The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

НК 17-1992
вернёмся в список?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

129010, г. Москва, пр. Мира, дом 6. а/я 929 тел. 217-81-47,
FAX (095) 215-25-65


(28)   17
НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ

15-28 августа

1992 г.


МОСКВА
1992 г


15 — 28 августа 1992 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Официальные сообщения

Высокая награда французским космонавтам
Пилотируемые полеты

Россия. К итогам российско-французского полета

Россия. Полет орбитального комплекса "Мир"

    Запущен грузовой корабль "Прогресс М-14"

    Стыковка "Прогресса М-14" с ОК "Мир"

США. Подготовка к полету по программе СТС-47
Автоматические межпланетные станции

Индийские АМС по изучению планет Солнечной системы
Искусственные спутники Земли

Россия. Запуск ИСЗ "Ресурс Ф-1"

Бразилия-США. Соглашение о запуске первого бразильского спутника

Китай. Подготовка и запуск австралийского спутника связи

Приземление китайского спутника

Китай намеревается вывести на орбиту шведский спутник
Международное сотрудничество

Россия-ЕЭС. Будет создан воздушно-космический самолет
Проекты. Планы

Россия. Международный проект "Европа-Америка-500"

США. Программа освоения Марса
Предприятия. Учреждения. Организации

Создана Meжведомственная экспертная комиссия по космосу
Совещания. Конференции. Выставки

Региональная конференция уфологов
Люди и судьбы

Новый начальник космодрома Байконур
Биографическая справка из архива "Видеокосмос"

Члены экипажа "Индевор" по программе СТС-47
Список публикаций прессы
Наша реклама

ОФИЦИАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ

М.Тонини и Т.-П.Эньерэ произведены в офицеры ордена Почетного легиона

19 августа. Париж. ИТАР-ТАСС. На заседании Совета министров Франции французский космонавт Мишель Тонини и его дублер Жан-Пьер Эньере произведены в офицеры ордена Почетного легиона. Первой ступенью высшей французской государственной награды офицеры ВВС Франции награждены за участие в совместном российско-французском полете и проявленное при этом мужество.

С инициативой награждения космонавтов выступил министр обороны Франции Пьер Жокс.

М.Тонини дал интервью телекомпании "АНТЕНН-2", в котором поблагодарил правительство за высокую награду и подчеркнул важность осуществления проекта создания европейского корабля многоразового использования "Гермес". — Если программа будет продолжать осуществляться в соответствии с существующими сейчас планами, — сказал он, — то первый автоматический запуск КК "Гермес" может состояться уже в 2000-м году, а пилотируемый полет — приблизительно в 2005 году.

Высказался Тонини также и за продолжение сотрудничества с Россией.

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Россия. К итогам российско-французского полета
(Реадаптация российско-французского экипажа)

19 августа. Вернувшееся на Землю космонавты 11-й основной экспедиции А.Викторенко и А.Калери и космонавт-исследователь Франции М.Тонини продолжают проводить научные эксперименты. Их 3-й этап по программе "Антарес" включает эксперименты — "Диурез", "Гематокрит", "Эхография", "Иллюзия", проводимые на Земле. (Первые два этапа проводились перед полетом и на станции "Мир").

Кроме того, командир и бортинженер ЭО-11 приступили к составлению отчета о своей экспедиции.

25 августа. У членов российско-французского экипажа закончился период острой реадаптации. Теперь космонавты могут встречаться с родными близкими, друзьями и им предстоит отдых в Кисловодске.

Россия. Полет орбитального комплекса "Мир"
(по сообщениям корреспондентов "ВИДИОКОСМОСА" из ЦУПа)

Продолжается полет экипажа 12-й основной экспедиции в составе командира Анатолия Соловьева и бортинженера Сергея Авдеева на борту орбитального комплекса "Союз ТМ-15" — "Квант" — "Квант-2" — "Мир" — "Кристалл"

15 августа. В соответствии с программой полета у экипажа орбитального комплекса "Мир" сегодня выходной день. Во время сеанса связи впервые за время полета А.Соловьев и С.Авдеев встретились с семьями. Занимались они и разгрузкой капсулы от установки "Кратер-В". Научной аппаратурой "Рентген", установленной на модуле "Квант", проведено 4 сеанса измерений в автоматическом режиме.

16 августа. Экипаж отдыхал перед работой по встрече ТГК "Прогресс М-14", а научная аппаратура "Букет", "Гранат", спектрометр "Мария", "ЭРЭ" (экспонирование радиоэлементов) и аппаратура микрометеоритного контроля работали в автоматическом режиме.

