The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Проект Х
вернёмся в библиотеку?
«Секретные материалы ХХ века»
№ 5 (132) март 2004 года

ПРОЕКТ Х

КОСМИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ...

Антон ПЕРВУШИН

14 января 2004 года, поздно вечером, в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне выступил президент США Джордж Буш. В своей речи, продолжавшейся ровно 22 минуты, он провозгласил «новые горизонты» американской космической программы.

«НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» ДЖОРДЖА БУША


Рис.1. Варианты «орбитального космоплана»: баллистическая капсула и крылатый аппарат

Перед тем, как перейти к изложению пунктов космической программы, президент Буш сказал, что строительство Международной космической станции (МКС) должно быть завершено не позднее 2010 года. Эта станция необходима прежде всего для того, чтобы проводить на ее борту эксперименты по изучению влияния факторов длительного космического полета на человеческий организм, в результате которых должны быть сделаны выводы о возможности дальнейшего проникновения человека в глубины Солнечной системы.

Буш отметил, что США намерены выполнить все свои обязательства перед партнерами по этому международному проекту и довольно высокого оценил участие России в проекте МКС.

Разумеется, американский президент указал в своей речи, что без скорейшего возобновления полетов «шаттлов» вряд ли удастся «довести» МКС до ума. Однако, подчеркнул Буш, сразу после завершения орбитального строительства полеты на «шаттлах» будут прекращены, так как эта система продемонстрировала свою низкую надежность — три корабля этого типа, оставшиеся после гибели «Колумбии», будут отправлены в музей.


Рис. 2. Космоплан типа «несущий корпус» компании «Локхид-Мартин»

Рис. 3. Космоплан компании «Боинг» на ракете-носителе «Delta 4 Heavy»

Если рассматривать новую космическую программу США более подробно, то ее можно разделить на три основных этапа.

Этап первый. К 2010 году должен быть разработан и испытан новый пилотируемый космический корабль. Не позднее 2014 года этот корабль должен обеспечить полет экипажа астронавтов на Луну, которая рассматривается как промежуточная база на пути к другим небесным телам.

Этап второй. К 2020 году американцы вернутся на Луну, развернув на ее поверхности постоянно действующую научно-исследовательскую станцию. С 2015 года должны начаться регулярные пилотируемые полеты на естественный спутник Земли.

Этап третий. Полеты на Марс и к другим планетам Солнечной системы. Здесь конкретные сроки не называются, поскольку никто не может предсказать, как оно все сложится через 20 лет. Возможно, произойдут какие-то серьезные перемены на геополитической арене или будут сделаны новые фундаментальные открытия — предугадать подобного нельзя, а потому нельзя и определить точную дату старта марсианской экспедиции. Впрочем, эксперты НАСА уже высказали свое мнение по этому вопросу: они считают, что если новая космическая программа будет поддержана населением и правительством США, то первый американец сможет ступить на Марс уже в 2018 году!


Рис. 4. Перспективный носитель «Shuttle-C»

В качестве финансовой подпитки этих амбициозных планов администрация Буша намерена просить Конгресс увеличить финансирование аэрокосмического агентства на один миллиард долларов в год. При этом было указано, что дальнейший рост бюджета НАСА будет целиком зависеть от результатов деятельности агентства...

Вслед за выступлением Буша руководство НАСА объявило о проведении реорганизации своей структуры, чтобы «максимально эффективно реализовать новую космическую программу». Вся тяжесть работ по освоению Луны, Марса и других планет Солнечной системы ложится на плечи сотрудников специально созданного Отдела исследовательских систем, во главе которого встал отставной адмирал Крейг Стейдл. На пресс-конференции адмирал заявил, что в процессе осмысления программы он будет руководствоваться не только текстом выступления Буша, но и бюджетом, выделяемым на эти цели.

В то же самое время в НАСА прекрасно понимают, что усилиями одного космического агентства такую серьезную программу можно и не потянуть, а потому американцы практически сразу обратились к ведущим ракетно-космическим корпорациям мира с предложением «включиться в работу».

Партнеров определил сам Джордж Буш, в своем программном выступлении призвав Россию и другие страны, участвующие в строительстве МКС, присоединиться к «великому космическому путешествию». Пакет документов с описанием возможных «точек соприкосновения» и сфер сотрудничества был направлен по дипломатическим каналам Росавиакосмосу. Желание присоединиться к США в космической экспансии уже высказали Индия и Китай.

КРИТИКА ПРОГРАММЫ БУША


Рис.5. Межпланетный корабль по проекту «Боинг»

Новейшая космическая программа США, озвученная Джорджем Бушем, вызвала отчаянную критику с самых разных сторон.

Первыми откликнулись конкуренты по политической борьбе.

«Президент США Джордж Буш потерял связь с американцами, ему необходимо чаще выбираться в народ и беседовать с простыми гражданами, чтобы понять, что их действительно волнует!» — в таких словах охарактеризовал своего политического оппонента сенатор Джон Эдвардс, кандидат в президенты от партии демократов. — Вот я каждый день сижу на совещаниях в мэрии, знаю о проблемах, с которыми сталкиваются люди, разбираю самые разные вопросы. Джордж Буш сделал бы много хорошего, если бы ходил не только на спецмероприятия и не жил бы в кольце охраны».


