The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Война и мир инженера Брауна
вернёмся в библиотеку?
Поиск (Москва), №005
6.2.2004
Война и мир инженера Брауна.

Этому выдающемуся ученому, более чем кому-либо другому, мы обязаны тем, что нога человека ступила на поверхность другого небесного тела

Еще учась в средней школе, Вернер фон Браун (1912 — 1977) задумался над проектом космического корабля с кабиной для экипажа. В старших классах достиг таких успехов, что мог изредка заменять учителя математики. Одним из самых значимых событий своей жизни он считал 1925 год, когда получил в подарок телескоп от матери — любительницы астрономии. О разносторонних интересах молодого человека говорят его студенческие годы. В Берлинской высшей технической школе он одновременно изучал философию Канта и теорию относительности Эйнштейна.

О 1930-х годах фон Браун писал, что ничего не понимал тогда в технике, но сравнительно мало было людей, которые понимали больше. Ему повезло: Вернер стал младшим сотрудником в группе патриарха ракетной техники Германа Оберта, работавшего тогда над конструкцией жидкостного реактивного двигателя "Кегельдюзе". Таким образом, начинающий ракетчик имел возможность и ознакомиться с теоретическими основами нового дела, и непосредственно принять участие в первых практических работах. Он пишет диссертацию "Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты" в Берлинском университете, одновременно активно участвует в практических работах над проектом "Агрегат" по созданию экспериментальных ракет весом в 150-300 кг. Два первых экземпляра "Макс" и "Мориц" были испытаны на островах Северного моря в 1934 году. Об устремлениях конструкторской мысли того времени красноречиво свидетельствует интервью одного из руководителей ракетного дела Германии журналу "Шпигель": "Мы хотели выйти, наконец, из области теории. Мы были по горло сыты прожектерством в деле межпланетных полетов. Шестая цифра после запятой в расчетах траектории полета к Венере была для нас столь же безразлична, как и вопрос об отоплении и обеспечении воздухом кабины корабля для полета на Марс".

В эти же годы начинает свою карьеру инженер Вальтер Дорнбергер. Он возглавил отдел по созданию твердотопливных и жидкостных ракет в Управлении вооружений, к которому относился и руководимый фон Брауном опытный участок Куммерсдорф под Берлином. В 1940-е они работали вместе; фон Браун возглавлял работы по ракете ФАУ-2, Дорнбергер был командиром опытного полигона ракетного центра Пенемюнде. Работы расширялись. Если в Куммерсдорфе у фон Брауна было 90 сотрудников, то в Пенемюнде в его подчинении находилось до 20 000 конструкторов, инженеров и рабочих. Задача рубежа 1930-1940 годов — построить большую ракету для переноса тонны полезного груза на расстояние в 275 километров. Общий вес такой ракеты должен был составлять не менее 12 тонн. Так рождалась идея агрегата А-4, или знаменитой ФАУ-2. Первое неудачное испытание состоялось летом 1942 года. Когда работы продвинулись, фон Браун был награжден рыцарским крестом. Известно, что ракету применяли в военных действиях; даже считалось, что это оружие могло бы изменить ход Второй мировой войны. Историки ракетной техники считают это мнение преувеличением. Действительно, в боевых действиях было использовано более 10 000 экземпляров ФАУ-2, однако она еще не была доведена до конструктивного совершенства. Половина из запущенных ракет даже не попала в районы намеченных целей, не говоря уже о их поражении. Наиболее серьезные потери понесли Англия и Бельгия.

После окончания Второй мировой войны конструктор фон Браун, генерал Дорнбергер и несколько сот ученых и инженеров Пенемюнде были интернированы в США. Ровно год спустя, в мае 1946 года, в штате Техас состоялись первые экспериментальные запуски ФАУ-2. Возникла первая ракетная столица Нового Света, однако теперь ракете пришлось потрудиться в мирных целях. Исследовались солнечное излучение, верхние слои атмосферы, давление на больших высотах, космические лучи, яркость неба. Далее был развернут новый ракетный центр в Редстоуне.

