The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Ракетные двигатели и самолеты
вернёмся в библиотеку?

Огонек №18 1946 год


1. Схема давления в закрытой камере.

РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
И САМОЛЕТЫ


Б. РАБИНОВИЧ и Р. ВИНОГРАДОВ

В начале 1944 года, когда под ударами Красной Армии дрогнули и покатились назад немецкие полчища, геббельсовская печать и радио на все лады закричали о «новом секретном оружии», которое поставит «мир на колени».

На мирные кварталы Лондона обрушились немецкие реактивные самолеты-снаряды. Но это «оружие возмездия», как хвастливо окрестили его фашистские писаки, не помогло. Немцы продолжали нести поражения на фронтах.

Снова закрутилась в свистопляске гитлеровская пропаганда, устрашая мир «совершенно новым сверхсекретным оружием».

Судьбу «сверхсекретного» постигла та же участь, что и «секретного». Ни реактивные истребители «мотыльки смерти», ни новые ракеты «Фау-2» не спасли Германию от разгрома.

***

Реактивные аппараты имеют большую историю. Ракета как летательный аппарат была известна ещё в глубокой древности. В летописях сказано, что в середине XIII века китайцы и арабы для устрашения противника пользовались пороховыми ракетами. У ракет была причудливая внешняя оболочка, и назывались они поэтому летающими драконами. В XVIII столетии ракетное оружие получило широкое распространение в Индии, а оттуда было завезено полковником Конгрэвом в Англию. Конгрэв усовершенствовал ракеты настолько, что они могли конкурировать с артиллерией того времени. В 1807 году ему удалось с помощью нескольких тысяч ракет, выпущенных кораблями с моря, поджечь город Копенгаген.

После этого ракетные снаряды были приняты на вооружение большинством европейских стран. В XIX веке, после изобретения нарезных стволов, начала бурно развиваться артиллерия. О ракетных снарядах почти забыли.

В начале XX века гениальный русский учёный и изобретатель К. Э. Циолковский впервые разработал теорию полёта ракеты и дал несколько схем ракетного корабля. В своей работе «Исследование мирового пространства реактивными приборами», изданной в 1903 году, он собрал отдельные отрывочные факты в стройную систему и положил этим начало новой науке. Учёные и инженеры начали заниматься теорией и практикой ракетного полёта. Однако во время первой мировой войны ракетные снаряды почти не нашли применения.

В двадцатых годах нашего столетия был сконструирован планёр с двигателем, состоящим из пороховых ракет. Но и он не представлял практической ценности, так как ракеты требовали очень много пороху, а двигатель действовал всего несколько секунд.

Лишь во время второй мировой войны наряду с массовым применением ракетной артиллерии были впервые выпущены самолёты с реактивными двигателями.

В чём сущность действия такого двигателя?

Рассмотрев чертёж 1, мы увидим, что в закрытой камере (А) давление распространяется во все стороны одинаково. Если в задней части камеры сделать отверстие (В), давление на переднюю стенку ничем не будет уравновешиваться. Оно и создаст реактивную тягу (Р).

В настоящее время имеются два вида реактивных двигателей: жидкостные и воздушные. Различие их состоит в том, что жидкостные работают независимо от окружающей среды на жидком окислителе, тогда как воздушные нуждаются в кислороде воздуха.

Жидкостный реактивный двигатель состоит: из камеры сгорания с соплом, баков для горючего и окислителя, реакционной камеры, устройств для подачи топлива и системы зажигания для пуска двигателя. В качестве окислителя чаще всего используется перекись водорода, которая разлагается в реакционной камере на кислород и воду. Выделяющееся при этом тепло используют для превращения воды в пар. Полученный пар направляется в турбину, вращающую насос для подачи топлива.

Жидкостные реактивные двигатели имеют свои достоинства и недостатки. К недостаткам относится то, что очень трудно подобрать материал для камеры сгорания, который не плавится при температуре в 2,5 тысячи градусов. Кроме того двигатели могут работать непрерывно только 5 — 10 минут, они недолговечны и требуют большого количества горючего.

Крупное достоинство их — полная независимость от окружающей среды. Можно бесспорно утверждать, что это двигатель будущего, ибо только он может позволить человеку осуществить полёт в мировом безвоздушном пространстве.

