The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

ЯН ЛИВЭЙ

вернёмся в библиотеку?
Авиапанорама (Москва), №1
16.2.2004
ЯН ЛИВЭЙ — ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ КИТАЯ.

Китай стал третьей страной в мире, осуществившей пилотируемый полет в космос. Первым космонавтом (тайкунавтом) Китая стал 38-летний подполковник Ян Ливэй, совершивший 15 октября 2003 г. почти суточный полет (14 витков) на корабле "Шэнь Чжоу-5" (Shenzhou-5, SZ-5, "Волшебная лодка"), выведенным на орбиту носителем "Чан Чжэн-2F" (Chongzheng-2F, "Великий поход") из Центра спутниковых запусков Цзюцюань в северо-западной провинции Ганьсу.

Ян Ливэй — летчик-истребитель военной авиации НОАК. После окончания летного института ВВС налетал на штурмовиках и истребителях 1350 ч. Летом 1992 г. ему удалось выполнить аварийную посадку, после того как оба двигателя его самолета отказали.

В январе 1998 г. Ян Ливэй был отобран в первый отряд китайских космонавтов. "Тренировки и курс подготовки космонавтов были гораздо серьезнее и тяжелее, чем в университете и институте ВВС", — рассказывал он. Кандидатам в космонавты был предоставлен всего один двухнедельный отпуск за 4 года, а домой они приезжали только на выходные. Заработная плата космонавта составляла 10000 юаней ($1200) в месяц. После пятилетней подготовки он стал одним из лучших среди других космонавтов. За отличные результаты в отряде космонавтов ему было присвоено звание полковника НОАК, однако объявлено об этом лишь 19 октября.

В настоящее время в эскадрилье летчиков-космонавтов НОАК проходят службу два инструктора и 12 космонавтов. Инструкторы У Цзе и Ли Цин-лун проходили подготовку в РГНИ-ИЦПК им. Ю.А. Гагарина в 1996 г. Первый из них прошел подготовку в качестве командира корабля "Союз" и орбитальной станции "Мир", второй -бортинженера.

Пилотируемый космический корабль "Шэнь Чжоу-5" по конструктивной схеме очень похож на российский "Союз". Разработчики корабля подчеркивают, что 13 ключевых технологий, использованных при создании корабля "Шэнь Чжоу", находятся на передовом международном уровне. Среди них — управление подъемной силой СА в атмосфере, средства аварийного спасения, система мягкой посадки, система разделения отсеков корабля, теплозащита и др.

Ракета-носитель CZ-2F, с помощью которой осуществлен запуск корабля "Шэнь Чжоу-5", обладает высокой надежностью (0,97) и безопасностью (0,997) для космонавтов. Ее разработка началась в 1992 г. При ее проектировании и изготовлении использованы 55 новых технологий, из них 10 ключевых — на передовом международном уровне.

Стоимость национальной программы пилотируемой космонавтики за 11 лет ее осуществления оценивается примерно в 18 млрд юаней (около $2,2 млрд). Примерно 60% этой суммы было израсходовано на техническое обеспечение полета (на разработку РН, корабля и т.д.), а 40% — на разработку наземной инфраструктуры.

В настоящее время Китай эксплуатирует три космодрома, которые официально именуются "центрами запусков спутников" — Цзюцюань, Тайюань и Сичан.

Цзюцюань — старейший и самый крупный китайский космодром, по своему назначению и истории создания похожий сразу и на Капустин Яр, и на Байконур. Его название происходит от города Цзюцюань, который на некоторых картах обозначается как Сучжоу. В действительности этот космодром находится недалеко от построенного города Дунфэн, неофициальное название которого — "Аэрокосмический город". Город и большая часть полигона принадлежат сейчас автономному району Внутренняя Монголия.

Остальные два космодрома Китая имеют четко выраженную специализацию. Тайюань используется для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, для запусков метеоспутников на солнечно-синхронные и приполярные орбиты и т.д. Космодром Сичан построен в 1984 г. и используется исключительно для запуска спутников на геостационарную орбиту.

Полет первого китайского космонавта — это первый этап государственного стратегического плана развития пилотируемой космонавтики в КНР. Задачи второго этапа — освоение стыковки КК с другими КА, создание в космосе научно-исследовательских лабораторий и т.д. Цель третьего этапа — создание экономичных и более надежных средств космического транспорта, долговременных орбитальных станций, решение проблемы масштабных научных экспериментов в космосе.

Иван Баранецкий