The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

4Пономарева

Глава 4.

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ...

В конце 50-х и начале 60-х годов в научно-фантастической литературе наряду с обычной космической тематикой - о полетах к звездам, о встречах с “братьями по разуму” и прочем - зазвучала тема, близкая к текущим делам космонавтики и потому особенно для нас интересная - о том, кого и как отбирают в космонавты и как готовят к полетам. Об этом писали многие авторы, например, Станислав Лем (вспомним курсанта Пиркса).

Все это прочитывалось с живейшим интересом и, конечно, примеривалось на себя - а что бы вышло? Например, пробный полет курсанта Пиркса, когда во время имитированного полета, то есть тренировки на тренажере, о чем он, кстати сказать, не догадывался, ему предъявляются нештатные ситуации повышенной сложности (а попросту говоря, невообразимо трудные).

Пиркс справляется, а как бы я? А другие?

Или “сумасшедшая ванна”: на лицо накладывают парафиновую маску с трубочками для дыхания и погружают в соленую воду, чтобы тело находилось в невесомости. И вот бедный Пирке, лежа в ванне, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не чувствовал - и наступил момент, когда он начал “распадаться”. Ведь жуть сплошная!

В другой книжке, кажется, американской, прочла про любопытное “комплексное исследование”: испытуемого нагревают, охлаждают, кувыркают, загоняют в лабиринты, в каналы с ревущими потоками воды, сталкивают с какими-то чудовищами, с машинами, заставляют решать всякие головоломные задачи... В изумлении и тихом ужасе я думала: Боже, да кто ж способен все это вынести и преодолеть?! И где их таких искать?

Ответ на вопрос “где их таких искать”, то есть из какой профессиональной категории отбирать кандидатов в космонавты, сомнений не вызывал: из военных летчиков-истребителей, потому что сама профессия проверила их не хуже, чем “сумасшедшая ванна” курсанта Пиркса.

Вопрос “как готовить” на первых порах заменили вопросом “к чему готовить”.

ЧТО нас ТАМ ожидает?

В первых полетах надо было узнать, как отнесется космос к человеку - не убьет ли его, не лишит ли рассудка? На организм космонавта будут оказывать воздействие “факторы космического полета”: при выводе на орбиту - перегрузки, шумы, вибрации; на орбитальном участке - невесомость, замкнутый ограниченный объем, оторванность от Земли; при спуске на Землю - перегрузки после состояния невесомости и, возможно, повышение температуры воздуха в кабине. Сможет ли человек все это перенести? Это был первый, самый главный вопрос. А если да, то сможет ли он там работать? Это был не менее важный, но все же второй вопрос.

Структура Центра подготовки космонавтов соответствовала такой расстановке приоритетов: главной задачей была медико-биологическая подготовка, т.е. подготовка организма космонавта к воздействию факторов космического полета, и основную часть специалистов составляли “медики” - физиологи, психологи, врачи, преподаватели по физической подготовке.

Преподававшийся нам курс “Основы космической медицины (обеспечение жизнедеятельности в космическом полете)” по объему был самым большим из всех теоретических дисциплин (такой же, как марксистско-ленинская подготовка!).

На занятиях нам рассказывали, какое воздействие оказывают факторы космического полета на человека - на отдельные органы и системы и на организм в целом. Рассказывали то, что знали, но и сами-то знали тогда не так уж много: космическая медицина была совсем молодой отраслью науки и находилась на этапе становления. Экспериментальные исследования на животных проводились с начала 50-х годов и дали уже обширный материал, но было еще очень много неясного. Нас, правда, в это не посвящали, я узнала о том, с чего начиналась и как развивалась космическая медицина, гораздо позже и поразилась - сколько же было совершенно новых проблем, к решению которых даже не знали, как подойти!

Но самой большой проблемой была невесомость. В отличие от других факторов космического полета она была явлением новым и неизвестным - на всем протяжении эволюции человек с ней не сталкивался. Перегрузки, шумы и вибрации, одиночество и изоляция имеют, можно сказать, земные корни, человек так или иначе встречается с ними в обыденной жизни. И их можно моделировать в земных условиях. Перегрузки - пожалуйста, какие хотите, для этого есть центрифуга. Шумы и вибрации - нет проблем, шум сопровождает нас всю жизнь, а вибростенд может вытрясти из тебя не только душу, но и камни из почек (если есть то и другое). Изоляция -сколько угодно, можно предложить несколько вариантов на выбор.

А вот невесомость в земных условиях моделировать сложно, все применяемые способы несовершенны - одни создают невесомость на очень короткое время, другие очень приблизительно.

В наше время” существовал только один способ моделирования невесомости - полет самолета по параболической траектории. Невесомость на самолетах получается “чистая”, но короткая.

Мы “летали на невесомость” на истребителе МиГ-15 - за один полет самолет успевал сделать три-четыре горки, на каждой из них состояние невесомости длилось около сорока секунд. Что можно успеть за сорок секунд! Задания были несложные: на одной горке - “проба письма”: написать имя, фамилию, дату и поставить подпись. Этот образец на предмет выявления нарушения тонкой координации движений сравнивался потом с тем, который был сделан перед полетом. На другой - попробовать “космическую пищу” из тубы, на третьей - проверить качество передачи речи: надо было сказать по рации заданную фразу. Ну, и, конечно, самонаблюдение.

Возвышенных чувств, которые мне обещали перед полетом, я не испытала, но тому, что предметы в кабине действительно плавают, все-таки поразилась, хоть это и было “предусмотрено”.

Позже сделали летающую лабораторию на базе Ту-104, в его салоне можно свободно “плавать” и отрабатывать элементы полетного задания, но невесомость на каждой горке длится всего двадцать секунд.

В 1965 году в Центре построили гидробассейн, в котором космонавты отрабатывают технологию работ в открытом космосе в условиях “гидроневесомости”. Тут работай сколько хочешь, но невесомость “с изъяном”.

Проводились тренировки на повышение устойчивости вестибулярного аппарата: считалось, что чем она выше, тем лучше человек будет переносить длительное воздействие невесомости. Находились, однако, скептики, утверждавшие, что вестибулярную устойчивость выработать нельзя - она или есть у человека, или ее нет. Но на нашей жизни эти теоретические разногласия никак не отражались: каждый божий день мы открывали дверь с ненавистной табличкой “Лаборатория вестибулярных исследований”.

Почти со всеми стендами и приспособлениями для вестибулярных тренировок мы познакомились в госпитале, нового было мало. Самым устрашающим был стенд под названием “Ротор” - кабина, которая вращалась вокруг всех трех осей, его часто показывали в документальных фильмах. К человеку, который находится внутри во время быстрого беспорядочного вращения, испытываешь благоговейное уважение. К моменту моего появления в Центре стенд перестали использовать и вскоре демонтировали (вероятно, сочли воздействие чрезмерным), и мне не довелось его опробовать, а Валя и Ира вращались.

Был еще один стенд - опто-кинетический раздражитель, в просторечии барабан - круглая такая палаточка, внутри кресло на неустойчивой опоре (на трех резиновых подушках, надутых воздухом), стенки внутри расчерчены наклонными черно-белыми полосами. Тебя сажают в кресло, дверь закрывают, и барабан начинает вращаться. Возникает иллюзия, что барабан стоит на месте, а вращаешься ты, и твоя задача сохранить равновесие - не качаться слишком сильно и тем более не упасть (вместе с креслом!). Испытания идут с записью физиологических функций, тренировки - без записи.

Переносимость перегрузок проверяли на центрифуге. Своей центрифуги, как и многого другого, у нас тогда не было, и нас возили “вращаться” в Томилино, на завод, где изготавливают скафандры.

Дорога туда и (особенно!) обратно не лишена была приятности: ехали в “рафике” по кольцевой, Москва в то время к ней еще не подобралась, и по обеим сторонам почти везде был лес. В одном месте - совершенно великолепная рыжая дубовая роща: на дворе стоял сентябрь. Я здоровалась с ней, просила помочь, а когда ехали обратно, благодарила - просто за то, что она есть и стоит тут. Эта роща и сейчас жива, и я всегда радуюсь встрече с ней.

На теоретических занятиях по медико-биологической подготовке нам рассказали, что перегрузки могут быть продольные (в направлении от головы к ногам или наоборот) и поперечные (грудь - спина). Продольные переносятся плохо, так как вызывают нарушение кровообращения, в особенности “отрицательные” - от ног к голове. Поперечные переносятся легче, поскольку нарушения кровообращения практически нет.

Как выяснено при наземных исследованиях, человек без ущерба для здоровья может переносить достаточно большие поперечные перегрузки: десятикратную в течение трех минут, трехкратную - в течение шести. Но мы уже знали (нас “просветили” ребята), что это все теории, а на самом деле испытания тяжелые, и уже есть “пострадавшие”: после испытаний на центрифуге списали Толю Карташева. На спине у него после вращения образовались “петехии”, то есть точечные кровоизлияния, что говорило о недостаточной “прочности” кровеносных сосудов.

Схема испытаний была такая - в первый раз два ознакомительных вращения: четверка (перегрузка четыре единицы) и шестерка, каждая длительностью две минуты. Второй раз - восьмерка (одна минута), третий - десятка (двадцать секунд). Потом перегрузка по графику выведения на орбиту и в заключение по графику спуска. Испытания проводились через день. В дневнике запись:

25 сентября 1962 г.

