The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

ХЭППИ ЭНД
вернёмся в библиотеку?
Воздушный транспорт (Москва) №001
14.1.2004

ХЭППИ ЭНД.
Главное в любом неудачном старте — вовремя приземлиться!

Эксклюзивная рубрика в "ВТ", относящаяся к отечественной космонавтике, за десятилетие ее существования, казалось бы, успела вобрать в себя рассказы о всех имевших в ней место экстремальных и аварийных ситуациях! Однако, нам все-таки удалось отыскать еще один эпизод из этой же серии...

Долгая дорога к старту

27 сентября далекого уже 1983 года. На Байконуре — традиционный ритуал, сопутствующий очередному запуску пилотируемого космического корабля. Все операции, моменты и даже отдельные жесты и фразы отбывающих в "звездный океан" отработаны до автоматизма и воспринимаются стартовиками, как нечто само собой разумеющееся. Владимир Титов и Геннадий Стрекалов в установленное время занимают места в космическом корабле. Краткие выступления кандидатов на полет, рапорт командира корабля председателю Госкомиссии... Беды ничто не предвещает. Но она настигает космонавтов в последние секунды перед стартом, еще до отвода кабель-мачты и запуска ракетных двигателей первой ступени... Вспоминает полковник запаса Вениамин Стреляный:

— Жизнь испытателей сродни колдовству, гаданию об успехе либо неудаче очередного старта, всегда представляющего собой неизвестность. По-своему на космодроме гадают все, со временем становясь то ли верующими, то ли суеверными: тот же Сергей Королев считал, что появление женщины на старте почти наверняка влечет за собой если не катастрофу, то, во всяком случае, какое-нибудь ЧП; его коллеги тоже имели свои приметы, наличие или отсутствие которых, по их мнению, влечет за собой отклонение запуска или самого полета от штатного режима, графика и т. п.

Я от всей этой "просвещенной" братии тоже ничем не отличался: была и у меня дурацкая привычка: в момент старта очередной ракеты самому себе негромко говорить:

— Ну, все: или сопло вдребезги, или камера пополам!

Многие годы работы на Байконуре я бубнил это заклинание без видимых последствий, так как оно ни разу не реализовывалось на практике. Но на этот раз, когда я знал, что там, в корабле, находится Володя Титов, великий мученик Центра подготовки космонавтов, которому до сих пор так ни разу и не удалось слетать в космос по-человечески, мне сам Бог велел скромно промолчать! Так нет: я непроизвольно опять пробормотал свою "притчу". И следом, подняв глаза на нижний срез первой ступени ракеты, увидел пламя. Сердце мое оборвалось: "Ну, все: сейчас рванет на всю степь и разорвет ребят не то что в клочья, а на отдельные атомы! .."

Рывок на тот свет

Пламя появилось внизу, но не в обычном месте, как при штатном запуске, а как-то сбоку, сразу рванулось вверх, закручиваясь вокруг первой ступени. И в это мгновение полыхнул яркий огонь на самом верху, у "наконечника" космического корабля. В мозгу мелькнуло: "Сработала система аварийного спасения! "

И действительно: поднявшись на высоту 500-700 метров, корабль отвернул в сторону и скрылся из виду...

Капитан запаса Лев Сойфер:

— При пуске космической ракеты волнует даже обычный, идущий по программе старт. А тут — такое! Дух захватывает не само по себе зрелище улетающего в неизвестность космического корабля, а молниеносно проносящиеся в сознании вопросы: куда они полетели, куда будут приземляться и, главное, — сработает ли штатно парашютная система? Ведь "законы подлости" универсальны не только в обычной жизни, но и в космонавтике! Все может сработать, как часы, а в последний момент, при касании спасенного корабля с Землей, — бац, и машина засобачивает в Богом забытую яму, неизвестно кем и когда вырытую в ковыльной степи! Разве это не анекдот? ! Вот и у меня от увиденного сердце прихватило и держало вплоть до самого момента возвращения ребят на "точку" живыми и невредимыми...

Космонавт Владимир Титов:

— Мы с Геной в кабине корабля ждали старта. А вместо него по корпусу корабля вдруг прошла волна довольно жесткой вибрации. А главное — непривычной, неожиданной для нас! Я только успел подумать: "Ничего себе ветерок! "

Не успел по этому поводу что-то уместное сказать Геннадию, как прошла вторая волна, а за ней, почти без паузы — резкий рывок! Нас вдавливает в кресла, четыре секунды за нашими спинами ревут пороховики системы САС. Ну, а дальше все идет по штатной схеме: сбрасывается головной обтекатель, отсеки разделяются, вводится в действие парашютная система... Приземляемся мы километрах в четырех от старта. Едва коснувшись Земли, смотрим друг на друга и пытаемся понять: что бы все это значило? Во всяком случае, понимаем, что все случившееся на "подвиг во имя и на благо миролюбивого человечества" похоже мало, а скорее всего — не похоже совсем...

Смотрим в иллюминаторы и видим вдалеке горящий старт...

В чувство нас приводит голос Кизима из наушников:

— Спокойно, ребята! Все нормально, могло быть гораздо хуже!

— Нормальнее некуда! — ворчу в ответ себе под нос.

