The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

ПОЛЕТЫ2  
вернёмся в библиотеку?
ИЗ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ


ПОЛЁТЫ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО
часть 2

С. ШАМСУТДИНОВ,
ведущий специалист ТО «Видеокосмос»;
И. МАРИНИН,
заведующий отделом информации ТО «Видеокосмос»


ОТМЕНЕННЫЙ ПОЛЕТ ЖЕНСКОГО ЭКИПАЖА И ОСНОВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА ОРБИТАЛЬНУЮ СТАНЦИЮ «САЛЮТ-7»

В сентябре 1984 года приступили к тренировкам три экипажа, два из которых должны были совершить полеты на ОС «Салют-7» в качестве основных экспедиций. В первом готовились Владимир Владимирович Васютин, Виктор Петрович Савиных и Александр Александрович Волков, во втором — Александр Степанович Викторенко, Александр Павлович Александров, Евгений Владимирович Салей, в третьем — Анатолий Яковлевич Соловьев, Александр Александрович Серебров и Николай Тихонович Москаленко.

Через три месяца был сформирован женский экипаж: командир корабля — Светлана Евгеньевна Савицкая, бортинженер — Екатерина Александровна Иванова, космонавт-исследователь — Елена Ивановна Доброквашина. Дублеров не готовили, так как кроме Савицкой не было женщин с опытом космического полета (Валентина Терешкова хотя и числилась на должности космонавта-испытателя в отряде космонавтов ЦПК имени Ю. А. Гагарина, но к подготовке не привлекалась).
Е. Доброквашина

В мае 1985 года на станцию «Салют-7» на корабле, который получил бы обозначение «Союз Т-13», планировалось доставить первый экипаж, а в ноябре на «Союзе Т-14» — женский. Через семь суток после старта «команда» Савицкой должна была вернуться. Вскоре после этого планировалось приземление тройки Васютина. Затем, в начале 1986 года, на «Союзе Т-15» предусматривалось запустить второй основной экипаж для длительной работы на борту «Салюта-7». После ее завершения эксплуатацию ОС и кораблей серии «Союз Т» планировалось прекратить. Однако этим планам не суждено было сбыться.

11 февраля 1985 года станция вышла из строя. Из-за ложного показания одного из датчиков бортовые аккумуляторные батареи станции отключились от подпитывавших их солнечных батарей и полностью разрядились. В результате этого прекратилось функционирование всех систем, в том числе связи, телеметрии и терморегулирования. ОС превратилась в «молчащую» холодную двадцатитонную груду металла. Использовать ее в пилотируемом режиме было невозможно. Рассматривался вариант прекращения эксплуатации станции и в связи с этим отмена недельного автономного полета женского экипажа, но потом решили попытаться восстановить работоспособность «Салюта-7». Савицкая, Иванова, Доброквашина не полетели.

Для ремонта станции в марте 1985 года сформировали экипаж из опытнейших космонавтов. В основном — к подготовке приступили Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, в дублирующем — Леонид Попов и Александр Александров. В экипажи Васютина и Викторенко назначили соответственно Георгия Михайловича Гречко и Геннадия Михайловича Стрекалова.

6 июня 1985 года стартовал основной «ремонтный» экипаж на «Союзе Т-13». Космонавты, используя лазерный дальномер. провели ручную стыковку со станцией, совершавшей неориентированный полет. Через некоторое время они, благодаря упорному и кропотливому труду в очень тяжелых условиях, возродили дорогостоящую орбитальную станцию.

17 сентября 1985 года к «Салюту-7» на КК «Союз Т-14» улетели Васютин, Гречко, Волков. После недельного совместного полета вернулись на Землю в «Союзе Т-13» Джанибеков и Гречко. 2 октября к станции был пристыкован транспортный корабль снабжения «Космос-1686» (ТКС-4). В феврале 1986 года его предполагали отстыковать от станции, освободив стыковочный узел.

4 марта 1986 года на орбиту должен был выйти женский экипаж посещения станции на «Союзе Т-15». Это был последний корабль, поэтому старт экипажа Викторенко отменялся. Недельный полет приурочили к празднику 8 Mapта. А через неделю после его завершения планировалась посадка основной экспедиции.

Полету Светланы, Екатерины и Елены, казалось, ничто не могло помешать, и они напряженно и успешно тренировались.

