The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Глава 6
ГЛАВА 6

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ
ДЛИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ КОСМОНАВТА


Р.А. Вартбаронов
Доктор медицинских наук, профессор,
старший научный сотрудник, полковник
медицинской службы в отставке

Исследования по влиянию на организм космонавта длительных перегрузок (ускорений) начались задолго до первого космического полета Ю.А. Гагарина и основывались на богатейшем опыте изучения многими авторами переносимости длительных перегрузок летчиками военной авиации.

Следует подчеркнуть важную роль в становлении проблемы перегрузок видных ученых - сотрудников НИИАМ (Научно-исследовательский институт авиационной медицины) уже в первые годы его существования. Наибольший вклад в ее решение внесли профессора Д.И. Иванов, А.Г. Кузнецов, кандидаты медицинских наук В.И. Бабушкин, В.В. Усачев. Тем не менее специфические характеристики космических перегрузок и особенности их переносимости человеком потребовали проведения специальных исследований, создания новых аппаратурных и стендовых методик, разработок новых критериев переносимости, а также проведения натурных и полунатурных экспериментов на животных и с участием испытателей.

Целесообразно выделить три этапа развития данной проблемы в научной и научно-практической тематике Института авиационной и космической медицины.

1-й этап. Предварительный период изучения воздействия перегрузок направления «грудь-спина» на организм человека и животных, в том числе при запусках геофизических ракет и первых спутников Земли (1949-1960).

2-й этап. Период интенсивного изучения переносимости космонавтами перегрузок +Gх, возникающих при полетах на космических кораблях типа «Восток», «Восход» и «Союз», а также сохранения устойчивости после длительного космического полета (1961-1970).

3-й этап. Разработка средств и методов обеспечения профессиональной деятельности космонавта при воздействии перегрузок направления «голова-таз», характерных для участка спуска пилотируемого авиационно-космического аппарата многоразового использования типа «Буран» (1975-1992).

На 1-м этапе развития проблемы впервые в мире с участием группы сотрудников НИИАМ были проведены исследования при запусках животных на геофизических ракетах, а затем на искусственных спутниках Земли, сконструированных в конструкторском бюро, возглавляемом Главным конструктором, академиком СП. Королевым. Первая работа при запусках ракет до высоты 100 км была выполнена в 1950-1951 гг. профессором В.И. Яздовским под руководством первого начальника НИИАМ А.В. Покровского и при участии врачей В.И. Попова и А.Д. Серяпина [57].

Первый запуск ракеты типа 1РБ с двумя собаками Мишкой и Чижиком в гермокабине состоялся 7 октября 1950 г. до высоты 88,7 км. Длительные перегрузки действовали в направлении «спина-грудь» только на активном участке и достигали 5,5 ед. Спуск головной части ракеты вместе с гермокабиной осуществлялся с помощью парашютной системы, о перегрузках торможения сведения отсутствуют. Регистрации параметров среды и состояния животных в полете не проводились. Обследование собак после полета не обнаружило каких-либо изменений в организме.

Аналогичные 4 успешных запуска ракет с животными были проведены этими же исследователями в июле-августе 1951 г. В этих полетах были зарегистрированы виброперегрузки в пределах ±2 - ±4 ед. при свободном падении (раскачка гермокабины), высота полета составила 88,7-100,8 км, а ударная перегрузка при раскрытии парашюта - 5 ед. [57].

В дальнейшем на 1-м этапе эта проблема развивалась по следующим трем основным направлениям:

изучение переносимости перегрузок собаками при запусках геофизических ракет на высоты до 212 км;

исследование на центрифуге переносимости испытателями и животными перегрузок направления «грудь-спина», приближающихся по своим параметрам к перегрузкам реального космического полета;

практическая наземная подготовка космонавтов на центрифуге с воздействием режимов перегрузок, ожидаемых в условиях космического полета.

Следует подчеркнуть, что дальнейшие запуски геофизических ракет с животными были проведены позже, в 1955-1956 гг., до высот 212 км и сопровождались более широким участием сотрудников НИИАМ [55, 56, 58-60]. В полете проводилась непрерывная регистрация параметров жизнедеятельности животного в гермокабине, в том числе величины перегрузки, а также киносъемка внешнего вида животных.

