The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Конструкция стратосферной ракеты
вернёмся в библиотеку?
«Техника воздушного флота» 1937 год №4

Конструкция стратосферной ракеты

Экспериментальный комитет Американского ракетного общества произвел с 1932 по 1934 гг. несколько попыток запуска стратосферных ракет, из которых лишь две оказались удачными. Это побудило Комитет предпринять в 1935 г. четыре серии испытаний ракет на станке. В процессе испытаний более 25 ракетных двигателей были получены данные о величинах и продолжительности реакции, о давлениях топлива и жидкого кислорода и т. д., на основании которых были выведены нижеприводимые формулы для расчета ракеты.


Фиг. 1. Типичная диаграмма давлений, полученная при испытании ракеты. А — кривая давлений спирта, Б кривая давлений жидкого кислорода, В — кривая давлений в камере сгорания, Г — реакция истечения через сопло

Построенные на основании этих формул метеорологические ракеты позволяют достигнуть высоты в 12 км.

Испытания на станке

Записи показаний манометров давления в камере сгорания, давления топлива и жидкого кислорода, силы реакции и времени производились помощью замедленной киносъемки. Кроме того, производилась запись расходов топлива и жидкого кислорода. Процесс испытаний состоял в следующем:

1. Загрузка в топливный резервуар определенного количества спирта или газолина с последующим впуском газообразного азота под давлением 21 кг/см2.

2. Заполнение другого резервуара потребным для сгорания топлива количеством жидкого кислорода с учетом объема, необходимого для испарения.

Благодаря поглощению тепла от окружающего воздуха давление газообразного кислорода над жидким возрастает до 21 кг/см2.

4. После этого открывается быстродействующий клапан; обе жидкости текут в камеру сгорания. Одновременно замыкается контакт зажигания.

На фиг. 1 приведены кривые давлений, полученные в процессе испытаний. Из равенства реакции произведению массы на скорость определяется скорость в сопле. Средняя величина силы реакции из фиг. 1 равна 25,9 кг, средняя скорость истечения горючего равна 0,191 кг/сек, скорость в сопле определена в 1320 м/сек. Максимальная сила реакции, как видно из фиг. 1, равна 40,9 кг при диаметре сопла около 12,7 мм.

Фиг. 2. Стратосферная ракета. 1 — парашюто-выбрасывающий механизм, 2 — парашют, 3 — метеорологические инструменты, 4 — газообразный кислород, 5 — жидкий кислород, 6 — азот, 7 — топливные резервуары, 8 — автоматически стабилизирующие ребра, 9 — маятниковый выключатель, 10 — деталь магнето Фиг. 3. Ракетный двигатель. 1 — топливо, 2 — кислород, 3 — смесительная камера, 4 — алюминиевый корпус, 5 — свеча, 6 — камера сгорания, 7 — упорная облицовка, 8 — азот, 9 — входные отверстия для воды, 10 — обмотка для подогрева, 11 — вход жидкого топлива, 12 — вход жидкого кислорода, 13 — резервуар для воды, впрыскиваемой в камеру сгорания, 14 — сопло

Эффективный к. п. д., т. е. отношение кинетической энергии реакции к теплу топлива, равен 8,5 %. Этот коэфициент не характеризует количества энергии, затраченной непосредственно на продвижение ракеты. Автор для этой цели применяет «скоростной к. п. д.», понимаемый как отношение скорости ракеты к скорости истечения газов.

Из испытаний, проведенных с ракетой, заряженной порохом (0,34 кг при весе ракеты в 2,73 кг), была получена реакция истечения, равная 12,2 кг при продолжительности ее в 1,12 сек., скорость в сопле, равная 395 м/сек, и к. п. д., равный 2,6%. Поскольку ракета, работающая на жидком кислороде в смеси со спиртом, имеет к. п. д., равный 8,5%, и обладает втрое большим теплосодержанием на 1 кг, ясно теоретическое преимущество ее применения. Практические преимущества спирто-кислородной ракеты превосходят теоретические.

Формулы для расчета

Для ракеты с диаметром сопла в 12,7 мм были получены из кривых зависимости силы реакции от давления в камере сгорания следующие формулы:

R = 2 Рc = 1,55 APс     (1)

где R — реакция истечения в кг,

Рс — давление в камере сгорания в кг/см2,

А — диаметр сопла в см2.

Количество вытекающего в единицу времени топлива:

W = 0,0174 Рс = 0,0135 АРс,   (2)

где W — количество вытекающего топлива в кг/сек.

Следующая формула дает зависимость между давлением в питательном резервуаре и давлением в камере сгорания:

Рс = 0,75 Pf,   (3)

где Рс — давление в камере сгорания,

Pf — необходимое давление в питательном резервуаре.

Из уравнений (1) и (2) получаем:

R = 115 W.    (4)

Последняя формула действительна для скоростей порядка 1125 м/сек и к. п. д. порядка 7%.

При соответствующей конструкции сопла можно ожидать значительно более высоких к. п. д. и скоростей истечения.

Конструкция ракеты

Относительное расположение деталей ракеты представлено на фиг. 2. Объем для газообразного кислорода, предусмотренный над жидким кислородом, равен объему последнего, так что при адиабатическом расширении давление с 31,6 падает до 15,8 кг/см2.

Согласно вышеприведенным формулам, давление в камере сгорания меняется с 23,7 до 11,9 кг/см2.

Сила реакции меняется с 47,4 до 23,8 кг при диаметре сопла в 12,7 мм; при длительности реакции в 45 сек. потребный вес топлива составляет 14 кг, из которых 4,5 кг составляет спирт и 9,5 жидкий кислород.

Размеры резервуара дли жидкого кислорода следующие: внутренний диаметр 127 мм, длина 1,21 м; для топлива: внутренний диаметр 88,5 мм, длина 905 мм, при длине ракетного двигателя и корпуса парашюта, равной 600 мм; полная длина ракеты составляет 2,73 м. Разрез ракетного двигателя представлен на фиг. 3. Собственный вес ракеты равен 9 кг, вес ракеты с топливом, таким образом, составляет 23 кг.

Минимальная высота, которая может быть достигнута ракетой без учета сопротивления воздуха, равна 32.2 км; с учетом сопротивления воздуха — 12,1 км, из которых 9 км ракета пролетает под действием сил реакции и 3,1 км по инерции. Максимальная скорость движения ракеты равна 304 м/сек; скоростной коэфициент при скорости газов в 1120 м/сек равен при этом 0,27. Если принять отношение работы, потребной для подъема конечного веса (пустой) ракеты на максимальную высоту, к количеству энергии, выделяемой за 45 сек. сгорания, за к. п. д. вертикального подъема, то этот коэфициент в данном случае будет 11%. С учетом эффективного к. п. д. ракетного двигателя получаем конечный к.п.д ракеты равным около 1%.

Автор отмечает громадное военное значение работ над разрешением проблемы создания ракетного двигателя, в частности для артиллерии.

(„Journ. of the Aeron. Sciences" v. 3, № 8)
В. Ф.