Другим достоинством является возможность получить очень большую тягу при небольших сравнительно размерах двигателя.

Жидкостный реактивный двигатель был использован немцами при постройке истребителей-перехватчиков, которые могут набирать высоту со скоростью почти в 5 раз большей, чем обычные истребители. Примером таких истребителей является немецкий «Ме-163».

По тому же принципу была построена немецкая ракета «Фау-2», двигатель которой работал всего одну минуту, сообщая ей скорость около 5 тысяч км в час.

Воздушные двигатели бывают трёх типов: прямоточные, пульсирующие и турбокомпрессорные.

Прямоточный двигатель имеет большой недостаток. Он начинает действовать только после того, как ему сообщат определённую скорость. Применения он пока не нашёл.

Пульсирующий двигатель (чертеж 2) состоит из камеры сгорания, сопла в форме длинной трубы, клапанной решётки, систем зажигания и подачи горючего. Зажигание нужно только при запуске, потому что в дальнейшем камера сгорания нагревается настолько, что смесь самовоспламеняется.

В первый момент клапаны закрыты, и после воспламенения смеси волна сжатия пробегает по трубе и, отражаясь от открытого конца, возвращается ввиде волны разряжения. Под влиянием разряжения клапаны открываются и в камеру сгорания попадает определённое количество воздуха. Вновь впрыскивается автоматом горючее, и происходит новая вспышка. Давление в камере сгорания резко возрастает, и клапаны закрываются. Процесс повторяется периодически с частотой примерно 50 циклов в секунду.

Немецкий «Фау-1» и представлял собой небольшой самолёт простейшей конструкции с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. Он переносил одну тонну взрывчатого вещества на расстояние 250 - 300 километров. Управление было автоматическое. Но попадания «Фау-1» были неточные; немцы применяли их для варварской «площадной» бомбардировки английских городов.

Турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель (чертёж 3) состоит из компрессора (1), турбины (2), камеры сгорания (3), входного патрубка (4), регулирующего конуса (5) и сопла (6).

Основными частями являются компрессор и турбина. При действии их создаётся повышенное давление и согревание воздуха перед попаданием его в камеру сгорания. Первоначальное движение турбина получает от небольшого бензомотора. Турбина вращает сидящий с ней на одной оси компрессор, а он сжимает воздух, поступающий из входного патрубка.



2. Пульсирующий двигатель.



3. Турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель.

Нагретый при сжатии воздух поступает в камеры, куда впрыскивается горючее. Сгорание происходит при постоянном давлении, и все продукты сгорания направляются на лопатки турбины. Далее газы выходят через сопло, создавая реактивную тягу. Скорость истечения газов регулируется подвижным конусом.

Несмотря на то что турбокомпрессорный двигатель тяжелее по весу и сложнее по конструкции, он все же нашел более широкое применение благодаря большой экономичности. Коэфициент полезного действия ((КПД) его при скоростях, близких к 1000 километрам в час, достигает 10-13 процентов, т. е. приближается к КПД обычной винтомоторной группы.

Турбокомпрессорный двигатель может работать на дешёвом топливе, имеющем низкую температуру воспламеняемости. Но при малых скоростях у него ничтожный КПД и большая длина пробега при взлёте.

Отличия конструкции самолётов с реактивными двигателями незначительны. Хвостовое оперение располагается более высоко, чтобы струи выходящих газов не касались его. Двигатель размещается под крыльями по обеим сторонам фюзеляжа или в самом фюзеляже.

Воздушно-реактивный двигатель открыл широчайшие перспективы повышения скорости полета. В прошлом году английский реактивный истребитель «Глостер-Метеор» установил мировой рекорд скорости — 970 километров в час. Недавно американский самолёт с воздушным реактивным двигателем «Шутинг Стар» пролетел без посадки 3882 километра за 3 часа 42 минуты.

Реактивный двигатель найдёт себе в будущем применение на всех самолётах, совершающих дальние перелёты с большими скоростями, будь то транспортные, пассажирские или военные. Он открывает новые широчайшие возможности для самолетостроения и прокладывает путь к стратопланам с жидкостно-реактивными двигателями, со скоростью полета в несколько тысяч километров в час на высоте 30-40 километров. Создание таких машин - вопрос недалекого будущего.