Запуск "Прогресса М-14"

16 августа. В 02:18:31,878 Mв. (в 22:18:31,878 Гв. 15 августа) с космодрома Байконур ракетой-носителем "Союз" осуществлен запуск транспортного грузового корабля (ТГК) "Прогресс М-14" N209. ТГК выведен на орбиту с параметрами:

- максимальное удаление от поверхности Земли

- минимальное удаление от поверхности Земли

- период обращения

- наклонение

- 251 км

— 191 км

— 88,6 мин

— 51,6 град

Цель запуска: доставка на борт орбитального комплекса "Мир" расходуемых материалов и грузов. В грузовом отсеке размещена выносная двигательная установка, а также возвращаемая баллистическая капсула.

17 августа. Экипаж проводил регламентные и профилактические работы со штатными системами комплекса. Был начат эксперимент на французской аппаратуре "Экзек" с целью исследования воздействия тяжелых ионов на элементы электронных схем с высокой степенью интеграции. Эта аппаратура работает в автоматическом режиме, а информация записывается на магнитный носитель.

Стыковка "Прогресса М-14" с ОК "Мир"

18 августа в 04:20:48 Мв. (00:20:48 Гв) осуществлена стыковка ТГК "Прогресс М-14" с орбитальной станцией "Мир". Экипаж контролировал процесс автоматической стыковки. Корабль доставил расходуемые материалы и продукты, выносную двигательную установку, оборудование, возвращаемую баллистическую капсулу, топливо для объединенной двигательной установки комплекса.

После проверки герметичности стыка экипаж открыл люк в ТГК и провел частичную расконсервацию. Днем экипаж отдыхал, а вечером к работающей аппаратуре "Данко" пристыковали новый пульт "Данко-М".

В 22:02 Мв. экипаж начал проводить пятый эксперимент на аппаратуре "Алис", продолжительность которого составит 72 часа.

19 августа. Экипаж приступил к разгрузке ТГК "Прогресс М-14" и так этим увлекся, что не произвел зарядку фотоаппарата КФА-1000, использование которого намечено на начало сентября. Научная аппаратура работала в это время в автоматическом режиме.

20 августа. Экипаж продолжил разгрузку ТГК, а также зарядил и проверил второй фотоаппарат KФA- 1000, работоспособность которого вызывала сомнение у специалистов. Тест прошел нормально, фотоаппарат готов к работе.

21 августа. Пятый эксперимент на установке "Алис" завершен. Начат шестой эксперимент.

Проведено два сеанса астрофизических наблюдений на аппаратуре "Рентген", данные наблюдений переданы специалистам на Землю. В автоматическом режиме, наряду с другой аппаратурой, начал работать телескоп "Мария".

22 августа. Сегодняшний день целиком посвящен медицине. Проведен тщательный медицинский контроль здоровья экипажа. В ближайшее время им предстоит выполнить 4 сложнейших выхода в открытый космос и надо, чтобы здоровье не подвело.

Кроме того экипаж подготовил электрическое оборудование, необходимое для работы в открытом космосе.

23 августа. На борту ОК "Mир", как и на Земле, — выходной. В ЦУП на сеанс-встречу с экипажем пришла супруга Сергея Авдеева — Марина с дочерью Машей. Вторую дочь Авдеевых — маленькую Клементину, пришлось пока оставить дома, ведь ей всего год.

В телевизионном сеансе связи экипаж передал на Землю видеоинформацию о тесте и эксперименте на аппаратуре "Алис", предварительно записанную на бортовой видеомагнитофон.

24 августа. Экипаж продолжил подготовку электрического оборудования к выходу в открытый космос. Соловьев и Авдеев передали из Землю, что наблюдают сильнейшей циклон у побережья Флориды, который им удалось снять на видеокамеру.

25 августа. Экипаж выполнил ряд операций дооснащения орбитального комплекса дополнительным оборудованием. Провел астрофизические эксперименты с помощью аппаратуры "Букет" м "Гранат", а также эксперименты на французской аппаратуре "АЛИС", "ЭK3ЕK" и "НОЗИКА".

26-27 августа. Космонавты проводили работы по подготовке к выходу в открытый космос. Научная аппаратура работала в автоматическом режиме.

28 августа. Были проведены заключительные операции по эксперименту на установке "Алис", закончена серия экспериментов по исследованию явлений массо-теплопереноса. Следующая серия будет планироваться после детальной обработки данных.

США. Подготовка к полету по программе СТС-47
(по coобщению информационных агентств АП, ЮПИ, РЕЙТЕР)

15 августа. Вашингтон. На 11-18 сентября 1992 г. НАСА и Япония планируют пятидесятый космический полет "Шаттла". Это будет первый совместный полет, к тому же впервые в космос отправится чернокожия американка — врач Мэй Джемисон (сейчас в отряде НАСА 92 действующих астронавта, пятеро из них — чернокожих. В космос из них слетали только трое).

Выступая на бриффинге для журналистов представители НАСА рассказали, что в экипаже будет семь астронавтов: командир Роберт Гибсон, пилот Куртис Браун, специалисты по операциям на орбите — супруги Марк Ли и Джен Дэвис, а также Джером Эпт, Май Джемисон и японский исследователь Мамору Мори (их биографии мы публикуем в конце номера).

