The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Из прошлого русской ракеты
вернёмся в библиотеку?

"Техника-молодежи" №8/9-1946


Л. ШТЕРНФЕЛЬД

Рис. Н. СМОЛЬЯНИНОВА

-' '?' ' ?

? ' р- *

-г" Г

?»*

Г г"

'-г'

г"р

Ч +

г V

Неактивная, те&нина в России находилась на очень высоком уровне еще в Петровскую эпоху. Слава рус* снах пиротессниное гремела во всем мире»

В XIX веке русская реактивная артиллерия помогала биться за отечество па полях сражений.

Труды ученым- Константинова, Кибальчича, Циолковского - зало­жили фундамент реактивной авиа­ции*

В годы Великой отечественной

войны ракета вернулась к нам иа

глубины веков, обновленная и пре­

ображенная последними достиже-

ниями техники. Враги испытали па

себе сокрушительные удары «гвар­

дейским минометов»* '

Реактивная теоонииа помогает сегодня создавать летательные аппараты пебывалызе скоростей и мощностей,

ш

Ч г

?и*

.....я-

?/?Г

-Г.

г' Ь-

" * ?Ъ ,

?"??;,

у

бо*ге,чем лес-

бы его

$Ъ/ по качеству

,

спле

'^

.;'.-'-*.

*. 4

?:;??"?'?'..?.? -

Мг1 ~ " #.

.ц-Н| -.-л,.

ОЪ/ его

\

Количестве п

г(ле О'Ъ/ по ИйчесгЗу

Онлюр

Л агсиий после. ттН

а// 4АНЯ.

- '?"'

^^. ^^г^ ^^Г

хои отечественной •Сипы ракета вернулась н лам из шлубины веков, обновленная и пре-ображепнап последними достиже-пинми техники. Враги испытали па себе сокрушительные удары «ыар-оепских лшномстов».

Схкпнхвной хвоап

пакета,

В 1680 году в Москве основалось первое макетное введение», в работах которого ?последствии принимал деятельное участие

Петр I.

<П генваря был на царском дворе ж ви-ид его Величество младшего даря, который ««« 8аняД приготовлением фейерверка», шшет ъ 1690 году в своем дневнике дея'

(рис 5?тровсвой эпохн Патрик Гордон

? ™ая с конца хуп века^ Ракетное в Россия было поднято на необычай-ную высоту. Основой этому было массовое ^оизводство отличного русского пороха

^ с Развитиек порохового ироиз-усовершенствовалось а иаготовде- Т артиллерийских кругах до -т> ч^ петровская сигналь- Та обРа91*а 1717 года употреблялась 3). и31*ененЕЯ оеоло двух веков

Реактивная теооника помогает сегодня создавать летательные аппараты небывалых скоростей и мощностей,

л*

,.'>?*

рудно

касса

*-*>

какая

? 4*

Г

л

'?I

V*.

I

Г Л

руд себе представить, какг

масса пороху истлевается аа икрами в увеселениями при получении ра­достных вестей, на торжествах и при салютах...», пишет в своем донесении в начале XVIII века датский послан­ник в Россия.

Дерсд нами стярпнтше гравюры* «Изображение увеселительных огней, представленных при случае торже­ства выключенного Россией с Иор-тою Оттоманскою вечпого мира. Под Москпой на Ходынке июля 16 дня 1775 года» (рис. 1) и фейерпорк вре­мен Лины Иоанновны в 1730 году

(рнс. 2).

осо-100

«бутка из

«Наконец окончание увеселитель­ных огней произведет великолепный и разновидный павильон, составлен­ный из сорока двух тысяч ракет Для запуска было приготовь

бое приспособление ракет» (рнс. 3).

.* I

В первой половине XIX века Петербургская пиротехническая лаборатория изготовляла для воль-ной лродаз&к ракеты стойкостью ох 14 копеек до нескольких тысяч рублен. Тогда ж© впервые был

я реактивный прикдия дкнження но воде бутафорсквх

уток, уусей и лебедей (ряс, 4).

