The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

20Пономарева

Вместо заключения.

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Мы вернулись из эвакуации вместе с заводом, на котором работал отец, летом 1944 года. Наши комнаты на Авиамоторной были заняты, и первое время (до 46-го года) мы жили у бабушки в Докучаевом переулке (от него сейчас остался маленький огрызок). В комнате размером 20 квадратных метров жили семь человек - нас пятеро (родители, я и два моих брата), бабушка и мамин брат дядя Саня. Правда, он почти все время был в командировках, но все равно трудно сейчас понять - как умещались?

Квартира была большая, коммунальная, раньше всю ее занимали бабушка и дедушка со своей семьей (детей у них было четверо), а потом их “уплотнили”, оставив две комнаты. Вторую комнату разделили пополам, получились клетушки, узкие и длинные, как пеналы. Их отдали маминым братьям, когда они женились. Так что я имела замечательную возможность жить в одной квартире и дружить со своими двоюродными братьями и сестрой.

С теми двумя годами жизни в Докучаевом переулке связаны у меня отрывочные, но очень яркие воспоминания.

До войны, когда мы - папа, мама и я - приезжали в гости и оставались ночевать, для меня строили ледокол “Ермак” - сдвигали вместе шесть стульев, стелили постель, и я на этом ложе почивала. Утром бабушка спрашивала: “Как прошло плавание?” Когда вернулись из Уфы, кровать из стульев сооружали для братьев, но никакого романтического наименования это сооружение не получило.

По ночам милиция ходила проверять квартиры - нет ли посторонних. Взрослые очень боялись этих проверок: мы жили без прописки и как раз и были этими самыми посторонними. К нам приходили раза три - среди ночи вдруг зажигался свет и начинались громкие разговоры. Проснувшись, я сильно пугалась - мы лежим, а в комнате стоит милиционер с суровым лицом, и неизвестно, что хочет сделать. Потом в коридоре долго не смолкал тревожный шепот. Но как-то все обходилось, а потом проверки, наверное, кончились. А может, наше положение легализовалось, и к нам перестали заходить.

Самым главным предметом в моей жизни был тогда репродуктор - большая черная тарелка на ножке. Только разве можно так говорить -предмет? Это была моя живая связь с миром. Замечательные тогда были радиопередачи - “Театр у микрофона”, “Клуб знаменитых капитанов” и другие.

Если “Театр у микрофона” выступал поздно, когда все спят, я пристраивала репродуктор на валике своего дивана, и он тихонько нашептывал мне в ухо какую-нибудь пьесу, оперу или оперетту - я все слушала. В час ночи передачи прекращались.

Передача “Клуб знаменитых капитанов” была самой любимой - было очень интересно и очень трогало душу.

За окошком снова прокричал петух,

Фитилек пеньковый вздрогнул и потух.

Синим флагом машет утренний туман.

До свиданья, вашу руку, капитан!

- пели на прощание капитаны, и я знала, что это они мне “до свиданья” говорят.

Тогда же на экраны вышел фильм “Пятнадцатилетний капитан” по Жюль Верну. Море, паруса, опасности, подвиги...

Пусть ветер завывает и ревет,

Пусть яростно он снасти наши рвет,

Знай, путь у нас один - вперед!

Все это увязывалось вместе, и все создавало настроение радостного ожидания - наверно, ожидания жизни...И поэтому, может, собралась я вскоре идти в капитаны дальнего плавания.

Хорошо помню салют в честь Победы.

К салютам мы были привычны, в последнее время они бывали часто - по случаю освобождения наших, а потом европейских городов, и мы перестали уже ходить “на салют”. Но это был особенный салют и особенный праздник. Мы пошли на Садовое кольцо, и сколько же было там народу! Все дома в городе, наверно, пустые стояли. Люди обнимались, смеялись и плакали. Не было тут ни одного человека, которому война не принесла бы горьких потерь. Бабушка тоже плакала: у нее погиб на войне один из сыновей...

А вскоре (не помню, когда это было) по Садовому вели пленных немцев. Мы с бабушкой ходили смотреть. Колонна была нескончаемой, все шла и шла, а потом вслед за ней поехали поливальные машины - мыли улицу. Мы стояли на тротуаре в густой толпе, толпа молчала, и это было очень страшно...

