалист ведущий это «выход» — на связи, он помогает нам голосом найти и подстыковать нужные разъемы. Это очень хорошо, не понадобят­ся наши шпаргалки на перчатках и уклад­ке с кабелями. Разъемы стыкуются доволь­но легко, и у нас появляется опережение графика около 30 минут. ЦУП по телеметрии подтверждает состыкованное состоя­ние электроразъемов. Теперь вторая часть «Марципанского балета», как говорит Боря Есин. Мы перебираемся к приводу и готовимся разворачивать солнечную бата­рею. Юра работает ключом для отжатия ме­ханизма фиксации, но «грибок» не выходит до синего пояска. Сергей Крикалёв из ЦУПа предлагает попробовать раскрывать бата­рею и оставить пока работу с «грибком». Батарея медленно начинает выползать из укладки. Мы работаем попеременно — то я, то Юра, и уже через 2-2,5 часа появилась долгожданная метка «39». Батарея разло­жена, можно отдохнуть и двигать «домой». Шеннон работает внутри, она выдает ко­манды, включает телевидение, и ЦУП ви­дит процесс раскрытия. Мы возвращаемся к шлюзовому отсеку, сушим сублиматоры скафандров, и в 5.30 я закрываю люк. Об­ратное шлюзование проходит без замеча­ний, и мы принимаем поздравления специ­алистов ЦУПа и Шеннон. Есть и спать, все остальное потом...

26 мая, воскресенье

«Зализываем» раны. Есть небольшие по­тертости на руках, в основном кисти. На ночь натерли болевые места траксевазином и сделали йодную сетку. Утром стало полег­че. Мышцы почти не болят, во всяком слу­чае гораздо меньше, чем в предыдущем «выходе». Удивительно, но мы очень быстро вошли в привычный ритм, несмотря на бессонную ночь и тяжелую работу. Днем сделали физо, я занимался в модуле «Кристалл» и отработал по полной программе без особых усилий — это хороший знак. «Форма 24» не очень плотная, и мы снова тянем­ся к выходному оборудованию. Подобрал сменные элементы для скафандров, запра­вил водяные баки и просушил магистрали скафандров. Следующая наша цель — МОМС (оптический мультисканер, назва­ние мудреное, записал, чтобы не забыть). Собираем его по частям, осматриваем, чи­таем бортовую документацию — входим в работу, уже снова хочется туда — наружу. Днем состоялся телевизионный сеанс «встреча с семьями». Мои пришли все, очень приятно было их видеть. Жены наши такие весенне-летние и такие же желанные, как и далекие. У Жеки новая прическа, школа закончена, и все нормально. Верунчик выглядела очень хорошо. Мы показа­ли им несколько минут видеозаписей «вы­ходов», больше хотелось смотреть на них.

Вечером зарядили фотоаппарат — КФА-1000, по случаю обрыва пленки он не работал. ЦУП попросил сделать эту рабо­ту, чтобы не сорвать съемки 28 мая, и мы, конечно, не отказались.

28 мая

Готовимся в «выходу» — пришла циклограмма установки МОМСа на модуле «Природа». Проверили скафандры на герметячность, все нормально. Вышел на связь ру­ководитель полета Владимир Соловьёв и огласил программу нашей жизни на ближайшие три месяца. Три «выхода» — 30 мая (МОМС), 6 июня (наука) и 13 июня («Ферма-3»). Очередной «Прогресс» — 15 июля. Старт «Шаттла» STS-79 — 1 ав­густа. Старт нашей смены — ЭО-22 — со­стоится примерно 14 августа, и наша по­садка — 30 августа. Вот такие дела. Чест­но говоря, я предполагал, что раньше кон­ца сентября нам не вернуться, но тем при­ятнее оптимистические прогнозы.

30 мая, ночь, начало суток «выхода»

Завтра в 21.30 -- открытие выходного люка, работа ночная, и поэтому мы встаем в 10.00. Можно посидеть немного с днев­ником и почитать «Золотого теленка» — эту вечную книгу. Весь прошедший день прошел в ожидании. Сначала не состоялся один сеанс связи через спутник, а потом и второй (по причинам Земли). Мы провели подготовительную работу по подстыковке кабелей телеметрии МОМСа, но один из разъемов оказался занятым, и мы не ста­ли расстыковывать его, не посоветовав­шись с ЦУПом. Во втором сеансе мы должны были сбросить приветствие встрече на высшем уровне в ООН по проблемам городов, но все наши приготовления не потре­бовались, и мы фотографировались всем экипажем в красивых костюмах «Пингвин» на фоне флагов.

