The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Арвид Палло ПОИСКОВ
вернёмся в библиотеку?

Космонавтика: Космонавтика прошлого

Арвид Палло

ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННЫЙ ОТРЯД

1

Полету Ю.А.Гагарина в космос предшествовали серия запусков животных в суборбитальный полет на "академических" ракетах, Лайки на ИСЗ-2 и собачек Стрелка и Белка, Жулька и Альфа - Чернушка, Звездочка с антропологическими манекенами человека на кораблях-спутниках "Восток".

После запуска корабля-спутника со Стрелкой и Белкой, Сергей Павлович Королев поручил мне срочно вылететь в Орск и участвовать от нашей организации в поисково-эвакуационном отряде, в группе, руководимой майором В.М.Пекиным из НИИ-4 Министерства обороны.

На аэродроме в Орске группа Пекина и вертолеты ВВС Ми-4 в готовности №1 ожидали сообщений от самолетов, барражирующих в районе предполагаемого приземления спускаемого аппарата и отстреливаемой кресла-капсулы с собачками. Получаем сообщение, что СА и капсула приземлились, и парашютный десант взял их под охрану, но координат их приземления не выдали.

Согласно инструкции, летчик должен выдать координаты в закодированном виде, на что у него не было времени в связи с непрерывными запросами руководства.

Получив наконец координаты открытым текстом, вылетели к месту приземления капсулы. Вскрыв контейнер и освободив Стрелку и Белку от привязной системы наблюдали, с какой собачьей радостью они прыгали и резвились вокруг нас. Завершив погрузку капсулы и собачек в вертолет, получаем радиограмму из Орска: "Отправку вертолета задержать до утра в связи с наступающей темнотой, а утром Государственная комиссия прилетит к месту приземления спускаемого аппарата".

Посоветовавшись с летчиком, принимаем решение: собачек с капсулой отправить в Орск сегодня, а самим идти к спускаемому аппарату.

Как потом стало известно, вертолет со Стрелкой и Белкой благополучно долетел до Орска, и в тот же день они вместе с Госкомиссией улетели в Москву.

На этом вертолете улетел и сменщик по караулу у спускаемого аппарата, смена их должна была произойти у СА.

Для уточнения нашего движения по степи к СА решили сориентироваться пуском сигнальной ракеты. Но все было напрасно, ни одна из ракет не воспламенилась вследствии того, что они отсырели. Решили просигналить выстрелом из автомата. Получили отклик, но совершенно с другого направления. Решаем идти на сближение. Стало совсем темно. Идем по отсыревшему от дождя просу.

Наконец встречаемся с караульным. Он, оказывается, разошелся со своим сменщиком на полдороге от СА к месту посадки кресла-капсулы и, не найдя СА, заблудился ночью в степи. Таким образом, мы оказались ночью в степи, не зная, где находится СА, и зная, что утром к СА прибудет Госкомиссия. Что делать?

Предлагаю совершать звездные походы. Два человека, имея спички и бумагу, выдвигаются по направлению выбранной звезды: сначала 10 мин. двое, а затем еще 10 мин. один. По световому сигналу они возвращаются в исходную точку. Затем двое идут в направлении другой звезды.

Таким образом на третьем луче мы обнаружили парашют СА и сам корабль.

Поздно ночью мы, замерзшие, промокшие, с пудовыми комъями глиняной почвы на ногах, пришли к спускаемому аппарату.

В СА работал вентилятор, система АПО "в отбое". Выключив вентилятор и обесточив АПО, завернулись в парашют и заснули.

Утром прибыл вертолет Ми-4 с ведущим конструктором О.Г.Ивановским, конструктором О.И.Козюпой и Хайтом (представителем системы АПО). Выполнив демонтажные работы и ликвидировав заряд АПО, мы отбыли в Орск, оставив у спускаемого аппарата охрану.