С \

! I

*Г-- л Ин

* -

^

эд.

Г

!

1836 г.» мы находим интересный проект радетдой вонхрмниной системы военно­го инженера генерала К. А. Шяльдера (рис. 3). Это целое фортификационное сооружение с трубами для действия фу­гасами в гильзах с «ракетами, сквоаь

В пиротехнической книге Федора Чалеева (напало XIX века) можно найтн описание и детальные пертежн боевой составной ракеты, относящей­ся к конду XVI века (рис.1).

В паротитнжпееюоЙ живи* 1а>л*«в& нячядо XIX вежвЛ

м детальные

слетав мои рпж«Л"М, отм

СИ Ж КОВЦУ XVI Ь. »;д <рМС. 1)

«>т»> с а мал ракгт*, прворпт» т

ня поте рой р»,лмо оспаря-

вдетсл еовргм^пяымл ?•обретет'-

спитой для по старщмиой «янг*

|>а-

;:

:че

есЕШ

оиытов под Крлсмии Селол с 1832 но

артнллеряяс-яро

тстаяовкг.

У пые раг. г;.1

?я ел ж Наверху фунтовой ракета с

ТТ\ вежа (ряс. 5) п:<.ряд ? нааяпченве. прицел!.н.чя ранета с двух­ гранатой; ни;кр - навесная

шестифу^тпвой граямтой; *вийу--ри.;р.?.. учебной ракеты. У&е- в XIX ьеис ирахеаядвсь вяря*

С

р р р

жемнфера, усиоваивающего колебания

б ? 7), которые з;п1т<-калиеь С орнгя-ж»дьвого станка. Уролспь наклона его регулировался по отвесу, опущрпяочу й с водой, которая пгради роль

I

г

1436 г.> мы *яхидим

о* В0НТрМВН1{0[1 СНСТвИЫ

:гчо^а г^мсралд К. А. Шялг. 3). Зто целое фортнфпкядяп

еооружевас с труГтия для д^иствая

глс.чмя п гяльзах с «рпю'тлжи, сг. глвеспроианный 6 рус л; ер ложемеятноЛ бп'ь.;' ^' птскармыин».

* XV

В 1ЧГуЧ Году при взятии кои аи дс«О# крепости Ак-Мечетн (сииреионаыв город Квил-Ордп) на раииих иуи!цив бг.глу выпущено по крепости большое коли­чество рпкет (рис. *). Ракеты поднови­лись ии иор^людах н о успехом заме-

?й-

ТА:

готопл^нне рякет и пороховых составов всегда являлось до-..-ложным долом. С полукустарного способа работ изготовление рлкет быстро перешло в России на промышленную основу.

Вот иллюстрация* заимствованная из сочинения Демидова о ра­кетах, относящаяся к 1821 году (рпс. 1). Приборы для изготовления состав о в характеризуют высокий тровепь производства.

В 18-47 году рукоподство петербургский ракетным заведением переходит в руки генерала Константинова. Под его руководством кустарщина в ракетной производстве была окончательно изжита.

Боевые ракеты были испытаны, стандартизованы, новые станки

и хгрпборы была изготовлены специально для улучшения произ­водства.

> -у

пи сгний!

? И'1!-

V -.

;?/

* -

Г ?1

^

*,-?

,*>:'?

н

- •:• л-

\ ^

?- V

г

/

г

*?*'->

4-

^

/??*-,*!

шж

I *

Изготовленный в Париже в 1860 году по чертежам Констан­тинова гидравлический пресс для набивки ракет (рис. 2) по­лучил признание не только в России, но и за границей.

Все основные процессы были механизированы. Вот бочка сн-стемы Константинова для сме­шивания раветяого состава (рис. 3). Вот специальная ма-пшяа для сверления пустоты в ракетах, набитых сплошь (рис. 4).

Наконец испытания действия с а я их ракет также проводились яа строго научной основе.

