The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

1Пономарева


Глава 1.РАЗВИЛКИ

Пути Господни неисповедимы...

В начале жизненного пути, стоя на развилке дорог, часто и не представляешь - куда заведет тебя та дорога, которую ты выбрал. Только потом начинаешь задумываться, почему все получилось именно так, как получилось, и где была та исходная точка, с которой начался твой, именно такой, какой есть, жизненный маршрут. Я раздумывала об этом на космодроме во время подготовки к полету Терешковой.

Для космонавтов в небольшом зальчике каждый день “крутили” фильмы, и один из них, по мотивам произведений О'Генри, стал событием для моей “внутренней жизни”. Меня потрясла и вызвала целый обвал размышлений новелла “Дороги, которые мы выбираем”. Вот запись в дневнике:

2 июня 1963 г.

“Дороги, которые мы выбираем”.

Разбойник и убийца Акула Додсон рассказывает, как в 17 лет убежал из дома: “Дошел до перекрестка и не знаю, куда мне идти, с полчаса раздумывал, потом повернул налево. Я часто думаю, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу”.

- Было бы то же самое, - говорит его товарищ. - Дело не в дороге, которую мы выбираем: то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.

То, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу...

Тогда, на космодроме, и потом, вернувшись в Москву после полета Валентины, я очень много думала о “развилках” в своей судьбе. Перечитывала О'Генри. Мысль о том, что дело не в дороге, которую мы выбираем, а “в том, что внутри нас”, звучала у него очень настойчиво. И я вновь и вновь проходила в мыслях свои дороги, подолгу задерживаясь на каждой развилке, пытаясь понять, почему делала тот или иной выбор.

И еще, как и Акулу Додсона, меня мучил вопрос - что было бы, если бы... Но ответа на этот вопрос нет: я живой человек, а не вымышленный персонаж, и не могу, как Давид Миньо, герой другой новеллы О'Генри, пройти от Перекрестка и до конца все Дороги Судьбы - сначала дорогу налево, потом направо, и наконец, прямо - и посмотреть, куда приведет каждая из них. Наверное, если “то, что внутри нас”, останется неизменным, то и Дорога, какие бы ни делала зигзаги, в конце концов приведет к тому же, к чему и привела, как сошлись в одну точку все три совершенно разные жизни Давида.

И, оглядываясь назад, я с удивлением обнаружила, что каждый поворот на моей жизненной тропе все ближе и ближе подводил меня именно к этой, космической дороге, несмотря на то, что мой выбор каждый раз определялся то какими-нибудь случайными обстоятельствами, то эмоциями, то “велением времени”, а то и вообще непонятно чем.

“Итак, на три лье тянулась дорога, и вдруг озадачила его. Поперек ее пролегла другая дорога, широкая и торная. Давид постоял немного в раздумье и повернул налево”.

В школе я занималась в драмкружке и очень этим увлекалась. Мы ставили отрывки из пьес, которые “проходили”, я в них “играла”, на всех вечерах читала стихи, и считалось, что я “не без способностей”. И вот однажды в школу приехали тетеньки из РОНО отбирать девочек на районный смотр художественной самодеятельности. Я приготовила два стихотворения - Маяковского “Киев” и Симонова из цикла “Друзья и враги”. И все никак не могла выбрать, какое прочесть. Внутренний голос говорил, что нужно читать “Киев” - стихотворение не хрестоматийное и с редкой для Маяковского лирической ноткой:

“Лапы елок, лапы, лапушки...

Все в снегу, а теплые какие!”

Был бы элемент свежести. А симоновский цикл только что появился, его часто читали по радио и на концертах - и что я могла бы тут добавить? Может быть, если бы я прочла Маяковского, меня “отобрали” бы, а дальше - кто знает?.. Но я прочитала Симонова.

В школе я страстно и всерьез любила литературу. Читала Писарева, Белинского, Добролюбова, ездила на лекции в Политехнический музей и в университет. “Литература есть нечто такое, от чего бьется сердце и горит голова”. Не помню, кто это - Белинский или Писарев, но так и было: когда писала школьные сочинения, у меня ” билось сердце и горела голова”.