31 мая

Четвертый «выход» позади. МОМС установлен на модуле «Природа», и все его кабели подключены. Шлюзование прошло штатно, мы не торопились и делали все строго по бортовой документации. Откры­тие люка и установку защитного кольца делал в тени. Перед открытием люка сердечко начинает биться чуть чаще обычно­го. Казалось бы, формальная операция, в шлюзовом отсеке давление «0» и за лю­ком — «0», а отсутствие этой маленькой защиты подхлестывает адреналин. Я вы­бираюсь из отсека на продольные поручни и готовлюсь принимать МОМС у Юры. Он расфиксирует его и подает мне. Осторож­но выводим его наружу, чтобы не касался конструкции. Двигаемся к такелажному узлу грузовой стрелы. Теперь надо устано­вить МОМС на замок такелажного узла. Это нам удается без особых усилий — сей­час МОМС и стрела — одно целое. Теперь надо разбираться, как такелажный узел этой самой грузовой стрелы прикреплен к самому модулю. Здесь нас ожидает сюрп­риз — фал имеет карабины старой конст­рукции, и они никак не хотят открывать­ся. Если снять МОМС с замка, то сделать это можно наверняка, но снимать, чтобы потом снова ставить, не хочется. Второй раз так просто у нас это не выйдет, и мы возимся с карабинами. ЦУП слышит наши озабоченные голоса и спрашивает, в чем, собственно, проблема. Объяснять дольше, чем делать, и мы расфиксируем карабины. Теперь можно двигаться дальше. Я пере­хожу по грузовой стреле к базовому блоку, а Юра придерживает стрелу и МОМС. Те­перь надо перенести Юру с МОМСом на «Природу» к месту работы. «Природа» — вот она, совсем рядом, но солнечная бата­рея, торчащая на пути, усложняет работу, и приходится ее обходить. Зависаем в про­межуточном положении — теперь надо уко­ротить стрелу. Перебираюсь по стреле и убираю 4-5 звеньев. Масса МОМС + Юра в скафандре около 400 кг, но укорачивание идет легко. Я возвращаюсь к основанию стрелы и «причаливаю» Юру к «Природе». Это первые шаги космонавтов на новом мо­дуле. Юра забирается с инструментом и пе­рекидным трапом. Все идет нормально, и я перебираюсь по стреле на «Природу». Сни­маем МОМС с шарикового замка и перево­дим к месту установки. Обозначение на по­ручнях не дает однозначного ответа, куда же ставить лафет МОМСа, и мы ждем сеан­са связи, чтобы спросить у Земли. А пока отдых. Я держусь двумя пальчиками за поручень и разворачиваюсь так, что передо мной пол-Земли. Слегка наклоняю голову и вижу ноги своего скафандра и океан дале­ко внизу. Вот это эффект полета — 400 км подо мной! Как хорошо, что образовалась пауза в работе и можно полюбоваться Землей и комплексом. Но вскоре начинается сеанс связи, и надо возвращаться к работе. Мы еще немного возимся и наконец-то устанавливаем МОМС и фиксирум его допол­нительно медными проволочками.

Следующий этап — стыковка электроразъемов. Юра подает мне разъем МОМСа, и я стыкую его к разъему на модуле. Шесть разъемов стыкуются довольно легко и ук­ладываются в фиксаторы. В гидролабора­тории на тренировках в Звездном это сде­лать было гораздо сложнее. Разъем № 7 не стыкуется, и нам приходится доставать специальный ключ из укладки инструмен­тов. Юра работает ключом, и этот разъем готов. Остальные четыре идут хорошо, и мы укладываем их под защитный кожух. Теперь установка перекидного трапа. Се­анс связи заканчивается, и ЦУП говорит, что, возможно, у нас еще будет работа с ан­теннами радиометров. Мы устанавливаем трап и переползаем в район радиометров, чтобы к началу связи быть готовыми к ра­боте. У нас есть минут двадцать отдыха. Закрываем светофильтры и выключаем свет — полная темнота. Мы уже работаем около 2,5 часа, незаметно летит время. Любуемся видом ночных городов, но сеанс связи возвращает нас к реальности. Мы от­крываем антенну, которая не раскрылась после выведения, и расфиксируем «гусак» радиометра — теперь можно двигаться к стреле, а затем и «домой». Обратная доро­га всегда короче, и мы уже на шлюзовом отсеке. Закрепляем грузовую стрелу и вык­лючаем теплообменники. У нас есть 15 минут на «спутники» и снятие защитного кольца. Уже не чувствуем скафандр обу­зой, мешающей работать, как в начале «выхода», мы его уже просто не замечаем. Закрываю люк, шлюзуемся, а внутри нас ждет обед и горячий чай, заботливо приго­товленные Шеннон. Итого 4 часа 40 ми­нут — время, проведенное вне комплекса.