Я очень любила свою бабушку, но время от времени мы с ней жестоко ссорились: она была верующей, а я в своем пионерском детстве была воинствующей атеисткой. Какой-то миссионерский дух во мне горел: я стремилась обратить в атеизм и направить на путь истинный всех несчастных заблудших верующих. А верующей в моем тогдашнем окружении была одна только бабушка, вот ее-то я и “обращала”.

С удивлением и стыдом вспоминаю сейчас свои яростные наскоки на нее. Не помню, какие аргументы я приводила, - да и какие аргументы могут быть у невежества! Победителей не было: на поле боя оставались две до крайности взвинченные и одинаково несчастные женщины - старая и малая... Однажды бабушка вдруг спросила меня: “Как ты думаешь, почему за войну стало больше верующих?” И мы с ней в один голос сказали: “Да потому, что люди горя хлебнули!” И обе оторопели от такого буквального совпадения ответа. Несколько дней потом на нашем фронте было затишье - как-то не хотелось спорить...

Несколько позже добавилось у меня еще одно “достижение” на этой ниве. В какой-то год мы снимали дачу у вдовы солдата, имевшей двоих детей, мальчика и девочку примерно моего возраста (я была тогда классе в четвертом-пятом). Не знаю, верили они в Бога или нет, но нательные крестики носили. Конечно, я не могла этого пропустить и развернула антирелигиозную пропаганду. Они поддались моему напору и сняли крестики, а мать сильно потом на них кричала, и кажется, даже побила, а сама потом, я слышала, плакала... Мне она ничего не сказала, зато сказала мама. “Нельзя так беспардонно вмешиваться в чужую жизнь, - сказала она. - Ты после этих проповедей уедешь, а они в своей тяжелой жизни с чем останутся?” Я запомнила ее слова на всю жизнь, так они меня потрясли...

Потом мой атеизм стал бессодержательным и необременительным, а потом на этом месте образовалась пустота.

Хорошо, когда в душе есть много всякого, а не только одна-единственная идея, которая потому все и пожирает, что она единственная.

...А бабушкины иконы, когда она умерла, отнесли в церковь. Им не было места в нашем доме: отец коммунист, я комсомолка. Сейчас я нашла бы для них место в доме, как и в душе моей нахожу место для всякого разного...

* * *

С 1946 года наша семья жила на Соколе. Тогда это была далекая окраина Москвы - бесконечные кварталы частных деревянных домов. Наш восьмиэтажный дом единственный возвышался среди этих домишек, вокруг сады и цветники. Летом цветов было море!

Улицы между кварталами тенистые, тихие, без асфальта - просто утоптанная земля и трава, как в деревне. Ходили трамваи - “шестерка“ в Тушино и “двадцать первый” в Щукино к Москве-реке. Летом мы ездили туда купаться. Тогда жива еще была речка Таракановка - хоть и маленькая, но настоящая речка, ее переходили по мосткам.

Возле знаменитой сейчас церкви было кладбище, темное от больших деревьев, наверное, очень старое. Трамвайная остановка недалеко от церкви называлась Всехсвятское, а села Всехсвятского уже не было. Улицы за Всехсвятским носили имена художников - улица Поленова, улица Врубеля. Стояли на них особняки, были магазинчики, одноэтажные, деревянные, деревенского типа. Когда я бывала там, то всегда, глядя на какой-нибудь особняк, удивлялась: да как же это возможно, чтобы в таком большом доме жила всего одна семья, пусть даже и известного художника? Психология коммуналок - мы тогда в коммуналке и жили, только, по-моему, их так не называли.

Совсем недалеко, в двух трамвайных остановках, - Покровское-Стрешнево, большой дачный поселок и железнодорожная станция. В поселке было много красивых домов типично дачной архитектуры, со всякими балкончиками и террасками.

А железнодорожная станция!

Сколько тонкого очарования было в зеленом флигелечке, украшенном затейливой резьбой, с зеленой же островерхой крышей. Станция стояла на горке, вниз к платформе вела крутая тропинка, а рядом пруд. Тогда он был большой и чистый. И огромный парк. Осенью в пруду плавали рыжие и красные листья - в парке было много кленов.

С этой станции я ездила на дачу - мы всегда снимали дачу на лето. Иногда жили на даче и в сентябре, и тогда я ехала туда вечером, после занятий в институте. И этот контраст - станция островком яркого света, а со всех сторон чернота и отражение фонарей в черном пруду - одно из счастливых воспоминаний юности.... Окна в вагонах поезда казались такими яркими и уютными... И настоящий черный паровоз!

