The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

выборка о ракетных самолётах
вернёмся в библиотеку?
«Техника воздушного флота» 1945 год №2

Ракетными снарядами вооружаются в настоящее время многие американские самолеты, в том числе: истребители Рипаблик Р-47 „Тандерболт, Воут F4U „Корсар", Грумман F6F "Хеллкэт", пикирующий бомбардировщик Кертисс SВ2С „Хеллдайвер", истребитель-бомбардировщик Дуглас А-20 „Хэвок", разведчик-бомбардировщик Локхид РV-2 „Вентура" и бомбардировщик Норт-Америкен В-25 „Митчелл".

Ракетные снаряды имеют маркировку М-8; длина их 1,37 м, вес ~ 18 кг.

(„The Aeroplane“ " №1738, 1944)



На самолетах „Эркобра“ применяемых против японских судов, под крыльями подвешивается по 8 ракетных снарядов.

(„The Aeroplane" " №1721, 1944)



«Техника воздушного флота» 1945 год №3

ПРИМЕНЕНИЕ СТАРТОВЫХ РАКЕТ НА АМЕРИКАНСКИХ САМОЛЕТАХ


Бомбардировщик Норт-Америкен В-25D „Митчелл"

В научно-испытательном центре ВВС армии США в Райт-Филдс с 1940 г. велась разработка стартовых ракет для облегчения взлета тяжело нагруженных самолетов. В настоящее время стартовые ракеты применяются на многих самолетах ВВС армии и особенно флота США. На фотографиях показан взлет двух американских самолетов со стартовыми ракетами.

Стартовые ракеты уменьшают длину разбега на 30-60%.

(„The Aeroplane“ №1738, 1944); („The Aeroplane Spotter“ №120, 1944); „Aviation“ № 10, 1944)




Торпедоносец-бомбардировщик Грумман ТВF „Эвенджер“



Одноместный истребитель Мессершмитт Me-163
«Техника воздушного флота» 1945 год №4

Мессершмитт Ме-163

Схема одноместного истребителя Мессершмитт Ме-163

По конструкции Ме-163 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом. Крылья его имеют большую стреловидность. На хвостовой части установлено только вертикальное оперение большой площади. Рули высоты и элероны объединены на концах крыльев. (Повидимому, эта схема близка к схеме бесхвостого самолета, запатентованной фирмой; см. „ТВФ“ № 10, 1943. Ред.) Место пилота находится в носовой части фюзеляжа непосредственно за вооружением.

По английским сообщениям, на истребителе в фюзеляже установлен жидкостный ракетный двигатель, который работает на горючей смеси из жидкого кислорода, перекиси водорода и марганцевокислого кальция. По достижении боевой высоты двигатель включается с перерывами, в течение которых самолет планирует. При непрерывной работе двигателя продолжительность полета 7-10 мин, в случае же работы „пунктиром“ общая продолжительность полета может быть доведена до 1 часа.

Вооружение включает по меньшей мере две пушки калибра 20 мм, установленные в корневых частях крыла. Самолет взлетает на обычном шасси, которое после взлета сбрасывается. Посадка производится на выдвигающийся полоз и полуубирающееся хвостовое колесо.

Размах крыла ~9,5 м, длина самолета ~6 м.

Максимальная скорость составляет ~960 км/час; скороподъемность ~50 м/сек.

По утверждению американских летчиков, Ме-163 имеет плохую маневренность (большой радиус виража).

(„Interavia“ № 922-923, 931, 932, 1944; „The Aeroplane Spotter“ № 119, 120 и 122, „The Aeroplane“ № 1741, 1743; 1944 и № 1754; 1945 „Model Airplane News“, № 4, X, 1944)

«Техника воздушного флота» 1945 год №4

НЕМЕЦКИЙ РАКЕТНЫЙ СНАРЯД V-2

Ракетный снаряд V-2, применявшийся немцами для обстрела Англии, имеет реактивный двигатель жидкостного типа с непрерывным действием.

Приводимое ниже описание V-2 составлено главным образом на основании изучения обломков снарядов, оставшихся после падения их на территории, занятой союзными войсками.