На борту космической лаборатории "Спейcлэб-Д;ей" будет проведено 43 эксперимента, подготовленных в основном японскими учеными, а также ряд исследований, разработанных шестью странами.

Японский исследователь Мамору Мори будет заниматься экспериментами по разработке новых материалов (их 24) и (19) по биомедицине. Астронавты будут изучать повышение качества полупроводников, таких как стекло и керамика, а также воздействия микрогравитации на физиологию человека, а также на рыб, куриные яйца и растения, воздействия космической радиации на насекомых и растения, исследования в области биотехнологии.

Особенностью программы данного полета являются эксперименты по осеменению лягушек в невесомости и наблюдению за влиянием невесомости на плавательные навыки рыб и строительные способности ос.

Это будет первый эксперимент по оплодотворению в космосе организмов, более сложных, чем насекомые. (В 1979 г. на советском спутнике "Бион" запускались 5 мышей самок и два самца, но ни одна из мышей не была оплодотворена и неизвестно даже, происходило ли спаривание).

Присутствие в экипаже супружеской пары дает богатую пищу для рассуждений о сексе в космосе. Для сведения тех, кто подозревает НАСА в ведении секретной программы по этой теме, супруги Марк Ли и Джен Дэвис едва ли вообще будут общаться друг с другом во время полета, поскольку они работают в разных 17-часовых сменах.

Правила НАСА запрещают включение супругов в один экипаж, в связи с тем, что их предпочтительное отношение друг к другу может отрицательно повлиять на психологический климат в экипаже и поскольку их дети в случае аварии могут лишиться сразу обоих родителей. Но Ли и Дэвис поженились уже в ходе подготовки к данному полету, в январе 1991 г. После двухмесячного обсуждения НАСА, не желая переформировывать уже готовый экипаж и учтя, что у Ли и Дэвис нет детей, с неохотой согласилось сделать исключение из правила.

Кроме перечисленного, в рамках повышения надежности космически» корабля многоразового использования США проведут пятый из серии запланированных 8 экспериментов с целью изучения поведения огня в условиях микрогравитации. Космический экипаж будет продолжать исследования экологии и геологии Земли. Намечен также сеанс связи с радиолюбителями стран, которые будут находиться в зоне радиовидимости корабля.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

Индийские АМС для изучения планет солнечной системы

25 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. Индийская организация космических исследований (ИСРО) впервые объявила о своих планах запуска спутников для изучения Марса, Венеры и Меркурия. Космические аппараты весом до 200-250 кг планируются запускать к этим планетам с помощью создаваемой сейчас ракеты-носителя "GSLV". старт 1-ой автоматической межпланетной станции намечен на 1998-99 гг. В настоящее время программы каждой экспедиции уже детально разработаны.

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

Россия. Запуск "Ресурса Ф-1"

20 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. 19 августа 1992 года с космодрома Плесецк ракетой-носителем "Союз" произведен запуск очередного искусственного спутника Земли "Ресурс-Ф".

На борту спутника установлена аппаратура, предназначенная для проведения многозональной и спектрозональной фотосъемки с целью продолжения исследований природных ресурсов Земли в интересах различных отраслей народного хозяйства, решения задач экологии и международного сотрудничества.

Спутник выведен на орбиту с параметрами:

— начальный период обращения — 88,7 минуты;

— максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) — 258 км.

— минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) — 193 км:

— наклонение орбиты — 82,6 градуса.

По завершению полета экспонированная фотопленка будет передана в научно-исследовательский и производственный центр "Природа" для обработки и последующего распространения полученной информации среди потребителей.

Наш комментарий: ИСЗ "Ресурс Ф-1" аналогичен предыдущему спутнику данного типа, запущенного в июле (См. "НК" N13(24) стр.9). Однако на этот раз вместе с ним в качестве дополнительного полезного груза выведены два отделяемых субспутника "Пион-Гермес ".

Малые спутники "Пион" представляют собой точно калиброванные сферы диаметром 58 см и весом около 80 кг и предназначены для определения плотности верхних слоев атмосферы. Первые две пары "Пионов", разработанные и изготовленные совместно ЦСКБ и студенческим КБ Куйбышевского авиационного института, были выведены на орбиты в 1999 г.

Данная пара изготавливалась на средства многопрофильного научно-технического концерна "Гермес". Спутники "Пион-Гермес" стали первыми отечественными космическими аппаратами, принадлежащими частной фирме.

Согласно договору, запуск должен был состояться 14 июня — в день рождения Президента "Гермеса" Л.Казиевой. О штрафных санкциях за двухмесячную задержку сведений пока нет.

По сообщению газет, на данном "Ресурсе Ф-1" проводится также совместный эксперимент НИИ Ядерной физики МГУ и Военно-Морской лаборатории США. Первый эксперимент Министерства обороны США на борту космического аппарата бывшего СССР предусматривает изучение эффекта накопления на поверхности спутника необычно большого количества изотопа бериллия-7.