И ведь кому-то это было нужно - построить этот островерхий флигелек “далеко от Москвы”! И все станции на железной дороге были тогда разные.

А сейчас, в какую сторону ни поедешь, хоть на восток, хоть на запад, на остановках везде одинаковые будки из стекла и бетона. Может быть, и есть в них индустриальная красота, как в полотнах Леже, но нельзя же, чтобы везде было все одинаково! Нельзя, приехав в Южно-Сахалинск, увидеть те же Черемушки. Да я даже в Кабуле их увидела! Что же будет с нашей душой, если мы везде будем видеть одно и то же...

Но тогда ни о чем таком я, конечно, не задумывалась, приходила на станцию, покупала билет (а может, и не покупала, не помню), садилась в поезд и ехала. И красота входила в душу. Она и поныне живет там - я все помню...

Сейчас это все куда-то делось - и речка Таракановка, и сады, и кладбище, и этот флигелечек... Зато, как по знаку волшебной палочки, появились Песчаные улицы, многоэтажные дома и асфальт, асфальт, асфальт... Где-то я прочитала, что человек выбирает самые прекрасные уголочки природы - и асфальтирует их...

На дачу выезжали каждый год - мама считала, что “детей на лето надо вывозить из города”. Хотя город был совсем не такой, как сейчас.

О довоенной дачной жизни у меня сохранилось только одно смутное воспоминание: обрывистый берег реки, склонившиеся до самой воды кусты с узкими листьями и странное слово “омут”. И мамин голос:

Где гнутся над омутом лозы,

Где жаркое солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

“Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать.

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать”.

И ощущение обмана и опасности.

После войны дачу снимали сначала недалеко в дачных поселках (начали с Опалихи) и так, чтобы было близко от станции, потом, по мере того, как это становилось дороже, забирались все дальше и снимали дом или полдома в какой-нибудь деревне: по одежке протягивали ножки.

Я прикипела душой к этой дачно-деревенской жизни с самого первого дачного утра в Опалихе летом 46-го года, когда, проснувшись, увидела солнечные квадраты на белых половицах пола. И нет на земном шаре лучше речки, чем Истра, и нет красивее мест, чем эта “среднерусская, сердцу близкая”...

Когда я была студенткой, дороговизна загнала нас уж совсем далеко: несколько лет подряд мы жили в деревне Павловское-Лужецкое, километрах в четырех-пяти от станции Манихино, у одной и той же хозяйки тети Нюры Дудаткиной, вдовы солдата с двумя мальчишками примерно того же возраста, что и мои братья. И жили мы вроде как одной семьей.

Выезжали из города в конце мая, как только братья заканчивали школу. А у меня занятия в институте были до конца июня, так что я ездила туда-сюда. Вставать приходилось ни свет, ни заря. Бежишь на станцию по деревне - а она длинная, с километр, - ежишься от утреннего холода. Времени, конечно, в обрез. Еще, глядишь, гуси пристанут - вожак вытянет шею над самой землей, зашипит и побежит за тобой, а за ним все стадо. Неудобно вроде бояться гусей, но я боялась - они меня в детстве, еще до войны, “щипали”. И, наверное, есть во мне что-то, раздражающее гусей, потому что они не раз устремлялись за мной в погоню.

Так вот, бежишь рысцой, опаздывая на электричку, и клянешь на чем свет стоит эту чертову дачу... Но выскочишь на “бетонку”, и дух захватит: такая открывается красота... Местность там холмистая - пригорки, впадины, где лес, где поле, где луг, и все в непередаваемом утреннем освещении...

Много таких картин накопилось у меня за те годы - не воспоминания, а именно картины, и мне их иногда “показывают”: холмы в утренних красках, березовую рощу на пригорке, овраг за околицей, заросший малиной и крапивой. Мы ходили туда “на трубу” за водой - там был родник, и утоптанная земля около него была ледяная - спускаешься в овраг с жары, и сразу по телу бегут мурашки... Сохранилось несколько “зарисовок” с Истры - в разные годы жили в разных местах, но всегда так, чтобы можно было ходить купаться.