Цилиндрический корпус ракеты по конструкции монокок: обшивка подкреплена шпангоутами и продольными стрингерами. В заостренной носовой части находится боевое зарядное отделение, содержащее около 900 кг взрывчатого вещества. За ним расположены радиооборудование, два гироскопа, управляющие движением относительно поперечной и вертикальной осей, электрический взрыватель и баллоны с азотом. Азот используется, повидимому, для поддержания давления в основном баке по мере расходования горючего. Далее находятся баки с этиловым спиртом и жидким кислородом, турбонасос и камера сгорания. Управление ракетой осуществляется при помощи щитков, установленных на плоскостях стабилизатора, и щитков, расположенных на пути струи выхлопных газов. Вторые щитки выполнены из графита для того, чтобы они могли выдержать воздействие высокой температуры. Механизмы управления щитками, а также клапаны, регулирующие подачу спирта, имеют электро-гидравлический привод. В качестве горючего использован этиловый спирт, который имеет максимальную скорость истечения продуктов горения при полном сгорании 4 180 м/сек. Практически же скорость истечения продуктов горения равна ~ 2 000 — 2500 м/сек. Для сгорания этилового спирта необходимо двойное по весу количество кислорода. Жидкий кислород в баке имеет температуру от - 183° до - 252°Ц. Горючее и кислород находятся в двух цилиндрических баках из алюминиевого сплава объемом 4,5 м3 каждый. Общий вес спирта равен 3 400 кг; вес жидкого кислорода 4 990 кг.


Компоновочная схема ракетного снаряда V-2
1 — цепной привод к внешним щиткам на плоскостях стабилизатора,
2 — электромотор,
3 — сопла, подающие горючее в камеру сгорания,
4 — трубопроводы подачи спирта от насосов к камере сгорания,
5 — баллоны со сжатым воздухом,
6 — задний усиленный шпангоут в месте стыка корпуса,
7 — клапаны подачи спирта, управляемые сервомеханизмом,
8 — элементы конструкции корпуса снаряда,
9 — радиооборудование,
10 — трубопровод от бака со спиртом к зарядному отделению,
11 — головной взрыватель,
12 — проводка к головной части зарядного отделения,
13 — центральная трубка взрывателя,
14 — электрический взрыватель,
15 — фанерная панель,
16 — баллоны с азотом,
17 — передний усиленный шпангоут в месте стыка корпуса,
18 — гироскопы,
19 — горловина бака,
20 — трубопровод с двойными стенками для подачи спирта к насосу,
21 — горловина бака,
22 — гибкие соединения трубопроводов,
23 — бачок с перекисью водорода,
24 — опорное кольцо турбонасосной установки,
25 — бачок с раствором марганцево-кислого кальция (газогенератор установлен за этим бачком),
26 — распределитель кислорода,
27 — трубопроводы, подающие спирт для охлаждения,
28 — патрубок для подачи спирта в рубашку камеры сгорания,
29 — электрогидравлические сервомоторы

Камера сгорания с соплом (сверху). Справа виден бак для перекиси водорода

В камеру сгорания горючее и жидкий кислород подаются под давлением при помощи двух центробежных насосов, приводимых турбиной. Насосы должны обладать очень большой эффективностью, так как они в течение очень краткого промежутка времени должны перекачать с повышенным давлением очень большое количество горючего. Конструкция привода насосов весьма сложная, так как он должен развивать полную мощность в течение очень короткого времени и работать на этой мощности непрерывно. Следует, однако, учитывать, что эти механизмы работают не более одной-двух минут. Pядом с насосами находятся овальный бак с концентрированной перекисью водорода и небольшой бачок с раствором марганцовокислого кальция. Оба эти состава находятся под давлением и поступают в небольшой газогенератор, где, сгорая, образуют перегретый пар, вращающий турбину насосов. Пар поступает по трубопроводу, выложенному толстым слоем стеклянной ваты, сначала во внутреннюю кольцеобразную камеру, а оттуда, через кольцо с направляющими лопатками, в колесо турбины. Можно предполагать, что мощность турбины значительно превышает 500 л. с.

После выхода из насоса кислород проходит через распределитель.


Задняя стенка камеры сгорания с 18 соплами (форсунками)

Насосы и турбина в собранном виде. Турбина непосредственно вращает верхний насос, подающий в камеру сгорания кислород, и нижний насос, подающий спирт


Насосы и турбина в разобранном виде. Видны многолопаточное колесо турбины, сегмент с направляющими лопатками. На переднем плане видны трубопровод с изоляцией для подачи перегретого пара в турбину и распределитель (справа) кислорода

Спирт и кислород поступают в камеру сгорания через 18 сопел в полусферической задней стенке камеры. Сопла расположены на равных расстояниях друг от друга концентрично. На концах сопла имеют выпуклую стенку, в которой просверлено 12 отверстий, расположенных по двум ломаным линиям. Повидимому, струи в камере сгорания направляются в одну точку, в результате чего создается концентрированная зона горения. Кислород, поступающий через 6 внутренних сопел, окружается со всех сторон горючим, поступающим через 12 внешних, и, таким образом, уменьшается опасность прогорания стенок камеры. Следует полагать, что с целью охлаждения камеры спирт до поступления в форсунки (сопла) циркулирует в рубашке, окружающей камеру сгорания и ее сопло, образованной двойными стенками.