Бразилия-США. Соглашение о запуске первого бразильского спутника

21 августа. Бразилиа. ИТАР-ТАСС. Согласно соглашению с американской корпорацией "Орбитал Сайенс", Бразилия намеревается до 15 декабря 1992 г. вывести на орбиту свой первый искусственный спутник "ЭССЕДЕ-1". Запуск предполагается осуществить с помощью ракеты-носители "Пегас" с космодрома на мысе Канаверал (шт.Флорида, США).

Спутник предназначен для наблюдения за состоянием окружающей среды, озонового слоя и погодных условиях. Научная информация будет приниматься центрами Национального института космических исследований в Сан-Паулу и Мату-Гросу.

Создание этого ИСЗ обошлось Бразилии в 20 млн $, а запуск — будет стоить 14 млн $. Право на запуск спутника оспаривали несколько стран, в том числе и Россия. И хотя многие бразильские специалисты отдавали предпочтение российскому Главкосмосу, торги выиграла американская корпорация. По мнению наблюдателей, США стремятся обеспечить своим компаниям емкий и перспективный космический рынок Бразилии.

Наша справка: Бразилия приняла свою программу космических исследований в 1979 году. В рамках ее сейчас заканчивается строительство космодрома "Алкантара" в штате Мараньян. К тому же в настоящее время Бразилия тесно сотрудничает с Китаем в создании еще 2-х собственных спутников.

Китай. Подготовка и запуск австралийского спутника связи

13 августа. Пекин. Синьхуа. Вывод на орбиту австралийского спутника связи "Оптус Б1" китайской ракетой-носителем "Лонг Марч-2" намечен на 14 августа 1992 г. (Первая попытка вывести этот ИСЗ на орбиту планировалась в марте, но была отложена из-за технических неполадок в ракете-носителе. См."НК" N16(27) стр.14).

14 августа. Сидней. Синьхуа. Как было объявлено, в 07:00 с полигона Сичан (Китай) был осуществлен запуск РН "Лонг Марч-2Д" с австралийским спутником связи "Оптус Б1" на борту.

В течение 10 дней спутник будет выведен на геостационарную орбиту. Он предназначен для трансляции телевизионных передач и обеспечения мобильной радиосвязи на территории Австралии.

Запуск второго спутника данной серии планируется осуществить в первой половине декабря 1992 г.

Приземление китайского спутника

25 августа. Пекин. Синьхуа. После 16 дней пребывания на околоземной орбите китайский научно-исследовательский искусственный спутник совершил посадку в центральной части провинции Сычуань.

Запуск этого ИСЗ был произведен 9 августа с помощью РН "Великий поход-2Д" с пускового комплекса Цзюцюань.

Китай намеревается вывести на орбиту шведский спутник

23 августа. Пекин. По сообщению газеты "Жэньминь Жибао". На 9 октября 1992 г. запланирован запуск китайской ракеты-носителя, с помощью которой на околоземную орбиту будет выведен шведский научно-исследовательский искусственный спутник.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Россия-ЕЭС. Будет создал воздушно-космический самолет

По материалам газеты "Радикал". Между Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) и европейским консорциумом "Евро-Гермес спейс" подписан договор о создании воздушно-космического самолета Гермес.

Подписание договора, состоявшееся 19 августа, — результат почти двухлетней работы головного научно-технического института авиационной промышленности.

Создание воздушно-космического самолета остается стратегическим направлением работы авиационно-космической промышленности Европейского сообщества. однако реализация подобных программ требует огромных финансовых затрат. Опыт коллег из стран СНГ, накопленный при создании "Бурана", мог бы их в некоторой степени сократить.

Контракт оценен в 250 тыс. ЭКЮ.

ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ

Международный проект "Европа-Америка-500"

25 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. Фонд социальных изобретений и Центр международных деловых проектов в середине ноября этого года планирует осуществить проект "Европа-Америка-500", посвященный 500-летию открытия Колумбом Америки и Международному году космоса. Проект включает — запуск искусственного спутника Земли "Ресурс-500", и приводнение его спускаемой капсулы с образцами продукции российских, американских и европейских компаний у берегов Америки.

Только участие в программе обойдется в 100 000 рублей. С российской стороны проект субсидируют акционерное общество "Гарант" и несколько банков — это сотни миллионов рублей. Американской стороне придется заплатить 2-3 млн $.

Проект поддержан правительством России, при активном участие мэрии Сиэтла.

Наш комментарий: "Европа-Америка-500" — это первый негосударственный проект бывшей российской космонавтики. Его инициаторами и спонсорами, помимо чисто космических фирм ЦСКБ и завод "Прогресс", стали Фонд Социальных Изобретений г-на Алференко, АО "Русский капитал", АО "Гарант", "Уникомбанк" и ряд других менее известных, но не менее крупных коммерческих образований.