Второй этап работы с животными был проведен на геофизических ракетах типа 1РД и 1РЕ в 1954-1956 гг. Животные находились в скафандрах на тележке, которая катапультировалась на участке спуска головного отсека ракеты. Эта работа проводилась под научным руководством академика А.А. Благонравова, члена-корреспондента АН СССР В.Н. Черниговского, профессора В.И. Яздовского и при участии ныне академика О.Г. Газенко, молодых сотрудников НИИАМ Е.М. Юганова, А.Д. Серяпина, И.С. Балаховского, А.Р. Котовской, Б.Г. Буйлова, И.И. Касьяна, А.А. Гюрджиана, И.С. Георгиевского [58].

Было проведено 8 запусков, однако вследствие технических неполадок далеко не все собаки вернулись живыми. Более удачными были последние 2 спуска в июле 1956 г. Перегрузки на участке взлета ракеты не превышали 5,5 ед. и действовали в направлении «спина-грудь». Ударная перегрузка при раскрытии парашюта составила 7 ед. Во всех запусках отмечалась высокая травматичность животных от воздействия разнонаправленных перегрузок спуска, усугубляющаяся наличием гермошлема. Следует подчеркнуть, что впервые в мире в этих полетах были получены объективные данные о состоянии животного (киносъемка, частота пульса и дыхания, артериальное давление, температура тела) в баллистическом полете при действии кратковременной невесомости и перегрузок.

Последующие запуски ракет типа 2А (210 км), 5А (450-473 км) в 1957- 1958 гг. оказались еще менее удачными, хотя уровень медицинских исследований повысился. Была разработана специальная бортовая регистрирующая аппаратура типа КМА-1; Е.М. Югановым были проведены первые исследования с крысами и мышами по координации движений при действии перегрузок и невесомости; было запущено в полет наркотизированное животное [55].


Кресло центрифуги, которая использовалась для подготовки группы космонавтов к первым космическим полетам человека. На заднем плане видно ограждение, внутри которого находились врачи и инженеры, обеспечивавшие проведение и безопасность испытаний.

Следующим этапом развития проблемы явилась подготовка к запуску животных на первых искусственных спутниках Земли. Начало данной работы относится к 1956 г. Она проводилась под руководством академиков В.В. Парина, В.Н. Черниговского, сотрудниками института В.И. Яздовским, О.Г. Газенко, АД. Серяпиным, А.М. Гениным, А.Р. Котовской, Е.М. Югановым, И.И. Касьяном, И.С. Балаховским, В.Г. Буйловым, B.C. Георгиевским и др. [56]. Одним из этапов работы была подготовка животных на центрифуге к перегрузкам величиной до 10 g по графикам взлета и спуска космического корабля, проводимая под руководством АР. Котовской с участием врача С.Ф. Себежко, лаборантов Н.Н. Казаковой, В.Н. Поляковой, З.С. Скуридиной, Л.И. Карповой, Т.С. Львовой. Предполагалось все работы завершить к 15.09.57 г., срок запуска животного на ИСЗ был определен в третьем квартале. 1958 г. Следует отметить, что параллельно проводилась работа сотрудниками «авиационного управления» кандидатами медицинских наук В.И. Бабушкиным и Э.В. Маруханяном по изучению переносимости перегрузок собаками. Для этих целей использовалась трофейная немецкая центрифуга радиусом 4,5 м с подвесным креслом. Другой экземпляр центрифуги был установлен в ЦВНИАГе и использовался в дальнейшем для подготовки группы кандидатов в космонавты.

Первая группа кандидатов проходила предварительный отбор на центрифуге НИАГ в мае-июле 1960 г. [22, 60, 61]. При этом определялась их устойчивость к перегрузкам +G величиной до 7-8 ед. различной длительности и перегрузкам «грудь-спина» величиной от 7 до 12 ед. Хорошую переносимость показали 13 человек, у 3 человек она оказалась удовлетворительной и у 2 - пониженной. Испытания проводились А.Р. Котовской при участии П.М. Суворова от НИАГа и Г.Ф. Хлебникова от ЦПК. Проведение испытаний на центрифуге обеспечивали инженеры С.И. Лобашков и П.П. Балынин, а также лаборанты О.А. Степакова и Л.Г. Каманина. В этих исследованиях впервые применительно к условиям воздействия перегрузок космического полета проводились исследования ЭЭГ и функции внешнего дыхания. Угол наклона кресла к вектору перегрузки составлял 65°, т.е. не был оптимальным. Но уже после полета Ю.А. Гагарина в 1961 г. А.Р. Котовской с сотрудниками в исследованиях на испытателях впервые в мире была обоснована целесообразность использования угла наклона спинки 78-80° к вектору перегрузки, что впоследствии и было реализовано на космических кораблях «Восход» и «Союз» [48].