Неясно пока, куда направляется поток отработанного пара из турбины. Как видно на фиг. 1, сопло двигателя опоясано кольцевым коллектором, к которому ведут четыре трубопровода; можно предположить, что отработанный пар из турбины подается в этот коллектор, а затем через большое количество мелких отверстий поступает в сопло и тем самым изолирует его стенки от наиболее горячей, основной струи газов.

Нет также сведений о назначении баллонов со сжатым воздухом. Можно предположить, что сжатый воздух используется для привода гироскопов.

Для запуска ракета устанавливается в вертикальном положении на бетонной платформе (однако достаточно и хорошего дорожного полотна); затем включают турбину, насосы подают горючее в камеру сгорания, и производится дистанционное включение электрозажигания. При старте развивается тяга, равная ~ 26 т. Ракета подымается вертикально вверх в течение ~ 60 сек. Затем под действием часового, барометрического или радиомеханизмов включается гироскоп, который воздействует на щитки управления и поворачивает снаряд под углом 45° в направлении цели. После этого в заранее заданный момент подача горючего прекращается (это осуществлялось на первых образцах снарядов по радио с земли, а в последующих — предварительной установкой приборов на снаряде), и снаряд продолжает полет под действием сил инерции. Максимальная скорость полета, равная ~4 800 км/час, достигается к моменту отключения подачи горючего, и далее снаряд описывает в стратосфере параболу, достигая высоты около 100 км. Дальность полета равна ~320 км; продолжительность полета от момента старта до падения на землю ~5 мин. В момент удара о землю скорость снаряда равна ~4 000 км/час. В результате трения о воздух поверхность снаряда нагревается до тёмнокрасного каления. По имеющимся сведениям, снаряды запускались также с площадок в горах, что вызывалось стремлением уменьшить расход энергии, необходимой для достижения слоев разреженной атмосферы, где могут быть достигнуты большие скорости, а следовательно, и увеличение дальности полета.

Длина ракетного снаряда 14 м; диаметр 1,7 м; общий вес 12 т. Помимо веса кислорода (4990 кг) и горючего (3400 кг) в полетный вес входит также вес горючего для газогенератора турбины ~ 230 кг.

(„The Aeroplane“ № 1751, 1944,
„Flight“ № 1878, 1944)



«Техника воздушного флота» 1945 год №4

На самолетах ВВС флота Англии для сокращения разбега устанавливаются стартовые ракеты. На каждом самолете устанавливаются по два агрегата, которые монтируются либо под крыльями рядом с фюзеляжем, либо в хвостовой части фюзеляжа около хвостового оперения. Каждый агрегат включает одну или четыре ракеты, которые при взлете создают дополнительную тягу примерно в течение четырех секунд.

(„The Aeroplane“ № 1742, 1944)



«Техника воздушного флота» 1945 год №5

Установка для стрельбы ракетными снарядами на истребителе Рипаблик Р-47 „Тандерболт“
НОВАЯ АМЕРИКАНСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ РАКЕТНЫМИ СНАРЯДАМИ

На американских истребителях в настоящее время применяется установка для стрельбы ракетными снарядами, разработанная Управлением материального снабжения ВВС армии США.

Установка состоит из трех пусковых труб, объединенных в одном агрегате. Под каждым крылом самолета устанавливается по одному такому агрегату.

Толщина стенок труб, выполненных из пластиков на бумажной основе, равна ~ 6 мм. Общий вес двух агрегатов вместе со снарядами ~205 кг. Вес труб из пластиков составляет только одну треть веса применявшихся ранее стальных труб.

Диаметр ракетных снарядов 114 мм, длина ~0,9 м. Снаряд состоит из взрывателя, боевой головки, которая занимает около одной трети длины снаряда, и ракетной камеры.

Линии прицеливания этих установок и крыльевых пулеметов совпадают; поэтому прицеливание в обоих случаях производится с одного и того же прицела.

Управление огнем осуществляется летчиком из кабины при помощи небольшой контрольной коробки. Стрельба может вестись как одиночная, так и залповая, причем в последнем случае все шесть снарядов выпускаются с интервалами в 1/10 сек. Точность попадания снарядов при стрельбе с дистанции в 460 м по целям размером 30 X 15 м составляет 95%, а по целям размером 11 X 8 м — 50%,

(National Aeronautics“ № 9, 1944)

«Техника воздушного флота» 1945 год №6

В США проходят испытания истребители Локхид Р-38 „Лайтнинг“, вооруженные четырнадцатью установками для стрельбы ракетными снарядами, смонтированными по семь под каждым крылом.