В Нахабине, в деревне Павловское, напротив “нашего купания” на другом берегу реки был интернат, где жили “испанцы” - дети участников гражданской войны в Испании. Когда они приходили купаться, на реке стоял веселый гвалт, они бегали, смеялись и брызгались. Но мне было их жалко: мне казалось, что это невозможно и бессмысленно - жить так далеко от своей страны.

Не знаю, почему, но “на их сторону” мы никогда не ходили, хотя невдалеке была плотина и можно было перейти на тот берег.

В одном месте по дороге на речку был небольшой, но крутой бугор, как маленькая гора, на нем росли сосны. Мы взбирались на него, хватаясь руками за траву и корни. Было хорошо сидеть на нагретой хвое, и земляника там росла крупная и сладкая.

И сеть овражков “на задах” в Жевневе, звенящий зной и одуряющий аромат разноцветья - я знаю, что это избитые слова, но зато очень точные. И трава по колено - тропиночка узкая, идешь, а трава хлещет по ногам. И стоит звон - это кузнечики потирают лапку о лапку, так я знала и так объясняла младшим. А слово “цикада” было мне тогда неизвестно (как и сейчас).

И темные еловые, и светлые лиственные лесочки, и поляны, и рощицы, и все, что только может выдумать лес. И огромные опасные леса.

Хозяйка рассказала, что ее маленькая дочка ушла однажды в лес и пропала. Хватились через несколько часов, искали не один день всей деревней, прочесывали лес цепью, но так и не нашли. Это наводило на меня ужас. Помню, в какой панике метались мы с хозяйкой и по деревне, и по задам, и по краю леса, когда у нас пропала Татьяна (а было ей тогда годика четыре). “Ну, все, сейчас будем бить в рельсу”, - сказала хозяйка, но тут Татьяна нашлась.

Помню деревенские колодцы и всегда радуюсь встрече с ними.

* * *

С колодцем связана у меня маленькая история - когда мне было лет двенадцать-тринадцать, я собиралась спуститься в него за утопленным ведром. Случилось так: ни карабина, ни крючка никакого на цепи на том колодце не было, ведро привязывали принесенной с собой крепкой веревочкой. А в тот раз веревочки у меня не было, и я вынула ленточку из косички. Мне хотя бы сложить ее в несколько раз! До сих пор встаю в тупик, вспоминая эту историю: я знала, что ведро оторвется! И все равно сделала так, как сделала. Почему?

Ведро, конечно, утонуло, а я испугалась - скоро приедет из Москвы мама и попадет мне по первое число. Да и ведро... И я решила лезть за ним: сяду в ведро (другое, привязанное уже крепко), а мои друзья и подруги опустят меня вниз, до воды. О том, что буду делать, достигнув воды, не думала.

До сих пор помню свой страх. Это был даже не страх, а какой-то темный ужас перед неизбежным. Помню огромное, ни с чем не сравнимое облегчение, когда, крича и размахивая руками, прибежал кто-то из взрослых и задал всем трепку.

Вот такая была история. И “колодец” для меня не просто слово, случайно захваченное с собой из детства. Колодец - это колодец.

Сейчас меня иногда спрашивают: “Как вы считаете, состоялась ли ваша жизнь?” И мне приходится отвечать - в первую очередь себе. Я понимаю - писатели и музыканты могут на склоне лет вопрошать: состоялась ли моя жизнь? А я романов не пишу, кантат не сочиняю. И разве может “не состояться” простая, обыкновенная человеческая жизнь? Абсурд какой-то.

А вот поди ж ты, передо мной нет-нет да и встает такой вопрос. И тогда я заглядываю в свою жизнь, как в сумрачный гулкий колодец. Страшно. Черная вода в глубине неподвижна. Если бросить камень - пойдут круги. И чем откликнется, как отзовется колодец?

Счастлив тот, кто, заглянув в колодец своей жизни, ощутит идущую оттуда прохладу и увидит отраженный в его глубине солнечный свет. А если не так?..

* * *

Что еще о даче? Темные августовские вечера - сейчас таких не бывает. Мы сидим либо на порожке, либо на чьих-нибудь бревнышках (если не у нашего забора, то у соседнего обязательно лежали “бревнышки”, и на них сидели - сначала взрослые с детьми, потом пары). Чаще всего мы сидим с мамой вдвоем (младшие уже спят), смотрим на черное бархатное небо и на звезды и говорим о чем-нибудь хорошем. Часто говорим о том, какая хорошая скоро будет у нас жизнь - какие-то личные “пригорочки” впереди просматривались.