На следующий день Ивановский, я и Козюпа на двух грузовых автомашинах (автокран и транспортировочный контейнер для СА) выехали по грунтовым степным дорогам к СА. По пути наше движение корректировал вертолет. Спускаемый аппарат приземлился примерно в 250-300 км от Орска. По пути заночевали в воинской радиолокационной части. На следующий день возвратились с СА в Орск и, погрузив его в железнодорожный вагон, под охраной отправили в Москву.

2

Следующая работа оказалась одной из сложных. Спускаемый аппарат с собачками Жулька и Альфа приземлился (это стало известно потом) в тайге у полярного круга, недалеко от города Тура на Нижней Тунгуске.

Как и ранее, наша группа в составе меня, Козюпы, Лобнева и представителя системы АПО Комарова была сосредоточена в Новокуйбышевске. После объявления отбоя в работе, поздно вечером, поступает указание С.П.Королева: меня и Комарова срочно, вместе с инструментом и приспособлениями, самолетом доставить на аэродром "Безымянка", где нас будет ожидать самолет Ту-104 для дальнейшего следования. В Ту-104 нас было лишь двое пассажиров. На попытку узнать куда летим, был ответ: то-ли в Красноярск, то-ли в Новосибирск.

Проснулись в Новосибирске.

К самолету подошли военные в форме КГБ и предложили срочно пересесть со своим имуществом в Ил-14, вылетающий в Красноярск. В Красноярске начальник аэропорта сообщил, что дальнейшее наше следование будет на Ил-14 ГВФ, в сопровождении капитана УКГБ Хабирова. Направление уточняется в полете: то ли в Туруханск, то ли - в Туру.

Пролетая над аэродромом "Подкаменная Тунгуска" решили связаться с начальником аэропорта. Он сообщил, что у него сосредоточились две группы: Николаенко (самолеты ВВС) и капитана Чернавского (НИИ-4).

Для уточнения дальнейшего следования приземлились здесь. Вскоре в Подкаменную Тунгуску прибыл самолет с представителями различных систем корабля-спутника из Ленинграда и Москвы.

Выяснилось, что поисковый отряд имел лишь азимутальное направление по сигналам радиопередатчика с борта спускаемого аппарата, по которому мы и летели. На совещании решили поисковую работу продолжать, используя самолет с приводами и проводя визуальный поиск - рассредоточившись по самолетам, искать в направлениях на Туруханск и Туру.

Капитан Хабиров предложил мне и Комарову лететь вместе с ним в направлении Туры. В полете он сообщил, что УКГБ, помимо поисковой партии ВВС, ведет самостоятельный поиск. По пути следования наше визуальное наблюдение не дало результатов.

Приземлились в Туре в 10.00.

На КП встретились с начальником аэропорта Виноградовым и майором УКГБ Никифоровым. В 10.10 поступает радиосообщение с самолета Ан-2, что "видят цель".

Подключаюсь к радиопереговорам.

С самолета видят "два парашюта не деревьях и шар с двумя отверстиями". Ясно, что это спускаемый аппарат.

В это время в Туру прибыл вертолет Ми-4 из Туруханска. Прошу начальника аэропорта срочно доставить меня и Комарова к месту посадки СА. Пилот вертолета отказался в связи с окончанием светового дня.

Пришлось обратиться к майору Никифорову о содействии, объяснив, что на борту СА контейнер с собаками и взрывное устройство, которое, в связи с нерасчетной орбитой полета, не ясно, встало ли в положение "отбой".

Дается указание - меня, Комарова и Хабирова срочно вертолетом доставить к СА.

В 10.50. мы вылетели и приземлились примерно в 800-900 м от СА - ближе площадки не просматривалось. По пояс в снегу пошли к СА но, подойдя на 80-100 м, потеряли направление. Пришлось по рации вертолета запросить пилота Ан-2 летать в направлении "вертолет-цель", пока мы не подойдем.

Подойдя в 11.50, мы увидели, что капсула с собачками не отстрелилась и находится внутри СА, так же не отделилась плата с герморазъемами, и на ней висит большой пук перепутавшихся и обгорелых электропроводов. Радиопередатчик "Маяк" корпусом СА прижат к кустарнику, а с деревьев висят расходящимся веером стропы парашюта.