2 июня

Вот и лето пришло, одно время года мы уже провели на орбите. Сегодня воскресе­нье. День Святой Троицы. Сеанс связи про­шел, как и планировался, и мы живем, ста­раясь растянуть это чувство — щемяще-приятное, когда встречаешься с друзьями и любимыми людьми. Вчера весь сеанс свя­зи проболтали с Верунчиком, а сегодня она привела в комнату № 23 Надворских и Мочаловых-Шабалиных. Пришли Василий Циблиев, Саша Лазуткин, Паша Виногра­дов и Володя Криволапов. Было так при­ятно видеть их всех; да, чуть не забыл, при­шел Андрей Будко с дочурой. Время про­летело слишком быстро, и осталось всего три месяца до «физической» встречи. На­таша сделала новую прическу и выгляде­ла очень хорошо. Антон ушел в поход с большим рюкзаком под Ростов. Такие встречи — хорошая психподдержка, они еще долго вызывают в памяти воспомина­ния о студенческих годах, о том золотом времени. Готовили скафандры к следующему «выходу» — будем устанавливать «Науку» и опять работать с банкой «Пепси» — ... бы ее побрал. Сегодня видел серебристые облака — впервые за три меся­ца полета в 20.30 в районе Охотского моря и Камчатки по выходу из тени. Показал Юре и Шеннон, они впервые видят это яв­ление. Очень красиво.

5 июня

Завтра «выход». Оборудование приго­товили — на «Спектре» надо будет заме­нить кассеты научной аппаратуры «Комза». На «Дмитрии» установим образцы, и снова работа по контракту «Пепси».

Вокруг банки так много суеты, что это начинает раздражать, как будто весь «вы­ход» делается ради этой рекламы. Расчис­тили модуль «Квант», двадцать восемь контейнеров из-под пищи разрезали и упа­ковали для удаления. Теперь они занима­ют места раза в четыре меньше, чем преж­де. Работали самоотверженно весь вечер, Шеннон тоже участвовала самым актив­ным образом. В «Прогрессе» это все не по­местилось бы, поэтому контейнеры, вернее то, что раньше было контейнерами, станет спутником. Летаем на солнечной орбите, солнце почти не заходит за горизонт, и мы любуемся закатами и восходами. Немного загораем у иллюминатора в модуле «Дмит­рий». Этот кварцевый иллюминатор про­пускает ультрафиолет, и при удачной ори­ентации комплекса можно немного ухва­тить солнца. Шеннон увлеклась, и теперь лицо у нее, как у вареного рака. Проверили еще раз скафандры — дай Бог, чтобы завтра все прошло нормально. Наш веду­щий специалист в этом «выходе» Володя Солдатенков соглашается почти со всеми нашими предложениями и доводами, ува­жает наш опыт. Конечно, мы постараемся сделать все хорошо. Приходила Инесса Бе­недиктовна, говорили по поводу физо. Она хотела провести тестовое занятие с запи­сью на запоминающее устройство между «выходами», но мы мягко отбились от этой нагрузки и перенесли это мероприятие на потом. Завтра у моего институтского дру­га Игоря Надворского день рождения, а я вечером не смогу ему позвонить из-за пред­стоящего «выхода». Может быть, удастся сделать это на следующий день.