Рис. 6. Спускаемый лунный модуль по проекту «Боинг»

С критическим замечанием выступил и бывший вице-президент США Альберт Гор: «Вместо того, чтобы тратить огромные суммы денег на лишенный воображения и заезженный проект превращения крохотного уголка Луны в обитаемый для горстки людей, мы должны сконцентрироваться на масштабных усилиях с тем, чтобы сделать Землю обитаемой для следующих поколений!»

Довольно скептически и едко прокомментировала выступление Буша европейская пресса.

Французская газета «Либерасьон» скептически замечает: «Когда президент Буш указывает пальцем на Луну, следует смотреть на палец и на мотивы его обладателя».

Без каких-либо экивоков газета указывает, что победа Джорджа Буша на предстоящих президентских выборах будет во многом зависеть от результатов голосования в штатах Техас и Флорида, а оба эти штата имеют прямую заинтересованность в увеличении финансирования НАСА.

Не менее скептически настроена австрийская «Штандард». Ее комментаторы тоже видят за планами президента удачный предвыборный ход:

«Американская космическая миссия на далекую планету, где ее ждет большая слава и никаких национально-освободительных движений, призвана помочь американцам забыть о продолжающихся проблемах в Ираке и представить президента в роли миролюбивого провидца».


Рис. 7. Проект лунной базы НАСА

«Джордж Буш держит курс на Марс, и его первой остановкой в пути будут президентские выборы, — пишет швейцарская «Тан». — В то время как компании, занятые в космической промышленности, приветствовали этот проект и выразили желание в нем участвовать, сами американцы отнеслись к нему намного прохладнее».

Рядовые американцы и в самом деле не в восторге от планов своего президента. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Ассошиэйтед Пресс». Более половины опрошенных сказали, что если появились лишние деньги, то лучше их потратить на различные социальные программы: например, на образование и медицину.


Рис. 8. Проект лунной базы НАСА

Американцев можно понять. По данным газеты «Вашингтон Пост», в 2003 году дефицит бюджета Соединенных Штатов составил рекордную сумму — 550 миллиардов долларов США. И при всем при этом не приходится ждать снижения расходов на оборонные нужды или на возведение призрачного щита Национальной противоракетной обороны. Вопрос о том, справится ли рядовой американский налогоплательщик с бременем поддержания заведомо дефицитного бюджета, остается открытым.

НОВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

Впрочем, это лишь одна из проблем. Для НАСА куда важнее, что космические планы Джорджа Буша можно реализовать, только имея в своем распоряжении новый межпланетный корабль, превосходящий по своим возможностям «Аполлон», на котором американцы летали на Луну в начале 1970-х годов. Однако в настоящий момент нет не только межпланетного корабля — нет даже транспортного корабля снабжения, который мог бы заменить американские «Спейс шаттлы» и российские «Союзы» в ходе эксплуатации МКС.

До настоящего времени по заказу НАСА разрабатывалось несколько вариантов так называемого «корабля промежуточного поколения», который по конструктивной схеме будет орбитальным космопланом — отсюда и название проекта: «Orbital Space Plane» («OSP»).

Требования к новой системе орбитального снабжения довольно жесткие: исполнитель должен обеспечить снижение стоимости доставки полезных грузов в космос в 10 раз с одновременным повышением надежности и безопасности системы. Вероятность потери экипажа оценивается как 1 к 10 000.

При этом новые корабли должны брать на борт по крайней мере четырех астронавтов в космических скафандрах, гарантировано обеспечивать возврат на Землю в течение 24 часов раненого либо заболевшего члена команды. Орбитальный космоплан должен быть более маневренным, чем челнок, и требовать меньше времени для подготовки к запуску.

В апреле 2003 года НАСА выделило 135 миллионов долларов трем конкурирующим аэрокосмическим группам, работавшим над концепциями новых летательных аппаратов. Компания «Боинг», фирма «Локхид-Мартин» и объединенная группа, включающая корпорации «Орбитал Сайенс» и «Hортроп-Грумман» получили по 45 миллионов на развитие своих идей.

Директор HАСА Шон О'Киф высказал надежду, что для новой транспортной системы удастся использовать уже существующую технологию.

«Мы не хотим изобретать велосипед, — говорит он, — мы желали бы добиться наших целей самым простым путем».

Однако при нынешнем недоверчивом отношении к системам многоразового использования типа «шаттл» вряд ли удастся сохранить прежнюю конструктивную схему.

К сентябрю проектировочные группы разработали спецификации, а также провели системный анализ своих проектов. Рассматривались три возможные схемы: «несущий корпус», напоминающий экспериментальные ракетопланы прошлого, испытанные НАСА и ВВС; крылатый корабль, напоминающий уменьшенную версию нынешнего «Спейс шаттла»; большая капсула, подобная тем, что использовались в лунной программе «Аполлон». Сейчас предпочтение отдается «несущему корпусу» и капсуле.