Е. Иванова

Близился день старта. И вдруг случилось непредвиденное: на станции серьезно заболел Владимир Васютин. С каждым днем ему становилось все хуже, поэтому на 65 сутки полета экипаж вернулся на Землю. Обязанности командира корабля во время посадки исполнял бортинженер Виктор Савиных. Такой разворот событий привел к срыву полета женского экипажа, но Генеральный конструктор НПО «Энергия» В.Глушко лично заверил что он состоится несмотря ни на что.
А. Викторенко, Г Стрекалов. Е Салей

В феврале 1986 года планировался запуск новой орбитальной станции «Мир». В связи с этим, а также по другим причинам приняли решение к середине 1986 года эксплуатацию «Салюта-7» в пилотируемом режиме прекратить «Союз Т-15» предполагалось использовагь сначала для доставки первой основной экспедиции (Кизим и Соловьев) на станцию «Мир», а затем для их перелета на «Салют-7». Демонтировав наиболее ценную научную аппаратуру и загрузив ее в корабль, космонавты должны были вернуться на новую станцию.

С принятием такого решения экипажи Викторенко и Соловьева расформировали, а входившие в них космонавты и женский экипаж перевели на подготовку к полётам на станцию «Мир» на КК «Союз ТМ». При этом Екатерина Иванова стала осваивать функции командира корабля и к концу 1986 года прочла полный курс не обходимой подготовки. Некоторое время рассматривался вариант включения в экипаж в качестве командира Валентины Терешковой вместо Савицкой, но на второй космический полет Терешковой разрешение дано не было.

20 февраля 1986 года на орбиту вышел базовый блок орбитальной станции третьего поколения «Мир» с шестью стыковочными узлами. Этот запуск был подарком XXVI съезду КПСС. Новый комплекс являл собой первую в мире модульную орбитальную станцию. Планировалось в достаточно сжатые сроки вывести на орбиту и пристыковать к базовому блоку пять специализированных модулей.

Полет «Союза Т-15» был проведен по плану, но в мае 1987 года в ЦПК подготовка женщин к полету бьпа прекращена.


Н.Москаленко
Фото из архива ТО «Видеокосмос»

«Салют-7» с пристыкованным к нему «Космосом-1686» 4 февраля 1991 года в результате естественного торможения сошёл с орбиты. Так как комплекс разрушился в плотных стоях атмосферы частично, обломки его упали на Землю, но, к счастью, в малонаселенных районах Южной Америки

«СОЮЗ ТМ-8»

26 ноября 1988 года в космос стартовал второй советско-французский экипаж в составе Александра Александровича Волкова, Сергея Константиновича Крикалева и Жан-Лу Кретьена на «Союзе ТМ-7». Причалив к орбитальному комплексу «Мир», они приступили к совместной работе с космонавтами третьей основной экспедиции комплекса Владимиром Георгиевичем Титовым, Мусой Хирамановичем Макаровым и Валерием Владимировичем Поляковым. 21 декабря 1988 года Титов, Макаров и Кретьен на корабле «Союз ТМ-6» были уже на Земле. Остальные продолжили работу в качестве четвертой основной экспедиции.

Т. Мусабаев

В это время в ЦПК началась непосредственная подготовка к полету следующей основной экспедиции: Александра Степановича Викторенко и Александра Александровича Сереброва и их дублеров Анатолия Яковлевича Соловьева и Александра Николаевича Баландина.

В марте 1989 года к комплексу «Мир» планировалось пристыковать модуль дооснащения «Квант-2» с автономным средством передвижения космонавта (СПК), поэтому экипажу Волкова надо было расконсервировать модуль и подготовить его к работе. В апреле на «Союзе ТМ-8» предстояло стартовать Викторенко и Сереброву для смены четвертой основной экспедиции. Их ждал полугодовой полет и испытания в СП К в открытом космосе.

Но 19 февраля 1989 года было объявлено, что из-за задержки с подготовкой модуля «Квант-2» его запуск переносится на сентябрь (впоследствии этот срок переносился на 16 октября, а затем на 26 ноября). Стало ясно, что отправлять в полет Сереброва, основного испытателя СПК, в апреле не имеет смысла. Поэтому в феврале основной и дублирующий экипажи «Союза ТМ-8» переформировали: бортинженеров в экипажах поменяли местами. Запуск «Союза ТМ-8» с Викторенко и Баландиным назначили на 19 апреля 1989 года.

Двумя месяцами раньше для работы на «Мире» сформировали еще два экипажа, в которые в качестве космонавтов-исследователей были включены космонавты из отряда Летно-исследовательского института (ЛИИ). В один вошли Виктор Михайлович Афанасьев — командир, Виталий Иванович Севастьянов — бортинженер, Римантас Антанас-Антано Станкявичюс — космонавт-исследователь, в другой — соответственно Геннадии Михайлович Манаков, Геннадии Михайлович Стрекалов и Виктор Васильевич Заболотский. Командиры и бортинженеры готовились по программе длительной основной экспедиции, а космонавты-исследователи — по кратковременной программе посещения. Стартовав со своим экипажем, космонавт-исследователь должен был вернуться на Землю с космонавтами предыдущей основной экспедиции.