Идея проекта заключается в запуске с космодрома Плесецк 16 или 17 ноября с. г. ИСЗ серии "Ресурс" с 500 кг "полезной нагрузки". В качестве "полезной нагрузки" участники проекта в зависимости от величины денежного вклада вложат в спускаемый аппарат спутника свои послания американскому народу и лично Президенту США, образцы своих изделий, проекты о сотрудничестве. После недельной выдержки всего этого на орбите СА должен совершить посадку в Тихом океане вблизи г.Сиэтл. 26 ноября в День Благодарения этот "подарок" будет доставлен российским военным кораблем "Маршал Крылов" в город, где состоятся торжества.

Конечно, идея неординарная и, по выражению г-на Алференко, "совершенно бредовая". И в этом есть доля правды: вряд ли простое субсидирование научных космических программ привлекло бы такое внимание. Зато идея "космической почты" завораживает своим размахом. Интересно, каким будет следующий шаг русского бизнеса в космонавтике? По словам того же г-на Алференко, у них в "банке" Фонда еще около 15 тысяч идей.

Как сообщили нам в ЦУПе, с баллистической стороны проект "Европа-Америка-500" так же достаточно авантюрен. Недостаток опыта посадки СА такого типа на воду, отсутствие точных параметров атмосферы в заданное время в районе посадки, частые штормы в северной части Тихого океана в зимнее время года могут привести к большому отклонению от расчетного места посадки.

Но вряд ли эти опасения повлияют на проект. На что не пойдет наша обнищавшая космонавтика ради денег. А чем бы наши бизнесмены не тешились, лишь бы Сиэтл остался цел.



США. Программа исследования Марса

28 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. На 8-ом международном конгрессе ассоциации космических исследователей в Вашингтоне выступили директор НАСА Д.Голдин, руководитель исследовательском программы НАСА М.Гриффин, видный астроном Карл Саган с докладами по программе исследования Марса. Данная программа включает запуск 16 сентября 1992 года АМС "Марс Обсервер" и затем запуск российского автоматического комплекса с роботами для исследования геологии, погоды и сейсмической активности. (О сотрудничестве с Россией в области освоения Марса "Новости космонавтики" писали в N1 (стр.12).

М.Гриффин заявил, что США планируют добраться на Марс через Лyнy, для чего необходимо создать мощные ракетоносители, которые способны поднимать в космос корабль весом более 230 тонн — это примерно вдвое тяжелее самого огромного из космических кораблей, которые когда-либо запускались в космос. Он подчеркнул, что НАСА пока не готова объявить об общей стоимости программы освоения Марса.

Карл Саган заявил, что в ближайшее 20 лет понадобиться примерно 1 триллион $ для осуществления данного проекта. Расходы возможно сократить только при совместной осуществлении данного проекта США с Россией, Европейским сообществом и Японией.

ПРЕДПРИЯТИЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Создана Межведомственная экспертная комиссия по космосу

15 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. Постановлением правительства Российской Федерации создана Межведомственная экспертная комиссия по космосу. Комиссия будет проводить независимую экспертизу и отбор космических проектов научного и народно-хозяйственного значения с выдачей заключения о целесообразности включения их в разрабатываемые долгосрочные космические программы, участие в случае необходимости в экспертных оценках затрат на реализацию проектов. Заключения комиссии носят рекомендательный характер Председателем комиссии утвержден президент Российской академии наук Ю.Осипов.

СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ, ВЫСТАВКИ

Региональная конференция уфологов

25 августа. ИТАР-ТАСС. В Хабаровске была проведена региональная конференция уфологов Дальнего Востока. Контакты с внеземными цивилизациями, полтергейст, телекинез, снежные люди и другие аномальные явления и стали темой обсуждения.

Участникам конференции была представлена пленка с зафиксированным голосовым контактом инопланетян. В Хабаровске 36 человек общаются с внеземными цивилизациями. На совещании были представлены работы Галины Кушнаревой и Татьяны Матюховой, которые начали заниматься космической живописью после контакта с космосом.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ

Новый начальник космодрома Байконур

По сообщению "Красной звезды". Указом Президента Республики Казахстан новым начальником космодрома Байконур назначен генерал-майор Алексей Александрович Шумилин.

Он участвовал в осуществлении запуска первого советского космического корабля, пилотируемого Юрием Гагариным. Последнее время занимал должность заместителя начальника космодрома по научно-исследовательской и испытательной работе.

В 1979 г. удостоен Государственной премии СССР в области науки и техники, а в 1987 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ АРХИВА "ВИДЕОКОСМОСА"

Члены зкипажа "Индевора" по программе СТС-47

Командир СТС-47 Роберт ГИБСОН (Robert L.Gibson)

66 астронавт США и 132 астронавт мира

Родился 30 октября 1946 г. в Куперстауне (шт. Нью-Йорк).

В 1964 г. окончил среднюю школу в Хантингтоне (шт. Нью-Йорк).