Предварительную подготовку на центрифуге к первому космическому полету прошли в декабре 1960 г. 6 кандидатов, показавших хорошую переносимость перегрузок на предварительном этапе. Программа тренировки включала перегрузки направления + Gx до 10 ед. длительностью 2 мин и воздействие перегрузок реального полета величиной до 12 ед. В эту группу, помимо Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова, вошли космонавты П.Р. Попович, В.Ф. Быковский и Г.Г. Нелюбов [61].

Подводя итоги предварительного этапа развития проблемы длительных перегрузок в космической медицине, следует подчеркнуть, что в ее решение основной научный вклад внесли сотрудники «космического» Управления института под руководством профессора В.И. Яздовского, хотя принимали участие и отдельные сотрудники 6 отдела II «авиационного» Управления [26].

Второй период развития проблемы перегрузок в космической медицине начинается с первого полета Ю.А. Гагарина, в котором была четко показана необходимость разработки различных фундаментальных аспектов данной проблемы для дальнейшего развития пилотируемой космонавтики. Важно подчеркнуть, что именно в полете первых космических летательных аппаратов типа «Восток» перегрузки спуска достигали наибольших величин, а поза космонавта была менее благоприятной для переносимости - 65° от вектора перегрузки. В то же время постоянное увеличение длительности орбитальных полетов обострило проблему неблагоприятного влияния длительной невесомости на переносимость космонавтами перегрузок, возникающих на этапе посадки космического корабля. Наконец, усиливалось внимание исследователей к совершенствованию наземной подготовки космонавтов, в том числе на центрифуге.

Основными направлениями исследований космических перегрузок на этом этапе становятся:

углубленное изучение влияния поперечных перегрузок на переносимость их человеком и состояние различных функциональных систем;

разработка оптимального угла наклона спинки кресла космонавта к вектору реальной перегрузки;

обоснование средств и методов профилактики неблагоприятного влияния невесомости на переносимость космонавтами перегрузок;

разработка новых способов повышения индивидуальной устойчивости человека к поперечным перегрузкам;

изучение патофизиологических механизмов и повреждающего действия однократных и многократных перегрузок в направлении «грудь-спина»;

психофизиологические аспекты деятельности космонавта на фоне действия поперечных перегрузок.

«Космический бум» после первого полета Ю.А. Гагарина в космической медицине, в котором приняли участие многие учреждения Министерства обороны, здравоохранения и НИИ Академии наук СССР, в определенной степени преуменьшает в историческом аспекте научные достижения сотрудников Института авиационной и космической медицины, которые внесли решающий научный вклад в развитие проблемы влияния космических перегрузок на 2-м этапе. В частности, по 1-му направлению 2-го этапа под руководством О.Г. Газенко, П.В. Васильева и А.Р. Котовской были проведены исследования при действии поперечных перегрузок в космических полетах кораблей «Восток» и «Союз» [11, 12, 22, 36, 40], в наземных экспериментах изучали функцию внешнего дыхания [10, 12, 34, 35, 50], биоэлектрическую активность сердца и мозга [10, 25, 34, 35], функцию зрения [10, 12, 13, 35], совершенствовалась программа подготовки космонавтов на центрифуге [40].

По 2-му направлению - обоснованию оптимального угла наклона спинки кресла на 78-80° от вектора перегрузки - наиболее значительный вклад был внесен А.Р. Котовской [12, 11, 35, 60], что позволило уже на космических кораблях типа «Восход» создать космонавтам более благоприятные условия при спуске корабля на Землю. В тесной взаимосвязи с этим направлением находятся другие способы и средства повышения устойчивости космонавта к поперечным перегрузкам. Здесь следует выделить два направления:

разработку средств и способов повышения устойчивости человека непосредственно к поперечным перегрузкам (до полета);

разработку средств и способов сохранения ортостатической и гравитационной устойчивости, снижающейся под влиянием невесомости в длительном космическом полете.