Американская общественность узнала имя этого человека в 1950 году после его выступления в Университете штата Иллинойс. На заседании по проблемам космической медицины он говорил о многоступенчатых ракетах и искусственных спутниках Земли. "Приезжайте в Америку, мы отправляемся на Луну", — убеждал фон Браун молодого немецкого специалиста, выбиравшего между престижной работой на родине и американской космической корпорацией еще в конце 1950-х. И лунная пилотируемая эпопея состоялась. Более чем кто-либо другой, конструктор Вернер фон Браун сделал реальностью то, что серия космических кораблей "Аполлон" доставила 24 астронавта на окололунную орбиту, создала возможность для 12 из них пройтись по лунной поверхности.

Со временем Дорнбергер стал вице-президентом американской корпорации "Белл аэроспейс" по производству летательных аппаратов, а Вернер фон Браун возглавил космическое производство. Немецкие ученые и специалисты получили американское гражданство в 1955 году.

Ни один крупный ученый, конструктор, инженер не воплощает в металл свои замыслы полностью; не потому, что жизнь не создает для этого подходящих условий, а просто в силу того, что творческая фантазия, далеко идущие планы не умещаются в одну человеческую жизнь. Среди замыслов Вернера фон Брауна были проекты орбитальной станции и сверхтяжелой ракеты-носителя с полезным грузом в 33 тонны как для монтажа самой сборной станции, так и для снабжения ее грузами. Одним из вариантов организации полета к Луне он считал возможность сборки лунного корабля на такой околоземной станции из отдельных элементов, доставляемых с Земли. По этому проекту были сделаны весьма подробные расчеты, согласно которым требовалось 360 взлетов на околоземную орбиту и 240 дней работы по сборке лунного корабля с экипажем в 50 человек. Была рассмотрена и возможность пилотируемых экспедиций на Марс. Его проект предусматривал экспедицию из десяти пилотируемых кораблей с общим экипажем в 70 человек. Сборка кораблей предусматривалась таким же способом, как и для лунных экспедиций; высадка на планету — на трех специальных кораблях, по конструкции напоминающих планеры или артиллерийские снаряды с большими несущими плоскостями для торможения в разреженной атмосфере Марса. Экспедиция была рассчитана на два с лишним года. В другом варианте проекта марсианской экспедиции была заложена "десантная лодка" для полета с орбиты планеты на ее поверхность. Это своего рода крупногабаритный самолет, способный выполнить продолжительный парящий спуск.

Технически все варианты проекта были представлены достаточно подробно, с математическими выкладками, числовыми показателями. Однако конструктора интересовала и чисто человеческая сторона обеспечения межпланетной экспедиции. В частности, подбор членов экипажей, специалистов, которым земляне смогут доверить столь неординарную работу. По мнению фон Брауна, эти представители человечества в космосе должны не только обладать высокой ответственностью, выдержкой, спокойствием, умением трудиться в коллективе, но и иметь чувство юмора и необыкновенную силу фантазии. Сами проекты доктора фон Брауна, разумеется, были рассчитаны на определенную историческую перспективу, поэтому он знакомил с ними широкую общественность, выступая перед аудиториями университетов, институтов, на заседаниях Конгресса США.

Встречали эти отчасти научно-технические, отчасти фантастические прогнозы по-разному. Сомневающиеся говорили: "Этот Вернер фон Браун подорвет экономику и военный потенциал страны своими планами". Скептикам он отвечал: "Если мы не приступим к работе, другая нация обязательно возьмется за дело". В середине 1950-х ученому пришлось пережить некоторые трудности в связи с так называемой антибрауновской кампанией. В эти годы рождается проект американских искусственных спутников "Орбитер", который общественность рассматривала как опасность использования финансовых средств Америки для удовлетворения честолюбивых замыслов одного человека.