Константиновым: в 1853 году был сконструирован специаль­ный баллистический маяхынк для испытания ракет (рис. 5). На этом маятнике с помощью сако-загшсывающего прибора отме­чалось действие испытуемой

ракеты.

Такие наборы впервые но-

Щ явились з России, и не в XX ве­

ке» как обычно ают

а еще в XIX веке*

'"' ?? /

В. СЫТИН

«Я еще мало знаю»

Бсее 70 лет назад в домике одного из переулков на Остоженке (теперь Метростроевская улица) жил глухой юноше в комнате с окном во дпор.

Угол крыши сарая отрезал большой кусок неба и земно­го ландшафта, открывавшегося из окна. За исключением редких утренних ча'сов, когда солнечные лучи прорывались через постройки, в комнате было сумрачно. Два стола, эта­жерка, кровать и табурет составляли ее меблировку. На всех этих предметах лежали книги: и тетради. Один стол был похож одновременно и на лабораторный - химика - и я а верстак слесаря.

При беглом осмотре комнаты бросалось в глаза еще одно обстоятельство - нигде не было видно посуды. Лишь на подоконнике стояла старинная оловянная тарелка с черным хлебом...

Этот хлеб служил основной пищей хозяйку комнаты. Он редко покупал чай, сахар или картошку. Несколько рублей в месяц, которые он получал от отца, лесничего, уходили на покупку книг, материалов для странных, приборов, реак­тивов и химической посуды.

И обычно раз в три дня он, брал в: булочной на углу! Зу­бовской площади на 9. копеек черного хлеба и .жевал его, >запквая водой, когда чувствовал приступы голода...

Однажды весной 1874 года юноша вернулся домой, рань­ше обыкновенного и в очень

И тогда юноша выпрямляется, берет- карандаш и наискось

пишет на чертеже: . .

Ищет хлеба, не находит, И, во сне видит летящую

«Это еще детская работа. Я еще мало знаю. К. Циолков­

ский». .

ложится в кровать и засыпает, космических просторах сбою

маятниковую машину и еще лшого чудесного, и горы хлеба, который доступен каждому... Кто, хочет, тот берет и ест...

Двадцать лет спустя

90-х годах прошлого столетия в Калуге, на тихой, гу­сто поросшей гусятником- . и подорожником "Георгиевской улице стоял дом, который знали. все местные жители.

Для одних это был дом учителя', для других - чудака, у которого «не все хорошо в гблове», Для! третьих - человека замечательного.

Впрочем, таких было немного - В. И. Ассонов, податной инспектор, и. его сыновья Александр- и Владимир, Николай Гончаров, племянник известного писателя, и аптекарь Кан-»инг...

Не простым провинциальным учителем: и тем более чуда­

ком считали хозяина дома на Георгиевской улице Констан­

тина Эдуардовича Циолковского и еще несколько человек -

не калужан. .

Это были люди знаменитые к горизнан-но замечательные: профессор Столрт^р. - т^адЬйДВйЙЦДШШ^Ф^-чит<г профессор

инамики, соз-IX конструк-

%от хле<э служил основной; пищей хозяйку комнаты. Он

педко покупал чай, сахар или картошку. Несколько рублей

в месяц* которые он получал от отда, лесничего, уходили

на покупку книг, материалов для странных приборов,. реак-

т»вов и химической посуды. .

"и обычно раз в три дня он; брал й булочной на углу; Зу­бовской площади на 9. копеек черного хлеба и жевал его, запивая водой, когда чувствовал приступы голода...

Однажды веской 1874 года юноша вернулся домой--рань­ше обыкновенного и в .очень -возбужденном состоянии. Обычно он засиживался?:? .а библиотеке Черткова» а затем до ночи ходил по городу, обдумывая прочитанное.

«Я могу сказать, наконец... я нашел, - бормотал он»-На* шел способ! Ыашел!.. Та цепь, которая приковывает челове­ка к земле,, будет разорвана. Ньютоновское тяготение можно преодолеть, и человек полетит в- небесные пространства...

