The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Передвижение отдачей
вернёмся в библиотеку?
«Наука и техника» 1925 год №50

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ОТДАЧЕЙ

Когда человек ходит, он отталкивается ногами от земли или от пола: известно, что по очень гладкому полу, от которого нога не может оттолкнуться, ходить почти нельзя. Паровоз при движении отталкивается колесами от рельс: если рельсы смазать маслом, паровоз останется на месте (нет трения). Пароход отталкивается от воды лопастями своего винта. Аэроплан отталкивается от воздуха также при помощи винта-пропеллера. Словом, в какой бы стихии ни двигался предмет, он опирается о нее при своем перемещении. Но есть способ передвижения, когда тело движется, не имея никакой опоры вне себя.

Такое движение возможно, когда часть массы предмета движется в одну сторону, остальная же — в другую, противоположную (реактивное действие). Подобного рода движение мы наблюдаем при полете ракеты.

Здесь нам придется вспомнить про ракету Циолковского, основанную на реактивном действии (рис. 1, о ней мы уже сообщали в „Науке и Технике“). Гигантская ракета формою похожа на рыбу. А — составляет помещение для людей и аппаратов, Б — камеру с запасом газа при очень низкой температуре, например, с углеводородом и кислородом, В — насосы, накачивающие газ в камеру Г, где происходит взрыв, Д — трубу, через которую вылетает газ. Самый процесс полета происходит следующим образом. В камеру Г накачивается запас газа и, при помощи механизма, производят взрыв. Струя газа, вырвавшись через трубку Д поднимает ракету в воздух. При исчерпании силы толчка, новый взрыв несет ракету далее. Если же мы направим ракету не вверх, а положим ее на платформу с колесами, то она станет двигаться вперед, таща за собой целый поезд.

Многие впадают в ошибку, считая, что ракета движется будто-бы от того, что она своими выходящими газами отталкивается от воздуха. Однако, в безвоздушном пространстве ракета летит даже скорей, чем в воздухе.

Истинная причина движения ракеты состоит в том, что когда пороховые газы стремительно вытекают из нее вниз, сама ракета, по закону равенства действия и противодействия, отталкивается вверх. Здесь, в сущности, происходит то же, что и при выстреле из пушки: снаряд летит вперед, а сама пушка отталкивается назад. Если поставить пушку на рельсы, то при выстреле она будет двигаться назад по принципу „отдачи“.

Этой энергией отдачи иногда пользуются на броненосцах для вспомогательных работ, например: для автоматического спуска бронированной башни, в которой помещается орудие, и т. д.

Мало того, подобная отдача орудий может быть причиной гибели броненосцев. Так 4 броненосца эскадры Рождественского (период Японской войны), имевшие некоторую неправильность в конструкции, все же прошли длинный путь из Европы в Азию, протяжением несколько тысяч километров. Когда же в Цусимском бою эти 4 броненосца начали стрелять в одном боковом направлении, то они тотчас же опрокинулись и затонули в несколько минут, не столько от японских снарядов, сколько от неправильной конструкции и отдачи орудий.


Рис. 1. Ракета Циолковского на железнодорожной платформе.

Транспортная техника, намечая использование энергии отдачи от передвижения в различных видах транспорта, находит, что реактивные моторы, действующие взрывами пороха, пироксилина, жидкого кислорода или водорода и т. д., имеют дорогое, огнеопасное для хранения горючее, а потому они неудобны в применении к транспорту.

Недавно германский профессор Оберн, спроектировавший ракету для полета на высоту в 3000 км, разработал способ пульверизации (распыления) нефти для применения ее в реактивных моторах.

Желая использовать наиболее дешевое топливо, как, например, некоторые малоценные сорта угля, мы идем далее и указываем, что взрывами угольной пыли можно воспользоваться для работы реактивных моторов.

Каменноугольная пыль, взрывающаяся в шахтах самостоятельно без рудничного газа, несет гибель труженикам-шахтерам, но в то же время она может быть использована на благо человечества, работая в реактивных моторах. Пыль эта состоит из мельчайших частиц угля. Представляя при малой массе большую поверхность соприкосновения с воздухом, эта частицы вспыхивают сразу всей своей массой, причем вспышка от одной быстро передается другой.

Взрыв каменноугольной пыли тем сильнее, чем пыль суше, мельче, чище и чем содержание летучих веществ в частицах угля больше.

Итак, применяя угольную или нефтяную пыль в реактивных моторах, мы можем воспользоваться ими во всех видах транспорта, как-то: на поездах, пароходах, автомобилях, аэропланах, моторных санях и пр. Если пороховые реактивные моторы, согласно исследованиям проф. Годдарда, дают 70% полезной отдачи, то в моторах с распыленным топливом около 60% энергии, заложенной в топливе, может превратиться в механическую работу истечения газов. Как известно, паровые двигатели дают около 10% полезной отдачи. Дизеля — до 35%, а газопаровые — 40%.


Рис. 2. После выстрела пушка движется назад, благодаря отдаче.

Реактивные моторы представляют ту особенность, что они дают возможность пароходам, автомобилям, аэропланам и пр. обходиться без рулевого управления. Перемены направления движения можно достигнуть простым поворотом выходной трубы, испускающей взрывные газы. Кроме того, транспорт с реактивными моторами не зависит ни от разреженности воздуха (в случаях с аэропланами), ни от мелководья (пароходы), ни от скользкого пути (поезда и автомобили). Так как реактивный мотор имеет несколько цилиндров (4-5), то мощность и скорости движения могут изменяться; все же виды транспорта с пропеллерами, как: аэро-вагон, аэро-сани, глиссеры, аэропланы и аэро-кары (подвесные трамваи) движутся только с одной, и при том с большой скоростью.


Рис. 3. Реактивный мотовоз. 1 — взрывной мотор. 2 — охлаждающая вода. 3 — радиатор с водой. 4 — глушитель звука. 4 — место для горючего.

Сильный шум, получающийся от взрывов в открытых цилиндрах, может быть уничтожен посредством специальных глушителей,

Практически подобные установки представляются нам в следующем виде: в поезде, вместо тяжелого паровоза, становится вагон (рис. 3), в котором помещаются — спереди — машинист, затем топливо и, наконец, сзади — реактивный мотор. Топливо может подаваться в вагон уже распыленным (уголь) или распыливается во время работы (нефть).