Первой задачей было обесточить систему АПО. Это выполнил Комаров, затем я полностью обесточил СА. Во время нашей работы собаки не подали голоса, и их через замерзшие иллюминаторы не было видно.

Пилот вертолета стал беспокоиться о возвращении в Туру, стало темнеть. Захватив с собой работающий радиопеленгатор "Маяк", в 12.30 улетели в Туру, оставив СА в тайге.

Ночью меня дважды вызывал на радиопереговор С.П.Королев, интересуясь, живы ли собаки. Я ему ничего утешительного сказать не смог ответить, так как они голоса не подавали и их через замерзший иллюминатор не было видно, к тому же переговорам мешали сильные помехи от сполохов северного сияния. Радиосвязь прекратилась.

Утром следующего дня к СА полетели Палло, Востоков, Гюрджиан, Тополь, Хайт, Силин и др. Демонтировали капсулу, при этом собаки залаяли. Быстро их освободив из контейнера и завернув в тулупы отправили в Туру. Оттуда, в тот же день, Гюрджиан, Востоков, Хайт и Силин на самолете Ли-2 через Подкаменную Тунгуску отбыли с ними в Москву.

Затем демонтировали и ликвидировали заряд системы АПО, подготовили площадку для посадки вертолета вблизи СА.

Представители КБ Миля Мацицкий, Троицкий, Аруин и шеф-пилот Капрелян приняли решение транспортировать СА в Туру вертолетом Ми-4, для чего:

- СА упаковать в брезент и грузовую сетку;

- максимально облегчить вертолет и СА;

- расчистить просеку 50 x 200 м;

- произвести контрольный подъем на Ми-4 груза, аналогичного по весу СА (1600 кг);

- транспортировку осуществлять на короткой подвеске.

В Туру прибыли М.Ф.Решетнев из Красноярска, Горшков, Наумкин, пилот самолета Ан-12 Серов и аэродромный специалист подполковник Калинин. Учитывая короткое дневное время, решили: группе, подготавливающей СА к транспортировке в Туру, заночевать в тайге, с тем, чтобы транспортировку выполнить в дневное время.

На ночь остались Палло, Тополь, Черновский и местный милиционер, таежник.

За день местные лесорубы расчистили просеку для взлета вертолета.

Утром все было подготовлено.

На Ми-4 прилетел Капрелян. С вертолета слили излишек топлива. Вертолет завис над СА и, после накидки петли подвески на грузовой крюк, медленно, с подъемом, полетел в Туру. Весь остальной состав его сопровождал на Ан-2.

В Туре СА сдали под охрану капитану Черновскому и стали подготавливаться к дальнейшей его транспортировке.

Прилетевший пилот Ан-12 заявил, что он Ан-12 посадит в Туре, при условии разрешения командования. Руководитель аэродромной службы ВВС разрешения на использование Ан-12 в Туре не дал, предложив СА транспортировать в Туруханск по реке, используя санно-тракторный поезд или оленью упряжку.

Варианты не подходили, так как река в этом году замерзала дважды, и лед может не выдержать нагрузки.

Решили дальнейшую транспортировку осуществить вертолетом Ми-4. Ми-6 еще не был принят в эксплуатацию. Транспортировать эшелоном, бросками через Учами-Тогинский Большой водопад - Тутонганы.

Пилотирование Ми-4 Капрелян передал летчику Козлову (начальнику аэропорта Туруханск), много летавшему на вертолетах в условиях Кавказа. Погода в Туре стала портиться, и мы лишь 5 января вылетели эшелоном в Учами.

Для обеспечения эвакуации остались:

от НИИ-4: капитан Черновский, Простигин, Черный, Процко - охрана;

от ОКБ-1: Палло, Тополь, Наумкин;

от КБ Миля: Мацицкий, Троицкий, Уруин, Токарев;

от УКГБ: Хабиров.

