The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Огонек 59-42  
вернёмся в библиотеку?

Это знаменитая статья, благодаря
которой родились "фантомные" космонавты Грачев и Белоконев. -Хл.


НА ПОРОГЕ БОЛЬШИХ ВЫСОТ

А.Голиковфото Дм.Бальтерманца

Заданная высота достигнута.

Справедливо считается, что дальность и скорость полета самолета находятся в тесной зависимости от высоты. На большой высоте, в стратосфере, самолеты могут развивать огромные скорости, их маршруты не зависят от метеорологической обстановки. По этой и по ряду других причин авиаторы всех стран мира пытаются поднять «потолок» самолета, проложить путь в верхние слои атмосферы.

В борьбе за высоту успешно участвуют советские летчики. Уже в 1935 году известный летчик Владимир Коккинаки установил рекорд подъема на высоту на серийном отечественном самолете. Он поднялся на 14 575 метров над уровнем моря. Недавно летчик-испытатель Владимир Ильюшин достиг рекордной высоты в 28 852 метра над уровнем моря.

Завоевание больших высот летчикам обеспечивают своей плодотворной работой советские ученые.

...За массивными дверьми меня встречает кандидат медицинских наук Модест Иванович Вакар.

— Пойдемте в лабораторию,- приглашает он. — Там испытывается специальный костюм для подъема на большие высоты.

По дороге Модест Иванович говорит о трудностях, стоящих на пути проникновения человека в верхние слои атмосферы. Большие, не решенные еще вопросы стоят перед учеными.


Научный сотрудник В. А. Смирнов дает перед «полетом» последние указания.

— Вот, в частности,- говорит Модест Иванович,- низкое барометрическое давление. Известно, что точка кипения воды понижается с уменьшением барометрического давления. Тело человека на восемьдесят процентов состоит из жидкости, а уже на высоте в девятнадцать тысяч метров атмосферное давление столь низко, что вода закипит при нормальной температуре человеческого тела.

— И что же тогда?

— Сейчас увидите.

В лаборатории меня подводят к барокамере — стальной комнате с круглыми иллюминаторами вместо окон. Мощные насосы выкачивают из нее воздух, «поднимая ввысь» подопытное животное — маленькую беленькую собачку. Вдруг собачка толстеет, на глазах увеличивается в объеме, как резиновая игрушка.

— Смотрите сюда, — говорит Модест Иванович.


Старшая лаборантка З. А. Арапова укрепляет на А. Грачеве датчики регистрирующей аппаратуры.

На экране рентгеновского аппарата я вижу, как кожа животного отделяется от тела на несколько сантиметров.

— Барометрическое давление так низко, что у животного закипела вода, содержащаяся в тканях, и кровь,- объясняют мне,- и ее пары отслаивают кожу.

Это и есть взрывная декомпрессия. Ей подвержены и живые организмы. В частности, человек. Воздух, находящийся в легких, в желудке.

Заданная высота достигнута.

Опыт окончен. Дверь барокамеры открывается, и, к моему великому удивлению, собака как ни в чем не бывало выскакивает и с аппетитом съедает честно заработанный кусок колбасы.

— Явление кипения проходит для животного безвредно, если длится очень недолго,- говорит Модест Иванович.

— Человек на большие высоты поднимается в герметических кабинах,- продолжает Модест Иванович, — и в специальных костюмах. Сейчас вы это увидите.

«Подниматься» в верхние слои атмосферы будет Алексей Грачев.

Грачева одевают в защитный костюм, плотно облегающий тело, на голове у него герметический шлем. Человек стал похож на какого-то фантастического марсианина; он занимает свое место в барокамере. Массивная стальная дверь закрывается; теперь человек связан с внешним миром только переговорным устройством. Гудят моторы. Грачев «отрывается» от «земли» и устремляется в суровую область больших высот.

Модест Иванович внимательно следит за стрелкой альтиметра, время от времени спрашивая у Грачева о самочувствии.


Цыганка благополучно вернулась из «полета».

