The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Люди нашего города (Козюпа)
вернёмся в библиотеку?
Калининградская правда (Королев), №129
18.11.2004
Люди нашего города.

В преддверии 60-летия Победы, рассказывая о людях, переживших войну, понимаешь: она их испытала и закалила на всю оставшуюся жизнь.

...Отец Олега Ивановича Козюпы был кадровым военным, поэтому жизнь семьи протекала буквально на колесах. Война застала мать с двумя детьми в Западной Украине. Эвакуировались в Краснодар. По вызову отца 16 июля 1942 года выехали в Сталинград, не зная, что 15 июля началось наступление немцев на "волжскую твердыню". В Котельникове попали под бомбежку — машинист чудом увел состав со станции. 20 июля приехали в Сталинград, а 11 августа началась эвакуация. Голодная жизнь в Чимкенте продолжалась год, после чего снова вернулись в Краснодар. Нужно было продолжать учебу, но для поступления в 8-й класс необходимо было принести в школу стул и два полена дров. Ни того ни другого семья не имела, поэтому в школу Олег Козюпа попал только к новому году. А в начале следующего учебного года другая напасть — брюшной тиф. И снова полгода вычеркнуты из учебы. Но тем не менее юноша закончил школу с серебряной медалью.

Еще до войны Олег решил стать летчиком. В Краснодарскую спецшколу поступить не удалось: после болезни был очень тощим, и медкомиссия забраковала. Поэтому после школы цель была одна — Московский авиационный институт. Однако он опоздал с подачей документов. И только благодаря декану самолетного факультета, выдающемуся авиаконструктору В. М. Мясищеву, стал студентом. В Центральном аэроклубе совершил четыре прыжка с парашютом на звание "боец-парашютист". С трудом пробился в аэроклуб им. Чкалова в Тушине — студентов там не принимали. Летал на планере, затем на ПО-2.

Распределили Козюпу в КБ В. П. Глушко. Но когда студентов провели по цехам, они поняли: это совсем не то, чему их учили. Пришлось прибегнуть к трехдневной забастовке, после чего "бунтарей" направили на преддипломную практику в Подлипки, где их принял сам С. П. Королев. Было решено для самолетчиков провести курс учебы по ракетам, в связи с чем перенести срок защиты диплома на полгода. Руководителем дипломной работы у Козюпы был ведущий конструктор по ракете Р-5 Д. И. Козлов, будущий главный конструктор. Защита прошла на "отлично" , и 21 июля 1952 года молодой инженер вышел на работу в группу крылатых ракет отдела 3 (начальник К. Д. Бушуев).

В декабре 1953 года была создана атомная бомба, габариты и вес которой позволяли создать ракету под нее. Подразумевалось, что это будет Р-5 с небольшими доработками. Но получилась совсем новая ракета М-5. Олегу Козюпе была поручена разработка рулевого агрегата и теоретического чертежа бака горючего. Работа проходила в авральном режиме. Каждую неделю о ходе работ докладывали Н. С. Хрущеву. В январе 1955 года состоялся пуск ракеты М-5 с макетом атомной бомбы.

В начале января 1959 года О. Козюпа начинает работать в секторе К. П. Феоктистова, который трудился над эскизным проектом корабля-спутника "Восток-1" (1К). Олегу Ивановичу была поручена ответственная и интересная работа — компоновка спускаемого аппарата-"шарика" с первооткрывателями космического пространства, собачками. Он также был одним из разработчиков способа поиска спускаемого аппарата после посадки. В результате пришли к выводу, что для поиска необходимо использовать радиомаяки, устанавливаемые на спускаемом аппарате. Козюпа был автором инструкции по первоочередным действиям на месте посадки.

Работа на Байконуре с кораблем 1К №1 оказалась неудачной — произошла авария ракеты-носителя, и собаки Чайка и Лисичка погибли. Олег Иванович до сих пор вспоминает, как плакал врач, готовивший животных к полету. Королев лично отслеживал ход работы по кораблю на всех этапах подготовки. Поэтому считал, что и на месте посадки должно присутствовать "царево око". 19 августа 1960 года был запущен корабль 1К №2 с Белкой и Стрелкой на борту. По штатной программе он должен был летать двое суток и приземлиться в районе Семипалатинска. Для встречи спускаемого аппарата в этом районе была подготовлена поисковая команда под руководством О. Козюпы. Однако из-за неполадок на борту время полета было сокращено до суток, и аппарат приземлился на резервный полигон в районе Орска. Козюпе пришлось лететь в Орск, где они вместе с командой А. Палло и ведущим конструктором О. Г. Ивановским произвели необходимые работы с "шариком".