Пульт управления центрифугой ИАиКМ, используемой для отработки научно-практических задач врачебной экспертизы летного состава и космонавтов. За пультом оперативного медицинского контроля за состоянием испытуемого - ответственный врач - ведущий специалист по проблеме влияния перегрузок на организм летчика и космонавта А.Р. Котовская.

В связи с тенденцией уменьшения величин космических перегрузок в практику полетов внедрялись главным образом научные достижения 2-го направления. По 1-му направлению, как было показано в исследованиях А.Р. Котовской, В.И. Бабушкина, Э.В. Маруханяна, В.И. Степанцева [2, 3, 22, 43, 51-53], наиболее эффективной оказалась специфическая тренировка на центрифуге, которая вошла в качестве обязательного элемента в систему наземной подготовки космонавтов. Специальная физическая подготовка оказалась малоэффективной [52], а способ перекрестной адаптации к гипоксии за счет пребывания в высокогорье или в барокамере, обоснованный в исследованиях В.Б. Малкина и А.Р. Котовской с соавторами под руководством П.В. Васильева [10, 14, 15, 37-39, 54], хотя и оказался достаточно эффективным методом повышения устойчивости человека к поперечным перегрузкам, тем не менее по различным причинам не нашел практического применения в системе наземной подготовки космонавтов.

К числу весьма значимых в теоретическом и практическом плане работ, выполненных в 60-е годы сотрудниками НИИИАМ в лабораториях П.В. Васильева и В.Г. Петрухина: А.Р. Котовской, А.Д. Воскресенским, В.Е. Белай, Г.Д. Глодом, И.И. Касьяном, М.М. Соколовой, В.И. Степанцевым, Д.Ю. Архангельским, В.Е. Поткиным, С.А. Бугровым, С.Ф. Симпурой, Э.В. Маруханяном и другими, следует отнести исследования по изучению патофизиологических и патоморфологических механизмов влияния поперечных перегрузок на морфофункциональное состояние сердца, почек, головного мозга, желудочно-кишечного тракта, измененной реактивности организма [1, 3-9, 12, 16-19, 23, 24, 34, 35, 41, 42, 61, 63]. Эти работы проводились в тесном сотрудничестве с учеными других учреждений: кафедры гистологии 1-го Московского медицинского института - В.Г. Елисеева, И.А. Афанасьева, Ю.Н. Копанева, Е.Ф. Котовского, Н.В. Милицына, Т.Г. Оганесяна; профессора Лапина из Института экспериментальной патологии и терапии АМН СССР; Н.С. Артемьевой из Института экспериментальной биологии АМН СССР; В.А. Шахламова из Института морфологии человека АМН СССР. Среди исследований этих авторов наиболее оригинальной представляется серия экспериментов на обезьянах, проведенная на центрифуге перед полетом В.В. Терешковой с целью обоснования возможности орбитального полета женщины с минимальным риском для ее здоровья.

В результате проведенных исследований были установлены фазы овариально-менструального цикла, наиболее безопасные и опасные для организма женщины при воздействии перегрузок космического полета [63, 64].

Крупный научный вклад, имеющий важное теоретическое и практическое значение вплоть до настоящего времени, в эту проблему на втором этапе был внесен сотрудниками Института П.В. Васильевым, В.Е. Белай, Г.Д. Глодом и другими [4, 5, 8, 17, 20], которые впервые провели исследования в области фармакологии длительных ускорений. Существенным вкладом в проблему комбинированного воздействия поперечных перегрузок и ионизирующей радиации, а также радиопротекторов оказались работы П.П. Саксонова, Б.И. Давыдова, А.Г. Петрухина, Н.А. Гайдамакина, Н.Н. Доброва [27-29].

К концу второго этапа развития проблемы появляются первые работы сотрудников института, посвященные психофизиологическим аспектам управляемого спуска корабля на Землю [31, 44]. Эти работы начаты под руководством профессора П.К. Исакова и П.В. Васильева при участии сотрудников А.П. Кузьминова, В.И. Бабушкина, М.М. Сильвестрова, Д.Ю. Архангельского, А.Ф. Котельникова, Ю.А. Розанова и других.