Кизим тем временем продолжает сеанс психологической поддержки:

— Не волнуйтесь, товарищи! Полетите в следующий раз! На ваш век ракет хватит! ..

Космонавт Алексей Леонов: — САС сработала минуты за три до прохождения команды "Зажигание! " Пороховые двигатели увели корабль от горящей ракеты. Мы-то все это видели со стороны, а каково было им там, в своем аварийном корабле?

Космонавт Владимир Титов:

— Система САС "взведена" всегда! Но запустить ее реально могут лишь два человека: один — отвечающий за корабль, и второй — отвечающий за ракету. Оба они в момент запуска находятся в бункере, у пульта управления. Для срабатывания системы САС каждый из них должен нажать "свою" кнопку.

В момент этого запуска обоим спецам долго раздумывать не пришлось: когда видишь пламя, лижущее ракету многометровой высоты, срабатывает даже не логика, не сознание, а рефлекс, если не сказать инстинкт! Он сработал у обоих, и корабль с космонавтами за мгновение до вспышки пламени был спасен, выведен из-под смертельного удара... Ну, а если не делать дело, а все время только думать об опасности и ждать ЧП, лучше сидеть дома и не высовываться.

Космонавт Владимир Шаталов:

— Даже когда видишь горящий старт со стороны — нужны железные нервы! Ведь горит не бумага, а 300 тонн ракетного топлива, металл в его бушующем пламени не просто плавится, а течет, как в арыке вода! Самое же страшное в том, что ты в этот момент не видишь состояния спускаемого аппарата с космонавтами, полет и приземление которого происходят в створе с горящей ракетой. А ведь там находятся терпящие бедствие твои товарищи! И ты не в состоянии им ничем помочь...

Бабы со старта — космонавтам легче

Ведущий конструктор Светлана Александровна:

— Тогда, в день злополучной аварии, я была в командировке на Байконуре и видела весь этот "цирк" издалека. Когда сработали двигатели мягкой посадки, я поняла, что ребята спасены. Пригнали на УАЗике на площадку, а они уже там, на КП, не только живы и невредимы, но и даже пытаются друг над другом подтрунивать! Я крикнула спасенным:

— Небось, страшно было, а? А они в ответ:

— Ты лучше нам зубы не заговаривай, а скажи: когда мы летим снова?

Вот это — действительно выдержка, железные нервы. Мне бы такие! ..

Ведущий инженер Евгений Котов:

— Когда эта самая заварушка с Титовым и Стрекаловым произошла, я уже на полигон не ездил, а узнал о случившемся на территории КБ, в момент разговора приехавшего на фирму Василия Мишина с моим начальником.

После первой же фразы моего шефа о происшествии Мишин напрягся:

— А бабы на старте во время пуска были?

Мой шеф в ответ:

— А для чего они тебе?

— Как это "для чего"? Королев — ты же знаешь — гонял их всю жизнь со старта, как Сидоровых коз, и не зря! Так что если хоть одна там на этот раз ошивалась, тогда все ясно, как божий день: она и накликала беду на их зачумленные тренировками головы!

Мой шеф, недоумевая:

— При чем тут бабы, не понимаю: в девяти случаях из десяти никаких баб нет в помине на сотню верст в округе, а техника сыпется едва ли не при каждом втором пуске! Так что ты это брось — валить с больной головы на здоровые!

Все последующие этапы и стадии, предусмотренные программой полета, проходили действительно "по программе": перелет в подмосковную Чкаловскую, реабилитация в ЦПК, награждение за совершенный "космический подвиг", детали которого еще долго будут оставаться если не за семью печатями, то обозначенными как-то неопределенно, "вообще", без напрягающих души читателей и слушателей деталей.

И только в 1986 году академик Валентин Глушко напишет скупо в книге "Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР": "Неудачи продолжают преследовать нас: в связи с аварией ракеты-носителя при запуске перед стартом, космический корабль "Союз-Т" со Стрекаловым и Титовым с помощью штатной системы аварийного спасения был отделен от носителя и благополучно приземлился на парашюте..."

Примерно через месяц после случившегося, в редакции журнала "Авиация и космонавтика" у его главного редактора, полковника ВВС Петра Асташенкова появляется странный посетитель, тоже в форме военного летчика, полковника в отставке, и вручает рукопись, которая оказывается расписанной всеми цветами радуги историей, которую мы вам выше рассказали. Асташенков молча читает произведение автора и поднимает на его печальные глаза:

— Ты что: действительно решил меня подвести под трибунал или, в лучшем случае, вышибить из партии?

— Как это? За что?

— А хотя бы за то, что, напечатав эту твою "гремучку", я вольно или невольно подыграю американской пропаганде, клевещущей на нашу космонавтику и наш народ. Неужели ты, полковник, такой простой вещи не понимаешь?

— Но я же написал чистую правду!

— Твоя правда никого не интересует! Все происходящее надо оценивать высшей мерой: какую пользу или какой вред информация принесет Отечеству. Я ясно говорю?!

Посетитель встает и медленно направляется к выходу. У порога оглядывается и с укором изрекает:

— А вы, писаки, разве не понимаете, что шила, в том числе и космического, ни в каком мешке не утаишь? И рано или поздно люди о происходящем в нашей космонавтике все равно узнают!

И с досадой хлопает дверью...

Михаил РУДЕНКО