В.Циблиев

Однако через месяц после этого, в 20-х числах марта, в барокамере при испытаниях был серьезно поврежден приборный отсек «Союза ТМ», предназначенного для доставки к «Миру» Соловьева и Сереброва, запуск которого планировался на сентябрь 1989 года.

Поврежденный корабль восстановлению не подлежал, другой к сентябрю подготовить не успевали, поэтому на заседании Госкомиссии в конце марта 1989 года было решено запуск «Союза ТМ-8» 19 апреля отменить и таким образом обеспечить полет в сентябре. После этого экипажи Викторенко и Соловьева были восстановлены в первоначальном составе, и 5 сентября 1989 года «Союз ТМ-8» стартовал в космос. Его пилотировали, как первоначально и планировалось, Викторенко и Серебров.

Экипажи Афанасьева и Манакова в 1989 году напряженно тренировались, изучали корабль и орбитальный комплекс, своевременно сдавали экзамены и зачеты. Летом 1989 года они прошли «морские» тренировки. Однако в конце года подготовку космонавтов-исследователей ЛИИ прекратили, и они были выведены из экипажей.
Р. Станкявичюс

Через год, 9 сентября 1990 года, Римантас Станкявичюс погиб в авиакатастрофе. Он участвовал в международном авиационном празднике «Акробатические крылья» в местечке Сальгареда провинции Тревизо в Италии. Во время показательного полета на самолете Су-27 при выполнении фигур высшего пилотажа на предельно малой высоте его самолет врезался в землю.

Не удалось вновь слетать в космос и В. Севастьянову. В июне 1990 года Главная медицинская комиссия допустила его к космическому полету продолжительностью не более одного месяца. Поэтому в длительной экспедиции он участвовать не мог, и в экипаже его заменил М. Манаров.

«СОЮЗ ТМ-14»

В январе 1991 года было решено осуществить космический полет с участием казахского космонавта, и в апреле сформировали экипажи. Основной: Валерий Григорьевич Корзун, Александр Павлович Александров и Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Дублирующий: Василий Васильевич Циблиев, Александр Иванович Лавейкин и Талгат Амангельдыевич Мусабаев. Запуск этой экспедиции посещения планировался на «Союзе ТМ-14» в ноябре 1991 года.

В это же время к полету на комплекс «Мир» на корабле «Союз ТМ-13» готовились два советско-австрийских экипажа. Основной: Александр Александрович Волков, Александр Юрьевич Калери и Франц Фибек. Дублирующий: Александр Степанович Викторенко, Сергей Васильевич Авдеев и Клеменс Лоталлер. Запуск «Союза ТМ-13» наметили на октябрь 1991 года. После выполнения программы Фибек должен был возвращаться на корабле «Союз ТМ-12» с Арцебарским и Крикалевым, а Волков и Калери — продолжать полет на комплексе «Мир» в качестве десятой основной экспедиции, пока к ним в ноябре не прибудет экипаж «Союза ТМ-14».
Слева направо:
А. Зайцев, X. Шарман, В. Корзун

10 июля 1991 года Государственная комиссия приняла решение о совмещении советско-австрийского полета и полета с участием казахстанского космонавта, в связи с чем запуск «Союза ТМ-14» отменили. Из советско-австрийских экипажей были выведены бортинженеры Калери и Авдеев. Вместо них в экипажи включили казахстанских космонавтов-исследователей — Аубакирова и Мусабаева.

2 октября 1991 года «Союз ТМ-13» с космонавтами Волковым, Аубакировым и Фибеком был выведен на орбиту и через двое суток состыковался с орбитальным комплексом. Спустя неделю Арцебарский, Аубакиров и Фибек приземлились. Так как в экипаже «Союза ТМ-13» не было бортинженера, то бортинженеру девятой основной экспедиции Крикалеву вместе с новым командиром, Волковым, пришлось продолжить полет уже в составе десятой основной экспедиции.

«Союз ТМ-14» использовали для доставки в марте 1992 года на «Мир» российско-германского экипажа: Викторенко, Калери и Фладе.


В. Заболотский


«БУРАН» И «СОЮЗ-СПАСАТЕЛЬ»

После первого запуска «Бурана» 15 ноября 1988 года было решено, что следующий полет корабля многоразового использования состоится в 1991 году. Это объяснялось тем, что государственная комиссия аттестовала «Буран» (1К1) всего на один полет и для его дальнейшего использования требовалось множество длительных доработок и проверок. Вот почему в намеченный срок должен был стартовагь второй корабль 1К2, заранее окрещенный журналистами «Бураном-2». Предполагалось его недельный полет провести в автоматическом режиме и выполнить сложные динамические операции.