И все-то они врут, что 15-кратная перегрузка длительностью 5 сек. создает “лишь умеренное затруднение дыхания”. У меня на шестерке что-то случилось с дыханием на первых же секундах - как будто в горло пробку забили. Сначала не поняла, попыталась продохнуть - не вышло, и тогда я испугалась. А потом: стоп! - сама себе говорю. Попробовала дышать ртом, с трудом, но получилось. Две минуты показались вечностью, устали ноги, руки, живот. По радио все время говорили: “Не расслабляйся, соберись!” Куда там! Я не могла собраться. Вся моя воля была направлена на то, чтобы дышать. Затруднен не только вдох, но и выдох, грудная клетка сдавлена. Удивительно, до чего длинными бывают секунды! И все время мысль: “Восьмерку не перенесу!” А о десятке уж и речи не было...

А после, когда меня вынули из этой коробки, пошла по синусоиде. Сказали - так и должно быть. Ну, хорошо, раз должно, значит, все в порядке.

Все же, несмотря на все тяготы и тревоги, жизнь была прекрасна и удивительна. И не только результаты испытаний и прочие проблемы, связанные с предстоящим полетом, волновали душу, находилось место и “маленьким радостям жизни”, и лирическим настроениям, и обычным человеческим чувствам...

30 сентября 1962 г.

Вечером мы с Ириной ходили гулять за забор - вылезли в дырку и пошли себе по дороге... Хорошо, говорим, на воле. А ведь можно и не возвращаться...

Лес такой чудесный, желтый, и стоит так тихонько. А трава зеленая с красным. Жалко, что нет Ю., мы бы очень здорово здесь с ним побродили...

К немалому моему удивлению, и восьмерку и десятку я перенесла хорошо. “Но все-таки десять - это много. Даже если она длится 20 секунд. Напряжение колоссальное. А дышать - как трудно дышать!.. Я потеряла зрение - серая пелена и на ней какие-то яркие точки. Изо всех сил таращила глаза - из опасения, как бы они не закрылись,” - написано в дневнике.

А проверялось это просто: на щитке перед тобой зажигались красные и зеленые лампочки, красные надо было гасить нажатием тангенты. Не погасил - значит, не видишь. Наверное, тогда я и научилась преодолевать трудности. Вот какая по этому поводу есть запись:

14 ноября 1962 г.

Пожалуй, я здесь научилась держать себя в руках, терпеть, когда кажется, что терпеть уже невозможно. Кажется - вот сейчас, вот сию секунду не выдержишь, сдашься, попросишь пощады. Но думаешь - сдамся, только не в эту секунду, а в следующую... Но проходит эта секунда, и следующая, и еще одна, и вдруг оказывается, что все уже кончилось. Участливые доктора спешат к тебе, заглядывают в глаза, улыбаются и спрашивают: “Ну, как?” И отвечаешь: “Нормально!” И действительно, нормально - как это ни странно.

Как-то после вращения на центрифуге мне показали мою фотографию во время перегрузки. Смотреть страшно! И словами не передать. Просила подарить на память, но мне ее не отдали, а попросили, наоборот, дать автограф. Я делала это первый раз в жизни и очень смущалась. В дневнике написано, что это занятие (давать автографы) мне не понравилось.

Однако, все приходит к концу, и испытания на центрифуге, к счастью, тоже.

5 октября 1962 г.

Когда вышла за ворота завода после последнего вращения, меня охватило удивительное чувство освобождения. Было такое настроение:

Шел из школы ученик,

Всем известный озорник.

Он хотел созорничать,

Но не знал, с чего начать.

Вот и я тоже не знала. Пошла пить пиво с докторами - пять докторов и я. Выпила целую бутылку и развеселилась.

* * *

Проверка устойчивости организма к воздействию высоких температур проводилась в термокамере. Эти испытания были весьма тяжелыми и очень неприятными. С любимой многими парилкой это не имеет ничего общего. Тебя одевают в летный комбинезон, суют в рот термометр и сажают в эту самую камеру. Стенки ее обшиты вовсе не деревом, дающим приятный жар и аромат, а жестяными листами. И сидишь, как дурак, посередине при температуре 70 градусов и влажности 30 процентов.

В передней стенке окошко, через него за тобой наблюдают - еще жив или уже умер?

Испытание заканчивается при повышении пульса до 120 - 130 ударов в минуту и температуры тела на два - два с половиной градуса. Или по заявлению испытуемого о плохом самочувствии. Но только, думаю, любой из “испытуемых” скорее умер бы, чем запросил пощады: мы никогда не признавались на тренировках, что было трудно.

После первого испытания в термокамере (если ты его проходил) проводились тренировки - пять “отсидок” при тех же условиях с возрастающей продолжительностью (от тридцати до семидесяти минут).

Однако, если уж называть вещи своими именами, то это вовсе и не тренировки, а скорее нагрузочная проба. Но в этих испытаниях ты хотя бы знал, сколько времени надо выдержать, а это очень важно, когда дотягиваешь из последних резервов. А два заключительных испытания проводились “на определение максимального времени пребывания”, тут уж терпи сколько сможешь.

И если была бы в этих “отсидках” хоть какая-нибудь эмоциональная окраска! Вот на центрифуге - есть с чем бороться: изо всех сил сопротивляешься перегрузке, которая на тебя навалилась, чтоб хотя бы дышать и видеть. Даже на пресловутом кресле Барани есть нечто, чему нужно противодействовать. И результаты этих испытаний зависят от тебя - от твоей воли, терпения, от умения собрать последние силы и не сдаться. А в термокамере вся задача состоит в том, чтобы сидеть и потеть: мы не йоги, управлять терморегуляцией организма не умеем...

Да к тому же после первых полетов отпали страхи, что при спуске с орбиты температура в корабле может быть такой высокой, так что и стимула никакого не было греться в термокамере. Короче, очень мы не любили термокамеру и боялись...

Но уж зато сколько разнообразных положительных эмоций давала физическая подготовка!

Не только тяготы, но и праздники

Физическая подготовка готовила сразу ко всему: и к невесомости, и к центрифуге, и к парашютным прыжкам. Да и вообще - в здоровом теле здоровый дух. А поскольку в программу входили все виды спорта: гимнастика, легкая атлетика, волейбол, баскетбол - проще сказать, чего не было, то каждый находил что-то, чем занимался с энтузиазмом и увлечением.

Всеобщим увлечением был волейбол.

Ребята успели уже сыграться и играли неплохо. Время от времени устраивалась “принципиальная” встреча - космонавты против “докторов” (или “стариков”). То есть против молодежной, да еще космической команды выставлялась команда из трех всего человек: Е.Е.Целикина, А.А.Лебедева и Е.А.Поручикова. Не все были доктора: Евстафий Евсеевич Целикин - методист на тренажере космического корабля, да и не такие уж “старики” - наверное, все до сорока, ну, может, Целикин чуть старше. И это всегда была замечательная игра! Космонавты, как правило, проигрывали, хотя очень старались. А “старики” никого больше к себе в команду не брали - “дополнительные” игроки им только мешали бы. Евстафий Евсеевич великолепно распасовывал, доктора Лебедев и Поручиков “били”, а в защите “тянули” все, надежно прикрывая площадку.

Смотреть на их игру - это была настоящая, чистая радость, хотя болели мы, конечно, за “своих”. Если мне память не изменяет, “старики” так и остались непобежденными.

Когда ребята играли, мы к ним не лезли, сидели смирно на скамеечке и “болели”, но понемногу осмелели и стали вставать в команду.

У меня с пионерского возраста были к этой игре горячие чувства и полное отсутствие способностей, в авиационно-спортивном лагере МАИ мне дали прозвище “потеря подачи”. Татьяна и Ирина скоро стали играть вполне прилично, а я, как ни старалась, почти ничему не смогла научиться. И моей задачей на площадке было переходить с номера на номер и по возможности не трогать мяч.

Спортивный зал у нас был небольшой и вовсе не роскошный, в пристройке к учебному корпусу (я удивлялась - в МАИ спортзал куда лучше), а из спортивных снарядов - только тренажеры для вестибулярных тренировок - допинг и рейнское колесо. Колесо - это совсем не страшный снаряд, а вот лопинг... Это такие качели, которые вращаются вокруг оси крепления - в верхней точке оказываешься вниз головой, а когда раму допинга расстопоривают, добавляется вращение вокруг оси собственного тела. Страшновато, хотя руки-ноги привязаны очень надежно.

Но зато, когда немного освоишься, какое упоение!

Позже привезли и поставили батуд, совсем простенький, и началось повальное увлечение прыжками. Толя Филипченко (партийная кличка Филипп) выделывал на батуде нечто невообразимое - сальто вперед и назад, разнообразные падения и еще не разберешь что. Жора Добровольский прыгал очень красиво и всегда (в отличие от Филипа) держал носки оттянутыми и коленки вместе. Увлеклась батудом и Ирина, она тоже выполняла такие падения, прыжки и повороты, что просто дух захватывало.

Что до меня, то в самом начале при прыжках я сильно потянула спину, после чего к батуду относилась с опаской. Но батуд был средством, а не целью, тренировать организм к воздействию факторов космического полета можно было и другими способами.

