The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

СТРАНИЧКИ
вернёмся в библиотеку?
Саратовские вести (Саратов) , №081
5.6.2003

СТРАНИЧКИ АЭРОКЛУБОВСКОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА ЗЕМЛИ.

В декабре 1952 года Аткарский Центр ДОСААФ организовал в Саратовском индустриальном техникуме летный кружок. Многие учащиеся записались "на летчиков", в том числе и Гагарин. Три месяца шли увлекательные занятия по изучению самолета и самолетовождению. Ребята занимались охотно, с азартом, строили планы на будущее. Появилась надежда стать летчиками. Но с января 1953 года кружок неожиданно прекратил свое существование: как объяснили ребятам, в техникуме нет базы для практического изучения устройства самолета и, тем более, практических полетов.

Ребята, конечно, расстроились. Одни попытались поступить в летные училища, другие отступили... Гагарин и его друг Виктор Порохня поехали в Краснокутское летное училище, но их не приняли: не было у них среднего образования. После третьего курса они уже имели среднее образование. Но поступать решили в Саратовский аэроклуб. Успешно прошли медкомиссию и 26 октября 1954 года их зачислили на летное отделение. Правда, в техникуме ребят предупредили, что, если кто-то из них снизит успеваемость, отзовут из аэроклуба.

Пришлось работать в две тяги: усваивать темы по изучению самолета и писать дипломную работу. Многое приходилось одолевать за счет сна... Гагарин заметно похудел, осунулся. Некоторые товарищи подшучивали: "И гагары тоже стонут..." Гагарин в этот момент проявил свое главное качество - упорство и настойчивость - с особой силой: надо было одновременно закончить два учебных заведения и оба на "отлично".

Весной в аэроклубе начались парашютные прыжки. Каждый курсант должен был совершить такой прыжок. Юра, как истинный индустрик, был смелым человеком, но первый прыжок запомнился навсегда своей новизной и ощущением опасности. Вот как он сам вспоминал этот день.

- Гагарин! К самолету... - Услышал я голос инструктора. У меня аж дух захватило. Я уже не помню, как мы взлетели, как ПО-2 оказался на заданной высоте. Только вижу - инструктор показывает рукой: вылезай, мол, на крыло. Ну, выбрался я кое-как из кабины. Встал на плоскость и крепко ухватился обеими руками за бортик кабины. А на землю и взглянуть страшно: она где-то внизу, далеко-далеко. Жутковато... Никогда еще не приходилось бывать на такой высоте...

В тот день Юрий впервые почувствовал "вкус" неба и твердо решил стать летчиком.

23 июня 1955 года Юрий Гагарин успешно защитил дипломную работу и сразу поехал в Дубки: там уже 20 июня был открыт летний лагерь для курсантов аэроклуба. "Товарищи уезжали, а я все никак не мог оторваться: крепкими корнями врос в землю Саратовского аэроклуба", - писал он в книге "Дорога в космос".

В лагере, как и во время обучения в техникуме, он сразу же себя проявил: был старшиной второго звена, комсоргом отряда, капитаном баскетбольной команды, членом редколлегии газеты "Старт".

Поначалу курсантам лагерная жизнь показалась чересчур строгой, но потом привыкли. Юра Гагарин любил порядок и добивался этого от ребят своего звена. На многих фотографиях, снятых Виктором Калашниковым, видно, как они ухаживают за учебным самолетом.

В это время на смену самолету У-2 в аэроклуб прибыли новые машины ЯК-18, более надежные и легко управляемые.

О первом самостоятельном полете Юрия Гагарина областная молодежная газета "Молодой сталинец" 3 июля 1955 года писала: "Сегодня учащийся индустриального техникума комсомолец Юрий Гагарин совершает первый самостоятельный полет. Юноша немного волнуется. Но движения его четки и уверенны. Перед полетом он тщательно осматривает кабину, проверяет приборы и только после этого выводит свой "ЯК-18" на линию старта. Гагарин поднимает правую руку, спрашивает разрешения на взлет.

- Взлет разрешаю, - передает по радио руководитель полетов К.Ф.Пучик.

Об этом полете Юра написал заметку в аэроклубовскую газету "Старт". Он писал: "Трудно описать радость, которая охватила меня при выполнении первого самостоятельного полета... Все делал так, как приказал проверяющий. Мечта моего детства и юности сбылась".

Но как поступить с назначением на работу? Дело в том, что Гагарин после защиты диплома был распределен мастером производственного обучения в город Томск.

Юра по натуре был дисциплинированным человеком: не поехать не мог, а поехать - значит распроститься с мечтой о летном деле. И он идет к директору техникума С.И.Родионову с надеждой получить свободный диплом.

- Тебя куда направили работать? - спросил директор.

- В Томск.

- Вот туда и езжай!

- Сергей Иванович, - взмолился Гагарин, - поймите, я хочу летать!

- Нет, дорогой, отработай три положенных года, как молодой специалист, а тогда делай, что хочешь.

Гагарин знал характер директора - просить было бесполезно. Родионова можно понять: ведь он отвечал за выполнение плана выпуска своих специалистов. Но Гагарин не успокоился. Он пошел в Октябрьский райвоенкомат, где стоял на военном учете, и попросил, чтобы его призвали в армию и направили, после окончания аэроклуба, в военное летное училище. Военкомат удовлетворяет его просьбу. Так Гагарин упорно шел к своей цели.

Занятия и полеты в аэроклубе продолжались. Курсанты должны были самостоятельно поднять в небо самолет не менее 80 раз. Но дело осложнилось тем, что в 1955 году были частые дожди, которые задерживали сроки программных полетов.

Наступила осень. К этому времени Гагарин уже сделал 81 самостоятельный полет, а всего он поднимался в небо 196 раз. Налетал 42 часа 23 минуты. Сдал на "отлично" госэкзамены и получил "Свидетельство об окончании аэроклуба". Теперь можно было ехать учиться в Оренбургское летное училище.

27 сентября аэроклуб официально закончил занятия с курсантами гагаринского набора, некоторые из них стали ждать вызова, но там, в Оренбурге, тоже были дожди, которые мешали выпустить своих питомцев на летную службу. Наконец 17 октября пришел вызов.

Прощаясь с Гагариным, инструктор Д.П.Мартьянов с грустью сказал ему:

- Завидую тебе. Хочется полетать по-настоящему! Но, видно, не придется... Читал, каких скоростей достигают?! Около трех тысяч километров в час! Тебе придется летать на таких.

"Я счастлив, что свой путь в космос начал с Саратовского аэроклуба. Умные и заботливые учителя привили мне любовь к авиации. Они помогли мне найти свое призвание", - писал Гагарин.

Действительно, если бы он не стал летчиком, то не попал бы в первый отряд космонавтов, так как туда набирали только профессиональных летчиков.

Однажды его спросили:

- Что нужно уметь и знать, чтобы полететь в космос?

Гагарин ответил:

- По-моему, начинать надо с аэроклуба. Там можно получить основательную летную подготовку и воспитать в себе мужество, ловкость и стойкость.

Саратовскому аэроклубу, который в эти дни отмечает свое 70-летие, есть чем и кем гордиться.

В.Россошанский