Наша учительница Анна Борисовна часто писала развернутые рецензии на мои сочинения. На сочинение по Маяковскому (в 10-м классе) она написала рецензию на целые две страницы - да красными чернилами! - которая заканчивалась словами: “Считаю Вас очень способной и полагаю, что Вам нужно выбрать литературу своей профессией”.

Недавно, взявшись писать, извлекла на свет божий эту тетрадку, которую сохранила мама...

Но я считала, что стоящий человек (а я, конечно, причисляла себя к стоящим!) должен заниматься исключительно техникой (как раз в то время шла бурная дискуссия между представителями научно-технической и гуманитарной сфер деятельности, и “физики” были “в почете”, а “лирики” - “в загоне”).

И я подала документы в Инженерно-физический институт. Анна Борисовна смертельно обиделась и перестала со мной разговаривать. А внутренний голос был почти не слышен - заглушен зовом времени.

Должна сказать, что в дальнейшем (хоть и не так скоро) я поняла, что напрасно “повернула налево”, и временами горько жалела об этом: несмотря на мои школьные пятерки по математике и физике и на диплом инженера-механика с отличием, и на то, что впоследствии окончила курсы повышения квалификации инженеров при мехмате МГУ, а потом защитила кандидатскую диссертацию, я всегда ощущала свой невысокий “потолок” в этой сфере. Если смотреть правде в глаза, то я и есть тот самый “середняк”, который “пошел в науку”. Никогда не билось у меня сердце и не горела голова за работой, я тосковала иногда об этом, и образ филфаковских аудиторий университета, бывало, меня тревожил...

Как сказано у Александра Грина: “Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся властно зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь определить, откуда прилетел зов”.

Я знала, откуда прилетел зов, но ничего сделать было уже нельзя: я попала в колею.

19 ноября 1964 г.

Как никогда жалею, что 15 лет назад сбилась с дороги. Мне бы быть биологом, искусствоведом, мало ли кем, только не инженером. Вся эта премудрость, которой я набиваю голову, лежит там мертвым грузом, и его не провернешь...

Потосковав о Несбывшемся, продолжала я плыть мимо его высоких туманных берегов - а берега Несбывшегося всегда высоки и всегда туманны - и утешала себя тем, что, видно, такой уж у меня нескладный характер: бывает, поворачиваю не туда, куда зовет “внутренний голос”, а совсем в другую сторону, причем (не всегда, но часто) - с полным осознанием, что делаю не то.

“Итак, на три лье тянулась дорога, и вдруг озадачила его. Поперек ее пролегла другая дорога, широкая и торная. Давид постоял немного в раздумье и повернул направо”.

Моя школа была расположена по соседству с Московским авиационным институтом, они были нашими шефами. А в МАИ был аэроклуб, и в тот год, когда я заканчивала школу, они организовали у нас парашютный кружок. Зимой к нам приходил студент-парашютист Юра Борисевич и проводил теоретические занятия. Старшеклассницы, человек 10 - 15, охотно их посещали (прыгать, правда, собрались потом только двое - я и моя подруга Мика Виссинг).

Прыгать должны были весной, но все откладывали и дооткладывали до лета. Я к этому времени прошла собеседование и была зачислена студенткой Московского инженерно-физического института.

В назначенный день мы с Микой рано утром пришли в аэроклуб (дома я не сказала, куда иду).

День с утра задался счастливый, погода была прекрасная. Весело грузили парашюты на грузовик, весело ехали по Ленинградскому шоссе в кузове на горе парашютов. И студенты-курсанты оказались такими замечательными! И всю дорогу пели замечательные студенческие песни. И лес, и аэродром в лесу - все было великолепно. Потом прыжок - я сумела себя преодолеть, хотя было ужас как страшно. И обратная дорога, уже в темноте, со счастливым чувством от этого длинного и яркого дня.