Потом построили плавательный бассейн, началось столь же повальное увлечение прыжками в воду и плаванием. Может, мы потому воспринимали все эти спортивные новшества с таким неослабевающим энтузиазмом, что наши преподаватели Юра Вавакин, Борис Легеньков и Андрей Корнев умели увлечь нас этими занятиями. Ну, и, конечно, спортивный азарт и дух состязательности: нельзя быть хуже других! А желательно лучше!

Когда в Центр прибывал “новый набор”, их “посвящали в космонавты” - в бассейне устраивалось действо, которое, не знаю уж почему, называли Днем Нептуна (может, потому, что и символика привлекательная, и “акватория” есть).

Это всегда было очень весело. Действующие лица и зрители, кто в купальном, кто в спортивном костюме, сидели вдоль стены на низенькой скамеечке. “Прилично” одетые от греха подальше располагались выше на галерее: в воду бросали не символически, не очень разбираясь, кто ты есть: посвящаемый, просто зритель или почетный гость. В роли Нептуна выступал Гагарин. Он восседал на троне с длинной белой бородой и с трезубцем в руке, а русалкой у него служил Н.Ф.Никерясов. Это была великолепная русалка - с большой круглой, обритой наголо головой и с большим круглым животом. Увидев “ее”, мы чуть не попадали в воду от хохота!

Водяные приводили молодых космонавтов пред светлые очи Нептуна, и он задавал им вопросы. Если ответ был неудачен, водяные по знаку трезубца бросали посвящаемого в воду. Публика рыдала от восторга.

Вот Нептун спрашивает очередного:

- Скажи, какой у нас самый лучший стенд?

Тот думает, боится ошибиться, наконец говорит:

- Качели!

- Нет, - говорит Нептун. - Самый лучший стенд у нас - это стенд товарища Уварова.

А “стенд товарища Уварова” - это бухгалтерия и касса, где нам выдавали зарплату. Гагарин мастер был на такие шутки. Жалко, что многое забылось, расплылось и теперь не соберешь...

* * *

Любимым видом спорта у космонавтов тогда был хоккей. Как только ляжет зима, заливают каток, ставят коробку - и сражения начались!

Мы, конечно, в них не участвовали, только слышали в столовой или в классе отголоски славных боев и с уважением смотрели на “боевые раны”, которыми щеголял то один, то другой после очередного матча. Страсти кипели так бурно, что медики начали беспокоиться и попытались ввести эти сражения в более спокойное русло. Куда там! Бои гремели до весны, пока лед не растает.

А вот у нас коньки “не пошли”. Не знаю, из каких соображений, только коньки нам привезли фигурные. Полагая, что умею кататься, я надела их и попыталась бежать, но тут же зацепилась зубцами и грохнулась на лед во весь рост. И у девчонок тоже ничего не получилось. Тогда зубцы спилили, и из фигурных коньков получилось Бог весть что. Кое-как мы на них ползали, а когда зима кончилась, забросили и больше не вспоминали.

Космонавты были не только азартными игроками, но и азартными болельщиками. Они посещали едва ли не все хоккейные матчи - собирались большой компанией, с чадами и домочадцами, садились в автобус и ехали. И не только на хоккей, ездили и на футбол, и на гимнастику, и на бокс. Я однажды попала вместе с ними даже на соревнования по штанге.

Вообще-то я спортивные зрелища не люблю, как не люблю и большой спорт. Потому что в спорте, когда один радуется - другой плачет, и в этом его глубинная сущность. Когда случается смотреть какую-нибудь спортивную игру, всегда болею за тех, кто проигрывает, даже если это иностранная команда.

За всю свою “докосмическую” жизнь я была на стадионе всего два раза. Один раз - еще в школе. Моя одноклассница Регина Мяскова, страстная футбольная болельщица, вытащила меня на какой-то эпохальный матч на стадион “Динамо” (Лужников тогда еще не было).

Боже, что творилось на подступах к стадиону! Сплошное море людей! Порядок поддерживала конная милиция, кони “играли”, переступая с ноги на ногу, вскидывали морды и храпели, милиционеры их осаживали. Это было красиво! Но страшно.

Второй раз, когда мы с Ю. жили уже в Черемушках, ходили в Лужники на матч “Динамо” - “Пахтакор” (Ю. - болельщик “Динамо”). Когда я увидела футболистов “Пахтакора”, какие они похожие, все небольшого роста, с темными круглыми головами, и как “Динамо” явно их переигрывает (это даже мне было ясно), я сразу начала активно “болеть” за них, чем вызвала ужасное раздражение соседей.

Ю. потом долго меня дразнил: “Иди посмотри, твоя команда играет!” И я всегда бросала дела и шла к телевизору. А потом эта команда погибла в авиационной катастрофе...

Такой вот я болельщик. Но на различные спортивные мероприятия ездила. За компанию - все ехали, и я ехала. Синдром неистребимого коллективизма.

“Сегодняшние” космонавты в хоккей не играют, любимый вид спорта у них - теннис. Что ж, спокойно и безопасно. И спорт элитарный. И построены в городке классные крытые корты.

И не только корты - сейчас в городке есть великолепный спортивный комплекс под названием “корпус стато-кинетических испытаний”. Что это за испытания такие, не знаю: в те далекие времена, когда наша группа готовилась к полету, таких испытаний, мне кажется, не было (или они по-другому назывались). Как мне объяснили, это название возникло потому, что спорткомплекс такого класса городку с нашей численностью населения “не положен”. Вот кто-то хитрый и объяснил “в инстанциях”, что комплекс нужен для тренировки космонавтов. Что поделаешь, времена тогда были “хитрые”, и, как любил говаривать Герман Титов, хочешь жить - умей вертеться!

В большом зале играют во все спортивные игры, в малом стоят тренажеры для космонавтов, в том числе лопинг, правда, поизящнее старого. Когда я прихожу в этот зал на занятия так называемой аэробикой, бывает иногда соблазн покрутиться на лопинге. Ну, хоть покачаться без вращений! Но рама лопинга прикручена к станине цепью, а цепь заперта на большой амбарный замок. И хорошо, что заперта.

Каток в мои школьные и студенческие годы - это было огромное удовольствие.

Не могу сказать, сколько тогда стоили коньки с ботинками, но для бюджета нашей семьи они были не по силам, и мне коньки “гаги” подарил на день рождения мамин брат, дядя Саня. Это был непредставимо роскошный подарок! А мама как-то исхитрилась купить жесткий, негнущийся материал, который назывался “чертова кожа” (помню, что он был нежно-голубого цвета), и бабушка сшила мне первый в жизни спортивный костюм.

Неподалеку от нашего дома на “маёвском” стадионе был каток, вечером играла музыка, и туда мы, школьницы, ходили кататься. Иногда ездили на каток в Парк культуры и отдыха, и это был настоящий праздник. Часто ездить туда я не могла - дороговато. Да ведь праздники и должны быть редко...

С коньками же связано у меня и одно “кошмарное” воспоминание. В студенческие годы, когда я училась на первом курсе, меня уговорили принять участие в соревнованиях - девушек на моторном факультете было мало, бежать некому. Я согласилась “защитить честь факультета” - сознание общественного долга было у меня хорошо развито. Однако опрометчивое мое согласие не прибавило чести факультету: оказалось, что “кататься” и “бежать” - совершенно разные вещи. Я не сошла с дистанции и кое-как добралась до финиша под аккомпанемент подбадривающих и издевательских воплей. Заняла, понятно, последнее место. А рев стадиона, в котором издевательские выкрики звучали громче и доходчивей, долго еще гремел у меня в ушах.

Маевский каток остался светлой страничкой воспоминаний. Здесь все были свои, я каталась с кем-нибудь из ребят нашей группы. Катались, взявшись за руки крест-накрест, и вели неторопливые беседы на разные хорошие темы. Один мой однокурсник как-то подробно пересказал содержание оперы Верди “Аида” - незадолго до этого он посетил Большой театр.

Тогда это было доступно каждому: можно было прийти перед началом спектакля и купить билет. Не на все спектакли, конечно, и билеты часто бывали только “на галерку” (да нам в партер было и не по карману). Во всяком случае, послушать оперу с участием Лемешева или Козловского или посмотреть балет с Лепешинской было вполне возможно. А если заранее покупались хорошие билеты, что представляло проблему только финансовую, то это был уже праздничный выход, его ожидали с некоторым замиранием сердца, как и положено ждать праздника.

Вот строки из недавнего дневника:

Сейчас у меня уже не осталось таких праздников - для души. Может, просто пришло такое время... Не знаю, есть ли у моих сыновей такие праздники, которых они ожидают с замиранием сердца, со светлым чувством в душе? Если нет - то как же они живут?

Вспоминаются трогательные и смешные детали нашей тогдашней жизни - не моей личной, а жизни вообще. Вот, например, Лемешев и Козловский - они не напрасно назывались народными артистами: “народ” относился к ним весьма активно и эмоционально. Приверженцы были у того и у другого, и не только в кругах, близких к театральным. Между этими двумя “лагерями” кипел бесконечный яростный спор - кто из певцов лучше? Спорили до хрипоты, до белого каления, я сама неоднократно бывала и участницей, и свидетельницей таких споров. И не зря же в одной из пародий того времени про какую-то нехорошую даму было сказано, что она себя “в отличие от лемешисток - козловитянкою зовет!” Признаюсь, я была лемешисткой.

