The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Литературное наследство К. Э. Циолковского
вернёмся в библиотеку?

К. Э. Циолковский

«Самолет» 1936 год №10

Инж. Б.Воробьев

Литературное наследство
К. Э. Циолковского

(К годовщине смерти 9/ХI 1935 — 9/ХI 1936)

Оставленные К. Э. Циолковским произведения (напечатанные и в виде рукописей), его переписка и прочие материалы ныне сосредоточены в Дирижаблестрое, в настоящее время разобраны, систематизированы и приведены в порядок. То, что общепринято называть «литературным наследством», приобретает теперь определенные очертания, и работа наша вступает в стадию подготовки полного сочинений. Вместе с тем все яснее обрисовываются своеобразные пути творчества, методики работы и основные, доминирующие над всем черты — непреклонная целеустремленность, проникавшая всю его жизнь, и огромная изумительная трудоспособность. Поражает прежде всего общее количество работ. Основное содержание образовавшегося целого архива К. Э. Циолковского составляет свыше 500 рукописей, лишь незначительная часть которых является подлинниками уже напечатанных работ, и около 150 напечатанных за 45 лет (1891-1935 гг.) книг, брошюр, журнальных и газетных статей. На первый взгляд поражает как бы чрезмерное обилие и разносторонность тематики, кажущаяся разбросанность творчества. На самом же деле все подчинено двум основным стержневым темам, теснейшим образом связано с ними или является производным от них. Эти темы — цельнометаллический дирижабль с изменяющимся об'емом и реактивные летательные аппараты, основное назначение которых он видел в преодолении ими межпланетного космического пространства.

Помимо того, подобно своему отцу-лесничему, всю жизнь работавшему над философическим трудом, который так и остался недоконченным, Константин Эдуардович написал большое количество работ из области философии, этики, социологии, которые в целом, по его мысли, должны были составить одно обширное произведение, которое он озаглавил «Космическая философия», оставшееся в «сыром», незаконченном виде. По количеству эти рукописи составляют около одной трети всех оставшихся рукописных работ. Напечатаны лишь небольшие выдержки из них.

Чрезвычайно характерно — как распределяются труды К. Э. по времени их написания. В этом отношении его литературное наследство делится на две крайне неравные части. Первая, обнимающая около 50 напечатанных произведений, включая сюда и журнальные статьи и 75 рукописей, написана в течение периода около 40 лет до Октябрьской революции, что дает в среднем, примерно, три работы в год. Это были годы бесплодной борьбы с рутинерами царской России за идеи дирижаблестроения и ракетоплавания, которых отпугивала «фантастичность» идей Циолковского, но которые, однако, не могли опровергнуть всей строго научной правильности и обоснованности его строго научных исследовании.

Вторая, несомненно большая часть оставшихся трудов, относящаяся к гораздо меньшему промежутку времени, — семнадцать лет, прожитых им при советской власти, — составляет почти 100 разных напечатанных работ1 и около 450 рукописей. Это дает в среднем свыше 30 работ в год, т.е. совершенно поразительную цифру, в особенности если преклонность лет нашего замечательного ученого, с его плохим здоровьем — результат тяжелых переживаний прошлого. Некоторые годы, как 1931-1934, поражают продуктивностью его творческой работы. Таким образом творчество престарелого ученого и изобретателя в этот замечательный период его жизни и деятельности, который он начал, имея за плечами 62 года, развернулось с такой широтой в результате той оценки и признания его трудов, которые он получил при советской власти. Он сам указал на это в своем письме на имя товарища Сталина, написанном за шесть дней до кончины представляющем завещание ученого, которым он все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передавал партии большевиков и советской власти, — «подлинным руководителям прогресса человеческой культуры».

Это число мы сейчас уточняем, разыскивая напечатанные статьи К. Э. Циолковского в различных журналах и газетах, которые почему-либо не прислали ему его статей в напечатанном виде. Возможно, оно окажется еще больше. — Б.В.

«Всю свою жизнь мечтал я своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь октябрь принес признание трудам самоучки; лишь советская власть и партия Ленина — Сталина оказала мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу уже будучи больным».

Вот где были подлинные и могучие истоки той несокрушимой энергии, силы и творчества, которые помогли ему преодолеть и болезнь, и старческие годы, и до самой смерти «продвигать человечество вперед». Не забудем, что одновременно с научными трудами и множеством популяризаторских статей, которым К. Э. вполне справедливо придавал огромное значение, — он писал, например, и в пионерских журналах, он являлся и руководителем практического осуществления его цельнометаллического дирижабля и держал теснейшую связь с нашими молодыми реактивщиками-инженерами, претворявшими в жизнь его идеи по созданию мощных заатмосферных ракет. Для осуществления его дирижабля верфью Дирижаблестроя давно уже организован и работает полным ходом специальный отдел, включающий и конструкторское бюро и производственную группу инженеров. Составление плана работ, разработка вопросов конструкции, теоретические расчеты, разработка технологического процесса во всем непосредственное руководящее участие принимал Константин Эдуардович, зная каждого инженера в отдельности и то и дело направляя коллективу инженеров инструктивные послания.