В 1969 г. после окончания Политехнического университета в Калифорнии получил степень бакалавра по аэронавтике.

С 1969 г. начинает служить в ВМС США, проходил первоначальный курс обучения пилотированию на авиабазах во Флориде и Миссисипи.

С апреля 1972 по сентябрь 1975 г. служил сначала в составе 111-й истребительной эскадрильи на борту авианосца "Корал Си", а затем в составе 1-й истребительной эскадрильи на борту авианосца "Энтерпрайз", участвовавших в боевых действиях во вррмя войны во Вьетнаме. Совершил 56 боевых вылетов. После возвращения в США в 1975 г. закончил знаменитую школу летчиков-истребителей ВМС США "Топ Ган". Был назначен летчиком-инструктором истребителя F-14A в 124-й истребительной эскадрильи.

В июне 1977 г. окончил школу летчиков-испытателей ВМС в Пэтьюксент Ривер (шт.Мэриленд). Имеет налет более 4600 часов на 45 типах военных самолетов и более 20 гражданских.

В 1978 г. был зачислен в группу N8 астронавтов НАСА.

В августе 1979 г. окончил общекосмическую подготовку.

В феврале 1983 г. начал готовиться к полету по программе СТС-41В в качестве пилота.

1 полет — совершил в качестве пилота "Челленджера-4" по программе СТС-41В с 3 по 11 февраля 1984 г.

2 полет — совершил в качестве командира "Колумбии-7" по программе СТС-61С с 12 по 18 января 1986 г.

В сентябре 1987 г. приступил к подготовке в качестве командира к полету по программе СТС-27.

3 полет — совершил в качестве командира корабля "Атлантис-3" по программе СТС-27 со 2 по 6 декабря 1988 г.

В сентябре 1989 г. назначен в экипаж для полета по программе СТС-46 в качестве командира.

В июле 1990 г. был отстранен от подготовки на год и выведен из экипажа за дисциплинарное нарушение. Участвуя в самолетных гонках, его самолет столкнулся с другим самолетом, пилот которого погиб.

В августе 1991 г. был назначен командиром экипажа для полета по программе СТС-47.

Капитан I ранга ВМС США.

Женат. Имеет 3-х детей. (1 — от первого брака и 2-х — от второго брака с Маргарет Седдон, бывшей астронавтом НАСА).

Пилот СТС-47 Куртис БРАУН (Curtis L.Brown)

Опыта космических полетов не имеет.

Родился 11 марта 1956 г. в Элизабеттауне (шт. Северная Каролина).

В 1974 г. окончил среднюю школу в Элизабеттауне (шт. Сев.Каролина).

В 1978 г. получил степень бакалавра электротехники в Академии ВВС США.

После окончания Академии ВВС проходил первоначальный курс обучения пилотированию на авиабазе Дэвис-Монтан (шт.Аризона).

С 1980 г. служил в 353-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе ВВС Миртл Бич (шт. Южная Каролина), где он летал на штурмовике А-10.

В 1982 г. назначен летчиком-инструктором 357-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Дэвис Монтан (шт.Аризона).

В июне 1985 г. направлен в школу летчиков-испытателей ВВС на авиабазе Эдвардс (шт.Калифорния).

В июне 1986 г. после окончания школы летчиков-испытателей ВВС назначен летчиком-испытателем самолетов А-10 и F-16 в 3247-й испытательной эскадрильи на авиабазе Эглин (шт.Флорида). Имеет налет более 2400 час. на реактивных самолетах.

В 1987 г. отобран в группу N12 астронавтов НАСА.

В августе 1991 г. назначен в экипаж в качестве пилота для полета по программе СТС-47.

Майор ВВС США.

Разведен. Имеет сына.

Специалист по обеспечению полета СТС-47
Марк ЛИ (Mark С. Lee)


126 астронавт США и 215 астронавт мира.

Родился 14 августа 1952 г. в Вироке (шт.Висконсин).

В 1970 г. окончил среднюю школу в Вироке (шт.Висконсин).

В 1974 г. после окончания Военно-воздушной академии США получил степень бакалавра гражданской техники.

В 1974 г. после окончания Академии ВВС был назначен в 426-ю тактическую истребительную учебную эскадрилью на авиабазе ВВС США Люк (шт.Аризона).

С 1976 по 1979 г. служил летчиком на истребителе F-4D в 25-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Кадена (Япония).

В 1979 г. после возвращения в США начал заниматься научной работой в Технологическом институте (шт.Массачусеттс).

В 1980 г. получил степень магистра механики в Массачусеттском Технологическом институте. Затем окончил Школу офицеров, колледж авиационно-командного состава и колледж командного состава корпуса морской пехоты США.

С 1980 по 1982 г. служил инженером-механиком по обслуживанию самолетов "Боинг Е-3А" с системой "АВАКС" на авиабазе Хэнском (шт.Массачусеттс).

