The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Правительственные научно-исследовательские работы

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Правительственные научно-исследовательские работы

Даддарио Э. К. (Emilia Q. Daddario)

Каждый год произносятся сотни речей на тему "Правительственные научно-исследовательские работы". В рамках этой широкой темы выступающие часто обходят основной вопрос и распространяются на свою любимую тему. Я иногда поступаю так же.
Обращаясь к аудитории руководителей творческого и беспокойного мира аэрокосмических исследований, собравшихся в столице страны, я намереваюсь придерживаться темы выступления и хотел бы остановиться на трех вопросах:
1. Перспективы политики демократического правительства в отношении научно-исследовательских работ.
2. Современный потенциал аэрокосмической промышленности и возможности, которые открывает этот потенциал для решения экономических и социальных задач страны.
3. Наконец, я хотел бы предложить аэрокосмической промышленности рассмотреть ряд мер, направленных на эффективное служение стране и на выполнение своей миссии.
У нас есть яркие свидетельства того, насколько важны наука и техника для безопасности нашей страны, насколько это мощный стимул экономического роста. Вклад, который вносит наука в осуществление человеком его возможностей - освобождение его от бремени добывать пищу из земли, от бедности, от увечий и болезней, от войн и невежества окружающего мира, - часто не замечают, особенно те, кто пытается сопоставить точные и гуманитарные науки.
Несмотря на огромный прогресс науки за последние два десятилетия, прошлое является лишь прологом. Однако мы должны сознавать, что наука сама по себе пассивна. У науки нет своей морали или этики. Практическое применение науки может вызвать как отрицательные, так и положительные последствия. Мне кажется существенно важным (и это одновременно наполняет меня смирением) сознание того, что события в нашем мире, затрагивающие науку, в гораздо большей степени зависят от решений политических деятелей, чем от решений ученых и инженеров. В памяти людей еще живо воспоминание об уроке, связанном с именем Альберта Эйнштейна, который, предчувствуя разрушительные возможности атомного оружия, обратил на это внимание президента Рузвельта.
В отношении научных исследований слово "правительство" означает не просто безликую бюрократию и казначейство - источник удовлетворения чьих-либо особых интересов. Скорее это механизм Джефферсона, Мэдисона, Франклина и многих других, видевших в демократическом правительстве инструмент, посредством которого человек может управлять своей судьбой, управляя властью; правительство закона, нежели правительство людей; средство достижения прогресса в интересах всего общества, а не в интересах частных лиц, учреждений и штатов.
Демократия неотделима от науки со времени основания нашей страны. Действительно, Джефферсон рассматривал и то, и другое как краеугольные камни человеческого прогресса. Как демократия, так и наука должны подвергать свои истины критическому анализу, постоянному пересмотру, обновлению и признавать вклад многих людей, а не неоспоримый авторитет некоторых. Размышляя о перспективах непрерывно изменяющегося мира, я думаю, что только в этой области не должно быть изменений. Как я уже упоминал ранее, наука и техника должны осмотрительно и вместе с тем энергично использоваться нашим обществом, если мы хотим осуществить свои надежды. Мы должны быть уверены в том, что не посеем семена, которые дадут всходы мира Джорджа Оруэлла . Мы должны быть хозяевами науки, а не ее рабами.
Вторая основная концепция лежит в основе союза демократии и науки. Хотя успешное использование научных открытий зависит от участия федерального правительства, это не является делом только правительства. С 1940 г. мы используем выгоды объединения частной промышленности и университетов в сочетании с помощью от государства. Это богатейшее достижение американского общества для обеспечения практического использования результатов исследований. Каждый из этих элементов вносит свой вклад. И в настоящее время это трио все более явно становится секстетом: отдельные штаты страны, бесприбыльные организации, высокоразвитая аэрокосмическая промышленность становятся новыми участниками разработки научной политики. Эта шестерка с различными индивидуальными чертами и возможностями связана системой отношений, которая необходима для сохранения демократии в век науки. Эта плюралистическая система - демократии и науки - была и должна оставаться одним из наших драгоценных достояний. Я особо выделю аэрокосмическую промышленность, поскольку она отличается от обрабатывающей и других отраслей промышленности, производящих товары и оказывающих услуги в гражданском секторе экономики. Обе эти группы отраслей промышленности в равной степени процветают за счет конкуренции. Но на рынке аэрокосмическая промышленность имеет единственного, очень искушенного клиента с неустойчивым характером - я имею в виду правительство. Другая отличительная особенность этой отрасли промышленности состоит в том, что здесь научились бороться с моральным износом оборудования, используя нововведения, и работать со сложными системами. Здесь объединены воедино дух пионерства и предприимчивости с административным умением, чтобы мобилизовать людей и оборудование, идеи и информацию на достижение невозможного.
Этот потенциал, эти ресурсы являются существенными факторами, которые нужно принимать во внимание при разработке планов на будущее. Эти ресурсы надо оберегать, приумножать и использовать. Все население нашей страны вложило в них свои средства. Перед нами стоит важнейшая проблема использования этого потенциала для осуществления наших целей.
Каковы же цели будущего? Нам не нужно нового Жюля Верна, чтобы предсказать проблемы, решение которых в значительной степени зависит от проведения исследовательских работ.
Мы видим угрозу всеобщего голода, по мере того как рост народонаселения земного шара обгоняет производство продуктов питания. Наши города перенаселяются и обезображиваются, они все хуже функционируют в связи с ухудшением работы городского транспорта. Наши реки загрязняются, и даже воздух не может больше поглотить газов и пыли, выбрасываемых современной промышленностью. В технически развитых странах возникает угроза занятости населения, даже смысла жизни человека вследствие автоматизации, наряду с проблемами примитивного уровня жизни в большей части остального мира.
