The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

40 лет назад.
вернёмся в библиотеку?
Калининградская правда (Королев) №118
21.10.2004
40 лет назад.

Многоместный пилотируемый корабль "Восход" стартовал 40 лет назад, 12 октября 1964 года. Первый космический экипаж составили летчик подполковник-инженер Владимир Комаров, научный сотрудник Константин Феоктистов, врач Борис Егоров. Выполнив программу исследований, космонавты через сутки вернулись на Землю.

Наша поисковая оперативная техническая группа (ОТГ) вылетала в предполагаемый район посадки "Восхода" с аэродрома Чкаловский 18 сентября 1964 года. На аэродроме нам попадаются испытатели, доставившие разбитый макет спускаемого корабля "Восход". Это был "дурной знак". Казалось, пуск теперь надолго отложат, но - вылет нам не отменили. Разобравшись в причинах неудачи, за оставшееся короткое время провели два "чистовых" сброса, допуск новой парашютно-реактивной системы к летным испытаниям был получен.

Предварительно, 6-7 октября, проводится успешный контрольный полет беспилотного "Восхода" с манекенами на борту. Спускаемый аппарат приземлился у поселка Марьевка недалеко от Кокчетава. Прибыв на место посадки, поисковики обнаружили отсутствие парашютов - их разрезали и растащили местные жители. Когда мы закончили работу, они охотно приняли нас на ночлег, сытно накормили, но о парашютах ничего не рассказали. Наутро подкатил трактор с большим мешком на крыше. Это представитель "органов" в поисковой группе В.А. Самусев, проявив профессионализм, с участием местных властей собрал, насколько мог, унесенные части парашютов. В этот же день спускаемый аппарат вместе с демонтированным оборудованием и злополучным мешком был доставлен на космодром.

По результатам полета и приземления "Восхода" с манекенами Госкомиссия принимает решение о пилотируемом пуске. 12 октября корабль с экипажем вышел в космос. Напряженность отчасти спала - благополучно пройден рискованный этап выведения, на орбите дружно работает первый коллектив специалистов, занимающихся общим и каждый своим делом. Но оставалась понятная тревога за полет и возвращение экипажа.

В день посадки техническая группа для страховки разделилась на две части: из Кустаная первая часть с начальником ОТГ О.И. Козюпой вылетела в Наурзум, вторая (старший А.А. Лобнев) - в Марьевку, чтобы быть поближе к расчетной точке приземления. Утром 13 октября, когда поисковые самолеты уже находились в зонах барражирования по трассе спуска, командир нашего вертолета Ми-6 майор В.И. Кобзарь вместе с аэродромным радистом организовали громкую связь с самолетами. В 10.43 командир Ил-14 капитан Ю.П. Михайлов сообщил: "Объект наблюдаю визуально" - он увидел "шарик", когда тот еще спускался на парашюте, в районе, близком к месту посадки беспилотного "Восхода". Запросив координаты, Кобзарь, не дожидаясь команд, поднял вертолет в воздух. "Восход" приземлился в 10.50, а в 11.10 сел рядом и наш Ми-6. "Шарик" был еще горячий. Экипаж уже вышел из кабины и готовился к отлету. Константин Петрович Феоктистов, увидев знакомое лицо, удивленно-радостно воскликнул: "Алексей Александрович, вы?" Мы обнялись. Поцеловав его в небритую щеку, я спросил о полете, он коротко ответил, что все отлично. Через 20 минут, раздав первые автографы, космонавты Комаров, Феоктистов и Егоров улетели на вертолете Кобзаря.

ОТГ спешно готовила объект к эвакуации. А поодаль, укладывая свою амуницию, "незаметно" смахивала слезу врач-парашютистка Любовь Мазниченко - ей разрешили прыжок только после ухода вертолета, чтоб не попасть под винты, и космонавтов она не застала.

На следующий день мы прибыли на космодром. В монтажно-испытательном корпусе члены Госкомиссии осмотрели объект, замечаний не было. Поисковикам Королев приказал срочно представить письменный отчет по обоим изделиям - беспилотному и пилотируемому.

Утром отчет лежал на столе у Главного. Прочитав его, Королев остался доволен, и когда в кабинет вошли его заместитель Е.В. Шабаров и ведущий конструктор Е.А. Фролов с приказом на премию, он шутя заметил: "Смотрите, очкарики, поисковиков не забудьте". Не забыли.

15 октября, погрузив "шарик" в самолет АН-12, ждали разрешения на вылет, но Москва не принимала: завершалось событие государственной важности - снятие Н.С. Хрущева. Москвичи, несмотря ни на что, торжественно встретили героический экипаж.

Спускаемый аппарат первого трехместного корабля "Восход" доставили на завод в Подлипки 16 октября 1964 года.

Алексей ЛОБНЕВ