С 1982 г. — служил в 388-м авиатехническом корпусе на авиабазе ВВС США Хилл (шт.Юта). Имеет налет более 2500 часов на самолетах Т-38, F-4D и F-16.

В 1984 г. отобран в группу N10 астронавтов НАСА.

В июне 1985 г. закончил общекосмическую подготовку и был назначен в качестве специалиста по обеспечению полета в экипаж по программе СТС-61М. (Полет был отменен).

В марте 1988 г. назначен в экипаж для полета по программе СТС-30.

1 полет - совершил в качестве специалиста по обеспечению полета "Атлантиса-4" по программе СТС-30 с 4 по 8 мая 1989 г.

В ноябре 1990 г. назначен в экипаж для полета по программе СТС-47 в качестве специалиста по обеспечению полета.

Подполковник ВВС США.

Женат на Джен Дэвис (астронавт НАСА, член экипажа СТС-47).

Специалист по обеспечению полета СТС-47
Джен ДЭВИС (Jan N. Davis


Опыта космических полетов не имеет.

Родилась 1 ноября 1953 г. в Какао-Бич (шт.Флорида).

В 1971 г. окончила среднюю школу в Хантсвилле (шт.Алабама).

В 1975 г. после окончания Технологического института в шт. Джорджия получила степень бакалавра биологии.

В 1977 г. получила степень бакалавра механики в Аубурнском университете.

В 1979 г. начала работать в космическом центре Маршалла (НАСА) в качестве инженера.

В 1983 г. получила степень магистра механики университете в Хантсвилле (шт.Алабама).

В 1985 г. получила степень доктора механики в том же университете.

В 1987 г. отобрана в группу №12 астронавтов НАСА.

В августе 1988 г. окончила общекосмическую подготовку.

В сентябре 1989 г. назначена в экипаж в качестве специалиста по обеспечению полета по программе СТС-47.

Замужем за Марком Ли (астронавт НАСА, член экипажа СТС-47). Детей нет.

Специалист по обеспечению полета СТС-47
Джером ЭПТ (Jerome Apt)


148 астронавт США и 241 астронавт мира.

Родился 28 апреля 1949 г. в Спрингфилде (шт.Мэссачусеттс).

В 1967 г. окончил среднюю школу в Питтсбурге (шт. Пенсильвания).

В 1971 г. после окончания Гардвардского колледжа получил степень бакалавра физики.

В 1976 г. в Массачусеттском Технологическом институте получил степень доктора физики.

С 1976 по 1980 гг. являлся членом группы управления в Центре изучения Земли и физики планет Гарвардского университета.

С 1978 по 1980 гг. возглавлял научную группу Гарвардского университета.

В 1980 г. начал работать в Космическом центре им.Джонсона (НАСА, Центр управления полетами).

Имеет налет около 2300 часов на 25 различных типах самолетов.

С 1981 no 1985 гг. занимался научной работой в космическом центре им.Джонсона.

В 1935 г. отобран в группу N11 астронавтов НАСА.

В июле 1986 г. окончил общекосмическую подготовку.

В апреле 1989 г. назначен в экипаж для полета по программе СТС-37 в качестве специалиста по обеспечению полета.

1 полет — совершил в качестве специалиста по обеспечению полета на корабле "Атлантис-8" по программе СТС-37 с 5 по 11 апреля 1991 г. Совершил два выхода в открытый космос : 7.04.91 г. на 3,5 часа и 8.04.91 г. на 6 час.19 мин.

В августе 1991 г. назначен в экипаж для полета в качестве специалиста по обеспечению полета по программе СТС-47.

Женат. Имеет дочь.

Специалист по обеспечению полета СТС-47
Мэй ДЖЭМИСОН (Мае С. Jemison)

Опыта космических полетов не имеет.

Родилась 17 октября 1956 г. в Декатуре (шт.Алабама).

В 1973 г. окончила среднюю школу в Чикаго.

В 1977 г. после окончания Стэнфордского университета получила степень бакалавра по химии.

В 1981 г. после окончания Корнельского университета получила степень доктора медицины.

В 1982 г. работала в медицинском центре в Лос-Анджелесе.

В 1983-85 гг. работала врачом в Корпусе мира в западной Африке.

В июне 1985 г. вернулась в США и работала в организации "СИГНА" в Лос-Анджелесе (шт.Калифорния).

В 1987 г. отобрана в группу N12 астронавтов НАСА.

В августе 1988 г. окончила общекосмическую подготовку.

В сентябре 1989 г. назначена в экипаж в качестве специалиста по обеспечению полета по программе СТС-47.

Разведена. Детей нет.

Специалист по полезной нагрузке СТС—47
Мамору МОРИ (Mamoru Mohri)


Опыта космических полетов не имеет.

Родился 29 января 1948 г. в Йоичи-Мачи (Хоккайдо, Япония).

1966-1970 гг. обучался на химическом факультете Хоккайдского университета.