Звезды падают.. Мама говорит, что если успеешь загадать желание, пока падает звезда, оно обязательно сбудется. Кому кто, а мне это рассказала мама.

А пригорочки те, где ждала нас хорошая жизнь, так и затерялись в тумане...

В городе живешь как в коробке, переходишь из одной коробки в другую - из коробки квартиры в коробку троллейбуса или вагона метро, потом в коробку конторы и обратно. А в деревне живешь в пространстве. Все твое - лес, поле, речка. И дали, и шири! А вечером все небо видно. И все звезды. Может, это смешно, но, когда жили в деревне, всерьез боялись грозы - все забивались в дом, закрывали окна ставнями и сидели притихшие, слушая удары грома. Это правильно - грозы надо бояться: это осознание того, что в природе существуют силы, гораздо более могущественные, чем человек со всей его техникой. И таинственные: почему молния ударила в этот дом или в это дерево, а не в соседнее? Это и было страшно - кого она выберет?

Грибы и ягоды, которые мы собирали, были для нас существенным подспорьем. Варенье из малины и черной смородины “доживало” до следующего лета, и, когда я оставалась в Москве, никакой еды, кроме хлеба и варенья, у меня не было. Мама, наверное, расстраивалась по этому поводу, но “жить на два дома” не было возможности, и мы обходили эту ситуацию молчанием, как и другие подобные.

В последние годы “дачной жизни” мне приходилось таскать со станции тяжелые сумки с сахаром и крупой - свободных денег, чтобы купить необходимые продукты на все лето, не было. Отец получал очередную получку, я покупала сахар, гречку, перловку и остальное, что сказано, и тащила от станции в двух сумках: носить рюкзак научилась позже. Признаюсь, раздражалась на всю эту дачную жизнь, хотя понимала - что же тут сделаешь! И все равно - жить в деревне было замечательно!

Наверное, мой далекий предок был лесной человек - я очень люблю лес. Конечно, люблю море, люблю смотреть на горы - на них можно смотреть бесконечно. Но это - не мое: я - из леса. И очень неравнодушна к деревьям...

А может, все дело в том и заключается, что мама считала, что “детей надо вывозить на лето из города”. И как же жить без всего этого? Без леса, без речки, без травы на пригорке, без росы по утрам, без вечерних туманов? Как читать Есенина? Как любить родину? И как сформируется душа на асфальте?

Мне кажется, что современный город и полюбить-то нельзя - это что-то огромное, бетонное, безликое (“Чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй”). А раньше - я жила в своем городе и жизнь города была частью моей жизни. Когда открывали новую станцию метро, толпы москвичей приезжали ее смотреть. У каждого была любимая станция (у меня - Маяковская), метро было наше, так же как улицы и дома. Я очень любила ходить пешком по Москве, любила старые улицы и переулки. Между прочим, домов прекрасной архитектуры в Москве не меньше, чем в Ленинграде!

* * *

Сейчас понимаю - всегда жили бедно; до войны, наверное, лучше, чем после войны. До войны у нас даже была домработница, хотя я и ходила в детский сад. Отец был, как тогда говорили, “итээром“*, и наверное, представителям этого социального слоя полагалось иметь домработниц. А после войны и разговора о домработнице не было, хотя нас, детей, было уже четверо. Мама не работала, работал один отец. Он был кормильцем (давно забытое в нашем социалистическом образе жизни понятие): семья из шести человек, хоть и очень скудно, могла существовать на его совсем не большую зарплату начальника цеха.

*ИТР - инженерно-технический работник. - Ред.

Как ни странно, эта наша скудная до нищеты жизнь казалась мне естественной - может быть, потому, что тогда все жили бедно. Вернее сказать, сразу после войны было еще ничего: еще были карточки. Хлеб тогда продавали на вес, разрезая огромным острым ножом, смонтированным на прилавке: продавщица за ручку поднимала лезвие из гнезда и опускала на буханку. В булочной кроме “прикрепленных” всегда толкался какой-то народ, они подходили и спрашивали: “Девочка, хлеб не продаешь?” Я продавала: хлеб у нас оставался, а денег всегда не хватало.