Планировалось, что после запуска и ряда маневров корабль сблизится и состыкуется с орбитальным комплексом «Мир». Специально для этого на модуле «Кристалл» расположили два новых андрогинных периферийных агрегата стыковки АПАС-89. После пристыковки «Бурана» к осевому стыковочному агрегату модуля космонавты, работавшие на «Мире», должны были перейти в кабину многоразового корабля и провести испытания некоторых бортовых систем, в том числе дистанционного манипулятора. С его помощью они намеревались извлечь из грузового отсека корабля макет блока научной аппаратуры и пристыковать к боковому стыковочному агрегату «Кристалла».

Затем «Буран» отстыковывался, а с Байконура вскоре после этого должен был стартовать пилотируемый корабль «Союз ТМ», также оснащенный АПАС-89. Предполагалось, что на орбите он состыкуется с многоразовым кораблем, а экипаж перейдет в кабину «Бурана». Проведя запланированные работы в течение одних суток, космонавты должны были вернуться в свой «Союз», отстыковаться и направиться на комплекс «Мир», а «Буран» совершить, как и в первый раз, автоматическую посадку на полосу аэродрома «Юбилейный» на космодроме Байконур.

Полет и стыковки «Союза ТМ» должны были имитировать спасение экипажа «Бурана» (в случае невозможности его посадки) и космонавтов со станции «Мир» Поэтому неофициально корабль получил название «Союз-спасатель».

В ноябре 1990 года для подготовки к полетам на «Буране» и «Союзе-спасателе» в ЦПК была сформирована группа космонавтов В нее вошли Иван Иванович Бачурин, Алексей Сергеевич Бородай, Леонид Константинович Каденюк, Валерий Васильевич Илларионов, Эдуард Николаевич Степанов и Николай Николаевич Фефелов.

Первые трое — из группы космонавтов-испытателей Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС, созданной в августе 1987 года специально для подготовки военных пилотов-испытателей «Бурана». Все они— опытные летчики-испытатели, прошедшие общекосмическую подготовку в ЦПК. Кроме того, И. Бачурин и А. Бородай с января по апрель 1988 года совершили шесть испытательных атмосферных полетов на самолете — аналоге «Бурана» БТС-02, поэтому они в первую очередь стали готовиться как командиры «Союза-спасателя».

Трое других — военные космонавты-инженеры отряда ЦПК, его ветераны. Так, Э. Степанов пришел в ЦПК в 1965 году, а В. Илларионов и Н. Фефелов — в 1970-м. Многие годы они «стояли в очереди» на полеты по программе «Алмаз», но подняться в космос им так и не довелось. В группе они изучали конструкцию и устройство бортовых систем «Бурана» и в перспективе должны были работать на нем.

Кроме того, в НПО «Энергия» по программе «Буран» готовились в качестве бортинженеров Александр Сергеевич Иванченков и Александр Иванович Лавейкин. При формировании экипажей для «Союза-спасателя» их могли привлечь к подготовке к полету на этом корабле.

Первоначально запуск «Бурана» и «Союза-спасателя» намечался на конец 1991 года, но разразившийся в стране экономический кризис коснулся и космических программ. Полет «Бурана» перенесли. В марте 1992 года И. Бачурин, А. Бородай и Л. Каденюк после завершения изучения корабля «Союз-спасатель» сдали государственные экзамены. Но назначения в экипажи и дальнейшей подготовки так и не последовало. К тому времени стало ясно, что и в 1992 юду «Буран» останется на Земле.


Л. Каденюк

И. Бачурин
А. Бородай

Из-за резкого сокращения финансирования космонавтики его старт перенесли на конец 1993 — начало 1994 года. При этом надо сказать, что Российское космическое агентство летные испытания «Бурана» не планирует вплоть до 1996 года. Учтывая все обстоятельства, в 1992 году решили полет «Союза-спасателя» отменить и использовать его для доставки на «Мир» очередной основной экспедиции. 24 января 1993 года на этом корабле, названном «Союз ТМ-16», к орбитальному комплексу стартовала 13-я основная экспедиция в составе Г Манакова и А. Полещука.

Хотя перспективы использования российского многоразового корабля становятся все более прозрачными, группа «бурановских» космонавтов в ЦПК сохраняется. Однако она сильно поредела. Бачурин, Степанов и Илларионов прекратили подготовку по различным причинам.


В. Илларионов

Н. Фефелов

Э. Степанов
назад