The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Огонек 52-47
вернёмся в библиотеку?

Огонек №47 1952 год


"ЛК-3" летит на Луну
Репортаж-фантастика
А. ШТЕРНФЕЛЬД

Рисунки Н. Кольчицкого

11 мая 19... года. 22 часа 12 минут по московскому времени. Кабина озаряется кросноватым отблеском вспышки ракетных двигателей. Какая-то доля секунды, и наш «ЛК-3» плавно отделяется от Малой Луны — спутника Земли, созданного мыслью и руками советского человека, откуда межпланетные корабли отправляются в космический полет («Огонек» №12 за 1952 год. "На Малой Луне")

Ни малейшего толчка! Но сомнений нет, мы уже в полете, сразу ощущаем отрадную перемену: пол кабины притягивает нас к себе. Это дает себя чувствовать сила тяги ракетных двигателей. Когда они прекратят работу, мы опять станем невесомыми. Мы весим меньше, чем на Земле, но всё же весим!

Под ногами тихо жужжат ракетные двигатели. Они не ревут, не заглушают наши голоса, как двигатели ракеты, которая доставила нас из Калуги на Малую Луну. Их мощность во много раз меньше. На 3емле они не смогли бы даже оторвать корабль от пусковой площадки. Но здесь и этих двигателей достаточно, чтобы, преодолев около 400 тысяч километров, донести нас до Луны. Ведь мы мчимся в среде, где нет трения о воздух, где ничто не тормозит наш бег.

Прошло уже полминуты, как ракета отчалила от искусственного спутника, а он все еще отчетливо виден. Мы отдалились от него всего на несколько сот метров. Не верится, что при таких темпах можно на пятые сутки достигнуть цели нашего путешествия. Но к космическим просторам многие обычные представления неприложимы.

Малая Луна так близка к мам потому, что мы пока еще летим почти в одном с нею направлении, как два поезда, мчащиеся с разными скоростями, но почти параллельно друг другу. Пройдет немного времени, и пути нашего корабля и Малой Луны разойдутся. Но теперь они еще близки и расстояние между ними уменьшается относительно медленно. Но от Земли наш корабль отдаляется с огромной скоростью. Ведь сам искусственный спутник вращается вокруг нашей планеты, делая 7,75 километра в секунду. Стало быть и наш корабль, как мяч, брошенный из окна поезда на полном ходу, уже в момент взлета имел ту же скорость. Кроме того с каждой секундой он движется все быстрее и быстрее и минут через двадцать помчится со скоростью почти 11 километров в секунду.

Тишина. Двигатели замолкли. Это значит, что они полностью израсходовали первую пару цистерн с двумя отсеками — один с горючим, другой с кислородом. Характерный треск механизмов — перекрываются питающие краны. Опорожненные цистерны автоматически отбрасываются в сторону.

Двигатели, получив новую порцию горючего и окислителя из соседних баков, опять начинают свой ритмичный музыкальный рокот. На страже курса корабля стоит бдительный прибор — автопилот. Тем не менее мы непрерывно определяем свои координаты и скорость. Весь экипаж занят наблюдениями и вычислениями. Полученные данные проверяем радиопеленгами. Если чуть-чуть изменится скорость, мы разминемся с Луной на десятки тысяч километров.

Вновь наступает тишина: двигатели высосали вторую пару цистерн. Еще два крохотных спутника Земли отправляются в вечное странствие.

В 22 часа 35 минут 18 секунд автомат, следивший за возрастанием скорости, прекращает подачу топлива в камеру сгорания. Жужжание затихает, гаснут снопы огня. Вокруг глубокая чернота безмерного космического пространства...

Летим по инерции. Наша скорость — почти 40 тысяч километров в час. Но она не ощущается, нет даже малейшей вибрации. Кажется, что корабль, спокойно висит в космическом пространстве. Лишь стрелки показателей скорости неопровержимо свидетельствуют о безумной быстроте полета. Теперь, когда двигатели выключены, дает о себе знать сила земного притяжения. Она постепенно замедлит наш бег, и через 100 тысяч километров скорость составит всего 1 километр в секунду. Но это не имеет значения. Ведь затем вступит в действие другая мощная сила — притяжение Луны, которая потянет нас к себе.