Как жаль, что слова исчезают из обихода, а какое чудесное было слово “довесок”! И вкусное: как хорошо было не спеша брести домой, жуя по дороге свежий ароматный довесок с хрустящей корочкой! В 40 - 50-х годах слово “довесок” имело хождение не только в своем изначальном смысле. В пионерских лагерях, куда я, начиная класса с пятого, ездила каждое лето, в отрядах всегда были один-двое детей младшего возраста -дети сотрудников или их родственников, - и их звали “довесками”. Когда Саша или Маша шалили, им говорили: “Ах ты, довесок! Вот я тебе!”

А в 47-м и 48-м годах было голодно. Мама варила на воде жидкий рисовый супчик, заправляя его парой яиц, и это была еда на весь день. Помню, мне очень жалко было отца...

В какой-то момент вдруг исчез хлеб. В наших окрестностях вместо трех или четырех работала одна булочная, а в булочной, в большом торговом зале, была всего одна продавщица. И очередь была длинная-предлинная, и двигалась, как на похоронах, медленно и в полном молчании. И в этом полном молчании, когда мы вошли уже в магазин, я во весь голос спросила: “Мама, а почему одна продавщица?” На меня оглянулись, а мама ничего не ответила. Что-то зловещее было во всем этом... Но очень скоро, дня через три, хлеб снова появился, а страх забылся.

После школы я собиралась работать, но родители и слышать не захотели: само собой разумелось, что буду учиться дальше. Но стипендию я обязана была получать. И получала, с третьего курса - повышенную, и всю отдавала маме.

Да, в общем, очень уж богатых среди моих однокурсников и не было. Многие ребята ходили на лекции в заплатанных штанах, и не так, как это было модно одно время. А просто - сзади на брюках вместо вытертого места были встрочены большие квадраты. И никого это не смущало. Многие ребята были из других городов, они жили в общежитии. А москвичи, которые были посостоятельней (и жили в центре города), приносили с собой бутерброды с колбасой, и когда они их разворачивали, какой дух распространялся по аудитории! Конечно, они угощали соседей, но я, может, с тех пор, могу есть в присутствии других людей, только когда едят все. А если на всех нельзя разделить, лучше помру с голоду возле бутерброда!

Вообще жизнь была простой: в студенческом буфете основным, а может, и единственным блюдом был винегрет. Мы брали две порции и хлеб, и это был обед, да какой вкусный! И винегрет я обожаю по сию пору!

И все равно мечта лежала земной тропинкой у наших чиненых туфелек и ботинок. Мне кажется, массовое сознание молодого поколения предвоенных лет нашло очень полное и яркое художественное отражение в поэме Маргариты Алигер “Зоя”: это ведь оттуда -

Пусть мечта земной тропинкой ляжет

У чиненых туфелек твоих.

Все, за что товарищи боролись,

Все, что увидать Ильич хотел,

Чтоб уже не только через полюс -

Вкруг планеты Чкалов пролетел,

Чтобы меньше уставала мама

За проверкой письменных работ,

Чтоб у гор Сиерра-Гвадарама

Победил неистовый народ.

Чтоб вокруг сливались воедино

Вести из газет, мечты и сны.

И чтобы папанинская льдина

Доплыла отважно до весны...

Гражданская война в Испании и первая научная станция на Северном полюсе во главе с И.Д.Папаниным были уже историей, у моего поколения были другие реалии. Но основное осталось тем же: вести из газет, мечты и сны - да, сливались воедино! И еще: “Окнами на юг стояла школа, вся из света, смеха и стекла”. Такой я и помню свою школу: большие, ярко освещенные окна, а уж смеха... Мы росли жизнерадостными и готовились быть счастливыми...

* * *

Сколько у нас ругали богатство и превозносили бедность! А теперь вот я поняла: ничего хорошего нет - жить в бедности. Вот мама у нас, когда случалась какая-то необязательная с ее точки зрения трата, всегда сокрушенно вздыхала и говорила: “Килограмм яблок можно было купить!” А если можно было купить не килограмм, а два, то это было для нее уж совсем большое огорчение...

Бедность может быть, но она должна кончаться.

На какое-то время (наверное, в конце 50-х) показалось, что будем жить в достатке: мы с Ю. закончили институт, начали работать. У меня была высокая по тем временам зарплата - 1300 рублей, у Ю. примерно столько же. Жили тогда на Соколе у моих родителей одной семьей, мама брала с нас на питание по 300 рублей (после реформы по 30) - сказала, что этого достаточно. И мне казалось, что у нас куча денег! И действительно, появилась возможность что-то покупать. После хрущевской реформы денег сразу стало меньше, это очень почувствовалось. А потом все пошло под горку...