7 июня

Мы проспали полдня. Если бы не жела­ние поесть, наверное, спали бы еще. Теперь живем с опытом 5 «выходов» в открытый космос. Работа выполнена полностью, и если бы не маленький «нюанс», можно было бы говорить о полном удовлетворе­нии. Как сложилось, теперь это наша тра­диция — посидели минутку перед тем, как входить в скафандры, — и вперед. Закры­ли люки, вошли в скафандры и к сеансу свя­зи уже были готовы к шлюзованию. Спо­койный и деловой голос Коли Бочмановского позволяет быстро войти в рабочий ритм. Все штатно, Юра шаг за шагом чи­тает бортовую документацию, и вот мы уже сбрасываем давление в шлюзовом отсеке до 10 мм. До сеанса связи еще 35 минут, но без разрешения ЦУПа, и медицины в частности, мы не имеем права приступать к открытию выходного люка. Поэтому мы ждем и даже немного дремлем. Такое трудно было бы представить в 1-м «выходе», но у нас уже 5-й. Время летит гораздо быс­трее, если не смотришь на часы (кстати, эта «Омега» уже 5 раз побывала со мной на скафандре). А вот и связь, у нас все в нор­ме, и ЦУП дает добро на открытие люка. Люк открыт, там свет, и это удивительно, потому что все предыдущие «выходы» мы начинали работать в тени. Устанавливаю защитное кольцо и прислушиваюсь к соб­ственным ощущениям, ожидая запуска теплообменника. Выбираюсь наружу и вы­вожу сложенную банку «Пепси». Прохожу к такелажному узлу и далее по грузовой стреле с помощью кольца к базовому бло­ку. Осматриваюсь у основания стрелы и прикидываю, как лучше перенести Юру к «Спектру». По циклограмме— сначала съемка нас с банкой через иллюминатор № 9, что на базовом блоке, а потом работа по замене кассет «Комза». Перевожу стре­лу с Юрой к «Спектру», осторожно обходя солнечную батарею. Он берется руками за поручни «Мираса», фиксирует стрелу, и я тоже перехожу к нему на «Спектр». Вхо­дим в сеанс связи, Шеннон включает теле­камеру, и ЦУП нас наблюдает. Минут 10-15 мы работаем на рекламу «Пепси», а теперь пора работать взаправду. Нам надо перебраться на другую сторону модуля, а поручни удивительно короткие. Я берусь за какие-то элементы конструкции и доби­раюсь до гибкого фала у «Комзы». Это, ко­нечно, рискованно, но сокращает время на дальние обходы по трассе поручней. Осмат­риваюсь и начинаю снимать кассеты «Ком­зы», уже установленные ранее. Нанизы­ваю их на прихваченный фал — будет обидно, если мы их потеряем. Некоторые кассеты не хотят выходить с первой попыт­ки, и с ними приходится повозиться. Те­перь все кассеты сняты, и мы начинаем устанавливать новые. Это сделать проще, и телеметрия подтверждает, что кассеты установлены. Сейчас уложим снятые кас­сеты на укладку и будем двигаться к шлю­зовому отсеку, где надо будет установить новые образцы для экспонирования. Шлю­зовой отсек так утыкан подобным обору­дованием, что приходится теснить сосед­ние, чтобы установить новые. Один из об­разцов требует к себе больше внимания, чем два других. ЦУП советует привязать третью точку проволокой. Мы готовы его снова снять и поставить, но ЦУП торопит, и мы ограничиваемся фалом — все лучше проволочных фиксаторов. Теперь он точ­но никуда не денется. Выключаем тепло­обменники и готовимся к возвращению. Эти пятнадцать минут нам на спутники, и «домой». В этот раз после шлюзования ви­дим целое рукотворное созвездие, уходящее впереди нас. Варварский способ чистки комплекса, но другого выхода у нас нет. Шеннон сняла много на видео, потом сделаем фильм. Закрыли люк в 23.30. Инте­ресная работа, жаль только, что не удалось до конца штатно установить один из образцов. Делаем заключительные операции со скафандрами, ужинаем или завтракаем после полуночи, и спать. Возбуждение пос­ле «выхода» проходит не сразу, и только после долгих обсуждений сделанной рабо­ты мы забираемся в спальные мешки — можно спать до обеда сегодняшнего дня — хорошо.