13 мая 1 час 70 минут. Громкие голоса товарищей будят меня. Как обидно! Я проспал любопытное событие. Только что корабль миновал неизвестное астрономам крохотное небесное тело, вращающиеся вокруг Земли, подобно Луне. Вторая Луна — настоящая, а не искусственная — пронеслась совсем близко от нас и была ясно различима на экране радиолокатора.

Бросаюсь к иллюминатору. Увы, поздно! Не замечаю ничего, кроме мерцания далеких светил.

— Не волнуйся, — успокаивает начальник экспедиции. — Орбита Второй Луны установлена, и наши обсерватории уже не потеряют ее. Немедленно радировать Земле!

Через несколько минут радист огорченно докладывает, что связь с Землей прервана: временно увеличилась непроницаемость атмосферы для электромагнитных волн. Значит, придется прибегнуть к световой сигнализации. Из корпуса корабля выдвигаются зеркала. Отражаемые ими солнечные лучи «полетели» на Землю.

14 мая. 7 часов. Скорость продолжает падать. Но мы уже прошли более трех четвертей пути. Диск Земли сильно уменьшился, а Луна выросла настолько, что оба светила кажутся одинаковыми. Все чаще и чаще возвращаемся мыслью к Родине. Нет-нет, а кто-нибудь подойдет к иллюминатору и взглянет на Землю. На черно-бархатном фоне медленно вращается зеленовато-голубой шар нашей планеты.

16 мая. 7 часов. Скоро начнется ответственный момент — торможение «ЛК-3» перед спуском на Луну.

Звучит команда: «поворот на 180 градусов!»

Штурман запускает миниатюрный электродвигатель. Корабль, описав полуокружность, продолжает свой бег в прежнем направлении, но теперь он летит задом наперед. Стоит запустить двигатели, как выхлопы газа будут толкать ракету обратно и тем самым замедлят движение.

...Мы давно уже в сфере ощутимого притяжения Луны и чем больше приближаемся к ней, тем стремительней падаем. Конечно, с помощью ракетных двигателей мы с самого начала падения могли бы уменьшить его скорость хотя бы до скорости планера. Но в конечном счете длительный расход топлива опорожнил бы баки и лишил бы нас возможности вернуться на Землю. Чем больше хладнокровия и выдержки проявит пилот, чем позже начнет он торможение, тем больше будет запас топлива и тем больше свободы действий останется в нашем распоряжении.

10 часов 50 минут. Быстрота падения уже в шесть раз больше скорости звука, а автоматы бездействуют! Не хочется думать о том, что произойдет, если на такой скорости мы врежемся в Луну. Корабль в ничтожную долю секунды взорвется.

Когда же командир включит ракетные тормоза?

Но он не спешит. Глаза его неотступно следят за яркокрасной звездочкой, которая ползет по карте-экрану, отражая путь корабля. Но вот, кажется, и ему передалось овладевшее всеми волнение. Он поднимает руку и медленно протягивает ее к кнопке включения двигателей. Но автопилот опережает его — двигатели включены. Спасительное торможение началось! Корабль падает на Луну с быстротой 2 100 метров в секунду... 2 000... 1 900...

Теперь надо превратить корабль в искусственный спутник Луны, придав ему такую горизонтальную скорость, при которой его падение будет уравновешиваться движением вперед по инерции. Когда стрелка скоростемера пересекает цифру «1 600», автопилот прекращает работу двигателей. Но командир не согласен с решением механизма и еще на секунду включает их.

За два часа семь минут мы совершили полный облет вокруг Луны на постоянной высоте в 190 километров от ее поверхности. Уменьшаем скорость на 44 метра в секунду. Этого достаточно, чтобы начать медленно снижаться по широкой, растянутой дуге.

13 часов 56 минут. До Луны только 13 километров. Все более отчетливыми становятся гирлянды глубоких кратеров, обширные крутые котловины, называемые цирками, и многоярусные нагромождения горных хребтов, пересекаемых широкими, уходящими вглубь лунной коры расщелинами.