Таким образом, на втором этапе развития проблемы космических перегрузок сотрудниками Института авиационной и космической медицины был выполнен значительный по масштабам объем научных исследований, с помощью которого удалось обеспечить успешные полеты космических кораблей типа «Восток», «Восход», «Союз», а также подготовить почву для будущих исследований. Тем не менее следует подчеркнуть, что в конце этого этапа возрастающую роль в исследованиях по космической медицине начинают приобретать работы Института медико-биологических проблем МЗ СССР.

На третьем этапе развития проблемы сотрудниками ГНИИИАиКМ решались вопросы медицинского обеспечения пилотируемых космических аппаратов типа «Лунник» и «Буран» в тесном сотрудничестве с ИМПБ МЗ СССР и ЦПК МО. Основные направления исследований этого этапа включали в себя:

создание динамического моделирующего комплекса управления спуском корабля типа Л-1;

психофизиологическое сопровождение тренировок космонавтов на стенде «Волчок»;

разработку средств противоперегрузочной защиты от воздействия перегрузок «голова-таз» применительно к участку спуска кораблей многоразового использования.


Ответственный врач А.Р. Котовская совместно с врачом-специалистом Центра подготовки космонавтов Н.Х. Ешановым инструктирует о порядке проведения наземной тренировки космонавта П.И. Беляева перед посадкой в кабину центрифуги.

Система управления спуском космического корабля после полета на Луну была создана уже в 1964-1965 гг. на базе центрифуги Института авиационной и космической медицины группой инженеров - сотрудников института, ныне доктором технических наук М.М. Сильвестровым совместно с инженерами В.И. Анпилоговым, А.Ф. Котельниковым, А.В. Романовым, Ю.А. Розановым под руководством кандидата технических наук А.П. Кузьминова [31]. С 1967 г. начались систематические тренировки космонавтов на созданном динамическом моделирующем стенде-тренажере, которые проводились с участием Д.Ю. Архангельского, А.С. Белан и вышеупомянутых инженеров. Тренировки на «лунном» стенде были прекращены в 1971 г. в связи с решением о закрытии проекта полета отечественных космонавтов на Луну («Красная звезда», 18 февраля 1993 г.).

В течение 70-х гг. наступает период относительного затишья в экспериментальных исследованиях по проблеме влияния длительных перегрузок на организм космонавта. Это обстоятельство было связано не только с организационно-штатной перестройкой, но и со снижением величин штатных перегрузок спуска кораблей типа «Союз» до 4-5 ед. Тем не менее в этот период проводятся теоретические исследования и обобщение накопленного опыта по данной проблеме, популяризация научных достижений сотрудников института, выступающих на международных конференциях, к сожалению, под флагом Института нормальной и патологической физиологии или Института медико-биологических проблем. К числу ведущих ученых института, которые всесторонне обобщили результаты предыдущих исследований, следует отнести П.В. Васильева, А.Р. Котовскую, В.И. Бабушкина, П.К. Исакова [3, 10, 19, 32, 33, 35]. Наиболее важные научные достижения по проблеме космических перегрузок отражены П.В. Васильевым и АР. Котовской в 1975 г. в соответствующем разделе совместного советско-американского труда [10].

Следующий, более современный, этап развития проблемы связан с изучением переносимости перегрузок и средств защиты направления «голова-таз» на космических кораблях многоразового использования. Под руководством Г.Д. Глода, П.В. Васильева сотрудниками института М.А. Тихоновым, Р.А. Бондаренко, В.Г. Волошиным в 1980-1982 гг. были проведены исследования в этом направлении и впервые совместно с Институтом биофизики АН СССР был разработан и испытан бескамерный противоперегрузочный костюм типа «Каркас» [21, 30], который полностью обеспечил защиту человека от воздействия перегрузок спуска КЛА типа «Буран» после антиортостатической гипокинезии длительностью до 7 суток. Дальнейшие исследования по проблеме проводились в лаборатории кандидата медицинских наук B.C. Панченко с 1986 г. и были посвящены созданию универсального ППК, обеспечивающего комбинированную защиту от влияния перегрузок и невесомости на космических кораблях многоразового использования [45, 46]. В этих исследованиях наиболее активное участие принимали сотрудники института А.К. Епишкин, В.А. Мухин, О.Л. Головкина и др. К сожалению, результаты этих работ оказались нереализованными в практике космических полетов в связи с бурными политическими событиями в России в начале 90-х гг. и прекращением в связи с этим финансирования проекта «Буран».

