The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

нк15-94
вернёмся в библиотеку?

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №15 16-29 июля 1994 г.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА
1961
(Продолжение. Начало в №№6-11, 14, 1994)

10.04.61 (Продолжение) Затем слово предоставили мне. Я официально представил комиссии всех космонавтов (Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович), доложил, что все они отлично сдали выпускные государственные экзамены и приказом Главнокомандующего ВВС гл. маршала Вершинина К. А. им впервые в нашей стране официально присвоено звание пилотов-космонавтов ВВС. Любой из шести полностью подготовлен и готов совершить первый космический полет. Трудно из шести отличных выделить первого. По мнению командования ВВС, первым можно утвердить т. Гагарина Ю.А., а запасным — Титова Г.С.

Комиссия единогласно утверждает первым пилотом-космонавтом Гагарина Юрия Алексеевича, а запасным Титова Германа Степановича.

Заседание комиссии было заснято на кинопленку, а все выступления записаны на магнитофон (и звукозапись для кино). Заседание проходило в зале заседаний монтажного корпуса на 2-ой площадке. На заседании присутствовало более 70 человек.

Маршал Москаленко в разговоре со мной один на один жаловался на своего начальника штаба генерал-лейтенанта Никольского и дал понять, что он изучает возможность назначения меня на эту должность. Я просил время обдумать это предложение.

11.04.61. В 5.00 ракету вывезли на старт. С 10 часов с космонавтами проводил занятия Феоктистов К.П. по активному участку полета.

Старт9.07
9.09
9.18
9.50
10.15
10.18
10.25
10 час. 25'47"
10 час. 36'
10 час. 43'43"
10 час. 44'12"
(московское время).
отделение первой ступени.
отделение корабля от носителя.
солнечная ориентация.
первая команда.
вторая команда.
третья команда.
включение ТДУ.
сгорают антенны.
отделение шара от приборного отсека.
катапультирование.

(Приведенные времена подлежат проверке и уточнению - Ред.)

Агальцов, я, Бабийчук и Яздовский в 10.00 приехали на старт, Руднев и Королев в это время были наверху (осматривали корабль). Я ознакомил Агальцова с системой аварийного катапультирования на старте. Полный комплекс ракеты и корабля проверки на старте прошел без замечаний. Королев попросил меня вместе с Гусевым организовать контроль и обобщение всех данных, поступающих с борта на землю о состоянии космонавта. Для этой цели Яздовский назначил майора Ушакова и врача Котовскую. По просьбе боевого расчета ракеты в 13.00 состоялась встреча на стартовой площадке Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета. Присутствовали Королев, Келдыш и др. представители промышленности. Я представил собравшимся (человек 300) старшего лейтенанта Гагарина. Юра произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке и осуществлению старта корабля. После этой встречи мы поехали в маршальский (Неделина) домик, где Гагарин, Титов, Карпов, врач подполковник Никитин проведем ночь перед стартом. Я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта. На первое — пюре щавелевое с мясом (тюбик 160 гр). На второе — паштет мясной (тюбик 160 гр). На третье — шоколадный соус (тюбик 160 гр). Юра чувствует себя превосходно. Доктор Никитин проверял его: кровяное давление — 115/60, пульс 64, температура — 36,8. Час назад ему наклеили все датчики для записей физиологических функций в полете. Эта операция продолжалась час двадцать минут и никак не сказалась на его самочувствии. Он очень любит русские песни, магнитофон непрерывно работает. Юра сидит напротив меня и говорит: "Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию".

На мой вопрос: "Когда ты узнал, что полетишь первым?” он ответил: "Я все время считал мои и Германа шансы на полет равными и только после того, как Вы объявили нам свое решение, я поверил в выпавшее на мою долю счастье совершить первый полет в космос". Несколько минут мы занимались с Юрой уточнением распорядка дня перед стартом и решили, что он будет таким (время местное - Ред.):

подъем

туалет, физзарядка

завтрак

выезд в МИК

мед.осмотр

одевание скафандра и проверка

выезд на старт

5.30

5.30-6.00, 30 мин;

6.00-6.15,15 мин;

6.15-6.25,10 мин;

6.25-7.15,50 мин;

7.15-8.45,90 мин;

8.45-9.00,15 мин.

Старт в 9 час 07 мин московского времени. За два часа до старта Юра займет место в кабине корабля. Лететь кругом земного шара всего 1,5 часа, а за два часа до старта необходимо сесть в корабль и ждать начала полета. Надо признать всю дикость и несовершенство подобной организации подготовки к старту. Этот вопрос занимал меня, Королева и врачей, мы пытались сократить время ожидания полета космонавтом хотя бы до 1 час 30 мин, но из этого ничего не вышло. Только закрытие люка, отвод установщика и ферм занимает больше часа. Проверка скафандра, связи и оборудования корабля занимает 20 мин.

Мы все отлично понимали, что бездеятельное ожидание старта очень неприятная необходимость, и я буду занимать Юру радиоразговорами и сообщать ему о ходе подготовки к полету.

Сейчас 21 час 30 мин, заходил Королев, пожелал спокойной ночи и пошел спать. Юра и Герман очистили желудок и тоже собираются спать, я слышу их разговор в соседней комнате.