Все очень,- очень просто. Я сделаю так...»

И, продолжая- бормотать, он дро-жаЩимк руками разостлал на столе лист бумаги и стал чертить схему машины.

Закрытая камера - ящик. ; В ней должны .вибрировать

«вверх ногами» два твердых? эластических маятника с шара­

ми на верхних1 вибрирующих концах. Маятники будут опи­

сывать- дуги, и рождающаяся при этом центробежная1 сила

шаров поднимет камеру. Поднимет и унесет а заатаюсфер-

ные дали! I ? " .' ?...,?.? ' \ / , ? • .

При свете восковой1'свечи,'-пришлось ее ? одолжить у со­

седки»-юноша закончил чертеж. ;. . .

Его идея теперь воплощена в линиях! на белом! листе. Но он не "видит его, он видит машину. Живую машину! И даже слышит стук маятников! Или это стучит кровь, б его вис­ках?!

1 - ч

Расчеты потом. Чем и" как раскачивать маятники, приду­

мается1 после. . . . -г ( ?'.??;.

Юноша запевает бессловесную песню и- выбегает из ком­наты в ночь' и долго-Долго, пока ноги отказываются нести тело ^ начинаются- голодные рези, бродит по "пустым ули­цам и пугает сторожей: своим вдохновенным- видом,

И ему кажется, что далекие звездные миры, все' беско­

нечное пространства вселенной покорено человеком. Что ско­

ро... скоро... Может быть,. через год-два, - лишь бы по­

строить машину! -он поднимется над, Москвой и устое-

мится ввысь. . . . *

Свеча уже догорает, когда юноша1' -возвращается домой,

комнате с темноты очень светло для глаз,, и чертежи "на

.^оле, казалось, сверкают. ' .. .

вениðРсклоняется над ними, и вдруг сердце его на мгно-7Ь г, *амиРает. Как-то по-новому он видят схему машины.

А2(полетит ли она? ? . ?

ля и °?прЬК0 М'КНут й напряжении работал мозг.- изобретете-ников б-^ горький ВЫГ'ЭД-" «Не полетит»... От работы маят-

ее на «?-г17,ет сотРясеНйе - и только. Ни на- один грамм вес

«е уменьшится. у

ля третьих - человека:

Впрочем, таких .было немного -В.. И. Ассонов, податной инспектор и его1 сыновья "Александр- и Владимир, Николаи Гончаров/племянник известного писателя/и аптекарь Кан-

Не .простым провинциальным учителем .я тем более чуда­ком считали хозяина, дома на--Георгиевской улице Констан­тина Эдуардовича. Циолковского и еще несколько человек

не калужан. . ? ... .

Это были-1 лют знаменитые и. -признанно замечательные: профессор -Столетов - талантливый ученый-физик,, профессор-" Жуковский, впоследствии основоположник аэродийамики, соз­датель ЦАГЙ, воспитатель плеяды авиационных конструк­торов, изобретателей и ученых,, академик Рыкачев....

Они знали работы Циолковского;, и. он, хотя-- был самоуч­

кой к не имел университетского диплома, для них был вы­

дающимся исследователем1 й изобретателем.. ' ..

.. Двадцать лет назад юноша Циолковский приехал в Моск­

ву, чтобы учиться. Он не" мог проходить курс в школе, как

другие дети. Глухота делала-- для--.него невозможным, нор­

мальную учебу. И вот тогда отец его, лесничий, внял на­

стойчивым просьбам сына и разрешил поехать" учиться в

Москву. . ,: ? : ?

Тяжело пришлось жить тз огромной городе. Приятелей не было, - кто будет, дружить с' глухим 'бедняком? Да и где найдешь приятелей?! На улице? Ведь вокруг Циолковского не было коллектива студентов или сослуживцев. И Циол­ковский весь отдался книгам, а потом и несложным опытам, постройке придуманных приборов и машин. И) его воля, его упорство в1 достижении цели победили. . '.