В заключение следует подчеркнуть, что развитие научных исследований по актуальным вопросам проблемы космических перегрузок в Институте авиационной и космической медицины всегда соответствовало насущным задачам практики космических полетов и осуществлялось в тесном сотрудничестве с другими научными учреждениями с учетом богатого опыта мировых научных достижений в области авиационной медицины.

Литература

1. Архангельский Д.Ю., Бабушкин В.И., Маруханян Э.В.К вопросу о критериях переносимости поперечных ускорений // Проблемы космической биологии (материалы конференции). - М., 1966. - С. 41.

2. Бабушкин В.И., Маруханян Э.В., Петрухин В.Г., Степанцев В.И., Сластников Д.Ф., Архангельский Д.Ю.Исследование влияния тренировки человека на центрифуге и специальной физической подготовки на устойчивость к поперечно направленным ускорениям. Отчет НИИИАКМ. - 1966.

3. Бабушкин В.И.Воздействие на организм ускорений и невесомости и меры профилактики (пособие для авиационных врачей). - ВВС, 1967.

4. Белай В.Е.Реактивность организма и лекарственные вещества при воздействии ускорений и измененной газовой среды: Автореф. докт. дисс. - М., 1972.

5. Белай В.Е., Васильев П.В.О реакции организма на строфантин после действия поперечно направленных перегрузок// Фармакол. и токсикол. - 1965. - №2.-С. 176-180.

6. Белай В.Е., Васильев П.В., Глод Г.Д.Некоторые вопросы фармакологии в авиационной медицины //Авиакосмическая медицина. - М., 1971. - Т. 3. - С. 118-129.

7.Белай В.Е., Васильев П.В., Колчин С.П.Влияние длительных поперечных перегрузок на функциональное состояние центральной нервной системы животных // Проблемы космической биологии. - 1964. - Т. 3. - С. 318-322.

8.Белай В.Е., Васильев П.В., Глод Г.Д., Петрухин В.Г.К механизму изменения сердечной деятельности при поперечно направленных перегрузках// Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1967. - Т. 6. - С. 118-124.

9.Бугров С.А.Внешнесекреторная функция поджелудочной железы при воздействии поперечных ускорений: Автореф. канд. дисс. - М., 1965.

10.Васильев П.В., Котовская А.Р.Длительные линейные и радиальные ускорения // Основы космической биологии и медицины. - М.: Наука, 1975. - Т. 2, кн. 1.-С. 177-231.

11.Васильев П.В., Котовская А.Р.Физиологические реакции человека при воздействии перегрузок во время космических полетов //Доклад на XVI Междунар. астрон. конгрессе. - Афины, 1965.

12.Васильев П.В., Котовская А.Р., Белай В.Е.и др. Исследование переносимости организмом человека длительных перегрузок применительно к условиям полета на космических кораблях. Отчет НИИИАКМ. - М., 1966.

13.Вартбаронов Р.А., Котовская А.Р., Ешанов Н.Х, Суворов П.М.Изменения функции зрения при действии перегрузок // Авиакосмическая медицина. - М., 1971. -Т. 3. - С. 71-84.

14.Васильев П.В., Котовская А.Р., Вартбаронов Р.А.Адаптация к гипоксии как способ повышения устойчивости к воздействию поперечных перегрузок. Отчет НИИИАКМ.-1966.

15.Васильев П.В., Лысухина Г.В., Углова Н.Н.Повышение устойчивости животных к поперечно направленным перегрузкам посредством активной и пассивной акклиматизации в условиях высокогорья // Проблемы космической медицины (материалы конференции). - М., 1966. - С. 96-97.

16.Васильев П.В., Соколова М.М.и др. Влияние поперечно направленных перегрузок на функцию почки // Проблемы космической биологии. - М., 1967. -Т.6.-С. 275-282.

17.Васильев П.В., Красных И.Г., Поткин В.Е., Тютин А.А.Влияние ускорений на реактивность желудочно-кишечного тракта к фармакологическим веществам // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1970. - Т. 16. - С. 65-71.

