The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Астронавты фюрера.
вернёмся в библиотеку?
Воздушный транспорт (Москва), N043-044
5.11.2004

Астронавты фюрера.

Напомним для начала нашим читателям аксиому, тысячекратно озвученную во всех жанрах в истории нашей космонавтики: мы, то есть Советский Союз, приоритетно прорвались в космос усилиями наших ученых и инженеров, ведомых С. Королевым. Естественно, вдохновляемые родной КПСС...

Но все не так просто в истории эпохального свершения человеческого разума — прорыва в космос. До сих пор в истории этой немало умолчаний и "белых пятен". Наш рассказ — об одном из них.

"ВТ" не так давно впервые рассказал о том, как заключенному "шараги" ЦКБ-29 в подмосковном Болшеве, будущему академику Петру Дузю весной 1945 года удалось ознакомиться с архивом Вернера фон Брауна, захваченным нашей разведкой на ракетном полигоне Германии Пенемюнде. Дузя в 12-томном труде поразили 6 страниц, на которых перечислялись идеи наших гениальных соотечественников К. Циолковского и Ю. Кондратюка, использованные фон Брауном в его разработках. Этот перечень содержался в последнем, 12-м томе архива. Но еще большее потрясение Дузь испытал при чтении глав 11-го тома, именовавшегося "Перспективные разработки". Там между прочим говорилось о разработке фон Брауном двухступенчатой межконтинентальной ракеты А-9/А-10, предназначенной для обстрела из Европы Нью-Йорка и Вашингтона, а также ракеты-носителя Фау-3 для запуска астронавтов!

По словам П. Дузя, в отчете приводились снимки не только летавших ракет названных типов, но и их полезных нагрузок: капсулы для пилота-оператора на ступени А-9, наводившего ее на цель (из этой капсулы он затем должен был катапультироваться над Атлантикой и подбираться подводными лодками), а также космического корабля для астронавта на верхней ступени Фау-3.

В отличие от советских коллег, начинавших свои первые опыты с ракетами по московским подвалам, на голом энтузиазме, в Германии с самого начала все происходило под патронажем государства. Уже в начале июня далекого 1929 года министр рейсвера отдает приказ начальнику отдела баллистики Управления вооружений полковнику К. Беккеру "приступить немедленно к изучению возможности использования ракетных двигателей в военных целях". Через неделю в недрах названного отдела формируется секретная группа капитана Вальтера Дорнбергера по изучению ЖРД. А тот, в свою очередь, начинает с организации на полигоне Куммерсдорф под Берлином Лаборатории ЖРД и разработки программы создания ракет. Все эти замыслы, их реализация облегчаются тем, что именно в этом году профессор Герман Оберт создает первую в мире камеру сгорания с соплом, то есть классический ЖРД, и уже 23 июля в Куммерсдорфе проводит его первое огневое испытание.

Проектирование первой экспериментальной ракеты с ЖРД начинается в 1931 году, а с 1 ноября 1932-го эти работы возглавляет Вернер фон Браун, в коллектив которого в 1937 году входят 80 ИТР. В 1933 году ракета А-1 с ЖРД тягой 300 кг вовсю летает; в конце августа впервые взлетает и ее модификация А-2... Март 1936 года — Рубикон: именно тогда фон Браун получает задание на разработку ракеты с дальностью стрельбы 275 км при боевой части весом 1,0 т. Одновременно с этим главком Сухопутных войск рейха генерал Фрич принимает решение о строительстве полигона Пенемюнде на о. Узедом в Балтийском море.

В конце мая в Германию переезжает из Вены О. Зенгер, приглашенный правительством Германии для организации НИИ ракетной техники. И начинает он со строительства завода по производству 56 тонн жидкого кислорода в сутки и огневого стенда испытаний ЖРД тягой до 100 тонн. Уже через 3 года давление в зенгеровских модельных камерах сгорания достигнет 100 атм., а скорость истечения газов из сопла двигателей — 3 км/сек.

Работы фон Брауна идут своим чередом. В документе от 23 июля 1937 года он впервые использует индекс А-4 (читай — Фау-2) и приводит характеристики ракеты: вес — 12 т, длина — 14 м, диаметр — до 1,6 м, тяга ЖРД — 25 т, боевая часть — 1 т, расчетная дальность стрельбы — 300 км. 17 марта 1939 года Гитлер посещает Пенемюнде, где наблюдает пуски моделей нескольких ракет. А с мая начинаются стрельбы Фау-2 в сторону Балтийского и Северного морей на полную дальность...

Но замыслы немецких конструкторов простираются еще дальше.

Любые войны рано или поздно кончаются. Фау-2, выполнив свое предназначение, уйдет в историю. Но с позиций человечества ракеты — это не только оружие, но и средство проникновения в беспредельный космос. И даже в разгар войны имеется шанс сделать что-то для будущего: лабораторией фон Брауна получен заказ на ракету для обстрела целей в США. Сделать это сможет только двухступенчатая ракета. И только она проложит дорогу туда, к звездам!..

И уже весной 1941 года под руководством В. фон Брауна прочерчивается облик МБР А-9/А-10, каждый элемент которой тщательно просчитывается и выверяется в многочасовых беседах с Г. Обертом.

Английская разведка выходит на след новой немецкой разработки. Ее агент в Министерстве авиации рейха сообщает, что вес ступени А-10 равен 85 т, ступень А-9 — со стреловидным крылом...

В ночь с 17 на 18 августа 600 английских бомбардировщиков "ланкастер" обрушивают на Пенемюнде лавину бомб. Начинается великое перебазирование всего, что уцелело, в рейх, под Нордхаузен, а полигона — в польскую Близну.