вернулся через-два года 'в семью отцй; обладателем

немалых знаний, в особенности по математике, физике, хи-,

мни и астрономии. Эти знания можно-.было "приложить прак­

тически, чтобы зарабатывать. кусок хлеба. Циолковский стал

давать частные уроки, а затем сдал экзамены на народного

учителя и получил место преподавателя училища в городке

Боровске Калужской.губернии. . ? . .

Из Боровска молодого учителя перевели .в" «губернию^ в

Калугу. Здесь он продолжал свою педагогическую деятель­

ность, хотя и5 тяготился ею. Нет, не то чтобы он не любил

преподавать в школе! Он. очень любил ребят, любил вызы­

вать в них интерес к познанию мир<к и будить веру за все­

могущество человеческого ума. Причина была в другом.

У Циолковского, сложились неприязненные, отношения с

начальством. Начальство считало скромного учителя .'если

не активным революционером, та во всяком случае' очень

близким к крамоле человеком. ,

чества, .

«По природе или по характеру я революционер и комму

Впрочем, оно не ошибалось."-Ум-"Циолковского, всегда зо­вущий вперед, его сердце, очень остро чувствовавшее стра­дания и гнет трудящихся, были- с теми, кто боролся за с^юГх>

ду и счастье человечества,

с?» написал в своем'- жизнеописании Циолковский тогда,

глУ об ? этом ыояшо было открыто написать.

Бы м еще одна важная причина» почему преподаватель ? Калужского епархиального училища год от году ©се боль­ше тяготился службой. Ему "нехватало времени для иссле­дований. Еще в Боровске он стал изучать давление жидко­сти' па "движущееся а ней тело. Потом занялся изучением давления воздушного потока ' на пластинку, на куб, на обте­каемые предметы. Эти исследования потребовали множества опытов и устройства : специального1 прибора «воздуходувки»,

«Воздуходувка» Циолковского была первой в- мире аэроди­намической трубой - аппаратом, который, поставил на ноги современную авиацию и воздухоплавание. .

Первая аэродинамическая труба была заключена в- ящик

из теса высотой в полтора метра,. Воздушный поток созда­

вал четырехло-пастный вентилятор, 'На вал. этого вентиля­

тора -наматывалась веревка с , грузом--кирпичами Когда

Циолковский хотел пустить «воздуходувку»,' он отсоединял

зацепку, державшую вал. Кирпичи опускались, и вентиля­

тор начинал вращаться, создавая на несколько секунд до­

вольно устойчивый поток в трубе, ' ? " '

Исследования над сопротивлением воды, и воздуха инте­ресовали Циолковского необычайно/ И вот нечему;..

Им владела юношеская мечта -мечта о .полете, мечта о

создании таких машин, которые бы легко и свободно уно­сили человека к облакам;, были; надежны, хорошо управля­лись,-одним словом, были бы транспортным средством. Циолковский знал о сотнях попыток- построить управляе-

мыс испытательные аппараты легче .воздуха.--.дирижабли.- и

тяжелее, воздуха- орнитоптеры с махающими крыльями -и

геликоптеры с винтом, вращающимся в вертикальной плоско­сти

И Циолковский понимал причины .неудач Тисеаидье, ДАмекура и млогих других не в том, что они избрали не­верный путь. Нет. Мозкко построить аэростат удлиненной формы с гребными винтами, и он будет летать, подчиняясь рулевому, а не ветру.. Можно создать летательный аппарат тяжелее воздуха, который поднимается вверх, влекомый тя­гой винта. Винт, ввинчиваясь в воздух, будет как бы опи­раться на него. Но для того, чтобы эти машины стали реальностью, надо много знать о природе среды, служащей для них опорой,- о воздухе» А те» кто пытался летать, зна-

У аточно.

«,!/„.,„ ЛКО!!Г'КИЙ СТа1ШЛ опытьг со своей «воздуходувкой»,

Гм Р°П1ВЛе""е воздуха, делал расчеты подъемной апп.,-,, гРСМЯСЬ сделать Реальными свои идеи летательных

Идей у него Лт-ттгл »

,т° „возлухе «недостаточно.