— Хорошее, — следует неизменный ответ.

Защитный костюм надежен. Он все сильнее обтягивает тело Грачева, давит на него, компенсируя таким образом уменьшение атмосферного давления. Заданная высота достигнута. По команде Грачев встает с кресла, двигается по барокамере. Чувствует он себя по-прежнему хорошо. Это подтверждают приборы, фиксирующие деятельность его сердца, дыхание, кровяное давление и другие физиологические функции.

Воздух с шумом поступает в барокамеру. Стрелка альтиметра ползет в обратную сторону, происходит «спуск». И вот Грачев уже «спустился» на «землю» и покидает барокамеру — кусочек стратосферы, созданной человеком.

— Подготавливая средства, обеспечивающие жизнь на больших высотах, — говорит Модест Иванович, — надо всегда помнить о так называемой взрывной декомпрессии. Представьте себе, что человек в герметической кабине поднялся на большую высоту. И вдруг герметизация кабины нарушается. Барометрическое давление в кабине уравновесится с наружным; это может произойти быстро, почти мгновенно, уподобляясь взрыву в придаточных полостях, с силой вырвется наружу и может причинить травму.

Мы переходим в другое помещение. Здесь стоит как бы кабина самолета, сделанная из стали. Это декомпрессионная барокамера. Алексей Белоконев в защитном костюме и герметическом шлеме садится в кабину. Модест Иванович ставит перед ним стакан с водой и герметически закрывает фонарь, сделанный из бронестекла. По команде герметичность кабины нарушается. С помощью специального устройства барометрическое давление в ней моментально падает до ничтожного. Вода из стакана с силой взлетает вверх. Белоконев улыбается: защитный костюм хорошо предохраняет его от действия взрывной декомпрессии.

Длинный коридор приводит меня в лабораторию ускорения. Здесь тихо урчит мотор, быстро вращая металлическую раму. На ее конце, головой к центру вращения, на спине лежит Иван Качур. Возле пульта управления, следя за приборами и стрелками секундомера, стоит научный сотрудник Эдуард Ваагнович Маруханян.

— Ускорения, возникающие при полете на самолете, — говорит Эдуард Ваагнович, — создают весьма значительные перегрузки. Для защиты от них следует принимать специальные меры.

Перегрузка, вызываемая ускорением, выражается как бы в увеличении веса тела человека, его внутренних органов. Так, например, при семикратной перегрузке кровь становится тяжелой, как железо. Сердцу не хватает силы, что-бы послать ее к головному мозгу. У человека нарушается зрение, он теряет сознание. С прекращением действия ускорения зрение и сознание возвращаются.


Четвероногие испытатели. Цыганка уже одета. Мишку готовят.

— А как же бороться с перегрузками?

— Помогает тренировка на центрифуге. Вот, например, Иван Качур,- указывает Эдуард Ваагнович на атлетически сложенного человека,- может переносить весьма значительные ускорения.

Иван Качур одет в какой-то необычный костюм с резиновыми камерами, расположенными в области живота, бедер, голеней.

— Что это за одежда? — спрашиваю я.

— Специальный противоперегрузочный костюм. Давление воздуха в камерах предотвращает смещение внутренних органов, улучшает условия кровообращения, облегчает работу сердца.

— А как же будет в дальнейшем? Ведь скорости полета самолетов непрерывно возрастают.

— Этот вопрос еще не разрешен окончательно. К. Э. Циолковский, например, предлагал для защиты от воздействия ускорений помещать человека в жидкость. Ведь если куриное яйцо поместить в банку с водой и сильно ударить по банке, то яйцо не разобьется. Это подтверждает и опыт с животными. Помещенные в жидкость, они переносили колоссальные перегрузки, достигающие тысячекратного размера, действующие непродолжительно.

— В результате многочисленных опытов, — говорит в заключение Маруханян, -уже можно с достаточной определенностью сказать, что человек в состоянии перенести ускорения, вызываемые очень большими скоростями полета.