Известно, что пророчество фон Брауна сбылось. После беспрецедентных успехов Советского Союза в освоении космического пространства американскому правительству пришлось форсировать работы по запуску национальных космических аппаратов — искусственных спутников, лунных автоматических станций, пилотируемых кораблей. После запусков первых искусственных спутников Земли в нашей стране Вернер фон Браун не замедлил сделать прогноз будущего: в 2057 году целая семья спутников будет летать вокруг Земли. Некоторые будут исполнять функции почтальонов, передавая сообщения из города в город, от континента к континенту. Другие могут служить как релейные станции телевидению и телефонии. Военные тайны уже не будут существовать, так как ничто не сможет помешать взглянуть сверху на любой уголок планеты. Эта мысль ученого продемонстрировала не только некоторую наивность в прогнозировании сроков космических успехов, что неизбежно, но и простодушную логику в оценке вариантов использования созидаемых человеком мощностей. Мысль фон Брауна о невозможности военного применения космической техники по причине ее глобального, универсального характера напомнила схожее суждение одной из самых таинственных личностей нашей страны, ученого, философа и главного редактора общественно-политического журнала "Научное обозрение" М.Филиппова, погибшего в 1903 году при невыясненных обстоятельствах в результате взрыва. Считается, что Филиппов изобрел средство передачи взрывов на расстоянии, при этом утверждал, что военные действия в принципе становятся невозможными, так как правительство любого государства поймет абсурдность воевать с помощью таких чудовищных методов. Логика ученых необычна, но проста: угроза применения чудовищного оружия остановит человеческую агрессию.

Однако вернемся к ситуации в американской космонавтике. Особенно после гагаринского старта внимание в этой отрасли было направлено на некий ответный ход, могущий компенсировать отставание Америки в области космоса. В мае 1961 года президент Кеннеди заявил своей нации: "Русские открыли это десятилетие, мы непременно закроем его. Не позже 1969-го американцы будут на Луне". Так и случилось. Создание ракеты-носителя "Сатурн" для обеспечения лунных экспедиций началось с 1959 года. В следующем году Вернер фон Браун становится одним из руководителей НАСА — Национального управления по астронавтике и исследованию космического пространства. Через десять лет он — заместитель директора по пилотируемым полетам. В отставку вышел по завершении всей пилотируемой лунной эпопеи в мае 1972 года. В последние годы жизни ученый основал Национальный институт космических исследований, много выступал с популярными лекциями по проблемам освоения космоса.

"Сфотографируйте меня на фоне ракеты "Сатурн-5", — сказал доктор Вернер фон Браун в Космическом центре имени Кеннеди в июле 1975 года, — я, возможно, здесь в последний раз".

Он был философом. "Наука сама по себе индифферентна к морали. Лекарство в малых дозах может лечить, в больших дозах оно способно убивать. Нож в руках хирурга может быть средством спасения, в другом случае он может стать смертельным оружием. Атомная энергия производит электричество, будучи использованной на электростанции, она же может быть заключена в атомную бомбу. Поэтому бессмысленно спрашивать ученого о том, хорошо или плохо его лекарство (или нож) для всего человечества".

Он был религиозен. "Вселенная, открывающаяся с помощью научных исследований, представляет собой живое свидетельство творения Бога. Понимание природы творчества предоставляет человеку фундамент для веры, с помощью которой он познает природу самого Творца", — утверждал фон Браун.

***

"Через иллюминаторы мы могли наблюдать все. На небольшом расстоянии от нас колыхался шар, выкрашенный в черный и белый цвета, вокруг которого на небольшом фале летало тело поменьше. Это была знаменитая Лунетка — созданная рукой человека станция в космосе. Серебристо сверкающий шарик приближался к нам. Это был член постоянного экипажа Лунетки, двигавшийся навстречу, чтобы связаться с нами тонким металлическим тросом. Через несколько минут мы почувствовали легкий толчок, ракетный самолет причалил к нам. Наш пилот открыл внутреннюю дверцу и выглянул наружу. Была установлена герметическая связь между нами и станцией, и мы смогли по узкому проходу в первый раз войти в Лунетку. Мы увидели, что жизнь здесь протекает совершенно иначе, чем на Земле. Вследствие отсутствия силы тяжести в просторном помещении не было пола...".

(Из научно-фантастического рассказа Вернера фон Брауна).

Вера АЛЕКСЕЕВА