Тщательно проверяем запасы топлива. Все в волнении. Если обнаружится перерасход, — прощай Луна! Придется немедленно возвращаться на Землю. К счастью, все в порядке. Есть даже некоторый излишек — свидетельство осторожности и благоразумной предусмотрительности пилота.

Скоро торжественный момент прилунения. Двигатели опять работают на торможение. Летим с тихой, вполне земной скоростью — 45 метров в секунду, знакомой даже пассажирам железнодорожных поездов (162 километра в час). Уменьшается и высота. Луна надвигается на нас с каждым мгновением. Под аккомпонемент последней тормозящей вспышки мягко, как бабочка на цветок, «ЛК-3» опускается на Луну. Эластичные гусеницы, чуть подпрыгивая, движутся по ровной каменистой почве, которой еще никогда не касалась нога человека. Лёгкий толчок — и корабль останавливается. Мы на той стороне спутника, которая никогда не бывает повернута к Земле.

Бросаемся к иллюминаторам. Перед нами расстилается суровая, безмолвная пустыня, освещенная лучами заходящего Солнца. Хотя мы первые люди на Луне (не считая, конечно, героев фантастических романов), ее топография изучена достаточно подробно. Благодаря экспедиции, год назад совершившей беспосадочный облет вокруг Луны, мы располагаем точными картами ее поверхности.

Корабль посредине большой равнины лунной Антарктики. Мы облачаемся в скафандры и выходим в тамбур. Устремившиеся через приоткрытую дверь остатки воздуха поднимают огромное облако серовато-желтой пыли. На Луне из-за отсутствия воздуха и пылинки взлетают много выше и опускаются значительно медленнее, чем на Земле.

Итак, свершилось: мы ходим по безжизненной лунной поверхности. Собрав несколько десятков крупных, но чрезвычайно легких глыб застывшей лавы, сооружаем высокий курган. Рядом устанавливаем сейсмограф. Оцепляем от корабля оставшиеся цистерны с топливом. Турбину, приводившую в действие насосы, включаем в силовую передачу гусениц корабля. Теперь он превратился в вездеход.

Направляемся к высокой горной вершине в зоне южного полюса Луны. Продвигаемся по изрытому сухому дну лунного «моря» усеянному остроконечным щебнем.

Вот вездеход выбрался из «моря» и мчится по пологому подъему. Чем выше мы поднимаемся, тем больше бросаются в глаза так называемые светлые лучи. Через горы и низины всюду стелются эти белоснежные, сияющие полосы вулканического пепла.

Наш радиоприемник неожиданно отмечает неизвестно откуда взявшиеся электромагнитные сигналы. Они повторяются через определенные промежутки времени.

— А вдруг это приветствуют нас живые и разумные существа? — шутит радист.

Как бы то ни было, мы едем в сторону позывных. По мере продвижения сигналы усиливаются. Вдруг водитель вездехода резко тормозит машину. Нам преграждает путь глубокая и широкая расщелина, которая уходит вдаль. Надо перескочить через нее. На полной скорости перебрасываемся на противоположную сторону. На Земле такой прыжок мог закончиться плохо, тут же мы испытываем лишь легкое сотрясение: ведь на Луне, масса котором значительно меньше массы Земли, мы весим в 6 раз меньше, чем на нашей планете, и скорость падения во столько же раз меньше.

Позывные манят нас все дальше на запад, к терминатору — границе света и тени. Пересекаем эту линию и сразу погружаемся в непроницаемый мрак. Пришлось зажечь фары. Где-то очень недалеко брызнул яркий фонтан брызг. Вспыхнул, на мгновение озарил мрачный ландшафт и погас, оставив красное, темнеющее пятно. Это метеорит врезался в скалу.

А вот и источник радиосигналов, он виден при свете фар. Загадка разрешилась — это вымпел нашей прошлогодней экспедиции. Перед нами небольшая выгоревшая ракета с радиопередатчиком. Из ее коробки вынимаем свернутый лист бумаги. Это документ, текст которого год назад опубликовали все газеты мира.

Прибавив к найденному нами рапорту краткое сообщение о на шей экспедиции, мы уложили его обратно и закрепили вымпел на вершине ближайшей скалы.