18.Васильев П.В., Касьян И.И., Блинов Б.В.и др. Изучение кровоснабжения головного мозга в условиях измененного гравитационного поля. Этапный отчет НИИИАКМ и Института эволюционной физиологии им. Сеченова. - М., 1965.

19.Васильев П.В., Котовская А.Р.Длительно действующие ускорения (перегрузки) // Космическая биология и медицина. - М.: Наука, 1966. - С. 105- 137.

20.Васильев П.В., Белай В.Е.О влиянии некоторых фармакологических средств на устойчивость к перегрузкам // Авиационная и космическая медицина. - М.,1963. - С. 96-101.

21.Волошин В.Г., Лапаев Э.В., Тихонов М.А.и др. Этапный отчет НИИИАКМ.-М., 1981.

22.Волынкин Ю.М., Яздовский В.И., Генин А.М.и др. Первые космические полеты человека. - М.: АН СССР, 1962. - С. 96-106.

23.Воскресенский А.Д.Обеспечение миокарда кислородом и изменения сердечной деятельности при воздействии длительных поперечных ускорений: Автореф. канд. дисс. - М., 1965.

24.Воскресенский А.Д.Изменения сердечной деятельности при длительны поперечных ускорениях//Авиационная и космическая медицина. - М., 1963. -С. 112-115.

25.Газенко О.Г., Егоров Б.Б., Изосимов Г.В., Разумеев А.Н. и др.Изменение биоэлектрической активности различных отделов головного мозга (при воздействии на организм длительных перегрузок) //Авиационная и космическая медицина (материалы конференции). - М., 1963. - С. 120-124.

26.Бабушкин В.И., Исаков П.К., Маруханян Э.В.Исследование влияния длительных ускорений, действующих в направлении «спина-грудь» и «грудь-спина» при вращении испытателей на центрифуге. Отчет НИИИАКМ. - М., 1959.

27.Гайдамакин Н.А., Петрухин В.Г., Давыдов Б.И.К механизму снижения переносимости перегрузок под влиянием радиозащитных фармакологических веществ // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1971. - Т. 14. - С. 38-47.

28.Добров Н.Н., Козлов В.А., Паршин B.C., Саксонов П.П.Скорость восстановления радиорезистентности при комбинированном действии на организм ионизирующих излучений и динамических факторов полета // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1971. - Т. 14. - С. 271-285.

29.Давыдов Б.И., Гайдамакин Н.А.Влияние радиозащитных препаратов из группы меркаптоаликлиламинов (цистамин, аминоэтилизтиуронин) на устойчивость животных к поперечно направленным перегрузкам // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1971. - Т. 14. - С. 7-25.

30.Иванов А.И., Лапа В.В., Василец В.М.Отчет НИИИАКМ. - М., 1986.

31.Исаков П.К., Кузминов А.П., Сильвестров М.М., Бабушкин В.И., Чехонадский Н.А., Философов В.К., Архангельский Д.Ю., Вентцель М.Д., Котельников А.В., Розанов Ю.А.Отчет ИАиКМ. - М., 1966.

32.Исаков П.К.Проблемы полета в космос. - М.: Знание, 1958.

33.Исаков П.К., Стасевич Р.А. Скорости, ускорения, невесомость. - М.: Воениздат, 1962.

34.Котовская А.Р., Лобашков С.И., Симпура С.Ф.и др. Влияние длительных поперечных ускорений на организм человека// Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1962. - Т. 2. - С. 238-246.

35.Котовская А.Р. Переносимость человеком перегрузок применительно к практике космических полетов: Автореф. докт. дисс. - М., 1970.

36.Котовская А.Р., Ешанов Н.Х., Вартбаронов Р.А., Симпура С.Ф.Физиологические реакции космонавтов при действии перегрузок во время полета на космическом корабле «Восход» // Изв. АН СССР. - 1966. - № 3. - С. 337-345.

37.Котовская А.Р., Васильев П.В., Вартбаронов Р.А., Симпура С.Ф.Адаптация к гипоксии, как способ повышения устойчивости человека к воздействию поперечных перегрузок // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1967. - Т. 7. - С. 288-293.

38.Котовская А.Р., Вартбаронов Р.А., Бабчинский Ф.В., Симпура С.Ф. Влияние адаптации к гипоксии в условиях барокамеры на переносимость поперечных перегрузок// Проблемы космической биологии. - М., 1968. - Т. 8. - С. 40-48.