Дома мне, конечно, попало: была уже ночь, когда я заявилась с распухшим носом и прокушенной нижней губой (при приземлении стукнулась подбородком о запасной парашют). Но все равно спать легла с удивительным чувством в душе.

И этот день перевернул мою жизнь. Мне захотелось стать студенткой МАИ, только МАИ! И я поехала в МИФИ забирать документы.

Но... мне их не отдали. Декан, у которого нужно было подписать заявление, сказал: “Ну, что вы, авиация - это же паровозная техника, всю жизнь будете чертить болт с гайкой, а мы - на переднем крае науки, за нами будущее”. Я уехала в смятении и несколько дней не могла ни на что решиться: перспектива всю жизнь чертить болт с гайкой пугала.

- Технический вуз, - сказал отец, - что тот, что этот - разница невелика.

А мама была напугана моими метаниями и призраком аэроклуба.

Устав думать, с пустой головой однажды опять поехала за документами и опять вернулась ни с чем. И опять терзания.

А в третий раз попала не к декану, а к его заместителю - помню, это был совсем молодой человек. Ни о чем не спросив и даже не взглянув на меня, он написал резолюцию: “Выдать документы”. Я вышла из института в состоянии некоторого ошеломления: добилась, наконец, а что выйдет?

Вышло не очень хорошо: прием заявлений в МАИ уже закончился, и если бы не аттестат с золотой медалью, то так бы и осталась я, как буриданова ослица, голодной между двух стогов сена...

Начав учиться в МАИ, сделала еще один неосознанный шаг по направлению к космосу: однажды в аудиторию к нам, “козерогам” (так называли первокурсников), пришли двое ребят с третьего курса и рассказали, что есть такой замечательный научный кружок - “Кружок высотных полетов”. Он существует на всех курсах самолетного и моторного факультетов, студенты в нем занимаются изучением широкого круга вопросов - планетологией, космогонией, теорией реактивного движения, изучают труды Циолковского и других пионеров ракетной техники; ребята со старших курсов работают в конструкторских бюро над различными “задачками”, а после окончания института перед ними открывается блестящая перспектива “на самом переднем крае науки и техники”.

Я плохо представляла себе, какой край науки “самый передний”, но записалась.

Я тогда не знала, что скрывается под скромной вывеской “Кружка высотных полетов”, не знала и того, что кружком руководят энтузиасты идеи полета человека в космос, которые уже достаточно долгое время негласно занимаются ее разработкой. Негласно потому, что в то время ракеты рассматривались исключительно как боевое оружие, а идея космических полетов считалась вредной фантазией, отвлекающей силы и средства от решения оборонных задач.

Однако жизнь двигают вперед как раз энтузиасты, непререкаемо верящие в реальность и необходимость осуществления “вредных фантазий” и готовящие для этого почву вопреки всем препонам и рогаткам. Подготовка кадров и была целью этого разветвленного кружка, пронизывающего все курсы двух “самых главных” наших факультетов, чтобы к тому времени, когда идея созреет и обретет права гражданства, быть во всеоружии.

Слово “космос” в названии кружка отсутствовало именно вследствие “вредности” идеи: у научного начальства была на нее аллергия и возникала немедленная и однозначная реакция: “закрыть!”

Старшие не торопились посвящать в тайны и тех, кто “на новенького”, просто старались расширить рамки образования, придавая ему нужный “крен”, и исподволь приобщали к космической идее.

Нашим “козерожьим” кружком руководили ребята с третьего курса, они были такие же, как и мы, ну, чуть постарше, а иногда на нашем горизонте появлялся “взрослый” человек, и было понятно, что он-то и есть “самый главный”. Он был молчалив, казался загадочным, иногда приходил в военной форме, и я перед ним несколько робела.

Это был Олег Викторович Гурко, инициатор создания кружка и его Главный Идеолог и Руководитель, пламенный энтузиаст идеи полета человека в космос. Он работал в группе Михаила Клавдиевича Тихонравова* и впоследствии принимал непосредственное участие в обосновании технической возможности запуска искусственного спутника Земли - в то время это было вовсе не очевидно!

*Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900 - 1974) - выдающийся советский ученый, основатель (совместно с С.П.Королевым) практической космонавтики (прим. ред.).

Впоследствии оказалось, что никакой он не “загадочный”, а замечательный человек, обладающий просто уникальной способностью генерировать идеи и находить выход из казавшихся “глухими” научных и инженерных тупиков, к тому же очень добрый и, как я это называю, обращенный лицом к людям. Когда через много лет судьба снова свела меня с ним, у нас завязалась крепкая дружба, которой я очень дорожу.

К слову сказать, многие кружковцы стали ведущими специалистами ракетно-космической отрасли, и никто не изменил космической идее. Кроме меня - как только в аэроклубе начались полеты, я напрочь забыла про все остальное.

“Итак, на три лье тянулась дорога и вдруг озадачила его. Поперек ее пролегла другая дорога, широкая и торная. Давид постоял немного в раздумье... и пошел прямо”.

После окончания института я получила предложение остаться на кафедре термодинамики и теплопередачи, на которой в последние два года учебы работала лаборантом. Предложение было лестное, но по оголтелому своему экстремизму я не согласилась - рвалась на “передний край”! А перспектива стать преподавателем казалась мне унылой и безрадостной. И меня направили в ОКБ-1, будущее НПО “Энергия”, а ныне всемирно известная Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П.Королева.

Но тут вмешалась Рука Судьбы в лице моих домашних, которые категорически воспротивились этому: на работу пришлось бы ездить на электричке, а я была уже замужем, и ожидался ребенок. Казалось бы, чего проще - остаться в такой ситуации на кафедре, благо, предлагавшееся место было еще свободно. И работа рядом с домом.

Но я не захотела и опять стояла на развилке, не зная, куда направить свои стопы.

Тогда один из старших кружковцев, с которыми я все-таки не теряла связи, “устроил” меня работать в Отделение прикладной математики Академии наук СССР (теперь это Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша).

Шел 1957 год. Идея полета человека в космическое пространство переместилась из категории вредных фантазий в категорию первоочередных (и совсекретных) задач. Коллектив, в который я пришла, имел к этому самое непосредственное отношение. Директором отделения был академик Мстислав Всеволодовия Келдыш, Главный теоретик космонавтики.

* * *

Вот так все и получилось. Три придорожных камня на развилках, на каждом свои знаки. Можно и впрямь поверить, что меня вела Рука Судьбы - то подталкивала в нужную сторону, то строила препоны, то припасала к нужному времени неожиданный и неотразимо привлекательный для меня знак.

Сначала она подтолкнула меня, вопреки моим склонностям и способностям, в технику и тут же подвела к камню, на котором огромными буквами было написано “Аэроклуб”. И благодаря этому я приобрела необходимое для будущего качество - причастность к авиационному спорту.

И вот ведь странно: у меня и в мыслях не было летать или прыгать! В Москве кроме нашего “маёвского” было еще три городских аэроклуба, но я даже и не знала, что они существуют и что можно прийти в любой и записаться.

Подумагь только, от каких пустяков происходят повороты в судьбе человека! Ведь если бы моя школа не находилась рядом с Авиационным институтом или если бы у меня не приняли в МАИ документы, моя жизненная дорога была бы другой: я встретила бы других людей, у меня была бы совсем другая судьба, и вообще - я была бы другим человеком. Так, может, Провидение специально устроило этот “зигзаг судьбы”? Парашютного кружка ни до того года, ни после в нашей школе не было, это я знаю доподлинно!

“Кружок высотных полетов” попался на моей дороге тоже случайно: я хотела объять необъятное и записывалась если не во все, то во многие кружки и секции, которые попадали в мое поле зрения. Но когда я дошла до последней развилки, именно факт моего недолгого участия в работе кружка “направил” меня в Институт Келдыша. И для меня это действительно была уже дорога, идущая прямо.

вперёд

в начало
назад