The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Проблема сверхскоростного полета
вернёмся в библиотеку?
«Наука и техника» 1932 год №34/35/36

ПРОБЛЕМА СВЕРХСКОРОСТНОГО ПОЛЕТА

Одним из основных лозунгов современной жизни является „борьба за скорость“. Среди все возрастающих противоречий между капиталистическими и социалистическими странами этот лозунг, пожалуй, приобретает доминирующие значение как в мирной, так и в военной обстановке. Тому легче победить в будущем неизбежном столкновении, кто скорее будет готов к нему и кто скорее разовьет свои военные операции. В осо­бенности выявляется эта борьба за скорость в самом быстром виде транспорта — в авиации. В этой области во всех значитель­ных государствах ведется усиленная работа по овладению огромными скоростями полета. При этом вполне правильно учитывается, что внезапная и быстрая переброска издалека поражающих грузов и десанта способна нанести противнику особенно сильное поражение.

Быстрый транспорт обещает огромные выгоды, конечно, не только для одного военного дела, он сулит таковые и для, мирных целей: перевозка больных и врачей, передача почты, передвижение людей и т. п.

К сожалению, во всех странах почти вся относящаяся сюда забота засекречена, и в печать проникают лишь отрывочные, далеко не полные сведения.

Однако уже один беглый просмотр заграничных журналов и газет раскрывает картину лихорадочных работ и новых планов, способных в корне изменить стратегию и технику будущей войны, в особенности проблему транспорта и переброски снарядов.

Напомним уже достигнутые рекорды скорости полета самолета: в 1931 году во время авиационных состязаний в Англии была достигнута скорость в 657 километров в час. В 1932 г. летом в Италии осуществлена, правда, еще официально не зарегистрированная, скорость в 749 км/час. Однако эти достижения были получены при громадном перенапряжении работы мотора, летчика и с большими денежными затратами.

Почему же проблема увеличения скорости так трудно разрешима? Для ответа на этот вопрос необходимо сказать несколько слов про два основных течения в современной авиации: гиперавиацию и суперавиацию.

Гиперавиацией называются полеты аэропланов в обычных, нижних слоях атмосферы (тропосфера, высота до 9—10 км) с огромными скоростями, порядка вышеупомянутых.

Суперавиацией называются полеты аэропланов в верхних слоях атмосферы (стратосфера). До сих пор стремились решить проблему скорости полета при помощи гиперавиации, да и теперь еще имеется ряд предложений и ведутся опыты в этом направлении, так как здесь работа идет по проторенным путям и не требует резкого переворота в принятых методах.

Для осуществления больших скоростей полета в низших слоях атмосферы намечено два способа:

1) увеличение мощности двигателя,

2) уменьшение лобовой поверхности самолета, вызывающей сопротивление воздуха.

На небольших гоночных самолетах, подобных побившему рекорд скорости в 657 км/ч, мощность мотора была доведена до 2500 лош. сил. Для уменьшения же лобового сопротивления делают убирающиеся внутрь корпуса тележки (шасси), складные и вдвижные крылья, гибкие крылья и пр. Благодаря таким мерам удалось повысить скорость почти на 20— 30%, однако дальнейшего прогресса в этом направлении трудно ожидать, так как увеличение скорости тесно связано с увеличением мощности мотора, а последняя возрастает быстрее, чем куб скорости. Если бы мы например пожелали на самолете, давшем с мотором в 2500 ЛС скорость 657 км/час, получить скорость 1440 км/час, то пришлось бы иметь на нем мощность около 10 000 ЛС.

Поэтому, если довольствоваться вышеупомянутым приро
??

конструктивные улучшения; но если добиваться значительно больших скоростей, то достигать их за счет чрезмерного увеличения мощности мотора невыгодно. Здесь остается лишь перейти к суперавиации.

Суперавиация, или полеты в стратосфере, выгодна тем, что воздух в последней сильно разрежен и потому представляет лишь малое сопротивление. Здесь на высотах от 15 до 25 км можно достигнуть огромных скоростей. Правда, для полета в стратосфере приходится строить уже специальные самолеты и особые моторы с приборами, питающими воздухом (компрес­соры). Каюта такого самолета должна быть герметически зак­рыта; в ней должны быть приборы, обеспечивающие правильный состав и согревание воздуха. Тележка такого самолета должна быть высокой, чтобы мог работать винт большого диаметра. Самый винт должен иметь поворотные лопасти.

Иногда высокое шасси заменяют особыми приемами взлета (катапульты, или взлет с воды при помощи скольжения и во­дяного винта).

Кроме двигателя с винтом, имеются проекты и реактивных двигателей в применении к стратоплану.

За границей уже построены и испытываются следующие стратопланы: Юнкерса в Германии, Фармана и Герше во Фран­ции, Пенья в Италии. Кроме того имеются оригинальные проекты Годдарда в С.-А. Штатах и Крокко в Италии.

При помощи таких стратопланов надеются достигнуть скорости полета около 600—800 км/час при помощи мотора не свыше 1 000 ЛС.

Но есть путь достижения еще более высоких скоростей полета как в атмосфере, так и вне ее, это — путь ракет.

Ракета в настоящее время выходит уже из стадии опытов в область практического применения.

Уже теперь ракеты летают на высоту до 8 км, а возмож­ности их летать гораздо выше — неисчерпаемы. Известны проекты полета боевых ракет дальностью в 1 000 км при высоте полета в 400 км. Возникла новая, ракетная артиллерия, позво­ляющая, в известных случаях, заменить тяжелые, трудно передвигаемые и дорогостоящие дальнобойные пушки легкими станками, из которых могут вылетать мощные ракеты на гораздо более дальние дистанции с сильно повышенными ско­ростями.

В настоящее время имеется много систем ракет, при чем их можно разделить на два главных класса: атмосферные и заатмосферные. Первые выгодны для полета в воздухе, и новей­шие их типы дают коэфициент полезного действия почти в 35%. Вторые делятся на два рода: гравитационные, предназначаемые летать в области земного тяготения, и космические — для полета вне земного тяготения.

Имеются уже десятки проектов ракет всех типов, произведены сотни опытов, и проблема ракетного транспорта поста­влена для человечества во всей широте. Необходимо скорейшее разрешение этой проблемы. Здесь нельзя медлить. Следует организовать научно-исследовательский институт с ракетодро­мом, лабораториями и т. п.

Скорости полета ракет могут быть колоссальны. Техниче­ские подсчеты показывают, что они могут доходить до десятков километров в секунду. Читатель, интересующийся подробно­стями этой проблемы, может найти ответы в нашем сочинении „Межпланетные сообщения“.

Конечно, сейчас говорить о практическом осуществлении полетов ракет на планеты еще, пожалуй, рано. Но о полетах ракет в стратосфере надо не только говорить, ко принимать все меры к тому, чтобы у нас в СССР они были осуществлены.

Стратосфера - вот область быстрого транспорта ближайшего будущего. Здесь мы будем летать со скоростями от 500 до 1 500 км в час на стратопланах, а ракеты будут там нестись с часовыми скоростями от 2 000 до 10 000 км.