39.Котовская А.Р., Вартбаронов Р.А., Симпура С.Ф.Физиологические реакции человека при действии поперечных перегрузок после адаптации к условиям высокогорья // Проблемы космической биологии. - М., 1968. - Т. 8. - С. 19-39.

40.Котовская А.Р., Гуровский Н.Н., Симпура С.Ф.и др. Разработка некоторых способов тренировки космонавтов к воздействию ускорений на центрифуге. Отчет НИИИАКМ.-М., 1964.

41.Маруханян Э.В.ЭКГ-сдвиги при действии поперечных ускорений // Физиолог. журнал СССР. - 1962. - Т. 48, № 6. - С. 700-705.

42.Петрухин В.Г., СоколоваМ.М. Патоморфология поперечных перегрузок //Авиационная и космическая медицина. - М., 1963. - С. 394-397.

43.Петрухин В.Г., Степанцов В.И., Маруханян Э.В.Морфологические показатели тренированности собак к поперечным перегрузкам // Матер. III Всесоюз. совещания по экологии, физиологии, биохимии и морфологии. - Новосибирск, 1967.-С. 116-118.

44.Попов В.А., Кузьминов А.П., Исаков П.К., Васильев П.В., Сильвестров М.М., Архангельский Д.Ю.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1967.

45.Панченко B.C., Лапаев Э.В., Мухин В.А., Епишкин А.К.и др. Отчет НИИИАКМ.-М., 1989.

46.Пономаренко В.А., Хачатурьянц В.И.,Метлик и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1983.

47.Поткин В.Е. Влияние длительных поперечно направленных радиальных ускорений на секреторную деятельность тонкого кишечника собак: Автореф. канд. дисс. - М., 1965.

48.Парин В.В., Яздовский В.И.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1960.

49.Сильвестров М.М., Исаков П.К., Кузьминов А.П., Архангельский Д.Ю., Анпилогов В.И., Котельников А.Ф., Романов А.В., Розанов Ю.А.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1969.

50. Симпура С.Ф.Изменение некоторых показателей функции внешнего дыхания при действии перегрузок// Проблемы космической биологии. - М.: Наука.-Т. 16.-С. 54-64.

51.Степанцов В.И., Хлебников Г.Ф.Перегрузки и пути повышения выносливости организма//Авиация и космонавтика. - 1963. - № 1. - С. 44-48.

52.Степанцов В.И., Еремин А.В.Зависимость между характером физической тренировки и переносимостью поперечных перегрузок // Физиологические проблемы детренированности. Материалы ВНИИФКа. - М., 1970.-С. 267-275.

53.Степанцов В.И., Еремин А.В.Об основных принципах построения схем тренировочных вращений на центрифуге // Космическая биология. - 1969. - Т. 3, № 6. - С. 47-53.

54.Углова Н.Н. Влияние длительного пребывания в условиях пониженного барометрического давления на устойчивость к перегрузкам // Проблемы космической биологии. - 1968. - Т. 8. - С. 97-103.

55.Яздовский В.И., Покровский А.В., Генин А.М.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1957.

56.Яздовский В.И., Газенко О.Г., Серяпин А.Д. и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1959.

57.Яздовский В.И., Покровский А.В., Попов В.И., Серяпин А.Д.Отчет НИИИАКМ.-М., 1951.

58.Яздовский В.И., Покровский А.В., Серяпин А.Д., Газенко О.Г.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1956.

59.Яздовский А.М., Юганов Е.М., Яздовский В.И.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1958.

60.Яздовский В.И., Гуровский Н.Н., Котовская А.Р.и др. Отчет НИИИАКМ. -М., 1961.

61.Яздовский В.И., Гуровский Н.Н., Котовская А.Р., Суворов П.М.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1961.

62.Газеико О.Г., Васильев П.В., Котовская А.Р.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1963.

63.Газенко О.Г., Генин А.М., Гуровский Н.Н., Котовская А.Р.и др. Этапный отчет НИИИАКМ. - М., 1961.

64.Яздовский В.И., Гуровский Н.Н., Котовская А.Р.и др. Отчет НИИИАКМ. - М., 1963.

Далее...