8 июня, суббота, условно выходной день

Предстоят телефонные разговоры с до­мом, и это отодвигает все остальное на вто­рой план. После долгих поисков находим необходимые для работы сегодня блоки. Со сменной панелью насосов управляемся бы­стро — около часа, может быть, теперь си­стема терморегулирования будет работать лучше, и в модуле «Тимофей» будет про­хладнее, а то настоящая сауна. С преобра­зователем тока аккумуляторной батареи дело обстоит сложнее, он расположен так неудобно, что на одну подготовку замены уходит 3 часа. Вспоминаем всех компонов­щиков и конструкторов, но конечно же де­лаем и эту работу. Физкультурой пришлось пожертвовать ради системы электропита­ния. Надо было выбирать, и мы выбираем не в свою пользу. У нас еще есть время для тренировок, а вот борт ждать не будет. Поговорил с Верой и Жекой, они только что вернулись с прогулки по Ботаническому саду. Гуляли, Жека каталась на роликах, я Вера ее «пасла». Готовимся к «выходу» № 6. Сегодня осмотрели и собрали «ферму». Для тренировки разложили ее на весь базовый блок — красота, а на «Кванте» она будет смотреться еще лучше. Уже «чешут­ся руки», и хочется наружу.

12 июня. День независимости

День сегодня не очень нагружен, услов­ный день отдыха перед «выходом». Утром в сеансе связи сбросили остатки видеоза­писи по «Пепси», еще из предыдущего «выхода». Затем сбросили запись, сделан­ную вчера во время перевода штанги ан­тенны «Траверс» из транспортного поло­жения в рабочее и попытки раскрыть зер­кало радара. Мы ждали красивой карти­ны автоматического раскрытия, но, увы, — пояс расчековался, но зеркало не разложилось. Мы прогоняли видеозапись несколько раз, но смогли только понять, что одна половинка пояса после расчековки отошла от зеркала, сложенного в пакет, а другая половина только дернулась. Она-то, видимо, и не дает антенне раскрыться полностью. Почему я так подробно пишу? Да потому, что завтра «выход», и эту рабо­ту по инспекции состояния «Траверса» надо будет делать нам. Мы это поняли сразу и сказали ЦУПу, что было бы логично посмотреть, в чем там дело, и попробовать помочь зеркалу открыться. Официального решения пока нет, оно, вероятно, будет толь­ко завтра утром, но, по идее, это наша рабо­та. Но решать Земле, сами мы не можем идти туда и что-то делать без ее воли. Мы уже приготовили инструмент для этой ра­боты, и как только ЦУП даст добро — сразу перетащим его в шлюзовой отсек. Но глав­ная задача — «Ферма-3». Ее мы подготови­ли самым тщательным образом, и нам надо сделать ее хорошо.