Должна сказать, что к Большому театру и к концертному залу имени Чайковского приобщил меня мой будущий супруг. Тогда посещение театров и концертных залов было едва ли не обязательным элементом “ухаживания” (не знаю, есть ли сейчас такой термин). В мое время это понятие включало обширную “культурную программу”, в том числе обязательное катание в лодке по Москве-реке. Ну, на Москве-реке знакомых не встретишь, а в театре мы иногда сталкивались со своими однокурсниками и поначалу очень смущались, так как совместный выход в театр обнаруживал наши отношения.

Смешно сказать, приглашение в театр свидетельствовало о “серьезности намерений”!

И, раз уж зашла об этом речь, хочется вспомнить, что моя школьная учительница литературы Анна Борисовна считала необходимым иллюстрировать те или иные темы своего предмета посещением театров. Так я впервые попала в Большой на “Евгения Онегина” - с классом. Я до сих пор помню, как потрясла меня опера, помню мельчайшие детали, даже помню, где мы сидели. Помню ошеломляющее впечатление от великолепия самого театра.

...Чтобы человек рос добрым, он обязательно должен соприкасаться с красотой. Красота входит в душу, живет там и потихоньку творит свое дело - создает равновесие (сказать “гармонию” - стесняюсь).

Но меня опять занесло в сторону.

* * *

А каток, видно, располагает к разговорам. Помню свой разговор на катке с Володей Шаталовым. Мы сидели на лавочке, отдыхали, и он говорил - как хочется работать, сделать что-то важное для науки, для страны. Вся эта шумиха, награды, поездки после полета - это ерунда, главное - дело. А риск - ну, что же, риск есть всегда. Такое было тогда у космонавтов общее настроение: не думали, мне кажется, о наградах, о славе, хотя это уже и обозначилось в полной мере, - думали о работе, об интереснейшей, важнейшей (ну, не знаю, какое еще придумать прилагательное в превосходной степени!) работе, о том громадном деле, в которое вложен труд многих и многих и завершить которое должен ты. Это была гордость и это была колоссальная ответственность.

И вершиной Судьбы, конечно же, казалась (и была!) команда “Пуск!”, а не ковровая дорожка на Внуковском аэродроме.

Снова летаю!

Летная подготовка началась в мае. Руководил ею Борис Борисович Глинка, легендарный летчик, Герой Советского Союза. Мы знали, что он воевал в одном полку со своим братом Дмитрием и что они наводили на немцев ужас. “В воздухе ББ и ДБ!” - предупреждали своих немецкие летчики, когда они взлетали парой. Это мы узнали из очерка в “Комсомольской правде”. В 62-м году нашему ББ было лет, наверное, 45, а может, и меньше, но нам он казался человеком из другого поколения. Был он очень добрым и мягким, никогда не сердился и не повышал голоса и всегда старался сделать так, чтобы всем было хорошо. И поэтому нам казалось, что если он и воевал, то в какие-то незапамятные времена.

Летную подготовку, как и положено, начали с изучения матчасти. Нас возили на аэродром, и мы сидели в самолете (вернее, в самолетах, потому что должны были летать на УТИ МиГ-15 и на Ил-14), нажимали кнопки, дергали ручки, старались запомнить максимальные обороты двигателя, скорость приземления и еще массу разнообразных вещей. Зачеты по матчасти были символические (знаешь - 5, не знаешь - 4): речь шла об ознакомительных полетах и всерьез учить нас никто не собирался.

Перед началом полетов нам выдали летное обмундирование - комбинезоны, шлемофоны, куртки, а летных ботинок наших размеров не было, и мы летали в своих “мальчиковых” полуботинках. Правда, у отцов-командиров мелькала иногда мысль - а если вдруг придется катапультироваться? Но летных ботинок все равно не было, а чего нет - того нет, и мы поначалу летали так.

Мне было очень интересно познакомиться с реактивным истребителем. Представлялось, что после По-2 и Як-18, на которых я летала в аэроклубе, МиГ-15 покажется потрясающей машиной. Но, к великому моему удивлению, самолет меня разочаровал: в зоне он мог все и делал это с необычайной легкостью. Что уж говорить, если он запросто “крутил” восходящие бочки! И не надо было, как на Яке, думать, что если потеряешь скорость или “перетянешь” ручку, то благополучно свалишься в штопор! Мне показалось, что выполнять фигуры высшего пилотажа на легком спортивном самолете куда как интересней.

И затосковала я по маленькому зеленому (или белому зимой) аэродрому и по маленькому самолетику...

Но это вовсе не значит, что освоить МиГ-15 было легко и что он прощал все ошибки. Судьба продемонстрировала мне это однажды очень наглядно: на пробеге после посадки (я летала в тот раз с В.С.Серегиным) у нас заклинило тормозную колодку колеса. Я не успела еще ничего заметить и понять, как вдруг ручка несколько раз беспорядочно ударила меня но коленкам, самолет круто развернулся, съехал с бетонки на траву и остановился. Я все еще ничего не понимала, думала, что сделала что-нибудь не так, вот Владимир Сергеевич рассердился и взял управление. Сидела в кабине понурая, ругая себя последними словами, а когда он объяснил, в чем дело, расстроилась вконец: какой же я летчик!

Но зато МиГ-15 доставил мне немало чудесных минут, каких раньше никогда у меня не было, - полеты за облаками. Я могла бы летать там часами, и мне бы не надоело - облака всегда были причудливо красивы, ослепительно белые или налитые тревожным серым цветом, иногда лилово-черные, и я ни разу не видела, чтобы формы их повторились.

Чýдная машина - парашют!

Парашютная подготовка гласно и негласно признавалась Самым Важным видом подготовки, так как при спуске корабля “Восток” космонавт катапультировался и приземлялся на парашюте.

Руководил парашютной подготовкой Николай Константинович Никитин - легендарный парашютист-испытатель, имевший на своем счету не одну тысячу парашютных прыжков, множество рекордов и фанатично влюбленный в свою профессию. Думаю, что это он сыграл главную роль в том, что при наборе женской группы предпочтение отдавали парашютисткам. Он так и говорил, что парашютная подготовка - самая важная: “Поломаешь ноги при приземлении, и вместо Красной площади повезут тебя в госпиталь”. Звучало доходчиво. Поэтому парашютисток в группе было четверо: Ирина и Татьяна мастера спорта, члены сборной команды СССР, чемпионки и рекордсменки, Валентина и Жанна - перворазрядницы.

Был Николай Константинович невысокий, с рыжими волосами и с характерным для рыжих веснушчатым лицом, подвижный и импульсивный. Он был весел и общителен, но бывал и строг, и зол, и вообще вспыльчив. В арсенале воспитательных средств, которые он применял к нерадивым и нарушителям, имелось одно поистине ужасное: наверное, каждого (и каждую) за недостаточную дисциплинированность и старание и особенно за небрежность в подготовке к прыжкам грозился отправить домой “по шпалам”. (Позже узнала, что он позаимствовал это у Королева.)

Бывало, вечером на разборе прыжков кричит: “Завтра пойдешь домой по шпалам!” Впервые я услышала это, когда прыгали в Крыму, и не на шутку испугалась: представила себе, как, понурив голову, бреду по шпалам, солнце печет, а впереди полторы тысячи километров... Но Н.К. был отходчив и до “шпал” дело ни разу не дошло. На самом же деле его высокая требовательность к нам была отнюдь не лишней: за небольшое упущение или небрежность в парашютизме платят иногда очень и очень дорого.

Ребята были с ним на дружеской ноге, и мы с ним тоже подружились. Однако почтительная нотка во взаимоотношениях и беспрекословное повиновение, когда речь шла о работе, сохранялись всегда и доверие к нему как к руководителю было безоговорочным. Выпуская нас из самолета (особенно “зеленых”, вроде меня), он всегда волновался, это было видно.

До сих пор в глазах живая картинка: стою у открытой двери самолета после команды “Приготовиться!”, Николай Константинович рядом, на всякий случай придерживает меня рукой (чтобы ненароком, но дурости или от избытка чувств не прыгнула раньше - “Ищи тебя потом по окрестностям!”) и время от времени выглядывает наружу. За бортом дует страшно - скорость 240 км/час! Поток мнет лицо Н.К., треплет воротник комбинезона, ремешок шлемофона и все, что не застегнуто и не подогнано плотно.

Земля в дымке далеко внизу, такая чистенькая и четко разграфленная - дороги узенькими полосками, разноцветные лоскуты полей и виноградников, кучки строений, и такое все это удивительно свое, родное, и такое красивое! Пишу это не для литературных красот - действительно, глядя вниз, я каждый раз с какой-то щемящей болью ощущала красоту Земли и свою неразрывную связь с ней - с тем образом Земли, который видела с самолета. И задним планом - картинка: как все это понесется тебе навстречу, увеличиваясь в размерах и теряя четкость, когда ты “ляжешь на поток” и будешь падать лицом вниз в уплотнившемся воздухе. Всего какие-то секунды у раскрытой двери - но разве, чтобы почувствовать что-то, нужны часы?

Это было прекрасно, было остро, и это осталось со мной так, как было, ничуть не стерлось.

“Все будет хорошо, - говорит Николай Константинович, - все будет хорошо”. Слов не слышно, но я понимаю, что он говорит, по губам и по поднятому вверх большому пальцу. Я слышала эти слова столько раз, сколько сделала с ним прыжков, и никогда они не были для меня пустым звуком.