Итак, завтра совершится этот величайший подвиг— первый в мире полет человека станет фактом, и совершит этот подвиг скромный советский человек в форме ст.лейтенанта ВВС Гагарин Юрий Алексеевич. Сейчас это имя никому ничего не говорит, а завтра оно облетит весь мир, и его уже никогда не забудет человечество.

12.04.61. Среда. Тюра-Там. Площадка №2. Маршальский домик. Без 10 мин в 5 час местного времени я, Карпов и Никитин встали как по команде. В 5.30 будем поднимать Юру и Германа. Ночь прошла очень хорошо, заснули около десяти, сейчас 5.25, а они еще спят.

Чуть начинает рассветать, на дороге усиливается движение, приехали уже наши с десятой площадки. Карпов пошел поднимать молодежь.

В 6.00 состоялось заседание комиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: "Замечаний нет, все готово". "Вопросов нет", можно производить пуск. После заседания я подписал полетное задание, съездил в МИК — посмотрел как идет мед.осмотр и одевание скафандров. По всем направлениям работа шла точно по расписанию. В 8 часов я вместе с ведущим инженером корабля лифтом поднялись наверх ракеты и проверили шифр логического замка (145). Логический замок работал нормально.

В 8.20 на старт прибыл маршал Москаленко. С Москаленко договорились о порядке посадки Гагарина в корабль. Автобус с космонавтами должен прибыть на стартовую площадку в 8.50. Все космонавты и провожающие остаются у автобуса, от автобуса до лифта (50 м) Гагарина должны провожать Королев, Руднев, я и Москаленко. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути, некоторые прощались и даже плакали, все лезли целоваться. Пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов".

Через 10 минут был опробован скафандр и проверена связь. KB и УКВ связь на борт и с борта проходила нормально. На КП связь с бортом держал я, космонавт Попович и гл.конструктор Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка №1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь обмен земли и борта записан на пленку, слышимость отличная, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было все время хорошим. За несколько секунд до старта, на сообщение Королева — "Старт", Юра ответил: "По-о-ехали!".

Старт прошел отлично, до седьмой минуты полета связь поддерживали из бункера, а с 7-ой до 11 минуты через Колпашево и Елизово. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказали, качество приема с борта оставалось хорошим, космонавт чувствовал себя нормально. На 150 секунде полета, после отвала обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу землю, облака, видимость отличная." Через несколько секунд он почувствовал и доложил о конце работы первой ступени. Весь радиообмен записан на пленку. Через 13 минут после старта мы уже знали — первый в мире полет человека по космической орбите начался. В момент перехода передач со старта на Колпашево, было несколько неприятных секунд, космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но С.П.Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно. Когда он брал микрофон, руки его сильно дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва подтвердили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе на орбиту. Через двадцать минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград (расчетная точка посадки для данной орбиты и периода обращения была южнее Сталинграда на 110 километров). В воздухе мы прослушали сообщение ТАСС о благополучном приземлении в районе Саратова, а еще через несколько минут нам сообщили через КП ВВС: "Все в порядке, майор Гагарин вылетает в Куйбышев".

Нас в самолете было десять пассажиров (Парин В.В., Алексеев С.М., Титов Г.С., Яздовский, Холодков, Смирнов, Горбов, Ушаков, Шаронов и я). После этого радостного сообщения все начали целоваться, плясать, а В.В.Парин достал заветную бутылку коньяку. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой.

На заводском аэродроме нас встретил полковник Чечиянц (из Главного штаба ВВС) и доложил обстановку: "Гагарин благополучно приземлился в 23-х км от Саратова; через несколько минут сам позвонил в Москву, позже уже из Энгельса вместе с Агальцовым они говорили по ВЧ с Н.С.Хрущевым, Брежневым, Вершининым и др.". На аэродроме стоял самолет Ил-18 (салон), командир корабля полковник Константинов (командир бригады) доложил, что он прилетел по заданию КП ВВС и не знает дальнейшей задачи. Мы все собрались в салоне корабля и немного подзакусили. К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа, приехал секретарь Куйбышевского обкома Александр Сергеевич Мурысев, председатель облисполкома, Командующий ВВС и много других, прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру корабля Ил-14, на котором прилетел Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета и первым стал спускаться Юра, он был в зимнем летном шлеме и в голубом тепловом комбинезоне скафандра. За девять часов, которые прошли с момента посадки в космический корабль, до этой встречи на куйбышевском аэродроме я так много пережил за него, что он стал для меня вторым сыном. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали кино и фотоаппараты, толпа все росла, была опасность большой давки, а Юра, хотя и улыбался, выглядел сильно переутомленным (мне показалось, что эта усталость от полета, а не от встречи, как уверял Агальцов). Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу Обкома. Часа через три прилетели два Ил-14 из Тюра-Там. Прилетели Руднев, Королев, Келдыш и другие члены комиссии. Дача Обкома расположена на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывается прекрасный вид на реку, справа на противоположном берегу заросшие лесом возвышенности. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали: шестерка космонавтов, комиссия, руководители области, Агальцов, я, Яздовский и Карпов. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произнесли тосты, пили очень немного, чувствовалось, что все сильно устали. В одиннадцать часов все разошлись по спальням. Так закончился для нас этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество не забудет, а имя скромного ст.лейтенанта Гагарина навеки вписалось в историю человечества и будет одним из самых известных.

далее