Но даже в этот момент В. фон Браун помнит о своей мечте: в феврале 1944 года в люфтваффе в абсолютной тайне начинается отбор 42 кандидатов на пилотирование капсул, запускаемых ракетой А-9/А-10, шефом которых становится оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени. Он встречается с фон Брауном, указывает ему место в Альпах, где будет базироваться отряд астронавтов — операторов наведения ступени А-9, и сообщает позывные для оперативной радиосвязи.

5 сентября, после первого пуска Фау-2 по Парижу, фон Браун встречается с Гитлером и предлагает ему "развить успех нанесением неотразимого удара по Нью-Йорку", для чего "все готово", вплоть до прошедших полный цикл подготовки шести операторов. Надо лишь установить на крыше самого высокого небоскреба в Нью-Йорке "Эмпайр стейтс билдинг" радиомаяк для прицеливания. 30 ноября у восточного побережья США всплывает немецкая подводная лодка и высаживает двух диверсантов, призванных решить названную задачу. Но в перестрелке с засадой они погибают, и операция "Эльстер" срывается.

Несмотря на эту неудачу, позади у немцев 48 пусков А-9/А-10, из которых лишь 16 — аварийных. При такой надежности носителя можно выходить и на запуск астронавта! Тем более, что выбор кандидатов неограничен: Скорцени довел состав своего отряда до 100 военных летчиков; материальная часть — капсулы, скафандры, питание, навигационная система и прочее — также готова!

23 января 1945 года под вечер главный врач полигона Вильгельм Кольбе приглашает фон Брауна прибыть в медицинский центр. Явившись к корпус в северной части острова Узедом, конструктор Фау впервые видит перед собой обер-лейтенанта Рудольфа Шредера в полной космической экипировке. Шредеру предстоит завтра на рассвете первому отправиться в суборбитальный полет на ракете А-9/А-10.

На заре следующего дня Г. Оберт, В. фон Браун и другие создатели ракетно-космического комплекса собираются на КП полигона, в подземном бункере, рассаживаются в креслах и молча наблюдают всю процедуру исторического действа — запуска пилота, который мог бы стать первым в мире астронавтом. Судя по данным, высвечиваемым на настенных табло, ЖРД первой ступени и система управления носителя срабатывают исправно. Но на 10-й секунде полета все экраны одновременно гаснут, и голос диктора бесстрастно сообщает о том, что "испытательный полет прерван по неустановленной причине". В гробовой тишине присутствующие сидят несколько минут, не шелохнувшись; затем в зале загорается свет, и все подходят к Брауну с выражением скорби и сочувствия. Еще через несколько часов генерал В. Дорнбергер проводит рабочее совещание, на котором выражает уверенность в правильности избранного пути и намерение "продолжать усилия по освоению новой техники". И действительно: стрельбы ракетами А-9/А-10 в сторону Северного моря будут продолжены, и 6 пусков окажутся успешными. В этот момент ракета имеет характеристики: общая длина — 43 м, диаметр у основания — 4,15 м; ступень А-10 представляет собой "пакет" из 6 камер сгорания ЖРД суммарной тягой 180 т, с единым соплом; работают они на высококипящих компонентах топлива.

В марте 1945 года американцы захватывают подземные ракетные заводы под Нордхаузеном; но лишь в начале мая им удается обнаружить там в тайниках документацию на ракету А-9/А-10 и перебросить ее за океан.

22 апреля в Берлине появляются и первые советские спецы из НИИ самолетного оборудования во главе с директором генералом Николаем Петровым. Они находят гироплатформу от ступени А-9, назначение которой остается им неведомым вплоть до обнаружения "живьем" экземпляра самой ракеты А-9/А-10, которая надолго приводит поисковиков в изумление и шок. Петров сообщает о находке своему шефу наркому Алексею Шахурину, а тот — как читателям "ВТ" уже известно — наркому боеприпасов Борису Ванникову, которому Сталиным поручено решение "проблемы Фау-2". Место находки (полигон Куммерсдорф) оцепляется чекистами; ракету разбирают, грузят в эшелон и под охраной чекистов отправляют в Союз, где ее следы теряются. Узнаем ли мы когда-нибудь — почему?..

Михаил РУДЕНКО

ФАУ-3 была не космическая ракета, а большое орудие, да и не позволили бы Брауну во время войны заниматься космосом.
было как раз наоборот: советские "энтузиасты в подвалах" получали зарплату от Министерства обороны и в подвал пускали по пропускам, а немцы до прихода Гитлера работали на энтузиазме за свои деньги
Ракеты с ЖРД Годдарда летали (!) с 1926 года
В декабре 1934
1 пуск — 13.06.1942
Пуск в сторону Балтийского моря с острова в Балтийском море — это шадевр!
Будущее не слишком огорчилось, что Браун упустил сделать для него шанс и разбомбить Нью-Йорк
А в каком году? А почему только английских? А почему "Ланкастер"?
Скорцени набирал пилотов только для "ФАУ-1"
Они высадились беспрепятственно. Их арестовали позже. Всё это давно и подробно описано.
Всё нижеследующее — сказки венского леса. Стоило ли мучиться русским и американцам (+ те же немцы) аж 12 лет в условиях мирного времени и неограниченного финансирования, чтобы создать уже созданное?
Не узнаем! Ракета не была даже спроектирована, а призраки "Большой ракеты" хоть и живучи, но год от года всё таинственней и загадочней!