Но рассматривая эти проблемы, мы не забываем о том, что появились новые доступные и широко распространенные формы довольно дешевой энергии, которые позволяют избежать заражения воздуха и обеспечивают условия для развития техники во всем мире; мы знаем, что товары и людей можно транспортировать с помощью комбинированной системы, которая соединяет достоинства железной дороги, автомобильного, воздушного и водного транспорта, что наша система сточных вод может быть приспособлена для вторичного экономически выгодного использования пресной воды, благодаря чему будет решена проблема ее нехватки. Создание искусственных органов тела - залог более продолжительной и здоровой жизни. Даже процесс демократического управления активизировался благодаря передаче новостей по телевидению и трансляции политических дебатов; более широкое применение счетно-решающих устройств для обработки информации облегчает деловые операции на всех уровнях.
Но наиболее ужасная опасность грозит нам в том случае, если мы не сможем использовать науку и технику как для мирных, так и военных целей: усилить контроль над ядерным оружием, создать системы, способные отразить внезапное нападение, и одновременно решать мирные задачи, экспортируя продовольствие в Индию и другие области мира, находящиеся над угрозой голода, а также осуществляя научные исследования в области сельского хозяйства, чтобы помочь этим странам повысить продуктивность своего хозяйства, подобно тому как это было сделано к югу от нашей границы в Мексике.
Достижение этих целей служит интересам всего общества. Но такие задачи не по плечу частному капиталу из-за большого масштаба капиталовложений, значительной доли риска, из-за длительности периода получения прибылей. Для решения всех этих задач требуется участие обычной и аэрокосмической промышленности с ее новой высокоразвитой техникой.
У нас есть цели, есть средства для их достижения, но как их объединить? Как пройти путь от настоящего времени до 1970, 1980, 2000 гг.? Прежде всего необходимо направить правительственную политику на решение этих проблем. Я считаю, что в значительной степени руководство политикой должно осуществляться федеральным правительством. Однако выбор целей, определение первоочередных задач, темпы их финансирования, распределение ролей между правительством, промышленностью и университетами должно происходить демократическим путем. В то время как федеральное правительство сосредоточит больше внимания на этих целях, мы как страна должны достигнуть решения конституционным путем. В ходе этого процесса конгресс является зеркалом общественного мнения. Осуществляя в соответствии с конституцией свою вспомогательную роль, конгресс должен действовать самостоятельно, идти в ногу с исполнительной властью, а не ограничиваться реакцией на ее действия, как это часто бывает.
Именно с этих позиций наш подкомитет по науке и технике провел тщательное расследование деятельности Национального научного фонда. Мы проверили, соответствует ли устав, организация и деятельность Фонда растущим потребностям страны. Подкомитет пришел к отрицательному выводу. Было сформулировано 14 законодательных рекомендаций для четкого определения задач Фонда и обеспечения страны научными ресурсами соответствующего уровня и в соответствующих масштабах удовлетворения будущих потребностей. Эти меры направлены на укрепление Фонда, повышение качества планирования его политики, усиление его руководства и превращение его в действительно общенациональный, а не университетский научный фонд.
Например, предложена рекомендация относительно расширения полномочий Фонда для обеспечения финансирования не только фундаментальных, но и прикладных исследований, особенно комплексных исследований, которые направлены на решение таких общенациональных проблем, как загрязнение воды и воздуха, или же проблема транспорта, и находятся на стыке деятельности различных правительственных учреждений либо правительственных учреждений в промышленности.
Кроме того, мы предлагаем созвать заседание Национального совета по науке для подготовки ежегодного отчета, в ходе которого среди прочих вопросов будет произведена оценка результатов в области фундаментальных исследований, а также возможностей или имеющегося потенциала для удовлетворения всех потребностей американского общества. Кстати, подкомитет выразил надежду на большее представительство в Национальном совете по науке представителей бесприбыльных организаций и промышленности. Все эти меры направлены на укрепление Фонда в интересах служения стране в современном быстро меняющемся мире, развитие которого столь сильно зависит от состояния науки.
Второе направление деятельности нашего подкомитета также тесно связано с затронутыми мною вопросами, а именно вопросами использования вклада промышленности и академических учреждений в соответствии с политикой федерального правительства. Проблема сотрудничества стоит особенно остро в тех случаях, когда деятельность не носит ни чисто общественного, ни чисто частного характера. В качестве примеров можно привести проекты создания сверхзвукового транспорта.
Вскоре после создания нашего подкомитета в 1963 г. мы создали Совещательную комиссию по вопросам организации и управления научной деятельностью, в которую вошли выдающиеся руководители научно-исследовательских подразделений и специалисты, разрабатывающие научную политику в корпорациях и университетах, чтобы в неофициальном порядке рассмотреть вопрос о том, как объединить различные учреждения, участвующие в реализации этих комплексных программ. Мы пользуемся помощью консультантов, а также сотрудников Отдела по вопросам научной политики Библиотеки конгресса и надеемся вскоре опубликовать первый отчет о проделанной работе.
На уровне штатов проявил инициативу губернатор шт. Калифорния Браун, который заключил четыре контракта на использование системного анализа применительно к экономическим и социальным проблемам " своего штата. Сенатор Гейлорд Нельсон начал исследования в сенате. Как я уже упоминал, наш комитет уже проводит этот курс. Конгресс все более подробно вникает в изучение этих вопросов. В его штате появились новые люди, занимающиеся вопросами научной политики, т.е. как раз теми вопросами, которые мы обсуждали выше.

Далее...

Конгрессмен, председатель подкомитета в комитете Палаты представителей по науке и астронавтике.
Роман Джорджа Оруэлла "1984 год" воссоздает мрачную картину будущего человечества. - Прим. перев.