(„The Aeroplane“ № 1757, 1945)

«Техника воздушного флота» 1945 год №11

Немецкие реактивные истребители Мессершмитт Ме-282 и Ме-163 испытывались в испытательном центре ВВС Англии. Общая оценка этих самолетов положительная. Самолет Ме-262 обладает хорошей маневренностью при любых эволюциях, за исключением замедленной бочки. Самолет Ме-163 был подвергнут специальным исследованиям и изучался английскими экспертами-аэродинамиками. Сильная стреловидность крыла этого самолета выгодна в отношении уменьшения влияния сжимаемости воздуха на больших скоростях полета. Самолет Ме-163 имеет хорошую маневренность и большой диапазон скоростей.

(„Interavia“ № 1036, 1945)



«Техника воздушного флота» 1945 год №12

ПРИМЕНЕНИЕ СТАРТОВЫХ РАКЕТ

Установка стартовых ракет на истребителе Супермарин „Сифайр"

На истребителях Супермарин „Сифайр“ и торпедоносцах-бомбардировщиках Фэйри „Бэрракуда“ с целью уменьшения длины разбега устанавливаются по четыре стартовые ракеты. На „Сифайре“ они крепятся над крылом, а на „Барракуде“ — под крылом. После взлета ракеты сбрасываются.

Приспособление для установки ракет разработано фирмой Хестон. Для того, чтобы хвостовое оперение не оказалось в зоне распространения струи выхлопных газов из ракеты и для уменьшения момента (силы реакции ракеты. Ред.) относительно ц. т. самолета, ракеты устанавливаются под углом 10- 12° к продольной оси самолета, а в плане образуют с ней угол в 15°.

Ракета представляет собой холоднотянутую стальную трубу длиной 1,04 м и диаметром 127 мм; толщина стенки трубы 3 мм; диаметр выхлопного сопла 102 мм; заряд ракеты состоит из 11,8 кг кордита; общий вес ракеты 30 кг. Тяга, развиваемая ракетой, — 500 кг; время горения 4 сек. Зажигание ракеты осуществляется электротоком. Величина тяги во время горения остается постоянной и уменьшается только к концу горения. Батарея из четырех ракет создает дополнительную тягу в 2000 кг, вполне достаточную для сообщения самолету необходимой взлетной скорости.

(„Interavia“ № 982, 24/III 1945).



«Техника воздушного флота» 1946 год №1

Согласно сообщению английского адмиралтейства и командования стратегической бомбардировочной авиации США, 8-я воздушная армия во время операций в Голландии (в феврале и марте 1945 г.) применяла специальные ракетные бронебойные бомбы. Эти бомбы выпускаемые в Англии морским ведомством, сбрасывались с бомбардировщиков Боинг В-17 с обычных высот. Ракетный заряд, увеличивая скорость падения бомбы, усиливал ее пробивное действие.

(„Interavia" № 993, 1945)



«Техника воздушного флота» 1946 год №2

РЕАКТИВНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МЕССЕРШМИТТ Me 163B


На вооружении ВВС Германии состоял истребитель Ме-163В (модификация Ме-163А, который применялся для тренировки летного состава).

Крыло этого истребителя деревянное с обшивкой из фанеры толщиной 8 мм, обтянутой снаружи тканью. По задней кромке расположены элероны, обшитые полотном (работающие так же, как рули высоты). Под крылом имеются посадочные щитки. На концах крыла, у передних кромок, расположены фиксированные щели типа Локхид, длиной 2,1 м.

Фюзеляж металлический; в передней его части находится кабина летчика, а в хвостовой — силовая установка. Спереди фюзеляжа имеется ветрянка с приводом к генератору.

Шасси самолета состоит из двухколесной стартовой тележки, сбрасываемой после взлета, убирающейся посадочной лыжи и неубирающегося хвостового колеса. Колесное шасси сбрасывается при убирании лыжи.

На самолете установлен жидкостно-реактивный двигатель Вальтер HWK-509, состоящий в основном из камеры сгорания, окруженной охлаждающей рубашкой, двух топливных помп червячного типа, работающих от паровой турбины, агрегатов управления и электросамопуска.

В качестве топлива применяется компонент „С“—смесь гидрата гидразина (N2H4H2O) со спиртом, а в качестве окислителя — компонент „Т“ — концентрированная перекись водорода. Компонент „С“ используется также для охлаждения камеры сгорания. Запас „С“ около 500 л, а „Т“— 1 200 л. Топливо и окислитель помещаются в отдельных баках.