5 января 1961 г. Ми-4 с изделием - взлет 6.00, пилотирует Козлов; первый Ан-2 - взлет 6.05, пилотирует Виноградов (начальник аэропорта Тура); второй Ан-2 - взлет 6.13, пилотирует Окунев.

Летели эшелоном. Впереди Ан-2 - Виноградов с группой приема Ми-4 на земле. Затем - Ми-4, Козлов. Замыкающим - Ан-2 (Окунев) с топливом и охраной.

Учами. 7.35 - сброс СА, заправка топливом при температуре воздуха -45 град.С. 9.07 - вылет. Прицепка СА удалась с 3-й попытки: мешали статическое электричество вертолета (разряд при накидке подвески на крюк) и снежный вихрь при зависании, затрудняющий ориентировку.

Тутонганы - посадка в 10.00 при температуре воздуха -47 град.С. После посадки некоторое время прогревали вертолет, но температура воздуха резко понизилась, и прогрев прекратили. К вечеру температура спустилась до -57 - -60 град.С, и так продержалась до 9 января.

По рации из Туруханска сообщили, что движется теплый фронт, но весьма короткий. Решили заранее прогреть двигатель вертолета бензиновой печью. Но из этого ничего не получилось - бензин не загорался. Из Туруханска самолетом доставили электропечь. Оказалось, нет проводов для подключения электропечи к дизель-генератору. Решили временно снять в поселке внешнюю электросеть. Через некоторое время двигатель вертолета запустился.

Перед вылетом Туруханск нас предупредил, что на трассе полета возможен сильный туман. Вертолет Ми-4 летел с большой перегрузкой и не мог перевалить через сопки, поэтому полет проходил над рекой, среди высоких сопок. Посоветовавшись, решили в полете придерживаться правого берега старого русла реки и в случае возникновения аварийной ситуации СА сбросить на речку.

В густом тумане мы долетели до Туруханска. Пилот Ми-4 (он же начальник аэропорта Туруханск) помог нам с устройством в гостинице и пригласил нас на новогоднюю елку.

Через два дня прилетел Ан-12 с нашим представителем А.А.Лобневым. Погрузив корабль в контейнер, его отправили в Москву.

Наша группа возвратилась на самолете Ил-14.

3

Вскоре наша группа в составе меня и конструкторов О.Н.Козюпы и А.А.Лобнева была вновь откомандирована в Новокуйбышевск для участия в поиске и эвакуации кораблей-спутников с собаками Чернушка, Звездочка и манекенами человека. Эти корабли успешно приземлились в районе городов Заинск и Ижевск.

При выполнении этих работ не обошлось без происшествий.

В Заинске наша группа по пути следования к спускаемому аппарату встретилась с группой во главе с академиком Париным, изъявшей из СА Чернушку и манекен человека, причем нога манекена была неестественно согнута - сломана. Манекен везли в санях - розвальнах, и такая картина, по видимому, послужила причиной сообщения о гибели космонавта.

Прибытию нашей группы к месту посадки корабля помешала разыгравшаяся сильная метель. Пытаясь добраться к изделию ночью на бульдозере мы заблудились, и лишь утром прибыли к кораблю. Эвакуация с места посадки была сложной из-за трудности доступа к месту посадки.

Поиск и эвакуация корабля со Звездочкой начались в аэропорту Ижевска. Здесь накануне была оттепель с метелью. На аэродроме намело валы мокрого снега, которые к утру замерзли. При взлете на Ан-2, где на борту были руководитель поиска и эвакуации от ВВС генерал Кутасин, А.Палло, механик и пилот, лыжа самолета врезалась в промерзший вал снега и самолет скапотировал, сломав пропеллер.

Сменив самолет, вылетели на место приземления космического корабля. Вокруг глубокий снег, а под ним вода. Поэтому для приемки вертолета Ми-4 пришлось предварительно устраивать посадочную площадку с тем, чтобы вертолет при посадке не опрокинулся.

Манекен на парашюте благополучно приземлился на околице деревни, напугав внешним видом ее жителей.