Вот зеленый сигнал и сирена, но Н.К. еще придерживает меня (у него свой расчет), наконец говорит “пошел” и взмахивает рукой. Я отделяюсь от самолета, стараясь сделать все, “как учили”, и меня тут же начинает крутить. Очень долго не удавалось мне сразу “лечь на поток”!

К слову сказать, Н.К. сделал удивительное дело. Известно, что испокон веку летчики не любят прыгать и не скрывают этого. Посмеиваются над собой, но тем не менее всеми правдами и неправдами стараются увильнуть от положенных им одного-двух прыжков в год. А тут - не то чтобы увиливать, все были увлечены, просто со страшной силой увлечены прыжками! Ходят за Н.К., как на веревочке, и выпрашивают “еще прыжочек”. Одному надо отработать падение, другому - отделение, третьему - еще какой-нибудь элемент. И, ложась вечером спать, мечтают, чтобы утром “была погода”.

Что касается нашей группы, то удивляться нечему: из всех пятерых только я одна к парашютному спорту отношения не имела - было у меня всего каких-то жалких восемь прыжков. И поэтому я была у них “Валя маленькая” (Н.К. звал меня “малыш”), и все меня учили, опекали, помогали, жалели. А я за ними тянулась, наверное, поэтому тоже увлеклась прыжками и довольно быстро многому научилась.

Кроме страстной любви к парашютному спорту девчонки принесли с собой “парашютный”, как я его называю, жаргон. Конечно, ничего хорошего в том, что язык засоряется профессионализмами нет, однако нельзя не признать, что пользоваться им очень удобно - мысль формулируется короче и все понятно. К тому же это атрибут принадлежности к “избранным”: употребляя не всем понятные слова и выражения, чувствуешь себя посвященным - предмет гордости. Ну, и еще, “кроме того”, признаюсь, что этот профессиональный жаргон мне мил. “Как прошлой юности грехи..."* Так что - прошу прощения.

*А.С. Пушкин.

* * *

Итак, парашютная подготовка. Сначала мы готовились на земле: изучали “матчасть”, т.е. устройство парашюта ПД-47, учились управлять куполом, разворачиваться в подвесной системе, отрабатывали отделение и приземление. Для отработки приземления прыгали с трамплина, сначала с высоты одного и двух, потом с трех метров: знатоки говорят, что при приземлении парашютиста удар такой же, как при прыжке с трехметровой высоты. Действительно, при прыжке с трех метров удар получался весьма чувствительный: несмотря на специальные парашютные ботинки с толстой упругой подошвой и даже несмотря на яму с опилками, весь организм сотрясался и зубы лязгали. Да и страшно - все-таки высоко. И, как показала практика, небезопасно - Ирина получила травму колена, из-за чего на прыжки не поехала.

Прыгать начали в Киржаче - есть такой городок во Владимирской области. В то время он был совершенно типичным провинциальным городишком, очень похожим на те, которые я видела раньше: торговые ряды в центре, дома на высоком цоколе - низ кирпичный, верх деревянный, высокие, выше роста, заборы с калитками...

На окраине города расположен большой аэродром, где испытывают парашютные системы, там мы и жили в бараке с “удобствами” на улице.

Первый мой прыжок в Киржаче был, конечно, “с веревкой”, то есть с принудительным раскрытием парашюта. Должна признаться, было страшно: во-первых, перерыв почти десять лет, а во-вторых, это вообще страшно. Кстати сказать, летчики и парашютисты, когда рассказывают о сложных и опасных ситуациях, в которые им случалось попасть, очень редко - да, пожалуй, что никогда - не употребляют слов “страшно”, они говорят: “неприятно”. Я тоже хотела сказать “неприятно”, а потом подумала - чего уж тут?!

Поистине ужасным для меня новшеством были два прыжка в день: только приземлился, перевел дух, увидел, что мир прекрасен, - и надо снова надевать парашют! Однако понемножку начала я осваиваться, привыкла к двум прыжкам в день, Н.К. давал мне уже небольшие задержки раскрытия парашюта. Словом, все шло своим чередом, меня похваливали, и, наверное, я немного “замастерилась”, а на этом-то этапе и подстерегают неприятности. И вот на девятом прыжке из-за того, что неправильно держала ноги, со всего маху приземлилась я “на пятую точку”. У меня искры из глаз посыпались! Встать не смогла, ко мне подбежали, подняли, отвели на старт. Знатоки сказали, что, раз я могу двигаться, значит, мне непременно и немедленно надо сделать второй прыжок, иначе страх перед приземлением “закостенеет” и от него очень трудно будет потом избавиться.

Я это знала и по собственному спортивному опыту.

- Сможешь прыгать? - спросил Николай Константинович.

Без тени сомнения (на лице) я сказала: “Смогу”, - и на меня снова надели парашют. Второй прыжок сделала столь же неудачно, но, к счастью, по-прежнему могла двигаться, хотя и с трудом.

Вечером Николай Константинович и наш доктор Анатолий Александрович Лебедев стали думать, как же быть дальше - докладывать начальству о моей травме или нет? Если доложишь, придется делать рентген, а вдруг в позвоночнике трещина? Ее обнаружат, а нам через неделю предстоит лететь на прыжки в Феодосию. И если я не попаду сейчас на прыжки, то рискую отстать от группы насовсем - для меня парашютная подготовка была критическим элементом.

Решили, что пока будем считать мою травму ушибом, а там видно будет.

К слову, о наших отношениях с медициной. Никто, никогда, ни в каких “болячках” не признавался. Бывали случаи, что переносили на ногах (иногда не прерывая тренировок!) достаточно серьезные недомогания - боялись “сойти с дистанции”. Конечно, это чревато печальными и даже трагическими последствиями. Но жизнь есть жизнь, жить надо, и как-то мы приспосабливались. Познакомившись с нашими докторами поближе, поняли, что если нельзя заявить официально, то можно довериться по-человечески. Может быть, не у всех, но, мне кажется, у многих был “доверенный доктор”, каковым в истории с моей травмой оказался А.А.Лебедев.

Позднее, уже в семидесятых годах, ввели должность врача экипажа, которому космонавт может доверить все о своем здоровье, и тот не обязан тут же докладывать по начальству, а может сам принимать необходимые меры. Да, жизнь частенько оказывается мудрее нас, только мы не всегда это вовремя понимаем и принимаем.

Привычка никогда не признаваться ни в каких “болячках” настолько прочно укоренилась в сознании, что даже после того, как наша группа была расформирована, мы (я, во всяком случае) как-то старались “не приобретать диагнозов”, хотя это совершенно ничем уже не грозило.

Правда, какое-то время еще брезжила слабая надежда - а вдруг все начнется снова!..

* * *

Аэродром в Киржаче был наш, родной и любимый, именно там мы и прыгали в дальнейшем. Особенно хорошо было зимой: приземляться в снег мягко, проваливаешься иногда по пояс. Приятно разгоряченной барахтаться в снегу, зато тащить по глубокому снегу парашют, да не один, а два - это, я вам скажу, работа! Мне она выпадала частенько - не всегда удавалось приземлиться близко к кругу или к дороге.

Зимой всегда брали в Киржач лыжи. Отпрыгавшись и уложив парашюты, мы с Ириной уходили в лес, а леса там огромнейшие. И вот однажды мы шли и шли, и так заманчиво убегала вперед лыжня, и лес все время был такой разный и такой красивый, и низкое зимнее солнце промелькивало между деревьями, а снег был желто-розовый, с глубокими синими тенями... И так хорошо бежали лыжи! Наконец, поняли, что пора возвращаться и если хотим попасть на разбор прыжков, то - кратчайшим путем. А куда? Мы посовещались и - показали в разные стороны! Что было делать? Уже опускались сумерки. И если опоздаем на разбор, не миновать нам идти домой по шпалам! После краткого раздумья решили возвращаться по своей лыжне - самая короткая дорога та, которую знаешь. Как же мы бежали! Был мороз, скольжение великолепное, так что от этой гонки мы получили удовольствие. Прибежали в полной темноте, Николай Константинович уже нервничал. Помылись в умывалке ледяной водой из-под крана и хоть и повизгивали, но тоже получили удовольствие (когда растирались полотенцами).

Бывало, приезжали на аэродром весной. В конце февраля - весна света... Это пришвинское выражение кажется мне очень точным. Никогда больше не бывает столько света, как будто светится сам воздух, и свет такой насыщенный, чистый. А на аэродроме - сколько же света в это время на аэродроме! Океан!

Летом тоже было прекрасно. После прыжков - грибы, ягоды, купанье. Но, правда, и комары - нет в мире совершенства!

На аэродроме полно бывало городских мальчишек - прибегали смотреть прыжки и вообще участвовать в действе. Они рассыпались по аэродрому (вопреки всем правилам и запретам), встречали приземляющихся, бросались помочь. Подбегает, запыхавшись, глаза горят восторгом и завистью: “Тетенька, можно я парашют соберу? Я умею!” И я думала - может, кто-то из этих ребят всерьез заболеет авиацией, будет летать или строить самолеты. Ведь аэродром имеет свой климат, особенный, какого нигде нет. И если ты, вдохнув его воздух, почувствовал, что это твое, то тогда это на всю жизнь. И даже если потом приходится расстаться, ты все равно никогда уже не сможешь его забыть. И все черты и приметы аэродромной жизни так неповторимы и так дороги, и так узнаваемы, если вдруг приходится встретиться...