Снова трогаемся в путь. Начинает светать. Из-за горизонта выглянула матово-серебристая корона Солнца. Показался узкий край ослепительно яркого солнечного диска. Первые лучи его ударили в далекую горную вершину, и она засверкала. Вспыхнул еще один такой же могучий фонарь, другой, третий...

На крутом склоне горного хребта вдруг пошатнулась огромная скала, наклонилась и тяжело рухнула, увлекая за собой задетые ею глыбы и камни. Лавина, все разрастаясь, стремительно понеслась вниз, угрожая раздробить корабль. Но водитель, не растерявшись, сделал крутой поворот и вовремя увел нас от опасности. Ни единый звук (на Луне нет атмосферы) не сопровождал этот гигантский обвал, заснятый нашим оператором на пленку. Это явление не удивило нас. Мы знаем, что на Луне вследствие присущих ей резких колебаний температуры горные породы часто растрескиваются.

Поднимаемся к вершинам, вечно утопающих в солнечных лучах. Продвигаться становится все труднее. За одним из поворотов возникает совсем неодолимое препятствие: похожая на стену гигантская серая скала почти вертикально поднимается в высь. Конца ей не видно ни справа, ни слева.

Решаем прибегнуть к ракетным двигателям (ведь у нас есть еще излишек топлива). Извергнутые кораблем струи газа, врезавшись в зыбкий пепел, подняли чудовищные столбы белой пыли.

Взлетев на несколько сот метров, мы перешагнули через скалу и очутились на вершине лунной Антарктики, откуда открывалась незабываемая панорама.

Наше внимание привлекает Земля. Небывалой яркости и величины, значительно большей, чем видимая с Земли Луна, она висит над зазубринами кратеров и цирков. Мы угадываем очертания материков и океанов.

Кинооператор все время снимает. На пленке запечатляются разнообразные лунные пейзажи: цирки, кратеры погасших вулканов, горные хребты, светлые лучи...

Срок нашего пребывания на Луне подходит к концу. Оно было кратким потому, что цель наша — выяснить возможность посадки на Луну и предварительно исследовать ее поверхность — достигнута. На обратном пути огибаем хребет кольцевой формы. Это, повидимому, погребенные под лавой остатки бывшего цирка.

Идет подготовка к отлету. Проверяются приборы и механизмы. Запись сейсмографа, который зарегистрировал едва не погубивший нас обвал, забираем с собою, а прибор оставляем на месте. Он расскажет будущим исследователям о поведении лунной коры.

Заботливо укладываем собранные образцы лунных пород: пепел, пески всех цветов, зеленоватые закиси железа, куски лавы и вулканического туфа.

17 мая. 14 часов 25 минут. Вспышка ракетных двигателей. «ЛК-3» быстро катится по каменистой пустыне. Секунда, другая, и наши гусеницы отрываются от Луны. Они больше не нужны, и мы сбрасываем их. Горы, скалы, светлые лучи, цирки, расщелины, кратеры с нарастающей скоростью набегают друг на друга и наконец вовсе скрываются из глаз. Огромный уменьшающийся диск повис над нами в пространстве. Прощай, Луна! Впрочем, нет: до скорого свидания!

За счет резервного топлива нам удалось увеличить скорость отлета. Этим сократилась на двое суток продолжительность обратного пути. Вот мы уже в окрестностях нашей планеты.

20 мая. 16 часов 10 минут. Длительный процесс постепенного торможения завершен. Мы вращаемся вокруг Земли по эллиптической орбите, очень близкой к орбите Малой Луны. Очертания искусственного спутника уже ясно различаются нами.

Регулируя скорость и направление, корабль быстро идет с ним на сближение. Экипаж Малой Луны приготовил нам космический планер, на котором мы спустимся на родную планету.

20 часов 50 минут. В лучах заходящего майского солнца Москва видна, как на ладони. Площади и улицы столицы полны людей. Вот и космодром. По всем дорогом вереницами движутся к нему машины. Сквозь обшивку корабля к нам прорывается радостный и все усиливающийся гул приветствий.