стремясь сделать реаЖными своиШШ

аппарате®. Идей у него было две. Цельнометаллический дирижабль

к аэроплан.

Идея создать дирижабль с металлической оболочкой вме­сто проклеенной или прорезиненной ткани родилась у Циол­ковского при обдумывании вопроса, как добиться надежно­сти прочности, конструкции в большом воздушном корабле. Для Циолковского было ясно, что при самостоятельном движений дирижабля на него должны действовать могучие силы лобового сопротивления и порывов ветра сбоку. И эти силы могут не только помешать полету, но и разрушить

конструкцию. . . .. л

Ответ на вопрос был найден после долгих размышлений

и расчетов. Изобретатель решил: «Оболочка из тонких ли­стов металла будет в .сотни раз прочнее матерчатой».

И, кроме того, такая оболочка позволит осуществить еще одно усовершенствование в дирижабле - позволит изменять в полете его объем. На старте можно будет тогда давать в оболочку лишь столько несущего газа, сколько необходи­мо для подъема. На высоте же, когда газ расширится, не выпускать его:, как это делается в- обычных воздушных ша­рах,. ? а дать ему помещение, увеличив- объем дирижабля. «Он будет плоским, как рыба у 'земли, - говорил изобрета-

тель,-и; нормальной, веретенообразной формы в облаках...

Этого добиться можно, сжимая и расширяя металлическую

оболочку специальными трос сами». '

Идея аэроплана созрела в уме Циолковского почти одно-ременно с: идеей дирижабля. Аппарат с машущими крыльям» казался ему неосуществи­мым. Он .-понимал, у человека слишком мало сил, чтобы справиться с крыльями, а механического легкого двигателя

тогда не было, . : ? • :

Не увлекала изобретателя также конструкция с винтом,

вращающимся в вертикальной плоскости, - геликоптера, ко­

торую пропагандировал Жюль Берн в романе «Робур-эавое-

ватель».. . ? .. . ? :

?

Циолковский решил, что аэроплан должен быть птицепо­

добен; по форме, но поступательное' движение ему надо соз­

дать не за счет гребла по воздуху крыльями* а за. счет тя-"

нущей1 силы 'Винта... ... . ? . . ' •

Это замечательное решение Циолковский изложил в проек­те своего аэроплана; За десять лет до полетов братье» Райт ?поднявшихся на воздух на машине типа коробчатого змея! и а тот период, когда все другие искатели реальных кон­струкций летательных аппаратов - Ланглей в Хирам Мак-

сям адч/ и многие другие - сочиняли невероятно неуклю-^'^Х для своих машин, калужский учитель дал «ему

* яро

поТи современного аэроплана: каплеобразной обтекаемой Лоомы корпус, трапецйодальные крылья утолщенного профн-ля, шасси на колесах, двигатель внутреннего сгорания для

вращения тянущего винта.

Исследования и опыты помогли Циолковскому на десяти­летия опередить изобретателей своего времени.

Трудно было жить и работать Циолковскому. А тем вре­менем его манила еще одна мечта,,.

Звездолет

?.

?. ? - ь

.ом- в Калуге/ где жил, много- лет Циолковский, нахо­дился недалеко от тенистого Загородного сада, располо­женного на берегу Оки и» ее притока Ячейки. Сюда Констан­тин Эдуардович часто приходил . днем помечтать, если не было времени или- настроения. совершать прогулку на вело­сипеде в луга й" сосновый бор за Ячейку.

Сюда он пришел в один из"-июньских дней 3894 года в своем обычном- пальто-разлетайке, несмотря на- жару, » не­изменной мягкой темной шляпе.-Пришел не один. С ним был сын его друга Ассояова - Александр, добровольный помощ­ник во многих опытах: и тоже энтузиаст техники,

- Слушайте, - сказал Циолковский, усевшись -на люби­

мую скамейку под вязами у округлой "полянки, в центре .