Служба поиска и эвакуации продолжала совершенствоваться. Теперь заранее вылетают самолеты с приводами и группой десантников-парашютистов в район ожидаемого приземления. При обнаружении корабля-спутника действует группа парашютистов, принимая корабль под охрану. В составе группы присутствует врач.

4

Перед пуском корабля-спутнка с Ю.А.Гагариным на борту мы вновь сосредоточились в Новокуйбышевске. Накануне запуска нас предупредили: быть на аэродроме в 6.00 утра. В 8.00 объявлена "готовность №1". Наших представителей распределили по разным самолетам - Козюпу и Лобнева в Семипалатинскую группу, меня в Пугачевскую.

Вскоре наша группа вылетела в Пугачев. После посадки было дано указание вылетать в г.Энгельс. Здесь около КП воинской части произошла встреча с первым космонавтом мира Ю.А.Гагариным. Это произошло примерно 20-30 минут спустя после его приземления.

К КП Юрия Алексеевича доставил вертолет.

Запомнилось следующее. На его встречу собрался весь гарнизон воинской части. По тропинке расступившихся встречающих от вертолета на КП идет Ю.А.Гагарин. Взъерошенные волосы, расстегнут ворот голубого подскафандрового костюма. На лице - отпечаток пережитого в полете и при посадке на Землю, и незабываемая улыбка.

Видно, что такая торжественная встреча первого космонавта для него неожиданна.

На КП состоялась встреча с врачами и разработчиками парашютной и скафандра систем. Тут же состоялась летучая пресс-конференция, на которой Юрий Алексеевич вкратце рассказал о своем полете, самочувствии и работе систем корабля. Все его поздравили с благополучным полетом в космос. Я его поздравил от имени завода и ОКБ-1.

Затем он отправился в кабинет командира воинской части и оттудадоложил Правительству о благополучном завершении космического полета.

После доклада Юрий Алексеевич на Ил-14, сопровождемый спортивным комиссаром ФАИ И.Г.Борисенко вылетел в Куйбышев, на встречу с государственной полетной комиссией.

Наши группы отбыли на вертолете к месту приземления космонавта и космического корабля, который приземлился рядом с неглубоким оврагом.

Вокруг корабля собралась большая толпа, каждый старался пробиться поближе к кораблю, заглянуть внутрь и взять что-нибудь "на память". Три человека охраны с трудом удерживали толпу, и наше прибытие оказалось очень кстати.

Совместными усилиями, организовав импровизированную летучую конференцию, удалось разбиться по группам, а затем, вбив колья и соединив их бечевой вокруг спускаемого аппарата, образовать своеобразную ограду, через которую толпа не переступала.

В таких условиях заняться демонтажем приборов, подлежащих первоочередному съему, не представлялось возможным. Решили ждать. Наступила ночь. Толпа поредела, оставшиеся, разбившись на группы, устроились у костров.

На рассвете начали демонтаж приборов. Утром нам сообщили, что из Куйбышева, на вертолетах, к месту посадки космического корабля прибудет пусковая Госкомиссия во главе с С.П.Королевым и М.В.Келдышем. Пришлось снятые приборы устанавливать обратно.

Комиссия прибыла на 4-х вертолетах Ми-4. Я доложил С.П.Королеву, что состояние материальной части по внешнему осмотру хорошее, и что проведя профилактику и контрольные испытания, спускаемый аппарат можно использовать повторно.

После осмотра корабля Госкомиссия отбыла обратно в Куйбышев, а мы смогли подготовить корабль к отправке в в/ч, где его ожидал самолет Ан-12.

Утром следующего дня к месту приземления корабля прибыл вертолет Ми-6, обладающий значительно большей грузоподъемностью, чем Ми-4. Вертолет был оснащен люком и специальной лебедкой для зачаливания груза. Через люк хорошо видны крепежные узлы подвески и поверхность Земли, что позволяет плавно опускать "драгоценный" груз.

На месте приземления спускаемого аппарата забили в землю металлический стержень (лом) - для истории, потомкам, с нанесенной зубилом насечкой "12.04.61". Нанесение насечки и забивание лома производили поочередно, составом группы.