В 1970 г. получил степень бакалавра физических наук в Хоккайдском университете.

В 1972 г. получил степень магистра физических наук в том же университете.

С 1972 по 1975 гг. обучался в Флиндерском университете (Южная Австралия).

В 1975 г. получил степень доктора физических наук в этом университете.

В 1975 г. после возвращения в Японию работал на факультете в области ядерной техники в университете Хоккайдо.

В 1980 г. становится ассистентом профессора в университете Хоккайдо.

В 1982 г. становится профессором и занимается исследованиями в области физики.

В августе 1985 г. стал одним из трех ученых отобранных НАСДА пля полета по программе "Spacelab-J". (Полет "Спейслэб Джей" должен был состояться еще в январе 1988 г., но из-за аварии "Челленджера" был отложен).

В апреле 1990 г. отобран НАСА в качестве первого японского астронавта для полета на "Шаттле" и назначен в экипаж в качестве специалиста по полезной нагрузке в полете по программе СТС-47.

Женат. Имеет 3-х сыновей.

Список публикаций прессы:

1. В.Плисов "НЛО и книга книг" (Под рубрикой — "Неизвестное об известном") — "Воздушный транспорт" N27-28-92r.

2. М.Ребров "Лoвушка" — "Красная звезда" 19.05.92.

3. В.Бабердин "Секс в космосе" — "Красная звезда" 27.08.92.

А. И.Осипов, И.Макаров "Мировая наука потеряла Валерия Барсукова" -- "Известия" 24.06.92.

5. П.Спирин "Тайваньский спутник" — "Инженерная газета" N102-103-92.

6. П.Изюмников "Ноосфера — мир ноократии" — "Инженерная газета" N102-103-92.

7. В. Бадуркин, И.Царев "Неопознан — значит, опасен?" — "Труд" 22.08.92.

8. M.Погорелый "Космос и деньги" (Под рубрикой — "Хобби") — "Красная звезда" 29.08.92.

9. М.Ребров "Есть касание'" — "Красная звезда" 11.07.92.

10. И.Иванюк "На экранах — секретный космос" (Репортах из закрытого военного городка) — "Инженерная газета" 10.08.92.

11. М.Ребров "Три вопроса человеку с Луны..." — "Красная звезда" 8.08.92.

12. Ю.Коваленко "В космос на российских кораблях полетят еще четыре француза" — "Известия" 10.08.92.

13. Б.Коновалов "Антарес" возвращается на Землю" — "Известия" 10.08.92.

14. С.Прокопенко "Все флаги в гости к нам" — "Красная звезда" 8.08.92.

15. Ю.Макаров "Космическое "ухо" разведслужб США" (Военно-техническое обозрение) — "Красная звезда" 23.07.92.

16. У.Э.Лири "США и Россия хотят дружить в космосе" — "Нью-Йорк Таймс" (недельное обозрение) 21.07.-3.08.92.

17.Б.Коновалов, К.Смирнов "Впервые ученые Пентагона и МГУ вместе ставят эксперимент в космосе" — "Известия" 20.08.92.

18. М.Погорелый "Есть ли жизнь на Марсе?" — "Красная звезда" 22.08.92.

19. В.Сокольников "Космический мост "Европа-Америка" — "Российские вести" N50-92.

20. М.Ребров "Космическая клюква" — "Красная звезда" 27.08.92.

21. Я.Юферова "Отправьте послание в вечность" — "Комсомольская правда" 29.08.92.

22. М.Ребров "Судьба" (О малоизвестных страницах истории отечественной космонавтики" — "Деловой мир" 20.08.92.

23. "Пилоты говорят через спутник" — "Инженерная газета"

Исправления и дополнения:

в N7(18) стр.14 следует читать: "Космос-2183" относится к пятому поколению. Предшественники на аналогичной орбите: ИСЗ "Космос-1836", -1881, -1936, -2007, -2049, -2072, -2113, -2153".
в N9(20) стр.15 следует читать:"Космос-2185" относится к четвертому поколению. Предшественники на аналогичной орбите : ИСЗ "Космос-2021" и "Космос-2078".



Выпуск подготовили:

Главный редактор
Ответственный выпуска
Литературный редактор
Редакторы по информации


В.И.Бич   т. 217-81-48

И.А.Маринин   т. 217-81-47

М.Г.Богданова

С.Х.Шамсутдинов

К.А.Лантратов

М.В.Тарасенко


При перепечатке материалов собственных корреспондентов ссылка на "Новости космонавтики" обязательна.


На первой''странице обложки АМС "Вояджер-2" (Voyager), запущенная 15 лет назад (20 августа 1977 г) с целью изучения Юпитера (1979 г). Сатурна (1981г). Урана (1986 г). Нептуна (1989 г) и их спутников с пролетной траектории. Масса аппарата 798 кг. В настоящее время АМС "Вояджер-2" вышел за пределы Солнечной Системы