The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

ЧЕЛОВЕК-РАКЕТА  
вернёмся в библиотеку?
Автор:
Источник: Россия
Дата: 05.07.2001
Город: Москва

ЧЕЛОВЕК-РАКЕТА.

В повести К. Э. Циолковского "Вне Земли" в главах, написанных в шестнадцатом году, мы можем найти упоминание об индивидуальном ракетном аппарате: "...маленькое орудие, в котором вызывают взрыв по желанию, которое действует как ракета - выпускает газы в нужном направлении". Ничего, казалось бы, удивительного. В наше время такое "орудие" выдается космонавту, выходящему в открытое пространство, как раз с тем, чтобы он мог "лететь в любую сторону". Возможно, житель Петрограда Александр Федорович АНДРЕЕВ заразился идеей создать нечто подобное, прочитав повесть Циолковского. А может быть, дошел до этого самостоятельно. В любом случае именно Андрееву принадлежит приоритет в создании технического решения ракеты индивидуального пользования.

Викентий КОМАРОВ, академик Российской академии космонавтики

В 1921 году он подал заявку, а в 1924 году - патент на изобретение, суть которого сводилась к следующему. Устройство, по замыслу Андреева, представляло собой портативный ракетный аппарат, который человек мог надевать как рюкзак или ранец. Аппарат состоял из топливного бака с системой насосной подачи топлива и жидкостных ракетных двигателей, обеспеченных надежным креплением. Топливные баки помещались в ранце и имели двойные стенки, образующие вакуумную теплоизолирующую рубашку. В одном баке находился жидкий кислород, в другом - жидкое углеводородное топливо. В нижней части имелись краны и насосы. Система тонких перегородок внутри баков создавала сотовую конструкцию, предохраняющую жидкие компоненты топлива от толчков и сотрясений.

Система крепления этого мини-жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) состояла из железной коробки, надеваемой на грудь пилота, и двух ферм, раздвигаемых в стороны в виде крыльев. На концах этих крыльев и крепилось по одному однокамерному ЖРД. Камеры двигателей должны быть выполнены из огнеупорной массы и заключены в стальную оболочку. Для изменения плоскости полета камеры могли поворачиваться посредством специальных рычагов управления. Эти же рычаги обеспечивали открытие топливных кранов и введение в действие искрового зажигательного устройства. Расчетный вес аппарата - 42 килограмма, масса топлива - 8 килограммов. Предполагалось, что пилот, снабженный ранцевым аппаратом, сможет передвигаться со скоростью 200 км/час на расстояние до 20 километров.

Следует заметить, что аппарат Андреева по своей инженерной обоснованности представляет удивительное для своего времени явление. Существенно и то, что это не только проект индивидуального ракетного аппарата, но и один из первых проектов жидкостного ракетного аппарата, значительно опережавший свое время. Проект Андреева получил высокую оценку в трудах профессора Н. А. Рынина, а именно в выпусках 4, 5 и 9 его энциклопедического труда "Межпланетные сообщения" (1929 и 1932 гг.) и в работах историков техники Ю. В. Бирюкова и С. В. Голотюка.

И последнее. В Ленинградском областном Государственном архиве содержится документ, свидетельствующий о том, что А. Ф. Андреев обращался со своим проектом в инстанции задолго до 1921 года. Этот документ имеет на первой странице две регистрационные отметки: УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ Крестьянского и Рабочего Правительства Республики России. 14/Х11 - 1919 г. Входящий № 19644 и КОМИТЕТА по делам изобретений при Науч.-Техн. Отд. В.С.Н.Х. 19 декабря 1919 г. Вх. № 3648.

В результате разгромного отзыва некоего эксперта Смирнова заявка в 1919 году была отклонена, хотя второй эксперт, профессор Рынин, дал тогда хотя и сдержанный, но в целом положительный отзыв.