The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Как поздавляли

вернёмся в библиотеку?
Комсомольская правда (Москва), №12
5.03.2004
КАК ПОЗДРАВЛЯЛИ ЖЕНЩИН
НА ЛУНЕ.
Космический вездеход выписал колесами в лунной пыли праздничную восьмерку. Более оригинального подарка к 8 Марта никто никогда не получал!
ЭТУ ИСТОРИЮ мы узнали от участника тех событий Константина Давидовского, ныне пенсионера, а в 70-е годы - "лунного штурмана". Покорять ближайшую спутницу Земли мы собирались автоматическими аппаратами. Для этого был создан "Луноход-1" - восьмиколесный "внедорожник", управляемый командами с Земли. Лунный робот должен был исследовать грунт, изучить магнитные поля, а также проделать телевизионную и панорамную съемку. Центр управления базировался под Симферополем. Здесь для тренировок устроили специальный лунодром, имитировавший лунный рельеф.

"Экипаж" отбирали долго и придирчиво. Медкомиссию все претенденты проходили почти такую же, как и космонавты. Любопытно, что одно из условий отбора было такое: у будущих водителей лунохода должны отсутствовать навыки вождения каких бы то ни было земных транспортных средств - буть то велосипед или трактор! Настолько приемы управления не походили на привычные.

Персонал состоял из двух команд, работающих по очереди. В каждой из них был командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер, оператор остронаправленной антенны и один резервный водитель. После всевозможных проверок из сорока пяти молодых офицеров жесткий отбор прошли только одиннадцать. Среди них был и житель подмосковного Одинцова Константин Давидовский.

Десятого ноября 1970 года в 18 часов 56 минут советская космическая станция "Луна-17" стартовала с околоземной орбиты. Семнадцатого ноября в 6 часов 46 минут 50 секунд станция достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей, с этого момента и началась многомесячная эпопея лунохода-первопроходца.

Сначала, вспоминает Константин Константинович, они чертовски переживали, что луноход утонет в пыли либо засядет в кратере. Но хуже всего было, когда приезжали генералы, обожавшие команду "Полный вперед!". Однажды после очередной такой проверки спецы целых девять часов вызволяли луноход из кратера. После этого случая между экипажем и генералами возвели стеклянную стенку, чтобы те не мешали.

ТРАДИЦИИ


Ракета по имени «Таня»

Эта традиция - одна из самых загадочных среди бытующих у покорителей космоса. На космодроме "Плесецк" в Архангельской области за три часа до запуска ракеты на покрытой толстым слоем инея третьей ступени (ракета охлаждается жидким кислородом, поэтому иней держится и зимой, и летом) метровыми буквами пишут женское имя Таня. Выводят его рукавицей, пальцем нельзя - отморозишь.

Откуда этот обычай пошел? Имя перед стартом пишут уже около сорока лет - при запусках ракет среднего класса "Молния-М" и "Союз-У". Считается, что ракета, "освященная" этим именем, обязательно выполнит все задачи. На космодроме говорят: "Таня - наш оберег!"

Кто же такая Татьяна? На этот счет существует несколько версий. Среди них есть и романтическая, и шутейная.

Старожилы вспоминают, что впервые "Таня" появилась 17 марта 1966 года. Тогда с "Плесецка" впервые выводили на орбиту космический аппарат "Космос-112". Говорят, что в это время в местной столовой работала симпатичная заведующая, которую звали Татьяной. Видно, приглянулась кому-то, ну и "попала" на ракету.

По другой версии, "Таней" мы обязаны командиру испытательной части Владимиру Татьянкину. Правда, мнения здесь разные. Кто-то считает, что у Татьянкина была дочь Таня. И написали именно ее имя. А еще говорят, что в среде рядовых у Татьянкина было прозвище Таня. Вот кто-то и пошутил.

Как бы там ни было, первую ракету - Таню запустили удачно. И с тех пор Таня для космодрома не просто имя, а символ удачи.

Даниил КЛЮКИН.

Если романтическая версия верна и кто-то из наших читателей знает подробности о судьбе реальной Тани, напишите нам или позвоните по тел. (095) 257-46-80
В МАРТЕ 1971 года водители космического "внедорожника" уже вполне освоились на Луне. В центре управления, разумеется, работали не только мужчины, но и немало женщин, которые осуществляли инженерное и техническое обеспечение. И вот накануне празднования 8 Марта у Константина Давидовского и его коллег созрел дерзновенный план, как поздравить своих дам с Международным женским днем. Понятно, что высокое начальство от подобных замыслов в восторг бы не пришло, поэтому готовились, насколько было возможно, в узком кругу. Штурман Давидовский рассчитал маршрут так, чтобы луноход выписал колесами на лунном грунте милые женскому сердцу символы - "8 МАРТА". Задача представлялась вполне выполнимой - за луноходом оставалась хорошо заметная колея. Но из-за нехватки энергии слово "...МАРТА" написать не удалось. Луноход работал от солнечных батарей, а "подзарядка" должна была состояться лишь на следующий день с восходом Солнца.

Энергии хватило лишь на то, чтобы выписать "восьмерку". Но и это было большой победой мужского коллектива: цифра получилась внушительной -100-метровой, любой гуманоид с орбиты увидит! Гордые и взволнованные покорители Луны и женских сердец сфотографировали творение своих рук и продемонстрировали сотрудницам. То-то было восторга!

ЗА ВОПИЮЩИМ с точки зрения начальства фактом должны были последовать оргвыводы... Давидовский считает, что не выгнали их с треском лишь потому, что заменить водителей и штурманов лунохода было некем. Зато дамы от такого поступка были в восторге. Им могли бы позавидовать женщины всего мира, если бы не сугубая секретность, окружавшая лунную программу. Историю засекретили так хорошо, что по сию пору никто, кроме посвященных, не знает про "загогулину" в виде цифры 8, которая красуется на Луне. Кстати, благодаря тому, что на Луне нет атмосферы, процессов эрозии почвы, красоваться она будет практически вечно - в назидание потомкам, как следует настоящим мужикам поздравлять своих женщин.

Алексия МЕЛЕВСКАЯ.