14 июня

Вот и закончилась наша «выходная» эпопея. Даже не верится, что мы сделали 6 «выходов». Хорошая была работа, но главное — мы живы и здоровы, находим­ся снова внутри станции. До самого нача­ла шлюзования не была ясна циклограм­ма «выхода». Мы подготовили весь инст­румент и для «Фермы-3» и для «Травер­са» и думали, что сначала установим и рас­кроем «Ферму-3», а потом уже будем за­ниматься инспекцией «Траверса». По пла­ну открытие выходного люка должно быть в 16.05, но сменный руководитель полета Виктор Ильич предложил другой вариант. Открыть люк на 15-20 минут раньше и сразу идти на «Природу». Если возможно, раскрываем антенну, нет — оцениваем ситуацию и уходим на модуль «Квант» для работы с «фермой». Это не радует, неустой­чивая циклограмма, но мы готовы сделать так, как считает нужным ЦУП. Строго со­блюдаем сложившийся ритуал одевания снаряжения, вплоть до того, какая музы­ка должна звучать в это время. Забираем­ся в скафандры. Бочмановского нет, но Саша Сергацков его хорошо заменяет. Сброс давления в шлюзовом отсеке делаем вне зоны связи, все идет платно. Теплооб­менник запустился, охлаждение скафанд­ра работает нормально. Сначала выводим инструмент для «Траверса» —две телеско­пические штанги — багор и «американс­кие ножницы». Закрепляю карабин фала инструмента снаружи шлюзового отсека и возвращаюсь к люку, чтобы помочь Юре вывести укладку «Фермы-3». Вот так по­степенно перебираемся к такелажному узлу грузовой стрелы и закрепляем «фер­му» и инструмент. Теперь я иду к основа­нию стрелы и готовлюсь переводить Юру к модулю «Природа». Осторожно обходим солнечные батареи базового блока, и при­чаливаю к «Природе». Мы не знаем, поче­му антенна не раскрылась, а значит, она может раскрыться в любой момент. Поэто­му особая осторожность, и мы располага­емся только в безопасной зоне. Я переби­раюсь по стреле на модуль и хочу рассмот­реть «Траверс». Одна половинка бандажа отошла, а вторая осталась на месте. Она-то, видимо, и удерживает пакет антенны от раскрытия. Рассказываем ЦУПу, что видим, он еще раз рекомендует толкнуть створку бандажа или потянуть ее в сторону открытия. Юра уходит на первую плоскость, а я остаюсь на четвертой. Здесь под раскрывшейся створкой бандажа самое безопасное место, если антенна вздумает вдруг неожиданно раскрыться. Кажется, очень простая задача — возьми и толкни конструкцию, ан нет. Надо зафиксировать­ся, иначе никакого толчка не получится. А место, как назло, такое, что жесткой фиксации не получается. Долго мощусь, как курица на насесте, беру штангу-багор, раздвигаю на нужную длину и толкаю кап­ризную створку. Она нехотя поддается, и через секунду зеркало антенны открывает­ся силой собственных пружин. Юра тоже видит раскрытие и радостно поздравляет. Ура, мне удалось сделать это! Первая зада­ча решена, переходим ко второй — переме­щаемся к модулю «Квант». Осматриваем зону работ и снимаем образцы с фермы «Рапана». Хорошо, что приготовили резин­ки, — собираем четыре лотка образцов и переносим их на грузовую стрелу для воз­вращения. Приходит тень, но мы решили поработать, и проводим регламент опоры фермы «Софора». Гайки сидят хорошо, я мы быстро заканчиваем с регламентом.Теперь можно заниматься собственно «Фермой-3». Снимаем «Рапану» и крепим ее с внутренней стороны «Софоры», пере­мещаем сложенную «Ферму-3» на поса­дочную площадку и пробуем установить. «Ловители» заходят, но площадка не при­жимается к основанию. Пробуем раскачивать, но это не помогает — оказывается, основание переходника всего на 1 мм шире посадочной площадки?! Надо искать вы­ход, иначе вся задача по установке «Фермы-3» под угрозой срыва. Наверное, нам может помочь молоток. Берем его с инст­рументальной укладки и пытаемся с его по­мощью впихнуть переходник — ничего не выходит. Тогда легким постукиванием и перемещением замка по нескольку миллиметров закрываем замок — уф! Кажется, переходник зафиксирован на платформе. Пробуем дергать и покачивать — нет, сто­ит прочно, но с Саши Чернявского стакан­чик красненького, за труды. Теперь наи­более интересная работа — раскрытие фермы, впрочем, нет, прежде надо подсты­ковать электроразъем для контроля тем­пературы. Прокладываю кабель, нахожу ответную часть под защитным клапаном и пробую стыковать. Не выходит с первой попытки, еще раз — с тем же результатом, смотрю на ключ — он сдвинут. Значит, надо снова ползти к «Софоре» за инстру­ментом для стыковки разъемов, а значит, потерять 15-20 минут. Кручу в руках разъем, раздумывая над новой проблемой. Кабель жесткий, и при вращении разьема ключ слегка смещается в сторону — это меня спасет, вернее — поможет. Правда, придется стыковать «втемную», но это лучше, чем работать с инструментом. Еще усилие и разъем состыкован, что ЦУП не­замедлительно подтверждает, прочитав телеметрию. Теперь переходим к раскла­дыванию «Фермы-3». Здесь все проходит хорошо, и через 30-40 минут я уже фотографировал Юру на новой конструкции. Шеннон все снимает на видео через иллю­минатор. Вот и выполнена программа «вы­хода», даже с некоторым перебором. Мы собираемся и идем «домой», захватив сня­тые образцы. Перед закрытием люка на шлюзовом отсеке избавляемся от мусора, подтягиваю струбцину выходного люка, осматриваю уплотнительные резинки, выключаем теплообменники-сублимато­ры, и в 21.30 я закрываю люк. Еще раз лю­буюсь видом станции снаружи, видом Зем­ли — здесь она немножко другая, нежели изнутри, и закручиваю штурвал. Все, «вы­ход» завершен, впрочем, еще обратное шлюзование. Все проходит штатно, и мы уже в базовом блоке. Хорошая была работа, слава Богу, все сделали, да еще раскры­ли «Траверс». От такой работы получаешь удовлетворение. Саша Сергацков говорит, что в ЦУПе было много народу — Джанибеков, Титов, Александров, Полещук и т.д. Мы, кажется, не подвели их. Наверное, по­том мы будем удивляться самим себе — не­ужели пять «выходов» в течение месяца? А сейчас так втянулись, что это не кажет­ся чем-то из ряда вон — кстати, есть о чем подумать для строительства «Альфы». Там много будет подобной работы, а сей­час мы поужинаем, выпьем по 100 грам­мов коньячку, и пусть у кого-нибудь шевельнется язык сказать, что мы не имеем права. Потом еще долго будем говорить и говорить до самых затычек-берушек в ушки.