Понятно, что я про маленькие зеленые (или белые зимой) аэродромы: я их лучше знаю, и к ним - любовь.

Следующий этап парашютной подготовки проходил на военном аэродроме недалеко от Феодосии. Предстояла большая работа, в том числе прыжки на воду, ночью и в снаряжении космонавта. Вместе с нами прилетели ребята, а Ирины из-за ее травмы опять не было. Прыгать должны были с Ил-14 и с вертолета Ми-4, а не с “Антона” (то есть с Ан-2), к которому я уже привыкла. И аэродром, конечно, не такой, как в Киржаче, травяной, зеленый, окруженный лесами, а “настоящий”. Все это было ново для меня и тревожно.

4 июля 1962 г.

Сегодня облетывали аэродром, чтобы познакомиться с кроками, и я, честно говоря, испугалась: куда же здесь приземляться?! Только узкие полоски травы между взлетной и рулежками, дальше - стоянки, ангары, строения, с другой стороны ров и колючая проволока, а за рвом совхозный виноградник. А с куполом я управляюсь не очень-то хорошо и, наверное, не научусь - очень уж он тяжелый и неповоротливый... Н.К. сказал - если приземлишься в виноградник, совхоз пришлет счет за потраву, а если сядешь на бетонку - пойдешь домой по шпалам. Еще счастье, что копчик мой вроде не болит - наверное, обошлось без трещины.

Но я радовалась рано: однажды опять приземлилась на “пятую точку”, и все началось сначала...

12 июля 1962 г.

Сделала уже восемь прыжков. В воздухе все хорошо, а на земле ужас как плохо: регулярно приземляюсь на “пятую точку”. Мне пришили к штанам подушку от парашюта пилота, и зад у меня стал квадратный. Ребята смеются, говорят: “Валюха, дай поносить!” или “Дай сфотографироваться!”. Им хорошо смеяться, а я почти совсем утратила подвижность - делаю несколько шагов до автобуса и еще до одного места. На укладку не хожу, обед девчонки приносят. Вот сейчас все на укладке, а я лежу на пузе с компрессом на одном месте. Вечером все поедут в город, а я за “провинности” останусь дома...

То есть, несмотря на то что я “почти совсем утратила подвижность”, продолжала прыгать. Рентген делать опять не решились - вдруг пришлось бы отстранить меня от прыжков и отправить в Москву! Конечно, последнее слово оставалось за мной, но мне казалось, что выполнить программу парашютной подготовки сейчас чуть ли не важнее жизни.

К слову сказать, почти 35 лет спустя при компьютерном обследовании выяснилось, что была-таки в моем позвоночнике трещина, да не одна, а три - еще две в грудном отделе. Так что можно считать, я легко отделалась. Но все-таки - какую же дурную голову надо иметь, чтобы так к себе относиться!

Жили на территории аэродрома, в небольшом одноэтажном домике, стоявшем на отшибе, - в одной половине мы, в другой ребята, Н.К. и наш доктор А.А.Лебедев. Прыгали почти каждый день - выходные выдавались редко.

День складывался так: в четыре часа подъем - летом светает рано и ветерок еще не поднялся. Одеваемся, идем (или едем, не помню) за парашютами. Не вполне еще проснувшись, грузим парашюты на грузовик (или в автобус) и грузимся сами. И тут маленькая пауза: пока Николай Константинович звонит на метеостанцию и “получает погоду”, грузовик наш стоит возле хранилища, а мы сидим наверху на горе парашютов - можно глубоко вздохнуть и посмотреть свежими глазами на мир Божий.

А Божий мир прекрасен особенной предутренней красотой: бледное небо и бледные звезды на небе; потом на горизонте рождается свет и вылезает Солнце - огромное, оранжевое, сплющенное. Оно поднимается очень быстро, и так же быстро предутреннее небо теряет свои удивительные предутренние краски и становится просто утренним. И тихо, как бывает только ранним утром... “Наверно, мы были бы лучше, если бы чаще смотрели на рассветы. Но мы, как сказано, ленивы и нелюбопытны”, - написано в моем дневнике.

Круг (маршрут самолета) частично проходил над морем, и я всегда смотрела в иллюминатор. Меня завораживала эта картина - море и небо, сливающиеся на горизонте, и все в дымке, и краски, для которых нет названий. И удивительное освещение. Мне хотелось - не запомнить, нет, запомнить это невозможно, - хотелось наполнить этим душу. И так жадно, наверное, я смотрела, что Николай Константинович как-то спросил: “Малыш, ты чего глаза вытаращила?”

Прыгать было очень интересно. Мы со страстью и энтузиазмом учились всему, чему нас учили. Что-то у меня получалось, что-то не очень, успехи и неудачи были неиссякаемым источником эмоций. И, я, конечно, спешила поделиться ими со своим дневником.

6 июля 1962 г.

Сегодня Н.К. пустил меня на тридцать секунд (задержка раскрытия парашюта. - Ред.). Не хвалясь могу сказать, что падаю прилично. Но сразу лечь на поток никак не могу. Вроде все правильно делаю, как учили, а все равно крутит. По этому поводу сегодня целый день кисну. Наверное, это всем надоело, потому что Володя сказал: “Ну, что ты разнюнилась? Ну, хочешь, я тебя прирежу, чтоб не мучилась?” Пусть бы уж и прирезал, раз я такая бестолковая.

С приземлением никак не налаживалось: каждый раз я весьма чувствительно ушибала свое больное место. В дневнике горестный вопль:

15 июля 1962 г.

Ох, до чего же страшно приземляться! Сидишь на подвеске и ждешь, что сейчас, вот сейчас тебя очень сильно ударят. Сегодня поймала себя на том, что перед приземлением начала мельтешить и поскуливать. Пришлось собрать все силенки и пресечь это безобразие.

А преодолев себя однажды, стала приземляться аккуратнее, и постепенно все образовалось, но с подушкой долго еще не решалась расстаться. И надо сказать, что разбитый копчик никак не влиял на выполнение программы: в моей парашютной книжке записано по два прыжка в день, задержки 30, 40, 50 и один раз даже 60 секунд, то есть, я делала то же, что и все.

11 июля1962г.

Сегодня знаменательный день - впервые прыгали с Ила. Девчонки волновались, одна я, дурочка, ничего не боюсь, кроме земли.

Прыжок был интересный - я шла на пятьдесят секунд. С отделением все было нормально, так здорово установилась, падала, как велели, головой на круг. Вдруг смотрю - секундомер стоит, и сколько я уже падаю - неизвестно. Стала искать Таньку - мы вышли вместе. Искала, искала, наконец, увидела. Думаю - открою вместе с ней. И зачем только я полезла включать секундомер! Меня тут же закрутило со страшной силой. Штопор! Самый натуральный штопор. Земля выглядела как картинка, на которой нарисованы концентрические круги разного цвета. Я проделала все, чему меня учили, но тщетно - выйти из штопора не смогла. Секундомер хоть и шел, но показывал неизвестно что, Татьяну, конечно, уже не видела. Решила дернуть кольцо. Потом мне пришлось долго раскручивать лямки - так их закрутило. А потом с большим трудом перетянула колючую проволоку. Ох, что-то будет на разборе!

На разборе мне, конечно, досталось, но главное огорчение было потом:

18 июля 1962 г.

Опять был штопор... Я штопорю теперь в каждом прыжке и ничего не могу сделать. Выдергиваю кольцо, сжимаюсь в комочек и жду. Мощный рывок, из глаз сыплются искры, руки и ноги чуть не отрываются.

Кто парашютистом был, тот знает:

Хана тому, кто в штопор попадает!

Как сапог его кидает, руки-ноги отрывает,

И из носа что-то вышибает.

Да. Уж.

Говорят, теперь буду штопорить очень долго.

В душе у меня, однако, был не только энтузиазм и спортивный азарт, но и тревога - трудно, значит, мне было! Вот такая есть запись:

13 июля 1962 г.

Когда едем со старта, уже утро и уже ветер, и ветки деревьев и кустов треплются и мотаются в разные стороны. Смотрю на них и физически ощущаю, как они сопротивляются ветру, хотят выпрямиться и стать спокойно. И не могут: ветер ими владеет. Я тоже - как дерево на ветру, меня ломает и гнет ветер, и я так же отчаянно стараюсь выпрямиться и стать спокойно. Сегодня мы уже отпрыгали, и я могу наконец это сделать - расправить растрепанные свои ветки и ощутить в душе спокойствие и безмятежность. До завтрашнего утра, когда Н.К. заглянет к нам в комнату и скажет: “Подъем!”

Еще было море. Море было наградой. Отпрыгавшись и уложив парашюты, ехали купаться. Мы с Татьяной устраивали дальние заплывы. Николай Константинович сначала ругался и отправлял нас “по шпалам”, потом привык и оставил в покое. Когда ехали домой, в ушах долго стоял шум прибоя, а в глазах - блеск и синева моря. А если выдавался выходной или не было погоды, ездили в город, бродили по его кривым улочкам, ходили на рынок. Тогда в Феодосии, как, наверно, во всех южных городах, на каждом углу стояла бочка с сухим белым вином (называлось “сухарик”), и стоило оно 90 коп. литр. Признаюсь, мы не обходили стороной эти бочки!

В один несчастливый день Жанна сломала ногу. Ветерок был порывами, и нас всех разбросало кого куда, а ее унесло в виноградник.

