The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Стратостат «ОСАХ-2»
вернёмся в библиотеку?
«Наука и техника» 1934 год №12

СТРАТОСТАТ «ОСАХ-2»

Проблема скорости полета и возможности решения ее при помощи изучения и освоения стратосферы, где самолеты и ракеты могут достигать быстроты передвижения 1000 и более километров в час, в настоящее время является буквально „злобою дня“ в технических кругах всех стран.

Наш Союз, более чем какая либо другая страна, нуждаясь в средствах быстрой связи центра с далекими окраинами, должен обращать (и делает это) внимание на решение этой проблемы.

Созванная недавно и прошедшая с большим успехом I Всесоюзная конференция по изучению стратосферы привлекла в залы Академии наук в Ленинграде сотни лиц, работающих в этой области, начиная от академиков и кончая рабочими с производства (см. Н. и Т., № 9, 1934 г.).

Одновременно с этим широко пошли навстречу проблеме завоевания стратосферы общественные, партийные и технические организации Ленинграда. В настоящее время в Ленинграде группа энтузиастов этого дела под руководством Ленсовета Осоавиахима разработала предварительный план работ по освоению стратосферы на 1934-35 год. План этот намечает пока следующие четыре главнейшие задачи:

1. Составление проекта, постройка и осуществление полета стратостата „ОСАХ—2“.

На основе имеющегося уже опыта полетов— Пикара, Сеттля, немецкого субстратостата „Барш фон Зигсфельд“, испанского Молоса, американского Грея и двух советских „СССР“ и „ОАХ-1“ —осуществить новый стратостат „ОСАХ—2“ с целью дальнейшего изучения стратосферы в зоне наиболее вероятных полетов стратопланов в ближайшее время, т. е. на высоте 20—25 километров. Предварительные расчеты показывают, что для достижения этой высоты потребуется стратостат большего объема, чем стратостаты „СССР“ и „ОАХ—1“, имевшие объемы около 25,000 куб. м. Для решения этой задачи можно предложить ряд вариантов как в устройстве матерчатого баллона стратостата с его подвеской, так и гондолы. В частности, гондола может быть открытой, и тогда команда должна быть одета в специальные скафандры, или гондола может быть герметически закрытой, как это было в стратостатах Пикара, Сеттля, „СССР“ и „ОАХ—1“ или, наконец, она может быть герметически закрытой, но иметь шлюз, чтобы в случае надобности человек, одев скафандру, мог выйти наружу для производства ремонта, наблюдения, опытов, прыжка на парашюте. Последний вариант представляет интерес в применении в будущем подобного же устройства к стратопланам. Следует иметь при этом в виду, что долгое пребывание человека в скафандре затруднительно, и потому лучше предоставить ему возможность находиться в гондоле без скафандры и надевать последнюю лишь при выводе из гондолы через шлюз.

2. Проблема скафандры нуждается в особой разработке в виду ее новизны. В то время как при подводных работах скафандры водолазов подвергаются наружному давлению воды и работают на сжатие при сравнительно сносной температуре, скафандры стратонавтов будут работать на разрыв под внутренним давлением около одной атмосферы и при весьма низкой температуре порядка — 60°.

При этом возникает ряд вопросов по обогреванию человека, снабжению его кислородом для дыхания, удалению влаги и углекислоты, по обеспечению хотя бы относительной свободы движения и обзора.

Над решением этой проблемы уже сейчас в Ленинграде работает группа инженеров и медиков.

3. Анализ стратосферы баллон-зондами. Этот анализ понадобится перед полетом стратостата для определения наиболее благоприятного времени старта. Но уже теперь необходимо заготовить ряд баллон-зондов разных типов, включая сюда и радиоавтоматы, и снабдить их соответствующей аппаратурой.

4. Постройка регистрирующей ракеты. В Ленинградском Осоавиахиме уже имеется готовый проект такой ракеты, проект которой был составлен инженерами Разумовым и Штерном. Часть ракеты уже построена. В задачу Научно-технического бюро должна входить скорейшая реализация этого проекта и испытание ракеты в полете.

Кроме упомянутых четырех конкретных работ, перед перечисленными организациями вообще и перед научно-техническим бюро в частности стоит нелегкая задача подготовки кадров инженеров-конструкторов стратосферных судов и их аппаратуры и стратонавтов. Ленинградский Осоавиахим уже насчитывает немало активистов-энтузиастов этого дела. Необходимо лишь дать им соответствующую научно-техническую подготовку и тренировку.

Задачей будущих полетов „ОСАХ—2“ будет изучение стратосферы, развитие методов стратонавигации, аэрофотосъемка с больших высот, изучение космических лучей и т. п.

Можно с полной уверенностью сказать, что ленинградская общественность окажет широкую поддержку в разрешении проблем изучения и освоения стратосферы, и стратостат „ОСАХ—2“ будет в кратчайший срок создан силами советских инженеров и рабочих и оборудован советскими учеными.

Проф. Н. Рынин