По содержанию печатных и рукописных работ К. Э. они разбиты на следующие разделы:

Аэростатика и дирижаблестроение, включающий 103 рукописи и 22 печатных работы.

Динамическое летание (аэроплан, полет птиц и насекомых) — 26 рукописей и 7 напечатанных работ.

Аэродинамика и гидродинамика, куда входит и его известный отчет Академии наук о его работах по сопротивлению воздуха, произведенных с аэродинамической трубой, впервые в России построенной в конце 90-х годов минувшего столетия. По этому разделу — 25 рукописей и 14 печатных работ.

Астрономия, геофизика, космос по этим вопросам сохранилось несколько наиболее ранних заметок К. Э. Трудов по этим вопросам в рукописном виде имеется более 150, в печатном — 15.

Реактивные летательные аппараты и межпланетные сообщения. Сохранившийся материал по этим вопросам указывает на бесспорный приоритет К. Э. Циолковского в разработке теории этих вопросов. Здесь имеется интереснейшая его работа от 1883 г., оставшаяся до сих пор неизвестной — «Свободное пространство» (рукопись 70 стр.), проливающая яркий свет на генезис его идеи космических путешествий, а также почти полностью подготовленный к печати обстоятельный труд «Стратосферные летательные аппараты», в котором лишь последняя глава осталась в незаконченном виде. Этот отдел включает 78 рукописей и 13 печатных работ.

По вопросам биологии, весьма интересовавшим Константина Эдуардовича как в связи с вопросами летания в природе, так и в связи с сверхвысотными полетами, имеются лишь рукописные труды в числе 18.

По вопросам философии, этики и пр., как мы уже указывали, имеется свыше 150 работ в рукописях и около 20, напечатанных в разное время, небольших брошюр и статей.

Имеется еще раздел (8-й) разных трудов, не вошедших в остальные разделы, но тем не менее органически связанных со всеми его работами. Сюда относятся статьи об освоении и обводнении жарких пустынь, о приборах по исследованию стратосферы, о компрессорах и прочее, всего около 70 названий.

Фотоснимок подлинного письма германского профессора Г. Оберта, одного из наиболее выдающихся работников реактивного летания, К. Э. Циолковскому. Подлинник хранится в архиве Циолковского в Дирижаблестрое

Останавливаться сейчас на отдельных трудах в данной статье нет возможности, так как один перечень всего литературного наследства занял бы место в несколько раз больше этой статьи.

Необходимо однако упомянуть об отделе переписки. Здесь имеются, например, интересные документы с точки зрения спорного признания его приоритета в части разработки теории реактивных летательных аппаратов. Таково, например, письмо германского профессора Г. Оберта, одного из наиболее известных ученых работников в области теории и конструктивной разработки реактивных аппаратов, от 24 октября 1929 г. (ввиду его несомненного принципиального интереса, мы воспроизводим здесь его фотографию). Из любезности к Константину Эдуардовичу, не знавшему немецкого языка, проф. Оберт пишет свое письмо в переводе на русский язык.


Фотоснимок чертежа первой в России аэродинамическом трубы, сделанной собственноручно К. Э. Циолковским. Подлинник хранится в архиве Циолковского в Дирижаблестрое

В нем говорится следующее:

«Многоуважаемый коллега!

Большое спасибо за присланный мне письменный материал. Я, разумеется, самый последний, который оспаривал бы ваше первенство и ваши услуги1 по делу ракет, и я только сожалею, что я не раньше 1925 г. услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошелся бы без тех многих напрасных трудов, зная Ваши превосходные работы» (подчеркнуто мною — Б. В.).

1Очевидно, надобно понимать «заслуги» — примечание Б. В.

В предшествующем своем письме от 18 сентября 1929 г. тот же профессор Оберт пишет не менее выразительно и образно:

«Вы зажгли огонь — и мы не дадим ему погаснуть, но приложим все усилия, чтобы исполнилась величайшая мечта человечества».

Эти слова служат лучшим ответом на большие тенденции кое-где за рубежом не признавать бесспорного первенства К. Э. Циолковского в данной области.

Оставленное Константином Эдуардовичем ценное литературное наследство скоро станет достоянием самых широких масс. В настоящее время принимаются меры к тому, чтобы дополнить его теми трудами К. Э., которые сохранились в других местах. Оно рисует нам четкий и прекрасный облик неутомимого борца-ученого, всю свою жизнь до самого конца посвятившего служению своей великой социалистической родине и всему человечеству. Его преданность любимому делу и веру в то, что он, умирая, передает его в самые надежные во всем мире руки, лучше всего характеризуют его последние слова телеграммы товарищу Сталину в ответ на полученное от него теплое и ободряющее приветствие:

«Благодарю вас, товарищ Сталин, нет меры благодарности. Уверен, знаю — советские дирижабли будут лучшими в мире!»