По мнению экспертов, проект аппарата с «несущим корпусом», предложенный фирмой «Локхид-Мартин» имеет все шансы стать основным, поскольку область его применения выше, чем у капсулы, и этот корабль сможет подниматься на более высокие орбиты, чем та, на которой находится МКС.

Если правительство США решит финансировать «Орбитальный космоплан» как замену системы «Спейс шаттл», то основное проектирование завершится в ближайшие два года. Внутренние оценки этого проекта соответствуют цене в 17 — 18 миллиардов долларов и продолжительности работ 5 — 8 лет. Это укладывается в те цифры, которые озвучил Джордж Буш, а потому вполне может быть реализованы.

Новый летательный аппарат скорее всего будет запускаться с помощью одной из двух ракет одноразового использования, разработанных для оборонных целей. Это будет либо «Атлас-5» («Atlas-5») фирмы «Локхид-Мартин», либо «Дельта-4» («Delta-4»), изготавливаемая компанией «Боинг».

Однако тяги носителей, предназначенных для вывода легкого ракетоплана на низкую орбиту, явно недостаточно для того, чтобы осуществить межпланетный запуск. Следовательно, должна появиться еще более мощная ракета.

Проект такого носителя есть. Это — «Шаттл-Си» («Shuttle-C»). Он должен был использовать пару твердотопливных стартовых ускорителей, внешний топливный бак «Спейс шаттла», а также его двигатели SSME. Последние должны были стоять в маленьком отделяющемся модуле, который возвратился бы с орбиты на парашюте для повторного использования. На вершине этого «модуля SSME» планируется разместить большой цилиндрический обтекатель, вмещающий полезный груз — модуль межпланетного корабля или тот же «OSP».

В зависимости от числа установленных в «модуле SSME» двигателей (два или три), «Шаттл-Си» мог бы доставить на низкую околоземную орбиту от 45 до 77 тонн против 22 тонн в грузовом отсеке обычного «шаттла» — и по значительно более низкой стоимости, так как не потребовалось бы обслуживать орбитальную ступень.

Другие носители на подобных принципах, например исследовавшийся в 1988 году «Титан-5» («Titan-5»), были признаны Управлением технологических оценок даже более эффективными, чем «Шаттл-Си»

Однако возникает вопрос: а способно ли НАСА в его нынешней форме к выполнению такого рода задач? Эта организация создавалась с одной-единственной целью — победить Советский Союз в «космической гонке», и сейчас при действующих лимитах на финансирование кажется способной только к поддержанию своего собственного существования.

Не верят в способность НАСА построить новый космический корабль и российские специалисты. Сам глава «Росавиакосмоса» Юрий Коптев выразил серьезные сомнения в возможности создания такого корабля в рамках космической инициативы Буша, публично заявив, что выступление американского президента — это «политический маневр, который может отрицательно сказаться на программе МКС».

НОВАЯ ЦЕЛЬ — МАРС

Дальнейшие перспективы космической программы США еще более туманны.


Рис. 9. Высадка марсианской экспедиции

Всегда существовало некоторое количество проектов экспедиции на Марс с промежуточной остановкой на Луне, представляемых как любителями, так и профессионалами. Достаточно вспомнить проекты «Аполлон-Икс», «НЕРВА», «Деймос» и «Марс-Директ». Однако не зная, что будет представлять собой межпланетный корабль, трудно говорить о том, какой вид будет иметь пилотируемая экспедиция к Марсу.

По представлениям сотрудников НАСА, в самом общем виде схема полета к Марсу выглядит следующим образом. После того, как Марс будет досконально изучен автономными роботами-марсоходами типа «Спирит», к красной планете должны отправиться три грузовых корабля. Первый из них «перетащит» на орбиту Марса полностью заправленный космический корабль, на котором астронавтам предстоит вернуться на Землю. Второй обеспечит доставку уже непосредственно на марсианскую поверхность незаправленной ракетной капсулы, на которой экспедиция стартует к находящемуся на орбите космическому кораблю возвращения. Наконец, третий корабль доставит на планету модули жилых помещений, лабораторий, блок ядерного источника электроэнергии. Лишь после этого стартует четвертый корабль, который и доставит 6 астронавтов непосредственно на Марс, где они проведут около 20 дней, занимаясь научными исследованиями.

Стоимость проекта, предусматривающего полеты трех экипажей к Марсу в течение 12 лет, оценивается всего лишь в 50 миллиардов долларов

В то же время раздаются голоса, напоминающие, что многомесячный полет к Марсу может серьезным образом повлиять на здоровье экипажа корабля. Мы пока еще очень мало знаем о том, как воздействует дальний космос на человеческий организм, — возможно, доза радиоактивного облучения окажется «несовместима с жизнью».

В любом случае НАСА не обойтись без привлечения российских специалистов в свой амбициозный проект. Ведь только у России есть опыт по изучению последствий длительного воздействия космических факторов на человека, накопленный как на специальных полигонах на Земле, так и на борту орбитальных станций «Салют» и «Мир». Кроме того, с советских времен сохранился мощный задел по проектированию межпланетного корабля. Но это тема для отдельного разговора...


Рис. 10. Люди на Марсе