The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Вдогонку за звуком
вернёмся в библиотеку?
«Наука и техника» 1936 год №19

ОБШИРНЫЕ пространства, занимаемые человечеством на материках земного шара, с каждым годом требуют установления все более и более быстрых пассажирских, почтовых и грузовых передвижений на земле.

Проблема завоевания скоростей передвижения имеет свою собственную историю и является едва ли не наиболее увлекательной страницей науки и техники на протяжении нескольких столетий.

Основным мерилом осуществленных и осуществляемых в будущем скоростей в наше время условились считать скорость звука. Как известно, звук возникает при колебании звучащего тела. Оно передается воздуху, атмосфере, воде, жидкости, и преодолевает пространство с различной скоростью. Существует мнение, что скорость звука во всех случаях не превышает в среднем 330 м/сек., т. е. 1 188 км/час. Это не верно.

Акустика, занимающаяся изучением звука, засвидетельствовала разнообразные процессы возникновения и распространения звуковых волн. Скорость звука чрезвычайно различна.

В воздухе при нулевой температуре она равна 331,5 м/сек., температуре + 15°Ц она возрастает до 340 м/сек. и при + 30°Ц до 349 м/сек.

При взрыве 1,5 т пороха скорость звука в 10 м от места доходит нередко до 866 м/сек.

В водороде при 0° звуковая волна распространяется со скоростью 1263 м/сек., в воде, при температуре + 8°Ц — 1 441 м/сек., в морской воде при температуре в + 15°Ц — 1 493 м/сек.

В дереве звук распространяется со средней скоростью 3 500 м/сек. и в стали достигает скорости 5100 м/сек. Вот почему при всех сравнениях различных скоростей со скоростью звука, следует условиться считать, что принимается во внимание распространение звука в нормальных условиях, т. е. при нулевой температуре у земли, а именно 331,5 м/сек. или 1193,4 км/час.

Это и есть та скорость, к которой направлены взоры технической мысли человечества, отвоевывающей у пространства километр за километром, у времени — час за часом.

286 лет назад дилижанс был единственным средством передвижения на французских почтовых дорогах. Он совершал свой путь в 1650 г. со скоростью не более 7 км/час. В 1882 г. между Парижем и Веной стал курсировать поезд-стрела с огромной для того времени скоростью в 63 км/час.

Однако, уже в 1933 г. германский поезд „Летучий гамбуржец“ достиг скорости в 140 км/час, а в следующем году американский экспресс аэродинамической конструкции „Пасифик рейлуэй“ и моторный поезд „Бугатти“ доводили на некоторых перегонах скорость движения до 160—194 км/час.

В 1935 г. „сверхавтомобиль“ Малькольма Кэмпбелла установил рекордную наземную скорость в 445,5 км/час. Этот едва уловимый в движении автомобиль несся по специальному треку со скоростью 123 м/сек., превращая шины автомобиля после одного прогона в изорванную, благодаря огромной центробежной силе, негодную массу.

Великий мореплаватель Христофор Колумб впервые переплыл Атлантический океан в 2 месяца 21 день от гавани Палос (Португалия) до о-ва Куба.

В наши дни величайший трансатлантический экспресс „Нормандия“ пересекает древний путь Колумба в 4 суток 11 часов 42 минуты.

83 года назад путешествие из Англии в Австралию занимало 2 месяца 18 дней. А в 1934 г. Чарльз Скотт и Кэмпбелл Блэк на самолете „Комета де Хэвиленд“ покрыли расстояние между Мильденколяским и Левертонским (Мельбурн) аэродромами в 22 000 км, в 2 суток 22 часа 59 минут.

30 лет назад пионер авиации Сантос-Дюмон летал на самолете со скоростью 41,3 км/час. В 1934 г. Ф. Анжелло на итальянском самолете „Макки Кастольди“ — „М-72“ превзошел этот один из первых авиационных рекордов в 22 раза, достигнув средней скорости для гидропланов в 709,202 км/час.

В ноябре 1935 г. одна из конструкций нового одноместного истребителя кадровых соединений военной авиации США „Нортроп“, по сообщениям вашингтонского корреспондента „Эко де Пари“, во время испытаний в полете достигла скорости 770 км/час.

100 лет тому назад для путешествия вокруг света водным путем потребовалось бы не менее полгода. В 1933г. американский летчик Вилли Пост совершил перелет вокруг света на самолете „Локхид-Вега“ в течение 7 суток 18 часов 49 минут.

А в 1935 г. телеграфная связь вокруг света через пункты С. Франциско, Шанхай, Монголия, Сибирь, Швеция, Дания, Лондон, Нью-Иорк, С. Франциско была осуществлена в рекордно короткий срок — 3 минуты 46 секунд (телеграмма в 24 слова, адрес и подпись).

Винтомоторная авиация достигает предельных скоростей.

Законами аэродинамики установлено, что при обычных, „земных“, полетах современных самолетов сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости, мощность — пропорциональна кубу скорости.

Когда же скорость самолета достигает звуковой скорости и оставляет ее позади, то сопротивление воздуха выходит из подчинения законам аэродинамики и переходит в область законов баллистики.

Для полета у земли со скоростью 1 200 км/час требуется мощность мотора в 30 000 лошадиных сил,

В стратосфере эта мощность снижается до 2 000, 2 500 лошадиных сил (сейчас существуют авиамоторы мощностью 3 000 л. с.) благодаря падению плотности воздуха и уменьшению сопротивления с увеличением высоты. На высоте 30 000 м плотность воздуха меньше в 81 раз и, следовательно, скорость там возрастет в 9 раз.

На высоте 40000 м разрежение среды увеличивается 450 раз, и скорость у земли в 200 км/час там повысится 1200 км/час при той же мощности мотора, что далеко оставит позади начальную скорость звука.

Сейчас скорость гоночных самолетов уже достигла 3/5 звуковой скорости.

Проблема стратосферного самолета (стратоплана) для достижения звуковой скорости в настоящее время решается созданием специального высотного мотора стратодвигателя.

Предельным потолком стратопланов с высотными авиамоторами считают 20 000 м. Скорости, стоящие за пределами скорости вращения земного шара, доступны будут лишь с помощью реактивных двигателей.

Стратосферные ракеты в настоящее время рассчитывают на скорость порядка 2 450-3 240 км/час или 706-900 м/сек. Это почти в 3 раза опережает звук.

Это означает, что ракета, вылетевшая из Москвы в Ленинград одновременно с моментом возникновения произведенного в Москве мощного звука, достигнет Ленинграда на 23 минуты ранее звука.

Следующим этапом завоевания человеком скорости будет возможность совершения космического полета в мировое пространство, который откроет путь к достижению ближайших планет солнечной системы.

Этот полет будет осуществлен при условии освоения техникой скорости порядка 11 600 м/сек., или 41 760 км/час. За пределами реактивных скоростей останутся так называемые космические скорости: движения земли по орбите 106 200 км/час (29,5 км/сек.), движения солнца 198 000 км/час (55 км/сек.) и света 1 080 000 000 км/час (300 000 км/сек.).

Так, проходит свой путь развитие скоростей от к автомобилю, от поезда к самолету, от самолета к стратоплану, от ракеты к космическому кораблю вселенной.


ДИАГРАММА СКОРОСТЕЙ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