Жизнь третья. 2001 год

Сегодня вечером пролетали над Кубой. Сергей показал, где находится Варадеро — очень красивое место. Сразу столько ассоциаций и воспоминаний. Надо будет рассказать завтра Вере с Женей об увиденном Я думаю, что это была хорошая неделя в начале года.

16 марта 2001 г.

Пятница

На самом деле дни недели потеряли свой смысл — понимаешь, что это скорее услов­ность, не имеющая особого смысла для жизни на станции. Мы могли бы с таким же успехом назвать этот день субботой или вторником: ничего бы не изменилось. На Земле это понятие наполняется смыслом, маленькими или не очень деталями — вы­ходные дни, личные планы, привычка иметь свободные дни после какого-то количества рабочих — или еще чем-то. Но здесь, во всяком случае, пока мы работаем совместно с «Шаттлом» и первым экипа­жем, все дни слились в один: с перерывами на сон, обед и передачу смены.

Оглядываясь назад, я понимаю, что это, конечно, временно. «Шаттл» увезет пер­вый экипаж, и мы будем строить нашу жизнь — жизнь размеренную и привыч­ную.

Вчера был сеанс связи через «Шаттл» с ЦУПом Москвы. Это первая наша телеви­зионная встреча после разлуки. Картинка была не очень, но все равно лучше, чем телефон. Пришли родители и Вера с Женей. Женюлька уже совсем взрослая. Все у них нормально, и слава Богу.

Провели ТВ-репортаж всем составом: 3 экипажа — 10 человек. Сначала были вопросы из Хьюстона, а потом из Москвы. Пришли Оля Пастухова, Валера Бабердин — очень много уже знакомых лиц за эти три полета. Там же, в ЦУПе, видимо, были иностранные журналисты. Очень ин­тересный вопрос от китайского журналис­та ко мне: «Что вы думаете о китайской космической программе?» Вот так, ни много ни мало! Как будто я спец по китайс­кой программе. Мои познания здесь не дальше «Новостей космонавтики» благо­даря Игорю Маринину. Народ путает командирство экспедиции на МКС с руковод­ством космической программой. А в об­щем, все прошло хорошо. Я очень боялся сложных вопросов на английском языке: вдруг не хватит словаря выразить ответ достаточно понятно. В принципе надо из­бавляться от этого комплекса. «Наше дело правое, и нам бояться нечего».

Полет «Дискавери» продлен еще на один день по причине пересчета центровки «Шаттла» для посадки. Нам хорошо: еще один день пересменки, но для 1-го экипа­жа это, наверное, тяжело.


8 июня 2001 г.

Все еще пятница

Я на том же месте, в своей каюте.

Мы закончили расконсервацию станции и первый этап сушки скафандров. Поужи­нали и немного расслабились. Слава Богу, все прошло хорошо. Конус на месте, он гер­метичен и готов к приему стыковочного от­сека. Казалось, наша работа в переходном отсеке была очень долгой, но по тем мет­кам, которые сделала Сюзан, это заняло около часа-полутора.

В этот раз консервация служебного мо­дуля заняла много меньше времени, чем перед перестыковкой: и мы стали опытнее, и объем меньше. Делаем все не спеша, чуть раньше запланированного времени — у нас должен быть запас. 12.00 начинаем наде­вать костюмы водяного охлаждения, белье, медицинские пояса. Наш туалет — АСУ еще не законсервирован, его мы отключим в последний момент. Собираемся на минут­ку у стола — помолчим перед работой. Те­перь пора. Выключаем свет в модуле. Я су­еверный — все оставляю так, как будто про­сто улетаю в другой модуль для работы.