За приземлением всегда следят - если человек поднялся на ноги и собирает парашют, значит, все в порядке. Это сейчас можно видеть по телевизору, как парашютисты на своих соревнованиях легко и красиво приземляются на ноги и не падают, но у нас и квалификация не такая была, да и парашюты не такие. Николай Константинович нам говорил: “Не старайся удержаться на ногах. Приземлилась - и падай на бок!” И техника падения была отработана. А тут мы увидели, что Жанна упала и не встает. Мы помчались к ней. Боря Волынов вынес ее к автобусу на руках, тут же отвезли в госпиталь, сделали рентген и наложили гипс. К счастью, перелом оказался без смещения. Начальство решило в Москву ее не отправлять, и она ездила с нами на море, а когда нога перестала болеть, ездила и на старт. И в Москву мы привезли ее с костылями.

Под конец приберегли для нас удовольствие - прыжки на море. Тоже были волнения - перед приводнением предписывалось расстегнуть подвесную систему и частично освободиться от нее, оставшись сидеть на круговой лямке, а перед самым касанием - освободиться полностью и спрыгнуть в воду, чтобы парашют, намокнув, не утянул тебя на дно.

Знатоки, как и положено знатокам, рассказывали страшные истории: бывали, мол, такие случаи, когда парашютист выпрыгивал из подвески на большой высоте (расстояние до воды определить трудно) и разбивался.

Слушать эти байки такому неискушенному человеку, как я, было, конечно, жутковато, зато приводняться - сплошное удовольствие: удара нет, теплое море обнимает и смывает напряжение, тебя вылавливают из воды, и все уже опять хорошо. Пришлось мне, однако, убедиться, что эти байки - не такие уж байки: после второго прыжка катер никак не мог подойти ко мне из-за волнения, и я выбилась из сил, волоча за собой парашют.

Наша программа подходила к концу. “Осталось совсем немного - два прыжка ночью и один в одежде. Ночью страшно, а в одежде очень тяжело. Мы смотрели, как прыгали ребята - здоровые парни после этого прыжка имели вид бледный и замученный”, - написано в дневнике.

А ночью прыгать действительно страшно: опускаешься в черную пустоту, и где земля, не видно - то ли в трех метрах, то ли в тридцати. Николай Константинович на предварительной подготовке настойчиво внушал, что ни в коем случае нельзя пытаться “пощупать” вытянутой ногой, далеко ли земля, - сломаешь ногу. Именно такое искушение у меня и возникло, перед землей как бес “под ногу” толкал, наверно, именно потому, что сказали -нельзя. Уж я и не знала, как с этим бороться, и тут вспомнила - Ходжа Насреддин ("возмутитель спокойствия”, известный персонаж легенд и анекдотов народов Средней Азии. - Ред.) сказал горбуну, что тот исцелится, если не будет думать об обезьяне с голым красным задом.

Вспомнила, похихикала и приземлилась на обе ноги.

Расставаться с аэродромом, с прыжками, с морем, с людьми, с которыми подружилась, было очень жаль... Но впереди нас ждали следующие “подвиги”, и мы улетели.

* * *

Второй раз были в Феодосии в октябре. Уже в полном составе.

Жили в том же домике, встретили тех же людей. В этот раз много ездили по Крыму - погода не всегда позволяла прыгать: если была высота, то и ветер, а если ветра не было, то не было и высоты.

В нашем распоряжении был небольшой автобус старого образца, разболтанный, громыхающий на ходу, и шофер, солдатик Юра Минасян. С ним завязалась у нас тесная дружба. Ездил Юра лихо: автобус подскакивал и грохотал на поворотах, нас в автобусе бросало от стенки к стенке, а Николай Константинович спрашивал: “Юра, колеса вперед не убегут?” На что Юра уверенно отвечал: “Никак нет!”

Честно говоря, на дорогу смотреть было иногда страшно, но Юра всегда был на высоте. Один только раз в каком-то селении он задавил гуся - въехал на большой скорости в самую середину стада. Гуси подняли гвалт, начали разбегаться, взлетать, и Юра, как ни вилял из стороны в сторону, все-таки на одного наехал. Выровняв машину, воровато оглянулся - лежит гусь на дороге, а в воздухе кружатся белые перья - и прибавил газу. Однако погони за нами не было - вышел хозяин, посмотрел нам вслед, забрал гуся и унес.

В 1988 году Валентина встретила Юру в Спитаке - была там по делам, связанным с землетрясением. Она стояла в окружении жителей города и вдруг услышала возглас: “Валя!” Конечно, она не отнесла его к себе - кому она здесь “Валя”! Юра подбежал, взволнованный, спросил: “Валя, ты меня узнаешь?” И она его узнала - больше, чем через четверть века! Оказалось, что Юра увидел ее по телевизору среди жителей Спитака и помчался ночью на машине за двести, что ли, километров, чтобы повидаться с ней. Подумать только, не посчитал за труд ехать ночью в таких обстоятельствах, да и не так близко! Значит, такой яркий след оставила в душе у Юры Минасяна та осень, когда он служил в Крыму и возил нас на своем автобусе...

А что касается Валентины, то я просто снимаю перед ней шляпу! Боюсь, что, доведись до меня, не узнала бы я Юру: я помню мальчика в солдатской гимнастерке, а сейчас ему за сорок... Валентина рассказывала об этой встрече с большим воодушевлением. “Ты знаешь, - сказала она с таким выражением, как будто собиралась вручить мне Государственную премию, - от кого тебе привет?! От Юры Минасяна!”

Но вернемся в автобус. За рулем Юра Минасян, и мы едем куда-то по горам Крыма. До сих пор - закрою глаза и вижу узкие серпантины дороги среди рыжих гор: леса уже пожелтели... Очертания гор меняются бесконечно, и так же бесконечно разнообразие осенних красок по их склонам. Смотреть на это никогда не надоедало, и было жалко, когда дорога кончалась.

В автобусе мы всегда пели. Как только усаживались, Николай Константинович говорил: “Девчата, запевайте!” И мы запевали. Больше всего мы любили парашютные песни - девчонки принесли их с собой из сборной. Песни были неплохие - фольклор! И пели мы их с энтузиазмом. К тому же у Вали и у Жанны обнаружились вполне приличные для любительского пения голоса. Мы были уверены, что не только себе, но и всем окружающим доставляем большое удовольствие. Но однажды, садясь в автобус, я услышала, как кто-то сказал: “Ну, сейчас девчонки опять свою шарманку заведут!”

Но мы не могли не петь - мы все были из “поющего поколения”.

Программа была большая, и привередничать в отношении погоды особенно не приходилось - случалось, прыгали и в ветер. “Сегодня ветерок, - говорил Николай Константинович, - будьте повнимательней”.

Впрочем, если бы ветер был не ветер, а ураган, Н.К. все равно сказал бы “ветерок”: “Сегодня ветерок, прыгать не будем”. “Повнимательнее” (вариант - “повнимательнее там”) - это штамп из авиационной лексики. Инструктор, выпуская своего курсанта в самостоятельный полет, дает ему массу Ценных Указаний, а закончит обязательно формулой: “Повнимательнее там!” А если почему-нибудь Ценные Указания в развернутой форме дать нельзя, все они вмещаются в эти два слова.

Сейчас, может, эта сакраментальная формула уже не в ходу, не знаю - так было на заре моей туманной юности...

В связи с тем, что прыгали иногда в “ветерок”, случались происшествия, завершавшиеся, к счастью, благополучно.

16 октября 1962 г.

Сегодня были два самых интересных прыжка за все время. Ветерок был порывами 2 - 10 м/сек. То два, а то десять, ничем не поймешь! Открыла купол, смотрю - мчусь со скоростью пассажирскою поезда прямо к бетонке. А начальник сказал: кто сядет на бетонку, пойдет домой по шпалам. Стала на малый снос - не помогает. За бетонкой - узкая полоска травы и стоянка, а там опять бетонка. Вижу, что иду прямо на вертолет, и ничего не могу сделать. Пропал, думаю, вертолет! Сражалась с куполом до самой земли и села все-таки не на бетонку - в метре, не больше. Не успела вскочить на ноги - купол наполнился, поднялся от земли, и мы поехали! Со скоростью велосипедиста! Еду и не вижу никого, кто помог бы погасить купол. И думаю: куда же меня увезет? Пыталась погасить купол сама - пустые хлопоты! А нам накануне штурман рассказывал, как его волокло через бетонку: “Локтей нет, коленей нет, морды нет, отовсюду кровь капает..."Я, как могла, устроилась поудобнее и мужественно перенесла переезд через бетонку. Наконец улучила момент, когда купол немного притормозил, вскочила и побежала за ним, так он меня чуть было снова не повалил! Я до сих пор под впечатлением моего путешествия на куполе!

Впечатление, видно, и в самом деле было очень сильным - в дневнике даже нарисованы примитивные картинки (я так же патологически не умею рисовать, как и петь), как все это происходило.

Не помню, в другой “ветерок” или в этот Валентина приземлилась-таки на бетонку. Мы ожидали, что Николай Константинович устроит ей большой разнос, но он неожиданно мирно сказал на разборе: “Надо уметь приземляться и на бетонку”. Наверное, он был прав.

Однажды пришлось прыгать при почти сплошной низкой облачности.

25 октября 1962 г.