Одной из основных операций после посадки было изъятие из аппарата заряда системы аварийного подрыва и его уничтожение — на первых беспилотных кораблях устанавливалась эта система, которая в чрезвычайных ситуациях приводилась в действие и, в зависимости от этапа полета, уничтожала целиком корабль или только спускаемый аппарат. Поисковики обесточивали систему и вынимали заряд весом 17 кг. Его необходимо было отнести примерно на 150 метров от аппарата и уничтожить. Для этого в состав группы включался специально подготовленный подрывник. Группе также были приданы восемь военнослужащих, которые охраняли объект, не подпуская к нему любопытных. Кроме того, они помогали перемещать ящик с инструментами, на котором черной краской было написано "Козюпа". Однажды Олег Иванович слышал, как один солдат говорил другому: "Ну что, потащили Козюпу?"

Между тем на завод уже начали поступать чертежи корабля 3К, предназначенного для полета человека. На предприятие стали приезжать космонавты из первого отряда. С ними проводилась учеба. В частности, Олег Иванович инструктировал их о действиях после посадки. Запуски кораблей 3КА №1 (собака Чернушка) и 3КА №2 (Звездочка) с манекеном вместо будущего космонавта прошли удачно, что позволило принять решение о полете в космос человека.

База поисковой группы была расположена в Куйбышеве. 12 апреля 1961 года в 7 часов утра для всех средств поиска была объявлена готовность номер 1. В 9 часов А. Палло позвонил на Байконур и узнал, что Ю. Гагарин успешно стартовал. О дальнейших событиях писалось много. Однако отдельные моменты сохранились только в памяти непосредственных участников исторического события. Гагарин катапультировался из спускаемого аппарата на высоте 7 км. Приземляясь, увидел, что под ним широкая река. Понял — это Волга. Парашют сносило на середину реки. Рядом с космонавтом на фале висел тяжелый НАЗ — носимый аварийный запас, где, в частности, находилась надувная лодка. Опасаясь, что груз утянет его под воду, Юрий обрезал фал, и НАЗ упал в воду. О дальнейшей судьбе груза достоверных сведений нет.

Поисковая группа прилетела на аэродром города Энгельса к отлету самолета, которым Юрий Алексеевич улетал в Куйбышев. "Гагарин уже стоял на трапе и отвечал на приветствия людей. Вдруг он увидел кого-то в толпе и помахал рукой. Уже в Подлипках мы спросили Юрия, видел ли он нас, и он ответил: "А кому же, вы думаете, я махал?" — вспоминает Козюпа. Из Энгельса на вертолете группа полетела "на точку" — место приземления спускаемого аппарата. Прошла команда к прилету Государственной комиссии восстановить внешний вид "шарика" , уже подготовленного к эвакуации. Козюпа предложил забить в лунку, оставшуюся от удара аппарата о землю, лом из набора инструментов. Забивали по очереди — А. Палло, О. Козюпа и А. Лобнев. На "памятнике" Олег Иванович высек дату посадки.

В середине дня 13 апреля прилетело несколько вертолетов МИ-4 с членами Госкомиссии. Все направились к спускаемому аппарату. Впереди шел Сергей Павлович, остальные несколько поотстали, демонстрируя тем самым, что это — День Королева. Главный конструктор обнялся с Палло, пожал руки остальным. Большим вертолетом МИ-6 аппарат отправили в Энгельс, а оттуда на АН-12 — на Чкаловскую.

Через несколько дней Олег Иванович, в числе других, был приглашен в кабинет К. Бушуева на встречу с Гагариным. За участие в осуществлении полета корабля "Восток" Козюпа был награжден медалью "За трудовую доблесть". Всего же он участвовал в поиске и эвакуации с места посадки тринадцати спускаемых аппаратов различной модификации, на которых, в частности, вернулись из полета Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, В. Терешкова, П. Беляев и А. Леонов, В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров.

Еще до полета Гагарина Олег в числе первых подал заявление о приеме в отряд космонавтов. Однако подвело давление, и медкомиссию ему пройти не удалось. А за "Востоком" были "Восход" , выход человека в космос, затем большая работа по комплексу "Союз" , состоящему из корабля 7К, разгонного блока 9К и дозаправщиков 11К. Комплекс планировался для полета к Луне. К сожалению, проект не был осуществлен, но от него остались корабль 7К — "прадедушка" большого семейства "Союзов" и блок 9К, который вместе с ракетой "Протон" выводит тяжелые спутники на высокие орбиты.

Олегу Ивановичу была поручена разработка программы использования корабля 7К. На первом месте в программе стоял 7К-ОК — орбитальный корабль. Однако это дало повод острякам из отдела заявить, что автор программы решил таким образом увековечить себя — Олега Козюпу. Далее было участие в проектировании спускаемой капсулы для людей, компоновка спускаемого аппарата лунного орбитального корабля по программе Н1-Л3, участие в разработках полета на Марс и работа по теме "Буран".

...Вся жизнь Олега Ивановича Козюпы — сплошной поиск. Новых идей и технических решений, вернувшихся из космического полета космонавтов и животных. И только одного он не искал в жизни — легких путей.

Юрий МАРЧУКОВ