Мы закрываем люки и забираемся в ска­фандры. Сначала Джим, я хочу быть уверен, что разьемы его костюма водяного ох­лаждения надежно подстыкованы и ранец с перчатками надежно закрыт. Все нор­мально — он уже внутри нашей вакуумной защиты. Теперь мой черед. Джим помога­ет. Я на месте.

Мы осматриваемся, еще раз проверяем положение всех органов управления ска­фандров и приступаем к проверке герме­тичности скафандров. Потом сбрасываем давление в переходном отсеке до 550 мм и контролируем герметичность люков. Все штатно, мы сбрасываем давление до 5 мм, проводим «Диссатурацию» — 30 минут те­кут очень медленно. Мы ничего не делаем, просто ждем, поглядывая на часы пульта обеспечения выхода. Моя «выходная» «омега» на скафандре — я контролирую по ней время. Связь не очень устойчивая, и мы ждем разрешения Земли на начало ра­бот. Они прорываются сквозь помехи и дают «добро» на начало работ с крышкой. Наша задача выглядит очень просто — пять оборотов ручкой, снять плоскую крышку, переместить ее на 1,5 метра в сто­рону. Взять другую крышку и поставить ее на место старой. Вот и все! Если бы не в этой тесноте переходного отсека, если бы не в скафандре, если бы не вакуум за сня­той крышкой... Да, и снова 5 оборотов руч­кой, чтобы вакуум остался там, снаружи станции. Вставляю ручку в гнездо — флажок должен смотреть на «Н» — иначе он не в зацеплении. Вращаю ручку и контролирую выход роликов — крышка свободна. Разница давления около 3-4 мм, но это­го давления оказывается слишком много, чтобы мы с Джимом могли открыть люк. Пробуем снова и снова, и наконец крышка отходит от резинок. Джим должен взять ее и, переместив немного, передать мне для фиксации ее под резинками. Места в отсе­ке действительно мало, я не вижу Джима и крышки, и, похоже, он не может ее пере­местить. Разворачиваюсь, теперь вижу Джима и крышку. Фиксирую ее под резин­ками — первая задача решена. Теперь ин­спекция резинок. Сначала Джим смотрит, все ли в порядке, потом он «отходит», и к этому окну в космос подбираюсь я. Резин­ки выглядят нормально, я беру приготов­ленное «послание», немного высовываюсь наружу, чтобы не зацепить резинки, и бро­саю письмо в темноту. Видна полоска за­ката и яркая планета на горизонте. Стан­ция снаружи различима плохо — тень. За­хожу внутрь — теперь очередь Джима.

Начинаем работать с конусом. Он нео­жиданно легко становится на место — на тренировке это было сделать труднее. Мы отключаем теплообменники и ждем разре­шения ЦУПа-М закрыть конус. Сублима­тор сохнет около 10 мин, и вне сеанса свя­зи я делаю эти 5-6 оборотов ручки, отде­ляющие нас от космоса. Теперь обратное шлюзование. Мы делаем несколько фото и наддуваем переходной отсек. Теперь са­мый важный момент — герметичен ли установленный конус. Давление держится, мы наддуваемся до конца, снова контроль. Все штатно. Слава Богу! Открываем люки, выбираемся из скафандров — вот и закон­чился наш «выход». Маловато будет!

Теперь расконсервация, ужин, и отды­хать. Это первый «выход» из станции, пер­вый в скафандрах «Орлан», первый из рос­сийского сегмента, первый из переходного отсека... но это уже неважно. Мы сделали это. Джим и я, и не важно, кто первый. Все работает. Мы благодарим ЦУП-М за по­мощь и специалистов «Звезды» за скафан­дры «Орлан». Просто и надежно! И благо­даря им стыковочный отсек будет здесь, и мы снова «дома» в служебном модуле у сто­ла, а не в транспортном корабле готовим­ся к спуску. Мы имеем полное право под­нять тост за всех тех людей, которые вло­жили свои руки и мозги в это предприятие.

Спасибо им всем!