Максимальная тяга, развиваемая двигателем у земли, 1 500 кг; на высоте 12 200 м она возрастает на 10%. Расход топлива на номинальном режиме 8 кг/сек.

Вооружение состоит из двух пушек калибра 30 мм с запасом патронов по 60 шт.

Характеристика самолета Ме-163В

Размах
Длина
Площадь крыла (несущая)
Удлинение
Полетный вес
Нагрузка на м2
Максимальная скорость на высоте
Время подъема на высоту 9 100 м
9,30 м
5,92 „
15,6 м2
5
4310 кг
276 „
6100 м
885 км/час
2,6 мин

Носовая часть истребителя Мессершмитт Ме-163В

Последующая модификация этого самолета, Ме-163С, имеет несколько увеличенные размеры. На ней установлены две пушки калибра 30 мм, расположенные вверху носовой части фюзеляжа. На этой модификации установлены реактивный двигатель Вальтер HWK-509C и вспомогательный двигатель для полета на экономическом режиме. Камеры сгорания обоих двигателей могут работать каждая в отдельности и совместно. Тяга основного двигателя 1 700 кг, a вспомогательного 300 кг. Запас топлива — на 12 мин полета.

Характеристика самолета Ме-163С
Размах
Длина
Площадь крыла
Полетный вес
Нагрузка на м2
Максимальная скорость на высотах 4 000 — 12000 м
Потолок
9,84 м
7,04
18,3 м2
5 120 кг
280 „
950 км/час
1600 м

(„lnteravia“ № 1058, 1945)



«Техника воздушного флота» 1946 год №2

Предполагается, что фирма Локхид сконструировала новый истребитель с ракетным двигателем. На вопрос, заданный представителями печати главному конструктору фирмы Локхид Джонсону, не устаиавливала ли фирма в экспериментальном порядке жидкостный ракетный двигатель на истребителе Локхид Р-80 "Шутинг Стар“, Джонсон ответил, что фирма устанавливала такой двигатель, но не на Р-80.

(„Aviation News“ № 2, 6/VIII 1945)



«Техника воздушного флота» 1946 год №3

ИСТРЕБИТЕЛЬ БАХЕМ ВР-20 „НАТТЕР“


Истребитель Бахем ВР-20 „Наттер"

По сообщению английского министерства авиации, в конце 1944 г, германское министерство авиации разработало технические условия на истребитель с реактивным двигателем, который имел бы высокую скороподъемность при малой продолжительности полета и строился бы с минимальной затратой дефицитных материалов и рабочей силы.

Истребитель предназначался для защиты важных объектов. Управление истребителем до того момента, пока он не сблизился с бомбардировщиками противника, должно было осуществляться по радио с земли, и только после сближения летчик начинал сам управлять самолетом.

Проекты были представлены фирмами Хейнкель, Мессершмитт, Юнкерс и Бахем; дальнейшая разработка конструкции была поручена фирме Бахем.

Фирма спроектировала истребитель Бахем ВР-20 „Наттер“ с жидкостным ракетным двигателем Вальтер HWK-509, установленным в хвостовой части фюзеляжа.

Вооружение истребителя состоит из ракетных снарядов, размещенных в носовой части фюзеляжа.

Посте боя летчик выбрасывается на парашюте. В этот момент автоматически открывается парашют, на котором спускаются фюзеляж и двигатель.

Размах крыла 5,5 м, максимальная скорость 1000 км/час на высоте 4 900 м. Скороподъемность после вертикального взлета с помощью стартовых ракет 190 м/сек. Перегрузка, действующая на летчика, не превышает 2,25 g.

(„Interavia“ № 1057 и № 1066, 1945;
„The Aeroplane“ № 1793, 1945)<\p>


1 — рули высоты, работающие также в качестве элеронов; 2 — деревянное хвостовое оперение; 3 — жидкостный ракетный двигатель Вальтер HWK 109-509; 4 — бак для окислителя; 5 — броня (двойная); 6 — бронированная переборка: 7 — трубы типа R4M для стрельбы ракетными снарядами (33 шт); 8 — прозрачный обтекатель, сбрасываемый перед началом стрельбы; 9 — тяги, управляющие открыванием парашюта, на котором спускается фюзеляж, когда летчик выпрыгивает с парашютом; 10 — бак для горючего; 11 — лонжерон из многослойной древесины, проходящий сквозь фюзеляж; 12 — деревянное крыло; 13 — парашют для спуска фюзеляжа
Компоновочная схема немецкого истребителя Бахем ВР-20 „Наттер“