Женские журналы в 70-е, что ли, годы начали усиленно рекомендовать нам “освежать” свой гардероб без затрат (имелось в виду, денег). Уж это-то было нам знакомо: в войну и после войны только так и можно было “поиметь” какую-нибудь одежку, без конца что-то перекрашивалось и перешивалось. У нас этим занималась бабушка, папина мама. “Новое” платье, сшитое из двух старых, называлось “комбинированное”. Было у меня такое платье, очень красивое, бежевое с коричневым. Правда, бежевые детали были кое-где подштопаны, но если специально не приглядываться, то и не видно: бабушка наша была большая мастерица. У меня есть фотография, где я, уже замужней дамой, и в этом платье.

Помню, в конце войны и в первые год-два после войны в школе выдавали талоны на одежду и обувь (назывались “ордера”). Учительница спрашивала, кому нужно то или это, и девочки поднимали руки. Рук, конечно, было больше, чем талонов. Я почему-то стеснялась поднимать руку, но иногда мама говорила - если будет то-то, попроси. Приходилось. А у одной девочки из нашего класса - до сих пор помню! - была настоящая пестренькая шерстяная кофточка!

Но вернемся в 70-е годы. Все усиленно занялись шитьем и вязанием, и я без конца что-то перекраивала и перешивала. Например, собрала из своей старой (колонковой, правда) шубы полушубок - тогда как раз была самая на них мода. Хотела отдать в ателье, но мне сказали - выйдет две шапочки, и не больше. Ну, я и взялась сама - глаза страшатся, а руки делают... Смешно сказать, я даже гордилась этим своим умением - из ничего сделать конфетку (я и обед умею приготовить из ничего).

По правде сказать, умелостью рук гордиться не грех, но, боже мой, сколько же я тратила на это времени и сил! И так бы я и пребывала в своей глупой гордости, если бы судьба не свела меня с людьми другого склада и другого поколения. Валя Руденко, кинорежиссер, посмотрев однажды на мой “новый” наряд, сказала: “Ну, шо, это вы из старенького платьица новенькую кофточку сделали? Подумайте, на что вы жизнь тратите!” Я подумала и ужаснулась - огромные куски жизни на распарывание и перекройку старья!

Хотелось бы понять - что, женские журналы действительно стремились помочь? Или морочили нам головы? Ну, не может простая советская женщина угнаться за модой - нет у нее столько денег! А за счет своего труда, за счет сна и отдыха - это пожалуйста.

Да уж, чего мы никогда не жалели, так это своего труда и времени. Можем, например, отциклевать 56 кв.м паркета с помощью стеклышка. И не думайте, что “стеклышко” - это какой-то сверхсовременный инструмент, это просто осколок оконного стекла. Сидишь на полу и... Зато потом как красиво!

Вот и с дачей: в 80-м году мы получили садовый участок и начали строить дом. Но, как все в нашей действительности, эти дачи строятся при тотальной нехватке и денег, и времени, и сил, и всего, что нужно. И эта “стройка века” превращается в мучение. Но даже когда дом (скорее домик) построен, это все равно не дача: она по-прежнему забирает все время и все силы. В саду и в огороде все время что-нибудь пропадает -то клубника, то морковка, и работа в саду превращается в непрерывную спасательную операцию.

А раньше, когда не было дачи, ездили за грибами не один раз за лето и осень. Это был праздник души! Ездили в разные места, иногда далеко, и обычно выезжали с ночи, чтобы к рассвету быть на месте и наготове.

Встречаешь рассвет (кто это сказал - “достойные рассвета”?), а потом целый день ходишь по лесу. Если осень - под ногами шуршат листья. Если с ночевкой - костер и искры на черном небе... Сколько же грибов я насолила и насушила за свою жизнь! Однажды привезли из-под Ярославля целую машину чернушек, и я замачивала их для холодного соления в ванне.

А теперь - дача. И за грибами больше не ездим. Уткнешься с утра носом в грядку и ничего не видишь кругом до самого вечера. Соловьи, конечно, весной по-прежнему поют и звезды по-прежнему зажигают, но кому это теперь нужно? Мне кажется, немногим...