Вчера прыгали через облака. Высота облачности - 800 м., толщина 400 - 500, 9-10 баллов, т.е. земля закрыта совершенно. Нас выбрасывали с высоты 2600, за облаками. Красотища! На земле пасмурно, серое небо, а там яркое солнце и белые облака, как снег. Странно - когда на земле нет солнца, то кажется, что его и нигде нет...

Когда подходишь к облаку, страшновато: кажется, что оно твердое, как земля, и сейчас на полной скорости ты в него врежешься. Но ничего не случается, просто секунд 7-10 падаешь в сырых сумерках, а потом начинает просвечивать земля. У нашего штурмана Вадима до вечера дрожали колени: путевая скорость, говорит, 280 км/час. Ничего, говорит, не видно. Нужно врезать по стопарику после такой выброски!

...Какая великолепная стоит здесь осень! Все тона красного, желтого и коричневого цветов. У нас такого богатства красок осенью не бывает. С самолета видны поля - разного размера лоскутки, разделенные узкими полосами деревьев. Раньше они были зеленые, а теперь разноцветные. Потрясающе красиво! Но я предпочла бы сейчас сырую и серую московскую осень... Хочу домой!

Ирине скучно было прыгать “просто так”, поэтому они с Н.К. все время что-то выдумывали: прыгали пирамидой, т.е. отделялись, держась друг за друга, или на схождение - в свободном падении сближались и брались за руки, при этом иногда ставилась цель что-нибудь друг другу передать или поцеловаться.

Сейчас благодаря телевидению все стали соучастниками всего, и, конечно, каждый не раз видел и свободное падение парашютиста, и немыслимые фигуры, которые они “строят” в небе, и все чудеса, какие они там творят.

Мы, конечно, не умели ничего такого сложного делать, да и весь парашютный спорт в те годы только еще начинал учиться, а я и вовсе была “Валя маленькая”, но мне страсть как хотелось попробовать! И однажды мне была оказана высокая честь - прыжок пирамидой с Н.К. В моей парашютной книжке этот прыжок записан красными чернилами со множеством восклицательных знаков. А уж в дневнике!

27 октября 1962 г.

Сегодня! Я! Впервые в жизни!! Совершила! Прыжок! Пирамидой!!

Я не просила и не надеялась. Никитин оставил меня в самолете последнюю, я сидела себе и смотрела в иллюминатор. Вдруг он говорит: “Пойдешь со мной?” Ну, еще бы! Он сказал: “Захватишь мою ногу своей ногой, а рукой возьмешься за лямку подвесной. Свободными ногой и рукой будем с тобой управлять. Поняла?” А как же! Но когда мы вывалились, я обеими руками схватила его за руки и двумя ногами ухватила ею ноги. Как он ни пытался отцепить меня и правильно расположить в пространстве, ничего у него не вышло. Какое уж тут управление! Так и падали. Но положенные сорок секунд пропадали все-таки.

А какие были приготовления! Сбежался весь экипаж. Подозреваю, что в пилотской кабине никого не осталось, самолет летел сам. Все стали перевязывать себя фалами поперек живота, привязывать их к креслам и ложиться на пол около двери - смотреть. Штурману места на полу не хватило, он побежал к себе, потом сказал, что чуть носом блистер не выдавил. Великолепные, необыкновенные были сегодня прыжки!

Особыми эмоциями был отмечен прыжок в полном снаряжении космонавта, то есть в скафандре с НАЗом*. В дневнике грустная запись:

31 октября 1962 г.

Сегодня прыгала в одежде. Сидела на НАЗе у раскрытой двери, смотрела на землю далеко внизу, ждала момента отделения и думала - после того, как меня вместе с НАЗом выпихнут из самолета и откроется парашют, все будет взаправдашнее, как будто я в самом деле возвращаюсь из космического полета...

НАЗ - носимый аварийный запас космонавта (прим. ред.).

* * *

В этот “заезд” я отметила свой самый радостный, как сказала Ирина, парашютный юбилей - 50 прыжков. Самый радостный потому, что он находится между парашютным детством и парашютной юностью - как 16 лет. Парашютисты всегда очень торжественно и забавно отмечают круглые цифры - сотни прыжков, потом тысячи. По моим наблюдениям, очередной тысячный прыжок по статусу выше, чем, например, день рождения, не говоря уже о других, менее значительных праздниках. Он и празднуется соответственно: разрабатывается сценарий, готовятся сувениры и подарки, из парашютного шелка шьют “парашютную” рубаху, которую расписывают или расшивают. Если возможно, на аэродром едут гости, юбиляра на земле встречают цветами. От командования поступают официальные поздравления - грамота или адрес. И... так далее.

Это тоже очень интересная часть праздника: говорятся смешные тосты и все друг другу рассказывают истории из своей парашютной жизни, когда им было “неприятно”. Если даже все собеседники были свидетелями или участниками этого события, не беда, все равно все слушают с живейшим интересом.

И то сказать, наверное, у каждого, во всяком случае, у многих парашютистов с большим опытом есть один-два дня, которые они считают своим еще одним днем рождения...

Подарки и сувениры любовно хранятся. У Ирины, например, есть сервиз, подаренный ей “на тысячу”, да вообще у нее целый шкаф парашютных призов, подарков и сувениров.

Мой юбилей тоже был торжественно отмечен, меня поздравляли, задарили цветами, а я гордилась и радовалась. Девчонки выпустили поздравительный боевой листок, который я бережно храню. Там отмечены мои достижения и мои трудности. Фигурирует и подушка.

Всего за время подготовки к полету (практически за год) мы сделали по 70 - 80 прыжков. Программа была насыщенной и интересной. Потом парашютную подготовку сократили до 8-10 прыжков в год, главным образом в связи с тем, что после “Востоков” космонавт приземлялся в корабле.

И никто теперь не утверждал, что парашютная подготовка - Самая Важная: не было уже Николая Константиновича...

Только спустя несколько лет после его гибели в Центре появились люди с такой же горячей любовью к парашютному спорту. И тогда эта усохшая было ветвь подготовки расцвела по-новому.

Дело в том, что психологи (в особенности те, которые сами любят прыгать с парашютом) считают, что парашютная подготовка развивает многие необходимые космонавту качества - мужество, способность действовать в состоянии стресса и многие другие. Наверное, это так и есть, хотя по собственному опыту утверждать не могу: по-моему, какой я была до прыжков, такой и осталась. Может, потому, что мало прыгала.

Так вот, в соответствии с этими идеями молодые космонавты прыгают теперь не “просто так” (как мы прыгали), а во время прыжка (и в свободном падении, и при спуске на парашюте) решают разнообразные задачи - например, по знакам, выложенным на аэродроме, вычисляют длительность свободного падения. Не знаю, можно ли таким путем сформировать у человека профессионально значимые качества, но для того, чтобы определить их наличие или отсутствие, лучшего теста не придумаешь - это точно! И новое поколение космонавтов, насколько я знаю, занимается этим с увлечением и страстью, как и мы в свое время.

Но это уже другая история, да и не моя...

А на воле был свежий ветерок...

В Феодосии проходила еще одна важная работа: примерка, подгонка и морские испытания скафандров, а также отработка действий после приводнения. Из всех тренировок эта запомнилась мне как самая тяжелая.

Мы уходили в море на катере. Так хорошо все начиналось - море, солнце, ветер... А потом тебя облачали в скафандр, ставили спиной к морю и легким толчком в грудь сбрасывали с катера. Нужно было отработать “действия после приводнения”, для чего выполнить определенную последовательность операций. Сейчас я не очень хорошо ее помню, но что совершенно четко сохранилось в памяти, так это непрерывная жестокая борьба со скафандром и снаряжением. Первое сражение - с замками парашютной системы: надо было, открыв их, проимитировать отцепку парашюта.

Строки из дневника:

Первым делом надулся заголовник, гермошлем при этом съехал вперед, а шлемофон сполз на правый глаз, так что я смотрела одним левым. И вообще все съехало со своих мест и перекосилось.

Всего-то и нужно было - снять “собачки”, а потом сразу двумя руками нажать на “щелки” замков. Но эти проклятые замки уехали куда-то за спину. А скафандр наддут! А руки в (наддутых тоже) перчатках! А на море волнение, и тебя качает, как какую-нибудь дохлую лодчонку! И вот я дергалась внутри скафандра, пытаясь достать эти чертовы замки, буквально вылезала вон из кожи, и вся эта бесполезная работа в полном соответствии с законами физики переходила в тепло. Что там баня! В бане рай... Очень хотелось поднять стекло гермошлема - хоть на секундочку! На воле был свежий ветерок...

Когда наконец я поймала эти чертовы замки, в голове стучало и руки отнимались. Зато потом по программе можно было снять перчатки. Я опустила руки в воду, и это было такое облегчение! Вот когда по-настоящему поняла, почему собака в жару высовывает язык!

Остальное было уже проще. Когда я наконец влезла в лодку и ногой забросила в нее НАЗ, то просто совсем обессилела: подняла стекло гермошлема и расквасилась. А дальше было уже совсем хорошо: меня выловили из моря, начали раздевать, жалеть, мерить температуру, давление и прочее. Между прочим, температура за час, поднялась до 39,3.

Эмоциональная память о том, как было тяжело, сохранилась у меня и поныне. Но пришла в себя я очень быстро: через короткое время от всего этого кошмара осталась только легкая усталость, а в глубине души -чувство тихой гордости.

вперёд

в начало
назад