В воинской части спускаемый аппарат установили в транспортный контейнер и погрузили в Ан-12, на котором на следующий день вылетели в Москву. Нашему самолету дали одночасовой коридор, т.к. в этот день в Москву прибывал Ю.А.Гагарин.

В Москве этот день был объявлен праздничным. С большим трудом организовали автотранспорт для погрузки и отправки контейнера с кораблем из аэропорта на родной завод.

День стоял солнечный, по пути следования нашего транспорта ликующие толпы народа заполняли населенные пункты и дороги. Мы же везли корабль (причину торжества) и не имели возможности примкнуть к общему ликованию. Было немного грустно, что мы не со всеми вместе. Более того, милицейские посты предлагали ехать окольными путями, чтобы не нарушать праздничное настроение.

Нам так хотелось открыть контейнер и показать ликующим людям космический корабль, в котором первый в мире человек - Юрий Алексеевич Гагарин - совершил свой первый в мире полет в космос. Но увы - это была всего лишь озорная мысль...

С прибытием на предприятие наши мытарства этого дня еще не кончились. День был праздничный, на месте никого не было. А надо крановщика, электрика и вскрыть опечатанный цех.

Когда контейнер наконец водрузили в его родной цех, мы легко вздохнули, считая, что можем подключиться к общему празднику. И мы втроем, открыв бутылку коньяка, провозгласили здравицу космическому первопроходцу, расположившись на березовых пеньках вблизи проходной завода.

5

В августе 1961 г. наша группа участвовала в составе ПЭО космического полета Г.С.Титова на корабле "Восток-2" (3КА N4). Мы снова в Новокуйбышевске. Получив сообщение о благополучном старте, стали ожидать дальнейших указаний. Отряд расположился в служебных помещениях войсковой части в состоянии готовности к действию.

На следующий день, в соответствии с прогнозом о месте приземления, вылетели на аэродром в Красный Кут, где встретили Г.С.Титова перед посадкой в Ил-14, отправляющийся в Куйбышев. Большая толпа людей собралась на летном поле и приветствовала возвратившегося из космоса Германа Степановича Титова, бывшего в космическом полете одни сутки. По внешнему виду состояние Г.С.Титова было хорошее, хотя и утомленное.

Космический корабль приземлился на гороховом поле.

Космонавт-2 приземлился в 3-х км, за железнодорожной веткой. Сильный ветер протащил космонавта по земле примерно 30 метров, оставив глубокую борозду.

По внешнему осмотру состояние космического корабля хорошее. В полете Герман Степанович, видимо, плохо переносил невесомость, так как внутри корабля были следы рвотных масс. Выполнив демонтажные работы, корабль был готов к эвакуации.

День был жаркий и солнечный, томила жажда. Пришлось немного воспользоваться корабельным запасом воды. К кораблю подъехал секретарь краснокутского райкома партии. Осмотрев корабль и узнав, что мы страдаем от жажды и отсутствия питания, дал указание доставить воду, а питание обеспечить в ближайшем полевом стане. Вскоре привезли воду.

И вот - живая картинка. Жаль, что ее не удалось запечатлеть фотоаппаратом!

На сухом гороховом поле приземлившийся космический корабль, почти рядом с ним - новый вертолет Ми-6, и здесь же стоит понуря голову невзрачная лошадь Сивка, запряженная в подводу с бочкой воды. Это была емкость, в которую наливают воду из речки, с широкой квадратной горловиной и торчащей длинной ручкой допотопного деревянного черпака. А вокруг солнечно, жарко, и всюду - радостные лица...

После преодоления осложнений, вызванных ремонтом вертолета Ми-6, корабль доставили на аэродром Красный Кут, а затем его путь лежал самолетом в Москву.

На этом заканчивается мое участие в работах ПЭО. Дальнейшую работу продолжили Козюпа и Лобнев, участвовавшие в работах при полетах В.В.Терешковой, В.Ф.Быковского и др.