Мы сделали на даче костровище, сидим вечерами у костра, но ноги “гудут” - и не так, как от хождения по лесу. Сидишь у костра и вместо того, чтобы бездумно смотреть на искры, прикидываешь: завтра я сначала сделаю то, а потом это... Удивительным образом все у нас превращается в свою противоположность: дача - чтобы отдыхать, а я работаю. Да еще неискоренимая привычка делать все своими руками - тоже, наверное, от бедности. Молодое поколение устроено не так: помню, как-то я сказала Кириллу, когда он в середине дня соизволил проснуться и выполз из дома: “Вот, Кирилл, ты дрыхнешь, а ведь кто рано встает, тому Бог дает. Я уже и клубнику полила, и морковку прополола!” Он зевнул и ответил: “Ну, и что он тебе дал? Работу!”

Советская женщина, как царь Эдип: у того все, к чему бы он ни прикоснулся, превращалось в золото, а у нас любая перемена в жизни приводит к увеличению количества потребного труда. И просвета не видно. Вот уж действительно: “Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд. Но кони все скачут и скачут, а избы горят и горят...”*

*Н. Коржавин. - Ред.

* * *

Во время подготовки к полету к нам в Черемушки в выходные дни иногда приезжали девчонки. Ни у кого из них не было еще своей семьи и дома и, стало быть, своего хозяйства, и я, как могла, старалась “ублажить” их домашней кухней. Татьяна до сих пор вспоминает мои котлеты...

Да уж, котлеты сопровождали меня всю жизнь, мама готовила их постоянно - ничего другого мы не могли себе позволить. Котлеты она делала большие, в ладонь, и очень вкусные. Когда Ю. защитил диплом, он попросил: “Раиса Ивановна, сделайте мне вот такую котлету!” И она жарила ему котлету во всю сковородку. Все женское население квартиры - две соседки, две их дочки, бабушка, ну, и я, конечно, сбежались смотреть, как она будет ее переворачивать. Было большое веселье и куча советов, как на Красной площади.

Ну вот, и я в свою “взрослую” жизнь принесла пристрастие к котлетам. И еще - умение обходиться без необходимого: тогда это и было самым необходимым...

Начав жить самостоятельно, поняла, что наша мама всю свою жизнь героически сражалась с бедностью. Всю-то жизнь - тяжелая нужда и тяжелая домашняя работа... И у нее никогда ничего не было. Когда я окончила десятый класс и мне подарили наручные часы, она сказала: “А у меня часов никогда не было.” Без сожаления и без упрека - просто констатировала факт. Она никогда не ездила отдыхать в санаторий, никогда не видела моря. Став взрослой, я не раз ощущала уколы совести: а у мамы этого не было...

Из всех нас мама была самой жизнестойкой и самой жизнерадостной. Я так и не смогла понять, откуда у нее брались запасы жизненных сил и жизнерадостность. Жизнерадостность-то - откуда? При всей своей тяжкой жизни она охотно смеялась, ее легко было обрадовать, и она была полна доброжелательного интереса ко всему и ко всем. А наивысшей жизненной ценностью для нее всегда были дети: в доме, можно сказать, был культ ребенка. И из родительского дома я вынесла убеждение - для того чтобы дом был теплым, в нем всегда должен быть маленький ребенок.

И хоть мама была, как я (стесняясь этого) писала в анкетах, “домашняя хозяйка” и всю жизнь занималась детьми, мне она такой судьбы не хотела: когда пришли ко мне одноклассницы поздравить с рождением сына и одна из них сказала: “Ну, вот, ты уже написала свое главное произведение” (вспомнив, что в школе меня прочили в писатели), - маме это очень не понравилось.

Не так давно произошел у нас с ней любопытный разговор: с осуждением в адрес “перестройщиков” она сказала:

- А вот раньше у нас не было бедных...

Я спросила ее:

- Мама, а ты какая была, богатая?

- Нет, - сказала она, - не богатая...

- А какая?

- (После длинной паузы). Не знаю...

Опять пауза, и с нажимом:

- Но бедных у нас не было!

Я тогда так же думала, не считала, что мы “бедные” и от меня закрыта какая-то часть ослепительного будущего. Открывались впереди такие горизонты и такой простор, что дух захватывало! И пробуждались в душе “непомерные прихоти”, которые и привели меня сначала в аэроклуб, а потом в космонавтику.

Как царь Мидас - Хл.
в начало
назад