сада.- Вот что я" придумал, и предварительные расчеты по­

казали возможность этого. Аэростат *-*зто что! А вот...

Он улыбнулся счастливой улыбкой, и глаза его сняли, и голос вздрагивал*.,

Александр Ассонов крикнул ему в- левое ухо, что сгорает от нетерпения услышать о . придуманном.

И тогда Циолковский1 рассказал вот о чем.

Дирижабль и :аэролла*г могут летать только в воздушной среде. За атмосферу ка этих воздушных машинах не под­няться. Что же, человек должен оставаться всегда' прико­ванным силой тяготения "к. Земле? Нет. Есть реальный спо­соб вырваться к звездам, завоевать иные миры,.,

- Несколько лет. назад, - говорил Циолковский, скова

и снова возвращаясь к своей- давнишней мечте придумать

машину для полета пне Земли, ~ перебирая в -памяти все мне

известные способы создания-, движения, я вспомнил о раке­

тах. у

*чак летит ракета - эта трубка, ' наполненная- порохом? порох горит, ? раскаленные газы выбрасываются из заднего конца, открытого конца трубки и. отталкивают ее от возду- -^

ха все вперед и вперед. , ' ? ?

Ничего подобного!

ько лет шшад,

и снова возвращаясь к своей- давнишней мечте придумат машину для полета вне Земли,- перебирая -в памяти все мне известные способы создания, движения, я вспомнил о раке-

тах.' . ' ."?'?.

Как* 'летит ракета - эта трубка, наполненная- порохом? Порох горит, раскаленные газы выбрасываются из заднего конца, открытого конца трубки и отталкивают ее от возду­ха все вперед и вперед.

Ничего подобного!

Движение ракеты создается иным путем. Сила, толкающая - трубку вперед, действует внутри ее. Это ньютоновская си­ла противодействия* Называют ее в просторечье силой

отдачи. ;

Пушка ведь отталкивается* назад при выстреле. Пистолет толкает держащую' его руку. И .в .безвоздушном простран­стве мы; наблюдаем то» же самое*

Следовательно-...

. Тогда, несколько лет назад, я начертил схему машины для путешествия' в свободном пространстве и по желаемому направлению. .Тогда она мне представлялась такой. Шар,

Внутри шара помещение для людей, механизм движения и другие приборы/ А механизм движения - это пушка. Она стреляет раз за разом, и отдача толкает шар вверх, если .нужно лететь вверх, или наискось, или как хотите. Тогда, подумав, я решил, что построить мою машину нельзя...

А вот несколько-.дней назад опять замечтал о полете вне Земли, вспомнил схему и стал заново все обсуждать сам с собой. И .вот пришел к. заключению: такую машину с пуш­кой, конечно, построить нельзя, но. сущность изобретения верна. Сделал расчет силы тяги : ракеты. Получается так интересно и хорошо, что вас вот, молодой человек, привел сюда, 'чтобы поделиться радостью-...

. Теперь, буду думать,-? какую" сделать ракету для космиче­ского полета. Космического! Какой заряд в нее положить, И как людей уберечь от действия скорости (влитие уско­рения)... Скорость-то нужна, чтоб вырваться за пределы земной атмосферы, в свободный полет, помрачйтельная II километров в секунду,,,

Уже свечерело, пришли оркестранты, и в сад стали соби­

раться гуляющие, когда Циолковский и его спутник отпра­

вились домой/ ?

У ворот в сад рядком сидело несколько нищих. ? Циолков­ский-, .рыгреб- из кармана разлетайки мелочь и роздал им.

С этого памятного июньского дня наряду с разработкой •проекта цельнометаллического дирижабля, или' аэростата, как он его называл, наряду с различными опытами Циолковский занялся техническим воплощением идеи космического ракет-ного корабля, .

Он выбирал для него выгодную форму, решал вопрос о горючем, делал расчеты силы тяги " и т. д. На все это ушло почти десять лет. Наконец Циолковский в большой статье описал своя